Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Трастовые операции банков




Операции по доверительному управлению денежными сред­ствами предполагают управление денежными средствамиклиента по его поручению и в его интересах или в интересах третьего лица. Сущность доверительных операций сводится к тому, что клиент передает банку денежные средства с сохране­нием за собой права собственности на них. В свою очередь, банк их инвестирует с целью получения прибыли. За соверше­ние операции банк получает доход в виде комиссионного воз­награждения. Правовой основой осуществления доверитель­ных операций в Республике Беларусь является глава 23 Банков­ского кодекса Республики Беларусь, Положение о доверитель­ном управлении денежными средствами, утвержденное Поста­новлением Правления Национального банка РеспубликиБела ­ русь от 25.11.1999 г. № 25.1 (в ред. постановления Националь­ного банка Республики Беларусь от 28.06.2001 г. № 177).

Субъектами операций по доверительному управлению яв­ляются:

вверитель - собственник передаваемых в доверительное уп­ равление денежных средств, юридическое или физическое лицо;

выгодоприобретатель - физическое или юридическое ли­цо, определяемое вверителем, в интересах которого осущес­твляется доверительное управление и которое является полу­чателем доходов от указанного управления. В качестве выго­доприобретателя может выступать вверитель или третье лицо. Выгодоприобретателем в правоотношениях по доверительно­му управлению денежными средствами не может быть физи­ческое лицо, если вверителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель;

доверительный управляющий - банк, зарегистрированный в установленном порядке на территории Республики Беларусь, осуществляющий доверительное управление денежными сред­ствами вверителя в интересах вверителя или указанного им ли­ца (выгодоприобретателя).

 

­Предметом договора доверительного управления денежны­ми средствами могут являться любые денежные средства в бе­лорусских рублях и (или) в иностранной валюте, принадлежа­щие вверителю на праве собственности.

Существует несколько форм доверительного управления денежными средствами.

Полное доверительное управление денежными средствами означает, что доверительный управляющий осуществляет действия с денежными средствами вверителя самостоятельно в пределах предоставленных полномочий по управлению с последующим обязательным уведомлением вверителя о каж­дом осуществленном им действии.

Доверительное управление денежными средствами по согла­сованию предполагает, что доверительный управляющий про­изводит действия с денежными средствами вверителя при ус­ловии обязательного предварительного согласования с ввери­телем каждого осуществляемого им действия.

Доверительное управление денежными средствами по прика­чу подразумевает, что доверительный управляющий опровер­гает действия с денежными средствами вверителя исключи­тельно по указанию вверителя.

Указания вверителя называются инвестиционными распо­ряжениями. Они могут быть доведены до доверительного уп­равляющего как в письменной форме, так и в устной. При этом возможность осуществления доверительного управления на основании устных указаний вверителя может быть ограни­чена в договоре определенной суммой денежных средств.

Денежные средства передаются в доверительное управление в случаях дальнейшего их использования по направлениям:

· вклад (депозит) с целью получения дохода;

· приобретение ценных бумаг (за исключением векселей, чеков) и управление ими (купля-продажа, обмен, получение доходов по ценным бумагам, включая средства от их погаше­ния, их реинвестирование и другие операции, разрешенные за­конодательством).

Основанием осуществления доверительного управления денежными средствами является договор доверительного уп­равления, который должен быть заключен в письменной фор­ме сроком не более одного года.

Денежные средства в доверительное управление передают­ся доверительному управляющему следующим образом:

· если вверителем является юридическое лицо - посред­ством перечисления средств в безналичном порядке с текуще­го (расчетного) счета вверителя на доверительный (трасто­вый) счет;

· если в качестве вверителя выступает физическое лицо - путем перечисления средств на доверительный (трастовый) счет в безналичном порядке с банковских счетов либо внесе­ны наличными.

Доверительный (трастовый) счет открывается вверителю на основании договора доверительного (трастового) счета. Договор доверительного (трастового) счета заключается при наличии договора доверительного управления денежными средствами.

Доверительное управление может быть организовано в ви­де индивидуального (персонального) доверительного управле­ния и (или) в виде общего доверительного фонда вверителей в целях наиболее эффективного использования средств при соблюдении условий каждого договора доверительного управ­ления.

