Порядок проведения банками валютно-обменных операций с участием физических лиц
⇐ ПредыдущаяСтр 13 из 13 Банки вправе совершать следующие валютно-обменные операции с участием физических лиц: · покупку, продажу, конверсию иностранной валюты; · покупку, продажу платежных документов в иностранной валюте (выраженные в иностранной валюте дорожные чеки, а также чеки Тах-Ргее) как за белорусские рубли, так и за иностранную валюту; · размен наличной иностранной валюты; · обмен наличной иностранной валюты; · инкассо наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте. Банки могут совершать валютно-обменные операции со всеми иностранными валютами, к которым Национальным банком Республики Беларусь установлен официальный курс белорусского рубля. При этом банк самостоятельно определяет круг валют иностранных государств для осуществления валютнообменных операций. Вышеуказанные операции с участием физических лиц банки проводят в кассах банка или на базе обменных пунктов. Обменный пункт - это изолированная, специально оборудованная в соответствии с техническими требованиями кабина, расположенная вне кассового узла и предназначенная для проведения валютно-обменных, а также других банковских операций. Банки также имеют право открывать обменные пункты на базе бронированных и специальных технически оснащенных автомобилей. Обменный пункт банка открывается на основании приказа. В приказе в обязательном порядке содержится следующая информация: номер обменного пункта, его адрес (для обмен- пых пунктов на базе бронированных автомобилей указываются возможные места стоянки), режим работы обменного пункта, работники банка, на которых возлагаются руководство и контроль за деятельностью обменного пункта, перечень валютно-обменных операций, совершаемых данным обменным пунктом. При изменении этих сведений банком издается приказ о внесении поправок в первоначальный приказ, а в случае изменения номера обменного пункта - приказ о его закрытии и открытии нового обменного пункта. При этом банки в трехдневный срок информируют Главное управление Национального банка Республики Беларусь по области по месту расположения обменного пункта о его открытии или закрытии. Каждому обменному пункту присваивается индивидуальный номер, который недопустимо использовать банком повторно для создания другого обменного пункта этого банка.
В одном обменном пункте может быть предусмотрено несколько рабочих мест кассиров, которые должны быть изолированы друг от друга и вести отдельный учет проводимых ими валютнообменных операций. Хранение личных денежных средств кассира в обменном пункте запрещено, за исключением их нахождения в отдельном, закрытом на ключ помещении. Обменный пункт банка должен быть оборудован стендом, на котором помещается следующая информация: наименование банка; номер обменного пункта; перечень совершаемых валютно-обменных и иных банковских операций; установленные обменные курсы покупки, продажи, конверсии иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (устанавливаются и доводятся до обменного пункта на основании приказа или распоряжения по банку); размер комиссионного вознаграждения, взимаемого банком за услуги; режим работы обменного пункта с указанием технических и иных перерывов; информация о близлежащих (не менее трех) обменных пунктах; номер телефона банка и Главного управления Национального банка Республики Беларусь по области по месту расположения обменного пункта для предложений и замечаний о работе обменного пункта. Стенд должен быть размещен в доступном для обозрения физическими лицами месте. В то же время допускается указание банком информации об обменных курсах на специальном электронном табло.
Поскольку в обменном пункте проводится большое количество операций с наличной иностранной валютой, обменный пункт должен быть оснащен техническими средствами для определения подлинности иностранной валюты, позволяющими осуществить не менее пяти видов контроля: магнитный, в ультрафиолетовом диапазоне спектра, при десятикратном увеличении с использованием лупы, а также в проходящем и отраженном световом потоке. Также в обменном пункте находятся справочные материалы (каталоги) по определению подлинности, платежное™ наличной иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Работник обменного пункта обязательно должен иметь следующие документы: · выписку (копию) из приказа банка о его назначении на должность кассира, заверенную подписью руководителя и печатью банка; · копию приказа банка об открытии обменного пункта, заверенную подписью руководителя и печатью банка; · копию внутреннего нормативного документа банка о порядке установления и доведения обменных курсов; · паспорт либо удостоверение сотрудника банка. Присутствие посторонних лиц в помещении обменного пункта запрещено, кроме лиц, уполномоченных банком, работников подразделения инкассации, а также лиц, уполномоченных в соответствии с законодательством Республики Беларусь осуществлять проверки. Валютно-обменные операции в обменном пункте совершаются на протяжении всего рабочего дня, за исключением времени проведения проверок и ревизий. Кассир обменного пункта не вправе отказать физическому лицу в продаже наличной иностранной валюты, которая получена для продажи в качестве аванса или подкрепления или куплена в течение рабочего дня. В то же время кассир обменного пункта вправе не проводить продажу физическому лицу иностранной валюты, которая получена кассиром в начале или в течение рабочего дня и предназначена для выдачи наличной валюты с пластиковых карточек, выдачи физическим лицам валюты с их счетов, выдачи юридическим лицам на командировочные и иные разрешенные законодательством расходы, для обеспечения возможности выдачи сдачи, размена, обмена, конверсии иностранной валюты.
