Критерии измерения психологического
Критерии измерения психологического возраста в группах подростков, родителей и преподавателей
Психологический возраст и основные периоды детско-подросткового развития
Психологический возраст мы различали соответственно основным периодам детско-подросткового развития: от О до 5 лет /дошкольный период/, от 6 до 10 лет /младший школьный/, от 11 до 12 /ранний подростковый/, от 13 до 14 лет /поздний подростковый/, потом юность, и, наконец, зрелость. В соответствии с нашими задачами и психологический возраст развития и возраст задержки мы определяли по особенностям отношения ребенка или взрослого имитатора (4) к его человеческому окружению и к самому себе. Это отношение к себе и к другим, как уже известно, мы выявляли, отвечая на три вопроса. 1. Кто заботится о ребенке? 2. Как он относится к людям? 3. Как он заботится о себе сам? Ответами на эти вопросы определялись основные преимущества и ограниченность данного возраста. А при инфантилизме, когда достижения предшествующего возраста частично или полностью снимались новшествами последующего, выявлялась только ограниченность данной фазы задержки развития.
Подростки и взрослые
В группе подростков нас интересовало влияние этого отношения к себе и своему окружению - на характер зависимости подростка от авторитетов, от старших и от сверстников; - на характер зависимости сверстников и старших от него; - на его спонтанность, на открытость своему и чужому творчеству. В группе родителей и преподавателей нам было важно влияние этого отношения - на их (родителей и преподавателей) зависимость от авторитетов, от других взрослых,
- на их отзывчивость к информации, исходящей от детей, - на характер влияния на детей, - на открытость иному мнению, всему проблематичному, новому.
ОСОБЕННОСТИ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ ЗАДЕРЖКИ РАЗВИТИЯ
Результаты приведены в таблице 1 (эту таблицу мы уже видели[174]). Она для всех возрастов до юности отражает только что описанную ситуацию: психологический возраст как меру инфантилизма. Плюсами обозначены утвердительные ответы, минусами - отрицательные. Из таблицы видно, что...
Возраст до 5 лет отличается:
- абсолютной доверительностью ко всякому человеческому/и звериному/ окружению /(+++) - во второй графе/, - совершенной социальной независимостью / (--) - в третьей графе/ и - абсолютной органичностью /первый (+) - в четвертой графе/. Это возраст инфантильной гениальности. От зрелой гениальности он отличается: - неспособностью управлять ею сознательно /(-) - во второй части четвертой графы/; - неумением подчинить свой талант социально значимой задаче; - без исключительной собственной стеничности или сильной социальной поддержки - беспомощностью. Это возраст необходимой интуитивной, самой органичной и эффективной имитации. Бессодержательной, показной она становится только, когда по тем или иным мотивам постоянно пресекается инициатива ребенка. Новые социальные контакты здесь устанавливаются чаще в игре. Они строятся интуитивно, очень органичны и поэтому прочны. Влияние возможно и эффективно на том же уровне, тоже лучше в игре - как внушение или как прямое принуждение. Взрослый в этом психологическом возрасте абсолютно органичен и столь же эгоцентричен. Это существенно для понимания отношений в семьях подростков, где родители любят друг друга. Любимые, мы часто рефлекторно «впадаем в детство», обнаруживаем эти «дошестилетние» свойства. Нас тогда невозможно не любить! Но и вытерпеть очень трудно!
Родители, пребывающие в этом психологическом возрасте спонтанности, творчеству детей способствуют. Мешать они могут только непоследовательностью претензий и поддерживая эгоцентрическую неадаптивность.
Возраст до 10 лет. Возраст абсолютного догматизма
Возраст до 10 лет отличается: - абсолютным доверием к старшим, к авторитетам, крайним догматизмом /(+++) - в первой части третьей графы/, - независимостью от сверстников /партнерство возможно только как осуществление задания авторитетного старшего, общего для партнеров/, — блокированием от сознания всего, что осваивается интуитивно. В этом психологическом возрасте хорошо репродуцируют чужое, поддерживаемое авторитетами. И родители , и дети этого «послушного» психологического возраста старательно выполняют задачу, поставленную авторитетом. Охотно обучаются, накапливают сведения и навыки. Но и те, и другие подавляют в себе и сотрудниках всякую спонтанность. Новизны и творчества пугаются. Педагогу с ними «нет хлопот». Но они идеальные имитаторы! При постановке творческих задач они стараются изо всех сил, и искренне не понимают, чего от них хотят. Это возраст, когда игнорируют все индивидуальное, когда дисциплинированно стараются подавить эмоциональность. Задержка в этом возрасте обусловливает психосоматические болезни.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|