Трастовые операции банков
Операции по доверительному управлению денежными средствами предполагают управление денежными средствамиклиента по его поручению и в его интересах или в интересах третьего лица. Сущность доверительных операций сводится к тому, что клиент передает банку денежные средства с сохранением за собой права собственности на них. В свою очередь, банк их инвестирует с целью получения прибыли. За совершение операции банк получает доход в виде комиссионного вознаграждения. Правовой основой осуществления доверительных операций в Республике Беларусь является глава 23 Банковского кодекса Республики Беларусь, Положение о доверительном управлении денежными средствами, утвержденное Постановлением Правления Национального банка РеспубликиБела русь от 25.11.1999 г. № 25.1 (в ред. постановления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001 г. № 177). Субъектами операций по доверительному управлению являются: вверитель - собственник передаваемых в доверительное уп равление денежных средств, юридическое или физическое лицо; выгодоприобретатель - физическое или юридическое лицо, определяемое вверителем, в интересах которого осуществляется доверительное управление и которое является получателем доходов от указанного управления. В качестве выгодоприобретателя может выступать вверитель или третье лицо. Выгодоприобретателем в правоотношениях по доверительному управлению денежными средствами не может быть физическое лицо, если вверителем является юридическое лицо или индивидуальный предприниматель; доверительный управляющий - банк, зарегистрированный в установленном порядке на территории Республики Беларусь, осуществляющий доверительное управление денежными средствами вверителя в интересах вверителя или указанного им лица (выгодоприобретателя).
Предметом договора доверительного управления денежными средствами могут являться любые денежные средства в белорусских рублях и (или) в иностранной валюте, принадлежащие вверителю на праве собственности. Существует несколько форм доверительного управления денежными средствами. Полное доверительное управление денежными средствами означает, что доверительный управляющий осуществляет действия с денежными средствами вверителя самостоятельно в пределах предоставленных полномочий по управлению с последующим обязательным уведомлением вверителя о каждом осуществленном им действии. Доверительное управление денежными средствами по согласованию предполагает, что доверительный управляющий производит действия с денежными средствами вверителя при условии обязательного предварительного согласования с вверителем каждого осуществляемого им действия. Доверительное управление денежными средствами по прикачу подразумевает, что доверительный управляющий опровергает действия с денежными средствами вверителя исключительно по указанию вверителя. Указания вверителя называются инвестиционными распоряжениями. Они могут быть доведены до доверительного управляющего как в письменной форме, так и в устной. При этом возможность осуществления доверительного управления на основании устных указаний вверителя может быть ограничена в договоре определенной суммой денежных средств. Денежные средства передаются в доверительное управление в случаях дальнейшего их использования по направлениям: · вклад (депозит) с целью получения дохода; · приобретение ценных бумаг (за исключением векселей, чеков) и управление ими (купля-продажа, обмен, получение доходов по ценным бумагам, включая средства от их погашения, их реинвестирование и другие операции, разрешенные законодательством).
