Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Задача Вторая. Задача третья. О перспективах




ЗАДАЧА ВТОРАЯ

 

Следующая задача психотерапевта, распознав демонстративность, помочь сориентироваться в его положении и самому демонстранту. Способствовать тому, чтобы наш пациент или клиент отдал себе отчет

- в причинах происходящего с ним,

- в перспективах выбранного им жизненного стиля,

- в отсутствии необходимых ему перспектив.

Способствовать тому, чтобы человек смог отслеживать,

куда он движется и какое будущее себе готовит, чтобы и у него снова появился выбор!

Из этого вытекает новая весьма тревожная в буквальном смысле задача.

1. Задача восстановления нашим пациентом необходимых взаимоотношений с неизвестностью!

А это требует совершенно нового для него отношения к собственной тревоге и новых отношений с ней!

Человек вынужден стать предметом собственного исследования. Тогда тревога делается одновременно и инструментом и предметом этого исследования, и в то же время - защитой от любой неосторожности в таком исследовании!

2. И здесь мы снова приходим к вопросу о необходимости скрупулезной предварительной подготовки, к решению всех этих задач. Потому что нельзя же вдруг из этого мира, где

- будущее ощущается заслуженным и гарантированным,

где

- все заранее предопределено и нет места неожиданности, где

- главная цель - покой, а тревога не знакома и воспринимается болезнью,

нельзя же из этого иллюзорного мира чуть только не младенческой защищенности сразу ринуться в живой мир реальности, где

- ничего не известно, где

- тревога - необходимый и важнейший инструмент освоения мира, где,

- что посеешь, то и пожнешь, где

- тебе никто ничего не должен и

- у тебя перед этим миром нет заслуг! И не может быть!

 

 

ЗАДАЧА ТРЕТЬЯ

 

Так мы снова приходим к вопросу о подготовке к психотерапии, которая собственно и есть уже наиболее трудоемкая часть психотерапии. Но об этом был мой прошлый доклад «О бережности в психотерапии».

Только привыкая быть собранным и бережным со средой, в которой живет, привыкая быть деликатным с другими (пусть поначалу хотя бы внешне - поведенчески), только вместе с бережностью к другим, человек учится быть деликатным с собой, привыкает уважать и свои неизвестные состояния, с интересом и уважением приближается к собственной тревоге...

Молодая женщина испугано рассказывает...

- Я пришла домой. Смотрю на мужа - чужой! На сына (11 лет) - тоже какой-то чужой... незнакомый!.. И муж и сын - оба незнакомые! Я же их люблю, а ничего не чувствую!.. Испугалась, что со мной?! - Женщина разрыдалась... - Как же это может быть?!

Пришедшая с работы усталой и вымотанной до бесчувствия женщина в ужасе.

Другая, та самая надутая беременная, которая не знает от кого собирается рожать - то ли от героя, то ли от скота, говорит:

- Я почувствовала, что я, кажется, не люблю мужа. И прогнала его к маме! - Заметьте это самое - «прогнала его»! Прямо, как пса приблудного!

И это говорит женщина с вот таким вот пузом, на восьмом месяце беременности! Без всякой заботы или опаски! Прогоню - позову! Муж же - никуда не денется! По малейшему капризу - крайние меры!

Когда ты столкнулся с незнакомым состоянием, своим ли чужим, не спеши делать выводы! И действовать не спеши! Попробуй посмотреть! А я знаю случаи, когда и психологи - скоры на решения. Когда в таких же состояниях астении женщины шли к консультанту, а психолог говорил - разводись! Ты не любишь - разводись! Как будто кто-то знает, что это такое любить именно для этого человека? Как будто кто-то где-то про это вычитал! И может решать за другого?!

Но заслуживающий живет в упрощенном и потому кажущемся ему понятным мире. Он и любовь выбирает известную, где отношения строятся, а не случаются, открываются, постигаются и осваиваются... В отличие от живущего в незнакомом мире, где сама эта незнакомость, рождая живую тревогу, дает силы и на ее освоение, демонстрант выбрал знаемый мир кажущегося покоя, где ничего не происходит, ни на что нет и сил, где скука и «сон души порождают ужасы»!

Так что наша главная задача не забывать и уметь диагностировать демонстранта, во-первых, в себе! А тогда у нас и у нашей цивилизации есть выбор!

 

Главная задача не забывать и уметь

диагностировать демонстранта, во-первых, в себе!

 

О ПЕРСПЕКТИВАХ

 

 

Но прежде, чем сказать вам спасибо за внимание, два слова о перспективах.

Мне кажется, что это стоит проговорить.

Нет демонстранта целиком. Так же как нет имитаторов целиком.

Есть сфера жизни, в которой мы демонстрируем. С этим к нам и приходят люди!

Но почти всегда есть та сфера, где эти же люди и мы живем достаточно эффективно, то есть здоровыми в реальном мире. Здесь мы являемся и ощущаем себя частью мира и бережем наш мир, а не требуем с него.

Перспектива в том, что мы можем технологии и стратегии жизни из одной сферы существования человека перетаскивать, переносить в другую сферу его жизни. Из тех областей, где человек - участник, реализован и здоров, в те области, где он пока являет себя демонстрантом!

Перспектива в том, что у человека всегда есть выбор заметить, что он творит!

Всегда есть область жизни, где мы эффективны.

Мы можем технологии и стратегии жизни из сферы, где успешны, переносить в проблемную область нашего существования!

Спасибо... Ну, вот то, что я хотел и сумел сегодня сказать, спасибо за то, что вы дали мне такую возможность.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...