Человек человеку - среда обитания!
Человек человеку - среда обитания!
Для подростка женщина - средство, мужчина - средство, все - средство! Для здорового человека мир это - среда обитания, как для гадкого утенка среда обитания - лебеди. Как лебеди для того - стая, в которой он чувствует себя нормальным лебедем, а не уродом, как на птичьем дворе. Так и для здорового человека люди это - то пространство, которое он ощущает как родное, в котором он не изгой, не сумасшедший, и может себе позволить быть тем, что он есть. Тогда и женщины это - среда обитания мужчины! И мужчины это - среда обитания женщины. Среда обитания, а не средство! Ни лебедь лебедей, ни они его не собираются использовать. Просто живут вместе. В самом существовании друг друга находят поддержку. Когда мы друг для друга есть как люди, то вместе мы сумеем делать все, что сами выберем.
Женщины - среда обитания мужчины! Мужчины - среда обитания женщины!
Гиперболоид инженера Гарина
Получается, что с тех пор как мы выбрали быть заслужившими, мы не движемся, не развиваемся, останавливаемся в том психологическом возрасте, в котором это - «я заслужил» началось. Мы учимся всему. Приобретаем навыки. Осваиваем всевозможные роли. Научаемся прикидываться, кем угодно, «играть по самым разным правилам»... Но, чем больше мы умеем, тем обиднее нам, что ничего-то «заслуженного» мы не получили, что «все наши хлопоты пустые»! Ведь ничего из своих талантов мы не используем для себя - крутим бревна, как цирковой медведь на лесоповале, и всегда не удовлетворены! Но, вместо того, чтобы усомниться в верности выбранной нами жизненной стратегии (демонстративности) и обнаружить ее неэффективность, неадекватность никакой реальной ситуации взрослого человека, мы, оставаясь демонстрантами и не умея увидеть реальных причин своих неудач, совершенствуемся в поиске и осуществлении чужих «правил игры», то есть во все том же заслуживании. Отчаиваемся! Приходим к выводу, что «мир устроен несправедливо», скверно и, если не сбегаем ото всех и вся в хиппи, бомжи, алкоголики, наркоманы или иные самоубийцы, то в той же подростковой манере стремимся этот мир завоевать, победить, подчинить себе, построить свой «гиперболоид инженера Гарина».
Тогда, оценив мир как скверный, мы проецируем в него все худшее, что не любим в себе! Так мы приписываем миру правила, которые сами считаем отвратительными. А дальше? Дальше, как и малыш, который говорит - «он первый начал», решаем, «с волками жить, по-волчьи выть»! Дальше со всей дотошностью, свойственной человеку, привыкшему жить по чужим правилам, под чужую ответственность, мы эти ненавидимые нами правила осуществляем. Бессовестно насаждаем на земле именно то, что нам отвратительно! Ненавидим ложь - лжем! Ненавидим блат - ищем «полезного человечка»! Ненавидим продажных людей - ищем взяточника и даем взятки! Не хотим, чтобы нас самих покупали - продаемся! Чем дальше и больше делаем противного нам сами, тем больше уверяемся, будто иначе и не бывает! Превращая и себя и людей в средства для достижения целей, достижение которых нас не осчастливливает, отказываемся от друзей. Подменяем их «полезными людьми». Отказываемся от любви, превращая ее в сделку или драку за власть! Отказываемся от человеческих отношений и мира людей. Остаемся одинокими, побеждающими или побежденными, но всегда проигравшими себя отщепенцами в своей человеческой среде. Ожесточаемся и окончательно отказываемся от человека в себе! У меня есть подозрение, что человек пьет горькую не потому, что слаб, а оттого, что в том отвратительном мире, который он себе нарисовал, так скверно жить, что ничего лучшего, чем напиться ему не остается!
Но самое грустное, что такую, превращенную нашими стараниями в клоаку, картину мира мы с их рождения и поминутно передаем тогда и нашим детям. Передаем им нами самими созданный, нелюбимый нами мир, в котором жить не хочется! В котором нет места человеку, нет смысла ни быть человеком, ни просто жить! Я убежден, что именно из этой картины вытекает и соответствующий способ существования - всегда и непременно обиженный, в явном или потаенном отчаянии, с ощущением беспомощности или остервенения, всегда без будущего - пессимистичный! Но отсутствие будущего это - депрессия. А депрессия это - болезнь! Особенно, когда депрессия не осознается. И чем дольше не осознаётся, тем глубже она соматизируется - обращается в самые разные телесные страдания.
С тех пор как человек выбрал быть заслужившим, он останавливается в личностном развитии, остается в том психологическом возрасте, когда его заслуживание началось! Заслуживающий «безгрешно» насаждает в мире то, что ненавидит!
ЗАДАЧИ ПСИХОТЕРАПИИ
Из такого понимания внутренней и внешней ситуации демонстранта (заслуживающего) вытекают и наши задачи.