Основанием осуществления доверительного управления денежными средствами является договор доверительного управления, который должен быть заключен в письменной форме сроком не более одного года. Денежные средства в доверительное управление передаются доверительному управляющему следующим образом: · если вверителем является юридическое лицо - посредством перечисления средств в безналичном порядке с текущего (расчетного) счета вверителя на доверительный (трастовый) счет; · если в качестве вверителя выступает физическое лицо - путем перечисления средств на доверительный (трастовый) счет в безналичном порядке с банковских счетов либо внесены наличными. Доверительный (трастовый) счет открывается вверителю на основании договора доверительного (трастового) счета. Договор доверительного (трастового) счета заключается при наличии договора доверительного управления денежными средствами. Доверительное управление может быть организовано в виде индивидуального (персонального) доверительного управления и (или) в виде общего доверительного фонда вверителей в целях наиболее эффективного использования средств при соблюдении условий каждого договора доверительного управления. При организации доверительного управления в виде индивидуального доверительного управления доверительный управляющий управляет средствами вверителя, не допуская их объединения со средствами других вверителей, доверительным управляющим которыми он является. Доверительное управление в виде общего доверительного фонда предполагает то, что доверительный управляющий объединяет в нем денежные средства вверителей, а также приобретенные в ходе доверительного управления ценные бумаги. Каждый вверитель владеет частью доверительного фонда пропорционально своему вкладу в него. В рамках доверительного управления доверительный управляющий может оказывать следующие услуги: · ведение доверительных (трастовых) счетов; · хранение денежных средств и приобретенных в ходе доверительного управления ценных бумаг;
· наблюдение за курсами принадлежащих вверителю ценных бумаг; · финансовое консультирование; · получение в пользу выгодоприобретателей денежных сумм со счетов, открытых в других банках; · другие операции, не запрещенные законодательством. Доверительный управляющий обязан отчитываться перед "верителем в порядке и сроки, установленные договором доверительного управления. В качестве документов, подтверждающих осуществление Операций по доверительному управлению, могут выступать Расчетно-кассовые документы о движении средств по доверительному (трастовому) счету, выписки по доверительному (Трастовому) счету, договоры, заключенные доверительным Управляющим в ходе доверительного управления. При прекращении обязательств по договору доверительного управления денежными средствами доверительный (Трастовый) счет закрывается. Возврат денежных средств из Доверительного управления, включая доход от осуществления доверительного управления, производится в следующем Порядке: · юридическим лицам (вверителям либо выгодоприобретателям) - безналичным путем с доверительного (трастового) счета на их текущий (расчетный) счет; · физическим лицам (вверителям либо выгодоприобретателем) - безналичным путем в порядке осуществления операций по вкладам в белорусских рублях и (или) по счетам и вкладам в иностранной валюте физических лиц либо по желанию вверителя (выгодоприобретателя) наличными денежными средствами. За осуществляемые операции по доверительному управлению доверительный управляющий имеет право получить вознаграждение в порядке и размерах, предусмотренных договором доверительного управления. Также доверительный управляющий может возместить необходимые расходы, произведенное им при доверительном управлении, за счет доходов от использования переданных в доверительное управление денежных средств. Вознаграждение доверительного управляющего может быть выражено в процентах от получаемого дохода либо в определенной сумме денежных средств.
ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ И ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ В чем заключается сущность операций по доверительному управлению денежными средствами? · Кто выступает в качестве субъектов операций по доверительному управлению денежными средствами? · Назовите формы доверительного управления денежными средствами. · Что такое инвестиционное распоряжение? Может ли оно носим, устный характер? · Определите направления инвестирования средств доверительным управляющим. · Что является основанием открытия доверительного (трастового) счета? · Что предполагает индивидуальное доверительное управление? · Что предполагает доверительное управление в виде общего доверительного фонда? Глава9 ВАЛЮТНЫЕ ОПЕРАЦИИ 9.1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВАЛЮТНЫХ РЫНКОВ Валютный рынок представляет собой организационную форму купли-продажи иностранной валюты, а также платежных документов и ценных бумаг, номинированных в иностранной валюте. В современных условиях функционирование валютных рынков обеспечивает не только проведение международных расчетов, но и страхование валютных рисков участии ков рынков, диверсификацию валютных резервов экономических агентов, осуществление валютных интервенций центральными банками и проведение ими государственной валки» ной политики, а также получение участниками этих рыночно-спекулятивной прибыли в виде разницы курсов валют. Роль валютного рынка в экономике определяется его функциями, которые сводятся к следующему: • обслуживание международного оборота товаров, услуг» капитала; • формирование валютного курса под влиянием спроса предложения; • предоставление механизмов для защиты от валютных рисков, движения спекулятивных капиталов и инструмента для целей денежно-кредитной политики центрального банки, Валютный рынок состоит из множества национальных валютных рынков, которые в той или иной степени объединим. В мировую систему. В зависимости от объема, характера валютных операций и количества используемых валют различают: мировой (международный), региональные и национальные (внутренние) валютные рынки. Международный валютный рынок FOREX - это межбанковский рынок текущих конверсионных операций, сформировавшийся в 70-е гг. Прошлого столетия и когда мировая торговля перешла от системы фиксированных валютных курсов к системе плавающих обменных курсов валют. На международном валютном рынке (в мировых финансовых центрах) осуществляются сделки с валютами, широко используемыми в мировом платежном обороте. Рынок объединяет четыре региональная валютных рынка. азиатский, австралийский, европейский, где валютные операции проводятся в мировых финансовых центрах. Среди них выделяются пять самых крупных валютных центров мира: Лондон,Нью-Йорк, Токио, Париж, где совершается около 50 % международных валютных сделок. Следует отметить, что торги на рынке FOREX не прекращаются круглосуточно. Основные объемы на данном валютном рынке делают крупнейшие мировые коммерческие банки, совершая конверсионные операции как в интересах своих клиентов, так и от своего имени. Тем не менее, прогресс в области информационных технологий позволил найти в данной сфере область приложения для средств частных и мелких инвесторов, используя доступ на рынок через Интернет.