При организации доверительного управления в виде инди­видуального доверительного управления доверительный уп­равляющий управляет средствами вверителя, не допуская их объединения со средствами других вверителей, доверитель­ным управляющим которыми он является.

Доверительное управление в виде общего доверительного фонда предполагает то, что доверительный управляющий объ­единяет в нем денежные средства вверителей, а также приоб­ретенные в ходе доверительного управления ценные бумаги. Каждый вверитель владеет частью доверительного фонда про­порционально своему вкладу в него.

В рамках доверительного управления доверительный уп­равляющий может оказывать следующие услуги:

· ведение доверительных (трастовых) счетов;

· хранение денежных средств и приобретенных в ходе дове­рительного управления ценных бумаг;

· наблюдение за курсами принадлежащих вверителю цен­ных бумаг;

· финансовое консультирование;

· получение в пользу выгодоприобретателей денежных сумм со счетов, открытых в других банках;

· другие операции, не запрещенные законодательством.

Доверительный управляющий обязан отчитываться перед "верителем в порядке и сроки, установленные договором дове­рительного управления.

В качестве документов, подтверждающих осуществление Операций по доверительному управлению, могут выступать Расчетно-кассовые документы о движении средств по довери­тельному (трастовому) счету, выписки по доверительному (Трастовому) счету, договоры, заключенные доверительным Управляющим в ходе доверительного управления.

При прекращении обязательств по договору доверитель­ного управления денежными средствами доверительный (Трастовый) счет закрывается. Возврат денежных средств из Доверительного управления, включая доход от осуществления доверительного управления, производится в следующем Порядке:

· юридическим лицам (вверителям либо выгодоприобрета­телям) - безналичным путем с доверительного (трастового) счета на их текущий (расчетный) счет;

· физическим лицам (вверителям либо выгодоприобретате­лем) - безналичным путем в порядке осуществления операций по вкладам в белорусских рублях и (или) по счетам и вкладам в иностранной валюте физических лиц либо по желанию вверителя (выгодоприобретателя) наличными денежными сред­ствами.

За осуществляемые операции по доверительному управле­нию доверительный управляющий имеет право получить воз­награждение в порядке и размерах, предусмотренных договором доверительного управления. Также доверительный управ­ляющий может возместить необходимые расходы, произведен­ное им при доверительном управлении, за счет доходов от ис­пользования переданных в доверительное управление денеж­ных средств.

Вознаграждение доверительного управляющего может быть выражено в процентах от получаемого дохода либо в оп­ределенной сумме денежных средств.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ И ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

В чем заключается сущность операций по доверительному управле­нию денежными средствами?

· Кто выступает в качестве субъектов операций по доверительному управлению денежными средствами?

· Назовите формы доверительного управления денежными средствами.

· Что такое инвестиционное распоряжение? Может ли оно носим, устный характер?

· Определите направления инвестирования средств доверительным управляющим.

· Что является основанием открытия доверительного (трастового) счета?

· Что предполагает индивидуальное доверительное управление?

· Что предполагает доверительное управление в виде общего довери­тельного фонда?

Глава9

ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ

9.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНЫХ РЫНКОВ

Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платеж­ных документов и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В современных условиях функционирование валютных рынков обеспечивает не только проведение международных расчетов, но и страхование валютных рисков участии ков рынков, диверсификацию валютных резервов экономических агентов, осуществление валютных интервенций центральными банками и проведение ими государственной валки» ной политики, а также получение участниками этих рыночно-спекулятивной прибыли в виде разницы курсов валют.

Роль валютного рынка в экономике определяется его функциями, которые сводятся к следующему:

• обслуживание международного оборота товаров, услуг» капитала;

• формирование валютного курса под влиянием спроса предложения;

• предоставление механизмов для защиты от валютных рисков, движения спекулятивных капиталов и инструмента для целей денежно-кредитной политики центрального банки,

Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединим.

В мировую систему. В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают: мировой (международный), региональные и национальные (внутренние) валютные рынки.

