Юность - потрясение открытием реальности
Юность - потрясение открытием реальности
Юность - возраст прекращения имитации, как проявления и условия задержки развития. Появляется осознанный интерес к собственному существованию, к интуиции, к миру ощущений в их зависимости от переживаемых событий внешнего мира. Возвращается интерес к людям, но уже наполненный осознанным сочувствием их мотивации. Человек гораздо эффективнее пользуется заботой этого мира. Любые задачи решает действительно творчески. В отношениях со всеми партнерствует. Группы становятся действительными коллективами, объединенными общностью интереса к индивидуальнейшему в каждом, общностью выбранных целей. Резко возрастает эффективность таких групп для каждого.
Зрелость. «Я знаю, что я ничего не знаю»
Зрелость - возраст обыденной и более оснащенной открытости опыту, когда новизна уже - менее неожиданна, более привычна. Этот возраст в наших группах являлся скорее целью, чем реальностью.
Факторы, благоприятствующие динамике нравственного чувства
Изменение актуальной ситуации подростка и взрослого, - противоречивость установок разных авторитетных воспитателей в прошлом и разных установок одного и того же человека, - смена норм и ценностей у авторитетных представителей «прошлых» групп и иное понимание их ценностей, - смена значимой группы, - просто противоречивость отношений людей обусловливает вольное и невольное столкновение и соподчинение различных нравственных установок, становится основой развития нравственного чувства[177], делает его доступным влиянию других людей, создает условия для психологического роста.
Если на всех фазах инфантилизма от 6-10 лет до 13-14 включительно имитатор стеснил себя и стесняет всех, побуждая внутренне зависимых людей к остановке психологического роста, то на фазах роста человек поддерживает развитие и творчество каждого другого. Особенно это наглядно в самых творческих возрастах: «дошестилетнем», в периоде юности и зрелости. Заразить можно только тем, что имеешь!
Преимущества диагностики и самодиагностики психологического возраста
Как теперь ясно, нашими партнерами по работе были не только подросток, или группа подростков, но и, по возможности, его родители и их группа, и группа преподавателей - участников программы. Наши задачи во всех этих группах заключались в том, чтобы: - повысить устойчивость подростка по отношению к стесняющим его инициативу и творчество условиям, и по возможности - обеспечить творческую атмосферу в названных группах. Понимание возраста психологического развития ребенка помогало найти адекватные средства работы с ним. Диагностика и самодиагностика психологического возраста участников всех этих групп тоже давала и облегчала возможность: - подобрать адекватные средства работы, - обнаруживать, понимать суть и причины психологической ограниченности тех, кто вольно, а чаще невольно мешал сотрудничеству, и - способствовать налаживанию отношений между участниками сходного или различного психологического возраста изо всех трех групп; - выявлять, понимать суть и причины психологической ограниченности, стесняющей творчество, и - в ряде случаев преодолевать эту ограниченность. Случаи, когда родители пребывали в более младшем психологическом возрасте, чем их дети, не были редкостью. Особенно часто это было при переходе детей в подростковые фазы развития. Например, ребенок достиг психологического возраста разочарования в носителях догм /11-12 лет/, а родители остались в додесятилетнем возрасте абсолютного догматизма.
Ребенок в возрасте подросткового одиночества /13-14 лет/, а родители похлопывают его по плечу, говорят «мы». И пытаются убеждать его ссылками на мнения «коллектива» своих или его сверстников /аргументация возраста 11-12 лет/. Стремление участников всех групп к сотрудничеству, - вооруженное умением адекватно использовать возрастные особенности подростка для поддержки его развития, свободы и творчества, - оснащенное умением нейтрализовать или использовать особенности инфантилизма в группах взрослых, от которых ребенок зависел, - вместе с уважительной поддержкой этого общего стремления и детей и взрослых открыться росту и творчеству, стали залогом эффективности нашей работы!
ПРИНЦИПЫ ПСИХОТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ПОДРОСТКАМИ
Отсутствие болезни и больного в программе «Гадкий утенок» в действительности снимает вопрос о терапии. Но я не стал изобретать нового термина для обозначения психотерапевта. Психотерапией же здесь я условно буду называть весь комплекс средств, используемых для решения излагаемых задач с участием психотерапевта, и процесс, в котором эти средства используются.
1. Психотерапевт не может изменить мир!
Психотерапевт не может изменить мир, обстоятельства человека, который обратился к психотерапевту за помощью (здесь и далее «сотрудника»). В нашей работе сотрудниками были: подросток, родитель подростка, педагог, работающий с подростком. Психотерапевт не может изменить сотрудника! Иными словами, внешний и внутренний мир, обстоятельства сотрудника и он сам - принимаются как данность, как условие задачи. Эта данность ни плохая, ни хорошая, она просто есть. Психотерапевт не ставит задачи менять обстоятельства сотрудника, не ставит задачи менять его самого. Менять обстоятельства жизни, когда это необходимо и возможно, - компетенция самого сотрудника. Психотерапевт как опытный технолог отношений человека с собой и с миром может только способствовать повышению продуктивности сотрудника. Психотерапевт не пытается менять личность сотрудника. И не только потому, что это - неблагодарная задача, но, во-первых, потому, что посягательство на суверенитет любой личности я ощущаю безнравственным и недопустимым!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|