Согласно банковскому законодательству валютный рынок Республики Беларусь подразделяется на внутренний и внешний внутренний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения: · сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, осуществляемых банками на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно-фондовая биржа»; ·сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций - банками-резидентами и между банками; · сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между банками и банками-нерезидентами, между банками исубъектами и валютных операций нерезидентами за Исключением сделок, совершаемых на биржах иностранных государств. Внешний валютный рынок - сфера обращения иностранных валют и белорусских рублей в результате совершения: · сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты между субъектами валютных операций-резидентами и банками-нерезидентами, между субъектами валютных операций-резидентами и субъектами валютных операций-нерезидентами, между нерезидентами; · сделок покупки, продажи, конверсии иностранной валюты, осуществляемых на биржах иностранных государств. Внутренний валютный рынок подразделяется также на два вида: биржевой и внебиржевой (межбанковский). На биржевом валютном рынке операции с иностранной валютой могут совершаться через валютную биржу либо с помощью торговли деритивами (производными фондовыми инструментами) в валютных отделах товарных и фондовых бирж. Основные функции заключаются не в получении высокой прибыли, а в мобилизации временно свободных рублевых и валютных средств через покупку-продажу иностранной валюты и в установлении ее валютного курса. При этом сделки с иностранной валютой проводятся в строго определенное время биржевой сессии. В Республике Беларусь сделки проводятся на торгах открытого акционерного общества «Белорусская валютно- фондовая биржа». Биржевой валютный рынок имеет ряд достоинств: является наиболее дешевым источником иностранной валюты; обладает абсолютной ликвидностью, высокой степенью организации и контроля. Особенностью и одним из основных отличий биржевого рынка от внебиржевого считается то, что биржевой рынок не только обеспечивает проведение валютно-обмен- ных операций, но и играет важную роль в формировании валютных курсов иностранных валют. Внебиржевой (межбанковский) валютный рынок - часть внутреннего валютного рынка Республики Беларусь, на которой валютнообменные операции совершаются непосредственно между банками, между банками и субъектами валютных операций, между банками и банками-нерезидентами. На межбанковском валютном рынке по срочности валютных операций выделяются три основных сегмента: · спот-рынок (рынок торговли с немедленной поставкой валюты, текущий рынок); ·форвардный рынок (срочный рынок, на котором сделки шключаются на определенный срок); · своп-рынок (рынок, сочетающий операции по купле-продаже валюты на условиях «спот» и «форвард»). По отношению к валютным ограничениям различают свободные и несвободные валютные рынки. Свободными считаются валютные рынки, на которых нет ограничений по проведению операций. Для несвободных валютных рынков характерно действие валютных ограничений, направленных на установление контроля над валютными операциями и регулирование их со стороны официальных органов. Белорусский валютный рынок является несвободным, для него характерно действие валютных ограничений, ведущих к сужению возможностей в осуществлении валютного обмена и платежей по внешнеэкономическим сделкам. По видам применения валютных курсов валютные рынки подразделяют на рынки с одним режимом валютного курса и на рынки с двумя режимами валютного курса. Валютный рынок с одним режимом представляет собой рынок, на котором операции осуществляются на базе плавающих валютных курсов, устанавливаемых на основе спроса и предложения на ту или иную валюту. Валютный рынок с двойным режимом предполагает одновременное использование плавающего и фиксированного курсов национальной валюты и вводится с целью ограничения влияния внешних факторов на национальную экономическую конъюнктуру. В целом большинство валютных сделок (около 80 % от всех валютных операций) осуществляется на межбанковском сегменте валютного рынка и в основном на текущем (спот) рынке. Именно в ходе межбанковских операций непосредственно формируется курс валюты. Валютный рынок Беларуси проходит стадию становления и развития в период, когда рыночная экономика высокоразвитых стран прошла многовековой путь и достигла высокой степени совершенства. Накопленный опыт функционирования валютных рынков, рыночного поведения валют, потенциал валютных операций и валютного регулирования представляют для стран с переходной экономикой жизненно важный интерес и должны быть глубоко изучены. Ключевыми категориями для рассмотрения этого опыта и понимания сущности национальных и мирового валютного рынков являются понятия платежного баланса и валютного курса, факторов динамики валютного курса, его прогнозирования и регулирования, совокупность и механизмы валютных операций с валютными ценностями. 