Теперь в Самаре. Из яйцеклетки в человека. О том, какой путь мы проделали в понимании предмета психотерапии,. Ее задач; о том, что изменилось в нашем отношении к пациенту и к миру,
ТЕПЕРЬ В САМАРЕ
1. Психотерапия преподается на 2-х кафедрах медицинского университета: на кафедре психиатрии, психотерапии и наркологии (заведующий - кандидат мед. наук, доцент. Романов Д. В. ), на кафедре медицинской психологии (заведующий - доктор медицинских наук, проф. Мильченко Н. И. ). 2. В Самаре две ассоциации психотерапевтов и практических психологов. Созданная благодаря инициативе кафедры Ассоциация психотерапевтов и психологов (председатель главный психотерапевт Самарской области, кандидат медицинских наук, доцент В. С. Баранов) имеет такое количество секций, что не хватает сред в месяце для их работы! 3. Профессор кафедры психиатрии, психотерапии и наркологии Самарского медицинского университета, доктор мед. наук, Геннадий Николаевич Носачев в соавторстве с сотрудниками кафедры выпустил несколько томов монографий-руководств по психотерапии[230]. По всему миру расходятся хрестоматии по психологии личности, психологии масс, практической психодиагностике и др. самарского психолога Даниила Яковлевича Райгородского[231]. На мои книжки я тоже получаю отзывы не только из СНГ, но из стран самого дальнего зарубежья. 4. Психотерапевты работают в отделении пограничных состояний Областной психиатрической больницы, в областном и во всех отделениях городского психоневрологического диспансера, в дневных стационарах, в логопедическом центре. В диспансерах и поликлиниках крупных городов и районов области. В частных медицинских учреждениях. Во все эти учреждения пришли медицинские психологи с высшим медицинским образованием. 5. Еще в семидесятых годах Т. Г. Сухобокова (тогда зам. председателя Облисполкома) стала энтузиастом организации службы «Семьи». Теперь такая служба есть и в городе и в области (ее организовала и долго возглавляла Г. И. Гусарова). Есть телефоны доверия и кризисный стационар, где эффективно работали и работают психотерапевты, и психологи.
6. Психотерапевты активны в наркологии, в дефектологических службах. 7. Есть, наконец, и детские и подростковые психотерапевты. 8. Психотерапевтической и психокоррекционной работой давно уже заняты не только психотерапевты-врачи и даже не только медицинские психологи, а и практические психологи с самой разной подготовкой. 9. Теперь в Самаре психологов готовят кафедры психологии трех университетов и нескольких институтов. Психотерапевты преподают на всех этих кафедрах 10. Учреждая 13 мая 1992 года в Самаре «Центр психологической помощи «Охранная грамота», я записал в уставе: «Предприятие создается - для поддержания свободного развития и самоутверждения личности ребенка и взрослого, - для возрождения общественного интереса к невостребованным ресурсам индивидуальности (разрушения стереотипа «человек-винтик»), - для гуманизации межчеловеческих отношений, - для предупреждения распространения нравственно-психологического инфантилизма и невротизма взрослых и детей... » Теперь психотерапевтов так много, что не только назвать всех по имени, но даже перечислить их терапевтические направленности и пристрастия я уже не возьмусь. Но остановлюсь на главном, ради чего делаю это сообщение. Я хочу подумать о том, что мы успели в плане умения и понимания предмета нашей деятельности.
ИЗ ЯЙЦЕКЛЕТКИ В ЧЕЛОВЕКА О том, какой путь мы проделали в понимании предмета психотерапии, ее задач; о том, что изменилось в нашем отношении к пациенту и к миру, в котором мы с ним осуществляем себя Эмбрион человека, созревая, повторяет в ускоренном темпе все стадии развития видов от одноклеточного организма -яйцеклетки до человеческого младенца, готового начинать свою особую жизнь.