Международный валютный рынок FOREX - это межбанковский рынок текущих конверсионных операций, сформировавшийся в 70-е гг. Прошлого столетия и когда мировая торговля перешла от системы фиксирован­ных валютных курсов к системе плавающих обменных курсов валют. На международном валютном рынке (в мировых финансовых центрах) осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте. Рынок объединяет четыре региональная валютных рынка. азиатский, австралийский, европейский, где валютные операции проводятся в мировых финансовых центрах. Среди них выделяются пять самых крупных валютных центров мира: Лондон,Нью-Йорк, Токио, Париж, где совершается около 50 % международных валютных сделок. Следует отметить, что торги на рынке FOREX не прекращаются круглосуточно. Основные объемы на данном валютном рынке делают крупнейшие мировые коммерческие банки, совершая конверсионные операции как в интересах своих клиентов, так и от своего имени. Тем не менее, прогресс в области информационных технологий позволил найти в данной сфере область приложения для средств частных и мелких инвесторов, используя доступ на рынок через Интернет.

Согласно банковскому законодательству валютный рынок Республики Беларусь подразделяется на внутренний и внешний внутренний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения:

· сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, осуществляемых банками на торгах открытого акционер­ного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»;

·сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - банками-резидентами и между банками;

· сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками исубъектами и валютных операций нерезидентами за Исключением сделок, совершаемых на биржах иностранных государств.

Внешний валютный рынок - сфера обращения иностран­ных валют и белорусских рублей в результате совершения:

· сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валю­ты между субъектами валютных операций-резидентами и бан­ками-нерезидентами, между субъектами валютных операций-резидентами и субъектами валютных операций-нерезидентами, между нерезидентами;

· сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валю­ты, осуществляемых на биржах иностранных государств.

Внутренний валютный рынок подразделяется также на два вида: биржевой и внебиржевой (межбанковский). На бирже­вом валютном рынке операции с иностранной валютой могут совершаться через валютную биржу либо с помощью торговли деритивами (производными фондовыми инструментами) в валютных отделах товарных и фондовых бирж. Основные функции заключаются не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных рублевых и валютных средств через покупку-продажу иностранной валюты и в уста­новлении ее валютного курса. При этом сделки с иностранной валютой проводятся в строго определенное время биржевой сессии. В Республике Беларусь сделки проводятся на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно- фондовая биржа».

Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: являет­ся наиболее дешевым источником иностранной валюты; обла­дает абсолютной ликвидностью, высокой степенью организа­ции и контроля. Особенностью и одним из основных отличий биржевого рынка от внебиржевого считается то, что бирже­вой рынок не только обеспечивает проведение валютно-обмен- ных операций, но и играет важную роль в формировании ва­лютных курсов иностранных валют.

Внебиржевой (межбанковский) валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на кото­рой валютнообменные операции совершаются непосред­ственно между банками, между банками и субъектами валют­ных операций, между банками и банками-нерезидентами.

На межбанковском валютном рынке по срочности валют­ных операций выделяются три основных сегмента:

· спот-рынок (рынок торговли с немедленной поставкой валюты, текущий рынок);

·форвардный рынок (срочный рынок, на котором сделки шключаются на определенный срок);

· своп-рынок (рынок, сочетающий операции по купле-продаже валюты на условиях «спот» и «форвард»).

По отношению к валютным ограничениям различают сво­бодные и несвободные валютные рынки. Свободными счита­ются валютные рынки, на которых нет ограничений по проведению операций. Для несвободных валютных рынков характер­но действие валютных ограничений, направленных на уста­новление контроля над валютными операциями и регулирова­ние их со стороны официальных органов.

Белорусский валютный рынок является несвободным, для него характерно действие валютных ограничений, ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по внешнеэкономическим сделкам.

По видам применения валютных курсов валютные рынки подразделяют на рынки с одним режимом валютного курса и на рынки с двумя режимами валютного курса. Валютный ры­нок с одним режимом представляет собой рынок, на котором операции осуществляются на базе плавающих валютных кур­сов, устанавливаемых на основе спроса и предложения на ту или иную валюту. Валютный рынок с двойным режимом пред­полагает одновременное использование плавающего и фикси­рованного курсов национальной валюты и вводится с целью ограничения влияния внешних факторов на национальную экономическую конъюнктуру.

В целом большинство валютных сделок (около 80 % от всех валютных операций) осуществляется на межбанковском сег­менте валютного рынка и в основном на текущем (спот) рын­ке. Именно в ходе межбанковских операций непосредственно формируется курс валюты.