Валютно-обменные операции, проводимые в обменных пунктах, в обязательном порядке должны фиксироваться с использованием, кассовых аппаратов или компьютерных систем и заканчиваться выдачей физическому лицу чека кассового аппарата либо компьютерной системы, подтверждающего факт проведения операции. Чек должен содержать следующую информацию: дата проведения операции; наименование банка или филиала, открывшего обменный пункт; вид структурного подразделения (обменный пункт, касса); номер обменного пункта; наименование или код иностранной валюты (платежных документов в иностранной валюте); сумма иностранной валюты (платежных документов); сумма белорусских рублей (иностранной валюты), подлежащей выдаче либо перечислению; сумма вознаграждения за услуги банка (кроме случаев, когда валютно-обменные операции проводятся на основании установленного обменного курса). При покупке наличной иностранной валюты (платежных документов в иностранной валюте) кассир обменного пункта вносит информацию в реестр купленной иностранной валюты (платежных документов). В данном реестре содержатся сведения о времени совершения операции, наименовании иностранной валюты (код), сумме иностранной валюты, сумме к выдаче. Проводя операцию покупки наличной иностранной валюты (платежных документов) за наличные белорусские рубли, кассир обменного пункта принимает наличную иностранную валюту, фиксирует операцию при помощи кассового аппарата или компьютерной системы и выдает физическому лицу наличные белорусские рубли вместе с чеком. Если операция покупки валюты происходит за безналичные белорусские рубли, кассир обменного пункта принимает наличную иностранную валюту, заполняет реестр купленной валюты, оформляет платежное поручение в соответствии с требованиями, фиксирует операцию в электронном виде и вместе с чеком вы дает физическому лицу экземпляр платежного поручения, принятого к исполнению.
При продаже наличной иностранной валюты (платежных документов в иностранной валюте) кассир обменного пункта принимает белорусские рубли, заполняет реестр проданной иностранной валюты, фиксирует операцию в электронном виде и выдает физическому лицу наличную иностранную валюту или платежные документы вместе с чеком. Подобным образом банк проводит операции конверсии, размена и обмена иностранной валюты. Конвертируя наличную иностранную валюту в наличную иностранную валюту, кассир обменного пункта заносит информацию в реестр конверсии иностранной валюты, фиксирует операцию в электронном виде и выдает физическому лицу наличную иностранную валюту другого вида вместе с чеком. Операции размена и обмена иностранной валюты фиксируются в реестре размена, обмена наличной иностранной валюты и на последнем этапе операции кассир обменного пункта выдает физическому лицу вместе с чеком наличную иностранную валюту этого же вида того же номинала (при обмене) или другого номинала (при проведении размена валюты). Вышеуказанные реестры купленной, проданной наличной иностранной валюты, ее размена и обмена могут вестись в обменном пункте как в письменном, так и в электронном виде с использованием программно-технических средств, а также в виде электронного документа. Информация данных реестров, заверенная подписью кассира обменного пункта, является основанием для отражения валютно-обменных операций в бухгалтерском учете банка. 9.7. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ БАНКАМИ ОПЕРАЦИЙ С ДОРОЖНЫМИ ЧЕКАМИ Дорожные чеки могут использоваться в качестве средства платежа в международных расчетах неторгового характера. Дорожный (туристический) чек - это предоплаченный платежный документ в иностранной валюте, который покупается для получения наличных денежных средств и осуществления безналичных расчетов. Эмитентом дорожного чека является юридическое лицо - нерезидент Республики Беларусь, которое выпускает дорожные чеки в обращение. Держателем дорожного чека может быть только физическое лицо. Банки Республики Беларусь выступают в роли банков-агентов при проведении операций с дорожными чеками в рамках полномочий, предоставленных имеющимися у них лицензиями Национального банка Республики Беларусь. В качестве валюты дорожного чека определена иностранная валюта. Дорожные чеки имеют два основных направления использования: · покупка дорожных чеков в одном банке (обычно в одной стране) путем внесения соответствующей денежной суммы в обмен на чек и получение против дорожного чека наличных денег в иностранной валюте в сумме номинала дорожного чека в другом банке (обычно в другой стране) дает возможность фактически осуществлять перевозку валюты из одной страны в другую. Отсюда и название чека: «дорожный»;
