Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Последствия подавления инициативы




Последствия подавления инициативы

 

Повторю: то, как человек сформирует себя, зависит не только от того, что ему предлагается, но, во-первых, от того, как он умеет выбирать!

Именно поэтому подавление инициативы (а с нею и навыка выбирать), особенно в детстве, делает освоение культуры, формирование зрелого нравственного чувства вообще невозможным!

Оставляет человека невключенным в свою общественную среду[121](9), одиноким среди людей, отгороженным от них, «дрессированным Маугли»[122] (16).

Это предопределяет неприспособленность, беспомощность и болезнь.

Но человек в своем самостроительстве зависим и от того, что ему предлагается.

Таким образом, отсутствие в обществе культа инициативы, отсутствие культа индивидуальности (разработанного не в лозунгах, но в мелочах осуществления) и, тем более, страх всякого «яканья», делает такое общество антагонистичным человеку, а человека оставляет инфантильным, обиженным на людей, на общество, потребителем, не участвующим в общественном процессе.

Страх инициативы затрудняет и научное творчество, всякую непоказную творческую активность, делает невозможным формирование активной жизненной позиции.

Тогда низок или против себя направлен энергетический потенциал каждого, низок или разрушителен и суммарный потенциал такого общества.

 

О социокультуральных нравственных стереотипах

 

 

Так Терапия поведением актуализировала вопрос о тех социокультуральных нравственных стереотипах, которые, объективно существуя в формирующей нравственное чувство человека среде, обуславливают ту или иную конкретную направленность его нравственных установок.

Так решение вопросов мотивации поведения актуализировало и совершенно по-новому повернуло проблему об общественных условиях, продуцирующих болезнь и делающих невозможным ее излечение.

По-иному встал вопрос и об условиях формирования инициативной творческой личности.

Так в системе «ПАЦИЕНТ - ЕГО ОБСТОЯТЕЛЬСТВА - ВРАЧ» внимание к пациенту вернуло к обстоятельствам (со-циокультуральным) и потребовало сменить социальную позицию врача-терапевта на позицию врача-гигиениста.

В этой позиции и ведется дальнейшее исследование.

 

 

II. БЕСЧЕЛОВЕЧНЫЕ ИДЕАЛЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА:

НРАВСТВЕННЫЕ СТЕРЕОТИПЫ, ЗАПРЕЩАЮЩИЕ

ИНИЦИАТИВУ, СВОБОДУ, ТВОРЧЕСТВО

 

 

«Каждый из нас виноват уже тем, что живет, и нет такого великого мыслителя, нет такого благодетеля человечества, который в силу пользы, им приносимой, мог бы надеяться на то, что имеет право жить... » (И. С. Тургенев. Накануне. ) - так относилась к своей и чужой жизни молодая русская женщина, религиозная дворянка на середине прошедшего века.

Из частного письма.

 

От бабки к внучке...

 

 

Большинству человеческих культур сотни и тысячи лет.

Они нередко вовсе не сосредоточены на интересах отдельного человека, вовсе не гуманистичны. Многие - в противоречии с реальными интересами людей. Многие неприемлемы в современных условиях.

Нередко свойственные этим культурам нравственные стереотипы поведения и переживания препятствуют человеческому самовыражению, самоосуществлению, развитию.

Во внутриличностном плане они делают невозможным полноценное самопонимание. А без понимания себя становится затруднительным и удовлетворение всего круга потребностей людей.

В социальном плане эти стереотипы становятся препятствием осуществлению задач общественного здоровья и всякого строительства.

Выявить эти социокультуральные нравственные стереотипы и обнаружить, какие из них, отвергнутые или не отвергнутые на словах, реально существуют в наших отношениях, нравах, традициях, укладах, неосознанные передаются от бабки к внучке, заражают нас, пронизывая любимые нами произведения искусства, «впитываются с молоком матери», выявить такие стереотипы кажется мне общественно важной задачей.

Назову здесь некоторые из тех неотрефлексированных (неосознанных обществом) и неизжитых нравственных стереотипов, которые в процессе Терапии поведением обнаруживались как особо трудно одолеваемые препятствия лечению и здоровью.

 

1. Вековечное проклятие женской инициативы

 

 

Проклятие женской инициативы, женского желания, женского несанкционированного мужчиной выбора, воплощено уже в Ветхом завете изгнанием из рая в наказание за «грехопадение» - за самовольное, вопреки божественному запрету срывание яблока с древа познания Добра и Зла, то есть в наказание за инициативу Евы.

В Новом завете проклятие женской инициативы закреплено мифом о «непорочном» зачатии, которым нормальное, по инициативе женщины, по ее любви зачатие опорочено. Вместе с тем опорочен любой женский выбор, само поползновение женщины быть участницей.

Снова опорочена инициатива женщины.

Наши сестры и дочки уже девочками воспитываются обвиненные в будущей, как бы природой предопределенной, асоциальности - «греховности».

Разделив этот, без критики принятый, взгляд, сама девочка-подросток заранее с настороженностью, со стыдом и брезгливостью вынуждена относиться к своей еще только формирующейся женственности, к своим влечениям. Оставляя эти неназванные влечения непонятыми ею, она делает их энергетическим содержанием будущих страхов, навязчивостей, основой и почвой психосоматических заболеваний.

Отказавшись от своих смутных влечений, от собственных выборов, но, выбрав пресловутую «чистоту» безучастия, будущая женщина ждет непременной платы за свою жертву -жертвой со стороны мужчины и общества.

Отвергнутая, стыдящаяся себя, своих импульсов, чувств, желаний, своей свободы, а в результате, уже и не сознающая никаких своих нужд, женщина растит детей.

Жертвенно забывшая себя женщина растит не доверяющих себе, так же, как и она, стыдящихся себя, сыновей и дочек. Растит людей, живущих в тайном или явном убеждении, что «человек грязен по природе своей».

Отвергнутая женщина принуждает всех нас к сокрытию своих истинных, первых и навсегда остающихся неведомыми побуждений - к самоотречению.

Не доверяя себе, мы тогда боимся себя понимать - не умеем понимать и друг друга. Суетимся во взаимном недоверии и взаимной настороженности.

Самоотверженное отношение к себе матери определяет теперь уже самоотвергание и всех нас - ее детей.

Стеснив сами свою свободу, мы приписываем это стеснение «воспитанию», «обстоятельствам», «миру». И копим агрессию против всего мира и себя, как его части.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...