Валютный рынок Беларуси проходит стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика высокоразви­тых стран прошла многовековой путь и достигла высокой сте­пени совершенства. Накопленный опыт функционирования валютных рынков, рыночного поведения валют, потенциал ва­лютных операций и валютного регулирования представляют для стран с переходной экономикой жизненно важный инте­рес и должны быть глубоко изучены. Ключевыми категориями для рассмотрения этого опыта и понимания сущности нацио­нальных и мирового валютного рынков являются понятия пла­тежного баланса и валютного курса, факторов динамики валютного курса, его прогнозирования и регулирования, совокупность и механизмы валютных операций с валютными ценностями.

9.2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. В настоящее вре­мя в Республике Беларусь существует система валютного регу­лирования и контроля, главной целью которой являются:

· обеспечение полного и своевременного поступления экс­портной выручки в Республику Беларусь;

· обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, сто­имости фактически ввезенных на территорию Республики Бе­ларусь товаров;

· определение соответствия проводимых валютных опера­ций валютному законодательству;

· обеспечение контроля за перемещением иностранной ва- люты и иных валютных ценностей через таможенную границу I Республики Беларусь;

· предотвращение легализации доходов, полученных неза­конным путем;

· проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям;

· анализ данных учета, отчетности и информации по ва­лютным операциям в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, разви­тия внутреннего валютного рынка и формирования государ­ственных валютных резервов.

В соответствии с принятым в 2003 г. Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», система валютного регулирования определяется Президентом Республики Беларусь. Согласно нормам Закона органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь, которые взаимодействуют друг с другом по вопросам валютного регулирования. Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетен­ции принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства.

Национальный банк Республики Беларусь как орган валют­ного регулирования в пределах своей компетенции:

· устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам;

· создает золотовалютные резервы и управляет ими;

· регулирует обращение валютных ценностей на террито­рии Республики Беларусь;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим сче­тов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кре­дитно-финансовых организациях в иностранной валюте;

· устанавливает порядок открытия, ведения и режим сче­тов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансо­вых организациях в белорусских рублях;

· устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Бе­ларусь;

· устанавливает порядок осуществления валютных опера­ций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами;

· устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой;

· устанавливает формы отчетности, ведения учета и статис­тики валютных операций, а также порядок и сроки представ­ления необходимой информации о валютных операциях в На­циональный банк Республики Беларусь для разработки пла­тежного баланса Республики Беларусь и иных целей;

· устанавливает совместно с уполномоченными государ­ственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пере­сылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной ва­люты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной ва­люте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте;

· определяет функции агентов валютного контроля, кото­рые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно- финансовые организации;

· привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответ­ственности за нарушение валютного законодательства;

· выдает разрешения на осуществление валютных опера­ций, связанных с движением капитала;

· принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валют­ного контроля.

Все мероприятия по валютному регулированию подразде­ляются на две взаимосвязанные группы:

• денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устой­чивости белорусского рубля;

• мероприятия в валютной сфере (политика установления валютных курсов, режим валютного рынка и использования иностранной валюты, порядок проведения валютных опера­ций, регулирование платежного баланса и т. п).

Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требо­ваний валютного законодательства Республики Беларусь. Ор­ганами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет.

Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных орга­низаций по вопросам осуществления ими функций агентов ва­лютного контроля. Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансо­выми организациями валютных операций. Комитет государ­ственного контроля Республики Беларусь как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валют­ного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за вы­полнением органами валютного контроля и агентами валют­ного контроля своих функций. Государственный та.моженный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением валютных цен­ностей резидентами и нерезидентами через таможенную гра­ницу Республики Беларусь.

При осуществлении валютного контроля органы валютно­го контроля в рамках своей компетенции проводят в установленном законодательством Республики Беларусь порядке про­верки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей; осуществляют контроль за своевременностью представления резидентами и нерези­дентами отчетности по валютным операциям и соответствием се требованиям валютного законодательства; получают в уста­новленном порядке при проведении проверок документы, со­держащие информацию о валютных операциях; приостанав­ливают операции по счетам резидентов и нерезидентов в бан­ках и небанковских кредитно-финансовых организациях Рес­публики Беларусь в случаях и порядке, установленных законо­дательством Республики Беларусь; применяют к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законода­тельства.