· осуществление посредством дорожного чека безналичных расчетов путем использования их в качестве оплаты товаров, работ, услуг в организациях торговли (сервиса). При этом разницу между суммой чека и стоимостью товара держателю возвращают наличными, а чеки в дальнейшем направляются на инкассо в банк, который оплачивает их организации торговли (сервиса) путем зачисления денег на ее счет в соответствии с заключенным договором. Использование дорожных чеков в Республике Беларусь допускается в следующих случаях: • дорожные чеки номинированы в иностранной валюте; • выпущены в обращение юридическими лицами - нерезидентами Республики Беларусь; • цели использования дорожного чека не связаны с предпринимательской деятельностью его держателя; • если выплату денежных средств в наличной и безналичной форме против дорожных чеков могут осуществлять только банки-агенты. Расчеты за товары и услуги в организациях торговли (сервиса) с помощью дорожного чека на территории Республики Беларусь не производятся. Дорожный чек имеет следующие основные реквизиты: наименование «дорожный чек» («ТгауеИегх сЬедие»); наименование валюты чека; номинал чека (цифрами и прописью); наименование эмитента; подпись уполномоченного должностного лица эмитента; приказ или обязательство эмитента о выплате суммы в иностранной валюте, указанной в дорожном чеке; специальное место для образца подписи держателя, проставляемой при покупке чека, а также при предъявлении чека к оплате. Размещение реквизитов в дорожных чеках зависит от их вида и закрепляется в контрольных материалах по совершению операций с дорожными чеками, выпускаемых эмитентами и направляемых банкам-агентам для работы. Контрольные материалы содержат образцы дорожных чеков, описание средств защиты дорожных чеков, перечень видов валют и номиналов, в которых выпускаются чеки, порядок совершения банком-агентом операций с дорожными чеками, рекомендации по действиям в неординарных ситуациях и иные сведения. Приобретая дорожные чеки, клиент вносит денежные средства в банк-резидент (банк-агент), осуществляющий в установленном порядке операции с дорожными чеками..Продажу чеков банк-агент осуществляет как за наличный расчет, так и в безналичном порядке. В безналичном порядке дорожные чеки могут быть приобретены за счет средств, имеющихся на текущем (вкладном) счете физического лица, либо за счет средств, находящихся на текущем (специальном) счете юридического лица. Но и в случае приобретения чека юридическим лицом получателем дорожных чеков может являться лишь физическое лицо - представитель юридического лица, если эмитентом не предусмотрен иной порядок. Продажа банком-агентом дорожных чеков производится как за валюту дорожного чека, так и за другую иностранную валюту с использованием операции конверсии по официальному курсу (кросс-курсу) Национального банка Республики Беларусь. При получении чека приобретатель ставит на чеке в установленном месте свою подпись. В случае продажи дорожного чека юридическому лицу на чеке проставляется подпись представителя юридического лица, который будет в дальнейшем использовать дорожный чек. Одновременно приобретатель получает квитанцию о покупке данных чеков с указанием их номеров и имени владельца, которая в случае утраты чека является основанием для получения возмещения (ее обычно рекомендуют хранить отдельно от чеков). При продаже дорожных чеков банк-агент взимает с приобретателя чеков вознаграждение (комиссию), обычно в процентах от номинала покупаемых чеков. Вознаграждение (плата) за услуги банка взимается в белорусских рублях либо в иностранной валюте. Размер вознаграждения (платы) устанавливается банком самостоятельно как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях. Главным требованием при предъявлении дорожного чека в качестве средства платежа либо оплаты дорожных чеков является совпадение лица, которое приобрело чек, и лица, которое предъявляет его в организации торговли (сервиса) или в банке. Функция контроля такого совпадения возлагается на соответствующие организации или банк. В связи с этим дорожные чеки нельзя рассматривать как денежные переводы одного лица другому, так как в этой ситуации нет ни отправителя перевода, ни его получателя. В операции участвует одно и то же лицо, которое приобретает чеки, а затем получает в ином банке на ту же сумму наличные