9.2. СИСТЕМА ВАЛЮТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ Валютное регулирование - деятельность государственных органов (органов валютного регулирования) по установлению порядка обращения валютных ценностей, в том числе правил владения, пользования и распоряжения ими. В настоящее время в Республике Беларусь существует система валютного регулирования и контроля, главной целью которой являются: · обеспечение полного и своевременного поступления экспортной выручки в Республику Беларусь; · обеспечение соответствия суммы средств в иностранной валюте, переведенной в оплату за импортируемые товары, стоимости фактически ввезенных на территорию Республики Беларусь товаров; · определение соответствия проводимых валютных операций валютному законодательству; · обеспечение контроля за перемещением иностранной ва- люты и иных валютных ценностей через таможенную границу I Республики Беларусь; · предотвращение легализации доходов, полученных незаконным путем; · проверка полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям; · анализ данных учета, отчетности и информации по валютным операциям в интересах оздоровления государственного бюджета, укрепления финансовой дисциплины, развития внутреннего валютного рынка и формирования государственных валютных резервов. В соответствии с принятым в 2003 г. Законом «О валютном регулировании и валютном контроле», система валютного регулирования определяется Президентом Республики Беларусь. Согласно нормам Закона органами валютного регулирования в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь и Национальный банк Республики Беларусь, которые взаимодействуют друг с другом по вопросам валютного регулирования. Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства. Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного регулирования в пределах своей компетенции: · устанавливает официальные курсы белорусского рубля по отношению к другим валютам; · создает золотовалютные резервы и управляет ими; · регулирует обращение валютных ценностей на территории Республики Беларусь; · устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в иностранной валюте; · устанавливает порядок открытия, ведения и режим счетов нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях в белорусских рублях; · устанавливает порядок и условия открытия резидентами счетов в белорусских рублях и иностранной валюте в банках и иных кредитных организациях за пределами Республики Беларусь; · устанавливает порядок осуществления валютных операций в белорусских рублях между резидентами и нерезидентами; · устанавливает правила биржевой торговли иностранной валютой; · устанавливает формы отчетности, ведения учета и статистики валютных операций, а также порядок и сроки представления необходимой информации о валютных операциях в Национальный банк Республики Беларусь для разработки платежного баланса Республики Беларусь и иных целей; · устанавливает совместно с уполномоченными государственными органами порядок и нормы ввоза, вывоза и пересылки в Республику Беларусь и за ее пределы иностранной валюты, белорусских рублей и ценных бумаг в иностранной валюте и белорусских рублях, а также платежных документов в иностранной валюте; · определяет функции агентов валютного контроля, которые могут быть возложены на банки и небанковские кредитно- финансовые организации; · привлекает в соответствии с законодательством банки и небанковские кредитно-финансовые организации к ответственности за нарушение валютного законодательства; · выдает разрешения на осуществление валютных операций, связанных с движением капитала; · принимает нормативные правовые акты, содержащие нормы валютного законодательства, в том числе совместно с иными органами валютного регулирования и органами валютного контроля. Все мероприятия по валютному регулированию подразделяются на две взаимосвязанные группы: • денежно-кредитные мероприятия общего характера, направленные на финансовое оздоровление национальной экономики, снижение темпов инфляции, обеспечение устойчивости белорусского рубля; • мероприятия