ЗАДАЧА ПЕРВАЯ
Мне кажется, что первая задача состоит в том, чтобы нам самим верно сориентироваться. 1. Распознать за фасадом множества конфликтов и «неразрешимых» проблем наших пациентов и клиентов, за фасадом соматических страданий, тревожности, депрессивных состояний, страхов и иных расстройств распознать закономерно приводящий к этим конфликтам и болезням выбор основной жизненной стратегии - демонстративность! Понимая, что человек, во-первых, не Homo sapiens, но Homo moralis - то есть не разумный, а нравственный... Понимая, что нами прежде разума руководят наши совершенно не осознанные нравственные императивы - нравственное чувство[214] (те самые, с младенчества усвоенные, нравственные предпочтения, привычки: то, что любила бабушка, мама - любит внучка, дочка; похожий на того, кто в детской сказке слыл добрым - добрым воспринимается всю жизнь, кто слыл злым - злой всегда)...
Говоря, что нами управляет нравственное чувство, надо понимать, что речь идет не о том, что нравственное чувство значит хорошее чувство, в отличие от плохого чувства. Нет. Нравственное чувство это - то интуитивное ощущение, которое метит все в мире, помогает нам отличать хорошее для нас от плохого, доброе для нас от злого - живую воду от мертвой, мед от яда! В этом смысле выросший среди воров вор считает доблестью украсть и чувствует, что это хорошо, а человек с развитым музыкальным слухом считает безнравственным слушающего «попсу»... 2. Так вот, понимая, что человек, во-первых, нравственный, а только потом разумный, что всеми нами руководит чувство хорошего и плохого, а только потом разум, нам нужно суметь поставить под сомнение, обесценить, дискредитировать саму эту извращенную картину мира в глазах самого демонстранта. Помочь ему сделать его картину мира для него самого неодобряемой! 3. Но для этого, остро чувствовать неадекватность и понимать разрушительность картины мира заслуживающего, надо, прежде всего, нам самим! Во-первых, дискредитировать ее - в наших собственных глазах. Cura te ipsum! Нам надо уметь понимать картину мира демонстранта и видеть ее тем, что она есть! Злодейской страшилкой ни во что не вложившегося, ни в чем не участвующего по-хозяйски, ничего не любящего и ничего не берегущего вечного младенца. Понимать, что это - его клевета на мир. Клевета, которая разрушает жизнь самому ее носителю. Разрушает все его отношения. Разрушает жизнь всех вокруг. Ведь картина мира демонстранта требует от всех огромных и бессмысленных затрат! Потому что нет никого, кто эти затраты использует для себя. Все - в прорву! Тратятся все! А не получает никто. Все «самые», все «замечательные», все - «ради других! ». Никому ничего не надо! А кто осчастливленный потребитель?! 4. Нам надо решиться отдать себе отчет в том, что демонстрант - не артефакт, не исключительный частный случай, но закономерное и распространенное детище нашей цивилизации. Что на эту борьбу с химерами впустую тратятся надежды, усилия и огромные затраты множества людей нашей культуры, самым искренним образом стремящихся стать лучше! Что демонстрант живет в каждом из нас!
Пустые хлопоты и беда всей нашей цивилизации - воспитание демонстрантами очень и очень многих. Все - из лучших побуждений и всё - в прорву! Дрессированная собачка бросается под танк уже с настоящими гранатами, как обвешанная взрывчаткой террористка-смертница на людей! 5. И все-таки, будь это вольно или невольно - это наш выбор! И каждого в своей жизни. И всех вместе в своем времени. Выбор для общества (для любого из нас как его представителя) - кого растить? Самоотверженных послушных и обиженных самоубийц?! Или самостоятельных ответственных граждан?! Выбор для каждого из нас в уединении внутри нашего общества - кем быть? Заслуживающим всеобщую опеку, обиженным безгрешником?! Или отвечающим за все участником и хозяином своего мира, кому не с кого спросить кроме себя?! Мы выбираем и перевыбираем поминутно, но первые наши выборы, едва брезжит сознание - в самом раннем детстве! Либо, любя папу и маму, доверяя им, как бы ни страшно было их огорчение и наказание, мы уже тогда и всегда потом выбираем являть себя им теми, кто есть. Открывать им себя. Самим узнавать их, и любовь и строгость. Научаться быть собой и узнавать себя, а потом и с другими людьми также не прятаться. Либо с младенчества, боясь разгневать или огорчить родителей, словно подкупая маму или папу, мы беремся передразнивать «правильное» поведение. Говорить «правильные» слова, не понимая их смысла, прикидываться послушными, понимающими, со всем согласными паиньками. Выбираем, обманув самых близких, потерять доверие к ним. На них же потом обидеться, поверить, что нас заставили! Остаться без уважения, без любви к родителям, потерять их в себе - стать, при живых еще отце и матери, сиротами! Потом, обманывая, выбираем перестать доверять и другим людям - всем! Наконец, притворяясь, выбираем потерять и забыть и себя самих! С первых проблесков сознания ребенка и у нас - воспитателей, и у нас - детей есть выбор. У нас - воспитателей - кого растить?! И у нас - детей - кем расти?! Но вернемся к нашим задачам!
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|