деньги или использует в качестве средства оплаты. На момент предъявления чека к оплате обязательным является наличие на нем только образца подписи держателя, проставленной при покупке, поскольку вторая подпись производится владельцем чека в присутствии сотрудника банка или организации торговли (сервиса) и сличается этим сотрудником. Если подпись вызывает сомнение, сотрудник банка или организации торговли (сервиса) вправе предложить держателю чека еще раз расписаться на обратной стороне чека для повторной идентификации подписи. Допускается выдача дорожного чека на двух физических лиц с проставлением образцов подписи каждого из держателей. При предъявлении такого чека к оплате подпись предъявителя сверяется с одной из первоначальных подписей. В случае оплаты посредством чека товара (услуги) разницу между суммой чеков и стоимостью товара держателю возмещают наличными. В дальнейшем эти чеки направляются на инкассо в банк, который оплачивает их обслужившей организации торговли (сервиса), переводя деньги на ее счет в соответствии с заключенным договором. В случае неиспользования дорожного чека допускается возврат денежных сумм по дорожному чеку. При выплате денежных средств по дорожных чекам в банке-агенте (например, в банке, в котором был приобретен ранее дорожный чек), этот банк также вправе взимать временного удостоверения личности; содействие в изменении расписания и маршрута поездки; передача оставленных владельцем чека или для владельца чека сообщений). Таким образом, дорожные чеки могут быть более привлекательны по сравнению с иными платежными инструментами, а в некоторых случаях даже по сравнению с наличными деньгами. Этим и объясняется достаточно широкая популярность данных платежных инструментов. 9.8. НЕТОРГОВЫЕ ПЕРЕВОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Неторговые переводы физических лиц относят к текущим валютным операциям. Неторговые переводы не могут быть связаны с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью физического лица. Таким образом, международные переводные операции банков по поручению физических лиц можно относить как к валютным операциям (проведение международных переводных операций), так и к операциям расчетного характера. Это обусловлено тем, что, с одной стороны, денежные переводы связаны с перемещением валютных ценностей (как правило, иностранной валюты) из одной страны в другую. При этом одна из сторон (получатель или отправитель денежного перевода) может являться нерезидентом или находиться за пределами Республики Беларусь. С другой стороны, банк проводит расчетную операцию с целью перемещения денежных средств от одного лица к другому. К субъектам операций по переводу денежных средств физических лиц относят: · банки, взаимодействующие с различными платежными системами; · организациями связи; · физические лица, которые могут выступать в качестве инициаторов переводов (плательщики), получателей переводов; · юридические лица, отправляющие переводы в адрес физических лиц либо являющиеся получателями денежных средств. Переводы неторгового характера могут быть кредитовыми и дебетовыми. Кредитовый перевод (денежный перевод за границу) - банковский перевод за счет резидента-клиента (физического лица) уполномоченного банка в пользу резидента, который является клиентом банка-нерезидента. Дебетовый перевод (денежный перевод из-за границы) - банковский перевод в пользу резидента - клиента уполномоченного банка за счет нерезидента или за счет резидента, который является клиентом банка-нерезидента. При этом в соответствии с действующим законодательством денежные переводы физических лиц, полученные от нерезидентов Республики Беларуси, рассматриваются как иностранная безвозмездная помощь. Физическое лицо, получив денежный перевод из- за рубежа, обязано открыть в банке благотворительный счет для последующего зачисления денежных средств. Кроме того, полученную безвозмездную помощь необходимо зарегистрировать в Департаменте по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Регистрация осуществляется на основании заявления физического лица с предоставлением плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи. Документом, подтверждающим регистрацию иностранной безвозмездной помощи, является удостоверение, выдаваемое Департаментом по гуманитарной деятельности Управления делами Президента Республики Беларусь. Получатели иностранной безвозмездной помощи в виде наличных денежных средств обязаны по истечении одного месяца со дня выдачи им