в валютной сфере (политика установления валютных курсов, режим валютного рынка и использования иностранной валюты, порядок проведения валютных операций, регулирование платежного баланса и т. п). Валютный контроль - деятельность органов валютного контроля и агентов валютного контроля, направленная на обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами требований валютного законодательства Республики Беларусь. Органами валютного контроля в Республике Беларусь являются Совет Министров Республики Беларусь, Национальный банк Республики Беларусь, Комитет государственного контроля Республики Беларусь и Государственный таможенный комитет. Совет Министров Республики Беларусь как орган валютного контроля определяет компетенцию республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций по вопросам осуществления ими функций агентов валютного контроля. Национальный банк Республики Беларусь как орган валютного контроля осуществляет валютный контроль за совершением банками и небанковскими кредитно-финансовыми организациями валютных операций. Комитет государственного контроля Республики Беларусь как орган валютного контроля формирует на основании информации, получаемой от иных органов валютного контроля, а также агентов валютного контроля, базу данных по вопросам валютного контроля, в пределах своей компетенции осуществляет контроль за выполнением органами валютного контроля и агентами валютного контроля своих функций. Государственный та.моженный комитет как орган валютного контроля осуществляет организацию валютного контроля за перемещением валютных ценностей резидентами и нерезидентами через таможенную границу Республики Беларусь. При осуществлении валютного контроля органы валютного контроля в рамках своей компетенции проводят в установленном законодательством Республики Беларусь порядке проверки осуществления резидентами и нерезидентами валютных операций, полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям, а при наличии оснований - законности происхождения валютных ценностей; осуществляют контроль за своевременностью представления резидентами и нерезидентами отчетности по валютным операциям и соответствием се требованиям валютного законодательства; получают в установленном порядке при проведении проверок документы, содержащие информацию о валютных операциях; приостанавливают операции по счетам резидентов и нерезидентов в банках и небанковских кредитно-финансовых организациях Республики Беларусь в случаях и порядке, установленных законодательством Республики Беларусь; применяют к резидентам и нерезидентам санкции за нарушение валютного законодательства. Агентами валютного контроля в Республике Беларусь являются республиканские органы государственного управления и иные государственные организации, подчиненные Правительству Республики Беларусь, областные (Минский городской) исполнительные комитеты, таможни, банки и небанковские кредитно-финансовые организации. 9.3. ФУНКЦИИ БАНКОВ КАК АГЕНТОВ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ Выполнение функций агентов валютного контроля возложено на банки нормами Банковского кодекса Республики Беларусь и Закона Республики Беларусь «О валютном регулировании и валютном контроле». Деятельность банков как агентов валютного контроля включает: • контроль за своевременностью представления отчетности по валютным операциям и соответствием ее требованиям валютного законодательства;
· контроль за соответствием проводимых клиентами валютных операций требованиям валютного законодательства Республики Беларусь. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за обоснованностью платежей в иностранной валюте и белорусских рублях в безналичной форме в отношениях между резидентами и нерезидентами Республики Беларусь при проведении платежей по импорту; правомерностью (наличие разрешения Национального банка Республики Беларусь, возможность проведения расчетов в соответствии с валютным законодательством Республики Беларусь) проведения расчетов в иностранной валюте, в ценных бумагах в иностранной валюте и (или) в платежных документах в иностранной валюте между резидентами Республики Беларусь; правомерностью изменения денежных обязательств, выраженных в иностранной валюте или в белорусских рублях, при проведении валютных операций; правомерностью внесения (снятия) наличной иностранной валюты на счета (со счетов) резидентов и нерезидентов Республики Беларусь; визированием паспортов сделок, оформленных резидентами; осуществлением резидентами авансовых платежей; целевым использованием иностранной