Вопросы, ответы, выводы, вопросы..
Вопросы, ответы, выводы, вопросы...
Встали следующие вопросы. 1. У кого эта депрессия возникает? 2. У кого из двигателя, побуждающего к развитию, превращается в разрушительную силу? 3. Кто, в этом случае, не умеет воспользоваться помощью медицины и вылечиться? А таких от 30 до 50% среди пациентов врачей всех специальностей в поликлинике (17). Ответы на эти вопросы были получены в процессе Терапии поведением и привели к весьма важному выводу.
Инфантильная жизненная позиция
Все мои пациенты жили, как дети, под чужую ответственность. Как дети некритично повторяли не ими придуманные жизненные стили и правила. Сами о себе не заботились, но привычно ждали заботы о себе ото всех. Всех их объединяла нетворческая, безынициативная, пассивно-потребительская, в конечном счете, детская, или иными словами - ИНФАНТИЛЬНАЯ ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ (14, 15). Терапия поведением подтвердила гипотезу, что даже частичное освоение активной жизненной позиции не на словах, а практически делало человека доступным терапии, приводило к улучшению состояния и в ряде случаев к выздоровлению. Так при лечении неврозов достигалось не только клиническое выздоровление, дезактуализация и разрешение типичных для этого человека жизненных конфликтов, но и во многих случаях человек созревал в инициативную ответственную личность. Так люди с длительной гипертонической или ишемической болезнями и в преклонном возрасте достигали ремиссий[116]. Впечатляющим было излечение от бесплодия или привычного выкидыша у сензитивных[117], наглядно впечатлительных женщин. Поначалу удивляло прекращение без всякого участия врача пьянства мужей у вылечившихся от истерического невроза женщин.
Выявление и коррекция этой нетворческой позиции в референтной для подростка группе[118], у значимых для него воспитателей и родителей, у него самого устраняло помехи развитию его творческих способностей. Теперь Терапия поведением поставила новые вопросы. 1. О методах диагностики у больных и здоровых патогенного, нетворческого поведения. 2. Об общих и частных принципах построения поведения саногенного.
Мотивация болезни, здоровья, творчества...
Но особо значимым оказался целый круг вопросов О МОТИВАЦИИ (16), как патогенного, так и саногенного поведения, а в работе с подростками - о мотивации инициативы, творчества. Именно эти вопросы оказались наиболее продуктивными.
Запретный плод здоровья и страх инициативы
Выяснился, например, казавшийся невероятным факт, что ПОЛЕЗНОЕ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ ПОВЕДЕНИЕ сплошь и рядом ОТВЕРГАЕТСЯ! Будто человек себе враг?!
Родители боятся таланта детей
В работе с подростками оказалось, что РОДИТЕЛИ, на словах искренне побуждающие детей к инициативному творчеству, на деле, в поминутных своих реакциях, и, не замечая того, ПУГАЮТСЯ САМОБЫТНОСТИ ДЕТЕЙ. Иногда воспринимают своеобразие подростков как надругательство над своими святынями, как крамолу, а порою даже как ненормальность. Так, вовсе того не желая, родители тормозят становление и развитие творческой индивидуальности своих отпрысков.
Дети бегут от свободы
ДЕТИ в 11-14 лет, сознательно отстаивающие независимость ото всех и вся, в то же время на неосознанно-эмоциональном уровне совершенно ЗАПРОГРАММИРОВАННО ОСУЩЕСТВЛЯЮТ те самые УСТАНОВКИ старших, ПРОТИВ КОТОРЫХ якобы искренне ПРОТЕСТУЮТ. Сами, отказываясь от действительного творчества, они, не замечая того, невольно подменяют его бессодержательной имитацией.
Человек - «Номо moralis»
Подтвердился тезис А. Д. Зурабашвили о том, что человек не «Номо sapiens» - разумный, но «Номо moralis» -нравственный и что в этом его специфика (5, 6). Независимо от нашего сознательного произвола наше поведение, переживание, любая активность нашего организма регулируется не осознанным разумом, а скрытым от сознания нравственным чувством (15).
Нравственное чувство
Что такое это самое - нравственное чувство [119]? Будучи с одной стороны, - инструментом, осуществлявшим зависимость жизнедеятельности человека и его организма от нужд, чувств, интересов, ценностей и норм других людей, общества, нравственное чувство, с другой стороны, является - регулятором энергетического обеспечения переживания, поведения человека и любой активности его организма. Оказалось, что каким бы практически выгодным ни выглядело поведение, если оно грозит привести к результатам, противоречащим нравственному чувству, то такое поведение эмоционально тормозится. Даже, казалось бы, практически вредное поведение, сулящее результаты, соответствующие нравственному чувству, энергично эмоционально поддерживается и легко осуществляется. Попытки «поведенчески» влиять на нравственное чувство обнаруживают, что трудность не столько в его осознании, но в том, что оно зависит не от влияний разума, волевых решений, а от отношения к предмету чувства актуальной или прошлой - формировавшей человека - референтной для него группы. Нравственное чувство формируется в своей основе уже в досознательном детстве, но доступно социальному влиянию, развиваясь всю жизнь. Изменение характера референтной группы или ценностей и норм в прошлой группе создавало условия, побуждавшие к изменению нравственных установок. Формирование личности, то есть и неосознанного нравственного чувства, происходит в процессе активного сознательного и неосознанного выбора и освоения той или иной культуры (7)[120]. Как человек сформирует себя, зависит, с одной стороны, от того, - что ему предлагается, с другой - от того, -что и как он умеет выбирать!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|