удостоверения представить в Департамент отчет об использовании (распределении) иностранной безвозмездной помощи. Также для использования иностранной безвозмездной помощи в виде денежных средств получатель обязан представить в банк копии удостоверения о регистрации иностранной безвозмездной помощи и плана целевого использования (распределения) иностранной безвозмездной помощи, согласованного с Департаментом. Иностранная безвозмездная помощь может использоваться для проведения научных исследований, разработок, обучения, а также для реализации научно-исследовательских программ; оказания медицинской помощи; оказания социальной помощи малообеспеченным и социально незащищенным гражданам и для других целей. Однако иностранная безвозмездная помощь не может использоваться для осуществления деятельности, направленной на изменение конституционного строя Республики Беларусь, захват или свержение государственной власти, побуждение к совершению таких действий, для пропаганды войны либо насилия в политических целях, разжигания социальной, национальной, религиозной и расовой вражды, дчя других деяний, запрещенных законодательством. Также иностранная безвозмездная помощь не должна быть направлена для подготовки и проведения выборов, референдумов, отзыва депутата, члена Совета Республики, организации и проведения собраний, митингов, уличных шествий, демонстраций, пикетирования, забастовок, изготовления и распространения агитационных материалов, а также для проведения семинаров и других форм политической и агитационно-массовой работы среди населения. Государственный контроль за целевым использованием иностранной безвозмездной помощи ее получателями осуществляется Комитетом государственного контроля, Министерством внутренних дел, Министерством по налогам и сборам, Комитетом государственной безопасности. Государственным таможенным комитетом и их территориальными органами, Управлением делами Президента Республики Беларусь, другими государственными органами и организациями в соответствии с законодательством Республики Беларусь. В зависимости от учреждения, посредством которого будет произведен перевод денежных средств, выделяют следующие виды денежных переводов: · денежные переводы, осуществляемые организациями связи (почтовые переводы); · денежные переводы, проводимые банками. В зависимости от наличия у клиента счета в банке денежные переводы классифицируют: · на денежные переводы, с открытием счета - предполагают проведение переводной операции в безналичной форме с использованием счетов как в иностранной валюте, так и в белорусских рублях, принадлежащих клиенту банка; денежные переводы без открытия счета - денежные переводы с использованием наличной иностранной валюты или белорусских рублей, которые при осуществлении переводной операции зачисляются на балансовый счет банка, предназначенный для учета средств на временной основе. Данная разновидность денежных переводов удобна сезонным рабочим, студентам, эмигрантам, отправляющим деньги родственникам, а также физическим лицам, которым необходимо срочно перевести или получить деньги, не имеющим счетов в местных банках и осуществляющим данные операции единоразово. В зависимости от типа контрагента принято выделять: · частный денежный перевод - перевод денежных средств от одного физического лица другому физическому лицу; · денежные переводы, не связанные с предпринимательской (хозяйственной) деятельностью в оплату работ, товаров, услуг от частного лица юридическому лицу, а также от юридического лица частному лицу. В зависимости от степени организации переводной операции существуют: · официальные денежные переводы - переводы по поручению физических лиц, в том числе переводы, осуществляемые банками. При отправлении банковских переводов в пользу юридического лица за границу физические лица представляют в банк документы, необходимые банку для осуществления функций агентов валютного контроля. При осуществлении переводов за границу в пользу физических лиц представления документов, необходимых банку для осуществления функций агентов валютного контроля, не требуется, за исключением случаев, установленных законодательством, переводы организациями связи; · неофициальные денежные переводы - передача денежных средств от одного физического лица к другому физическому лицу без отражения операции по счетам банков или организаций связи. На данный момент времени наиболее популярными способами переводов являются переводы денежных средств, осуществляемые через банковские