валюты, купленной резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; соблюдением сроков проведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); проведением резидентами (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) платежей в пользу нерезидента, зарегистрированного в оффшорной зоне, либо иного лица по обязательству перед этим нерезидентом или на счет, открытый в оффшорной зоне, только после уплаты оффшорного сбора в случаях, определенных законодательством; · контроль за представлением клиентами документов по валютным операциям. При выполнении данной функции банки осуществляют контроль за полнотой и своевременностью представления резидентами сведений о поступлении на их счета денежных средств от сделок по экспорту; представлением резидентами при проведении ими валютных операций договоров либо иных документов (оснований), предусмотренных законодательством Республики Беларусь или законодательством иностранных государств; представлением документов, подтверждающих обоснованность покупки резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке Республики Беларусь; представлением документов, подтверждающих обоснованность непроведения обязательной продажи средств в свободно конвертируемой валюте и российских рублях резидентами Республики Беларусь (юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями); представлением документов, подтверждающих обоснованность платежей резидентов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) в пользу нерезидентов по предоставлению и возврату кредитов, займов, инвестиций, а также процентов, дивидендов и иных доходов по данным операциям; представлением документов, обосновывающих платежи физических лиц-резидентов в пользу юридических лиц-нерезидентов в иностранной валюте и белорусских рублях, а также в пользу юридических лиц-резидентов и индивидуальных предпринимателей-резидентов в иностранной валюте; представлением документов, обосновывающих проведение клиентами операций неторгового характера; · приостановление операций по счетам клиентов на сумму, по которой не представлена документация о проводимых операциях; · уведомление органов валютного контроля о поступлении клиентам денежных средств по валютным операциям, проводимым с нарушением законодательства Республики Беларусь. Основными документами валютного контроля в банках Республики Беларусь являются внешнеэкономический договор и паспорт сделки. Внешнеэкономический договор и приложения к внешнеэкономическому договору могут быть переведены на русский либо белорусский язык и заверены печатью и подписью юридического лица или индивидуального предпринимателя. При осуществлении контроля исполнения обязательств по всем внешнеэкономическим договорам, представляемым клиентами, банк проверяет следующие данные: · соответствие суммы платежа, указанной в платежной инструкции, общей сумме обязательств по внешнеэкономическому договору; · соответствие указанной в платежной инструкции валюты платежа валютному законодательству и условиям внешнеэкономического договора; · наличие в платежной инструкции клиента условий расчета (авансовый платеж, предварительная оплата, оплата по факту исполнения обязательств по внешнеэкономическому договору) и соответствие их условиям, предусмотренным внешнеэкономическим договором; · наличие во внешнеэкономическом договоре предмета договора, количества и цены (стоимости) товара, стоимости охраняемой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности, имущества, сданного в аренду, выполненной работы, оказанной услуги, условий расчета, наименований и банковских реквизитов сторон, юридического адреса нерезидента-контрагента. Паспорт сделки - это документ установленной формы, оформляемый экспортером (или импортером) по внешнеторговым договорам, общая стоимость по которым превышает в эквиваленте 1500 евро, регистрируется в таможенных органах и визируется банком. Данный документ оформляется обязательно по каждому внешнеторговому договору до начала его исполнения. Паспорт сделки содержит изложенные в стандартизированной форме сведения о внешнеэкономической сделке, необходимые для контроля за движением валютных средств, визируется в том банке, где открыт валютный счет, с которого должны осуществляться расчеты по контракту (либо куда будет зачислена валютная выручка). Для визирования паспорта сделки ответственный работник сопоставляет заполненные графы 9, 22, 28, 44 паспорта сделки и соответствующие реквизиты внешнеэкономического договора. При соответствии указанных граф паспорта сделки внешнеэкономическому договору паспорт сделки визируется уполномоченным работником банка путем указания в графе В паспорта сделки (на всех экземплярах) его должности, фамилии и инициалов, заверенных его подписью и штампом. В случае выявленных несоответствий банк отказывает клиенту в визировании паспорта сделки до приведения его в соответствие с требованиями законодательства Республики Беларусь. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. В случаях, когда во внешнеэкономическом договоре имеются сведения об общей стоимости товаров и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оплачивается в одном банке, а часть - в другом, допускается визирование паспорта сделки в каждом банке на сумму, определенную в договоре для каждого банка. По внешнеэкономическому договору, предусматривающему проведение платежей со счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, открытых в разных банках, визируется отдельный паспорт сделки в каждом банке, в котором открыты счета юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если по внешнеэкономическому договору предусматривается проведение платежей с открытых в одном банке счетов юридического лица или индивидуального предпринимателя, то визируется один паспорт сделки. При изменении банковских реквизитов (наименование и код банка Республики Беларусь) визируется новый паспорт сделки. В тех случаях, когда во внешнеэкономическом договоре общая стоимость товаров не выражена в одной валюте и предусмотрено, что определенная часть (сумма) из общей стоимости оценивается одной валютой, а часть - другой, на каждый вид валюты банком визируется отдельный паспорт сделки. С целью подтверждения, что паспорт сделки завизирован по внешнеэкономическому договору, в правом нижнем углу каждого листа оригинала договора ставится подпись и штамп уполномоченного работника банка. Один экземпляр паспорта сделки остается в банке и служит основанием для открытия досье валютного контроля за сделкой, а остальные возвращаются клиенту. Подписание клиентом паспорта импортной сделки означает, что импортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора и обязан обеспечить поступление товаров по импорту не позднее 60 календарных дней со дня проведения платежа за товары, а выполнение работ, оказание услуг по импорту - не позднее 90 календарных дней с даты проведения платежа. Вместе с паспортом сделки импортер обязан предоставить в банк документы, необходимые для целей валютного контроля: договоры, счета, спецификации, акты приема-передачи и т.д. Банк при проведении платежей по импортным внешнеэкономическим договорам осуществляет их внесистемный учет в следующем порядке: учет платежей ведется по каждому внешнеэкономическому договору в отдельной карточке учета платежей по специальной форме; в случаях, когда по внешнеэкономическому договору в установленном порядке зарегистрирован паспорт сделки (паспорта сделок), карточка учета платежей ведется по каждому паспорту сделки; банк при проведении платежей по внешнеэкономическому договору указывает в карточке учета платежей дату проведения платежа по внешнеторговой операции, номер счета юридического лица или индивидуального предпринимателя, вид валюты данного платежа (цифровой или буквенный код), сумму в валюте платежа, эквивалент проведенной суммы платежа в валюте оценки, неиспользованный остаток общей фактурной (оценочной) стоимости указанных в паспорте сделки товаров (далее - неиспользованный остаток) или сумму превышения проведенных платежей над фактической стоимостью товаров. Банк самостоятельно определяет способ ведения карточки учета платежей (на бумажном носителе либо с использованием компьютерных систем с возможностью вывода на бумажный носитель) путем издания соответствующего распоряжения. Подписание клиентом паспорта экспортной сделки означает, что экспортер принял на себя ответственность за полное соответствие сведений паспорта условиям внешнеэкономического договора и обязан обеспечить поступление денежных средств от экспорта товаров не позднее 90 календарных дней со дня отгрузки товаров, выполнения работ, оказания услуг, а от экспорта по договорам комиссии товаров (работ, услуг), произведенных резидентами Республики Беларусь, - не позднее 180 календарных дней. Банки осуществляют контроль за представлением клиентами в течение пяти рабочих дней после зачисления на их счета средств, поступивших от экспорта товаров (работ, услуг), в банк документов (контрактов, счетов, паспортов сделок и др.), содержащих сведения, необходимые для осуществления
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|