Агентами валютного контроля в Республике Беларусь явля­ются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правитель­ству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации.

9.3. ФУНКЦИИ БАНКОВ КАК АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Выполнение функций агентов валютного контроля возло­жено на банки нормами Банковского кодекса Республики Бе­ларусь и Закона Республики Беларусь «О валютном регулиро­вании и валютном контроле».

Деятельность банков как агентов валютного контроля включает:

• контроль за своевременностью представления отчетнос­ти по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;

 

· ­контроль за соответствием проводимых клиентами ва­лютных операций требованиям валютного законодательства Республики Беларусь. При выполнении данной функции бан­ки осуществляют контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной фор­ме в отношениях между резидентами и нерезидентами Респуб­лики Беларусь при проведении платежей по импорту; право­мерностью (наличие разрешения Национального банка Рес­публики Беларусь, возможность проведения расчетов в соответ­ствии с валютным законодательством Республики Беларусь) проведения расчетов в иностранной валюте, в ценных бумагах в иностранной валюте и (или) в платежных документах в иностранной валюте между резидентами Республики Бела­русь; правомерностью изменения денежных обязательств, вы­раженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций; правомерностью внесе­ния (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со сче­тов) резидентов и нерезидентов Республики Беларусь; визиро­ванием паспортов сделок, оформленных резидентами; осуще­ствлением резидентами авансовых платежей; целевым исполь­зованием иностранной валюты, купленной резидентами Рес­публики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальны­ми предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Рес­публики Беларусь; соблюдением сроков проведения обязатель­ной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юриди­ческими лицами и индивидуальными предпринимателями); проведением резидентами (юридическими лицами и индиви­дуальными предпринимателями) платежей в пользу нерези­дента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшор­ного сбора в случаях, определенных законодательством;

· контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям. При выполнении данной функции бан­ки осуществляют контроль за полнотой и своевременностью представления резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок по экспорту; представлени­ем резидентами при проведении ими валютных операций до­говоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законода­тельством иностранных государств; представлением докумен­тов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуаль­ными предпринимателями) иностранной валюты на внутрен­нем валютном рынке Республики Беларусь; представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой ва­люте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимате­лями); представлением документов, подтверждающих обосно­ванность платежей резидентов (юридических лиц и индивиду­альных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предостав­лению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также про­центов, дивидендов и иных доходов по данным операциям; представлением документов, обосновывающих платежи физи­ческих лиц-резидентов в пользу юридических лиц-нерезиден­тов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц-резидентов и индивидуальных предп­ринимателей-резидентов в иностранной валюте; представле­нием документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера;

· приостановление операций по счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых опе­рациях;

· уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, прово­димым с нарушением законодательства Республики Беларусь.

Основными документами валютного контроля в банках Республики Беларусь являются внешнеэкономический дого­вор и паспорт сделки. Внешнеэкономический договор и при­ложения к внешнеэкономическому договору могут быть пере­ведены на русский либо белорусский язык и заверены печатью и подписью юридического лица или индивидуального предп­ринимателя. При осуществлении контроля исполнения обяза­тельств по всем внешнеэкономическим договорам, представ­ляемым клиентами, банк проверяет следующие данные:

· соответствие суммы платежа, указанной в платежной инструкции, общей сумме обязательств по внешнеэкономи­ческому договору;

· соответствие указанной в платежной инструкции валюты платежа валютному законодательству и условиям внешнеэко­номического договора;

· наличие в платежной инструкции клиента условий расче­та (авансовый платеж, предварительная оплата, оплата по фак­ту исполнения обязательств по внешнеэкономическому дого­вору) и соответствие их условиям, предусмотренным внешне­экономическим договором;

· наличие во внешнеэкономическом договоре предмета до­говора, количества и цены (стоимости) товара, стоимости ох­раняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, сданного в арен­ду, выполненной работы, оказанной услуги, условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридическо­го адреса нерезидента-контрагента.