Думаю, что на протяжении жизни одного поколения врачей самарская психотерапия проделала в своем развитии то же самое. Давно уже перестав быть младенцем, она стала вполне жизнеспособной и заняла свое особое место, как в психотерапевтической практике, так и в науке. 1. Развитие понимания предмета психотерапии и ее задач. Начиная, и мы, и наши коллеги диагностировали невроз чаще по негативному признаку[232]. Начиная лечение расстройств, которые нам казались функциональными (читай - «обратимыми») и психогенными (то есть каким-то загадочным «психологически понятным нам» образом связанными с переживанием) мы вначале надеялись на индивидуально подбираемое для решения всех проблем сочетание брома с кофеином, а потом, как я уже говорил, на гипноз. Не ведая того, мы успокаивали, подбадривали, отвлекали, обезболивали, мобилизовали. Старанием и, вызывая сострадание к нашей увлеченности, мы невольно вовлекали в сотрудничество и, ставя симптоматические задачи, оказывались полезными в решении и других, нам еще неведомых. Мы занимались тем, что было актуально для пациента и понятно для нас. От факта к факту. Вольно или невольно, но нас вели, направляя наше понимание, наши пациенты. От симптома психогенного расстройства - к их сочетанию. От синдрома - к организующему его эмоциональному и физиологическому комплексу. От этих эмоциональных физиологических образований -к содержательному переживанию. От переживания - к обстоятельствам жизни. От обстоятельств - к пониманию того, как и почему человек, не ведая того, наделяет те или иные обстоятельства значимостью для себя. К открытию, что нет трудностей вообще, есть трудности для этого человека. Теперь такое кажется очевидным, но мы это открывали сами в сочувствии с нашими пациентами и на себе самих (ощущая себя каждый «белой вороной»). Как-то в «Дамском клубе» по телевизору выступал молодой самарский психотерапевт. Он разговаривал точно и уверенно. Не агитировал, ничего не доказывал. Спокойно отвечал на вопросы. Ни разу не вызвал сопротивления у своих, обычно достаточно воинственных собеседниц. Откуда такая открытость и такая защищенность? Я был восхищен его работой! Только позже, я понял: он же был не один (как привык ощущать себя каждый из нас, старших) а представителем Самарской психотерапии.
От симптома - к существу страдания. От болезни - к обстоятельствам, которые человек не осваивает, а превращает в травму. От обстоятельств - к создающей свои обстоятельства развивающейся личности с ее мотивами и средой, к ее истории. К проблеме нравственно-психологического роста, зрелости и незрелости - задержки и остановки в развитии (к проблеме инфантилизма)[233]. К микросоциальным условиям, побуждающим развитие личности или ее остановку (к родительской семье, к отношениям в ней). Изучение истории отдельной личности и ее «микросоциума» поставило вопрос о макросоциальном контексте, в котором развивается и семья и личность. Так мы пришли к тем, бытующим в культуре нравственным стереотипам, которые закономерно и жестко программируют социальную, психологическую и биологическую дезадаптацию, а с нею и болезнь[234]. 2. На каждом шагу на нас обрушивались вопросы и открытия. 01. Так изучение обстоятельств и мотивов личности и жизнедеятельности нашего организма заставило и помогло разобраться в сложнейшей структуре всего круга наших потребностей[235]: • потребностей в объектах и состояниях; • потребностей в способах деятельности и обстоятельствах; • потребностей природных и социогенных, соответственно - врожденных и приобретенных; • потребностей сексуальных, которые включают в себя и врожденные и приобретенные, и природные и социогенные компоненты; • потребностей «в сигналах удовлетворения» и в «сигналах возможности удовлетворения»; • наконец, потребностей в высших ценностях, то есть в условиях, необходимых для осуществления почти всех имеющихся у человека потребностей - в условиях почти всякой активности человека. 02. Лично для меня тогда стало потрясением открытие самого общего порядка, которое с помощью П. К. Анохина я сделал вслед за И. М. Сеченовым. Вот оно:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|