Паспорт сделки - это документ установленной формы, оформляемый экспортером (или импортером) по внешнетор­говым договорам, общая стоимость по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и визируется банком. Данный документ оформляется обяза­тельно по каждому внешнеторговому договору до начала его исполнения. Паспорт сделки содержит изложенные в стандар­тизированной форме сведения о внешнеэкономической сдел­ке, необходимые для контроля за движением валютных средств, визируется в том банке, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по контракту (либо куда будет зачислена валютная выручка).

Для визирования паспорта сделки ответственный работ­ник сопоставляет заполненные графы 9, 22, 28, 44 паспорта сделки и соответствующие реквизиты внешнеэкономического договора. При соответствии указанных граф паспорта сделки внешнеэкономическому договору паспорт сделки визируется уполномоченным работником банка путем указания в графе В паспорта сделки (на всех экземплярах) его должности, фами­лии и инициалов, заверенных его подписью и штампом. В слу­чае выявленных несоответствий банк отказывает клиенту в ви­зировании паспорта сделки до приведения его в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь.

В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмот­рено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, опре­деленную в договоре для каждого банка. В случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждо­го банка. По внешнеэкономическому договору, предусматри­вающему проведение платежей со счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытых в разных банках, визируется отдельный паспорт сделки в каждом банке, в котором открыты счета юридического лица или индивиду­ального предпринимателя. Если по внешнеэкономическому договору предусматривается проведение платежей с открытых в одном банке счетов юридического лица или индивидуально­го предпринимателя, то визируется один паспорт сделки. При изменении банковских реквизитов (наименование и код банка Республики Беларусь) визируется новый паспорт сделки. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре общая сто­имость товаров не выражена в одной валюте и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оценива­ется одной валютой, а часть - другой, на каждый вид валюты банком визируется отдельный паспорт сделки.

С целью подтверждения, что паспорт сделки завизирован по внешнеэкономическому договору, в правом нижнем углу каждого листа оригинала договора ставится подпись и штамп уполномоченного работника банка. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за сделкой, а остальные возвраща­ются клиенту.

Подписание клиентом паспорта импортной сделки означа­ет, что импортер принял на себя ответственность за полное со­ответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономическо­го договора и обязан обеспечить поступление товаров по им­порту не позднее 60 календарных дней со дня проведения пла­тежа за товары, а выполнение работ, оказание услуг по импор­ту - не позднее 90 календарных дней с даты проведения пла­тежа. Вместе с паспортом сделки импортер обязан предоста­вить в банк документы, необходимые для целей валютного контроля: договоры, счета, спецификации, акты приема-передачи и т.д.

Банк при проведении платежей по импортным внешнеэко­номическим договорам осуществляет их внесистемный учет в следующем порядке: учет платежей ведется по каждому внеш­неэкономическому договору в отдельной карточке учета пла­тежей по специальной форме; в случаях, когда по внешнеэко­номическому договору в установленном порядке зарегистри­рован паспорт сделки (паспорта сделок), карточка учета пла­тежей ведется по каждому паспорту сделки; банк при проведе­нии платежей по внешнеэкономическому договору указывает в карточке учета платежей дату проведения платежа по внеш­неторговой операции, номер счета юридического лица или ин­дивидуального предпринимателя, вид валюты данного плате­жа (цифровой или буквенный код), сумму в валюте платежа, эквивалент проведенной суммы платежа в валюте оценки, не­использованный остаток общей фактурной (оценочной) стои­мости указанных в паспорте сделки товаров (далее - неисполь­зованный остаток) или сумму превышения проведенных пла­тежей над фактической стоимостью товаров.

Банк самостоятельно определяет способ ведения карточки учета платежей (на бумажном носителе либо с использованием компьютерных систем с возможностью вывода на бумажный но­ситель) путем издания соответствующего распоряжения.

Подписание клиентом паспорта экспортной сделки означа­ет, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономиче­ского договора и обязан обеспечить поступление денежных средств от экспорта товаров не позднее 90 календарных дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позд­нее 180 календарных дней.

Банки осуществляют контроль за представлением клиента­ми в течение пяти рабочих дней после зачисления на их счета средств, поступивших от экспорта товаров (работ, услуг), в банк документов (контрактов, счетов, паспортов сделок и др.), содержащих сведения, необходимые для осуществления

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...