учреждения с помощью частных платежных систем. Данные денежные переводыотносятся к разряду срочных или экспресс-переводов. Экспресс-переводы - этоденежные переводы, совершаемые посредством специализированных платежных систем, занимающихся переводом денежных средств частных лиц. Использование современных средств связи и обработки информации позволяет осуществить денежный перевод в течение 5-45 минут в зависимости от возможностей конкретной компании, занимающейся оказанием услуг подобного рода. Системы срочного перевода денежных средств сотрудничают, как правило, с банками. Банки, работая с определенной системой денежных переводов, обеспечивают как выплату денежных переводов из-за границы, так и отправление денежных переводов за границу. Прием и выдача денежных средств при осуществлении переводов может производиться в наличной и в безналичной форме. Для осуществления денежных переводов с использованием частных платежных систем в банке организуются пункты обслуживания клиентов. Банк, совершающий международные денежные переводы по поручению физических лиц, получает доход в форме доли платы за переводы, взимаемой с отправителей. При выплате либо отправлении банком денежного перевода ему начисляется вознаграждение в размере, определенном в договоре между частной платежной системой и банком. Международные денежные переводы с использованием частных платежных систем совершаются, как правило, с использованием программного обеспечения, предоставленного самой Системой. Технологию осуществления международного денежного перевода можно представить на примере сотрудничества банка с системой международных денежных переводов. Отдельные моменты совершения международной переводной операции с использованием частных платежных систем могут быть совершены банком иным образом в зависимости от особенностей организации документооборота и других факторов. Международные переводы физических лиц имеют для банков существенное значение. Во-первых, они позволяют расширить клиентскую базу, способствовать привлечению поступивших денежных средств на депозитные счета. Во-вторых, работа с переводами неторгового характера обеспечивает банку получение постоянного дохода в виде комиссионного вознаграждения. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ · Что такое валютный рынок, какова его классификация? · Что такое валютное регулирование, каковы его цели? · Какие функции выполняют органы валютного регулирования и валютного контроля? · Что понимается под валютным контролем? · В чем заключаются функции банков как агентов валютного контроля? · На основании каких основных документов осуществляется валютный контроль в банках Республики Беларусь? · Что такое валютный курс? · Какие существуют методы котировки валюты? · Дня чего и каким образом используется кросс-курс? · Что понимается под валютными ценностями? · Кто является резидентами и нерезидентами Республики Беларусь? · Какова классификация валютных операций? · Какие счета открываются юридическим лицам для проведения операций с иностранной валютой и каков режим их ведения? · На какие цели юридические лица вправе покупать иностранную валюту на внутреннем валютном рынке и как оформляется порядок ее приобретения? · В каких случаях осуществляется продажа иностранной валюты и как оформляется порядок ее проведения? · В каких случаях обязательная продажа иностранной валюты не производится? · Какие операции с участием физических лиц попадают под категорию валютнообменных? 18 Каков порядок организации и деятельности обменного пункта? a. Что такое дорожный чек и какова сфера его применения? b. Каким образом оформляются операции продажи и покупки дорожных чеков банком? c. Какие денежные переводы физических лиц носят неторговый характер? d. Назовите субъектов, участвующих в международной переводной операции неторгового характера. e. Дайте определение кредитовому, дебетовому международному денежному переводу. f. В чем заключаются особенности получения денежного перевода из- за рубежа? g. На какие цели не допускается использование безвозмездной иностранной помощи? h. Приведите классификацию переводов в зависимости от наличия у клиента счета в банке. i. Что такое экспресс-переводы? j. В чем заключается особенность совершения срочного международного денежного перевода? k. Каково значение международных переводных операций физических лиц для банка? Глава 10 БАНКОВСКИЙ АУДИТ Согласно Закону Республики Беларусь «Об аудиторской деятельности» от 08.11.1994 г. № 3373-ХП (с изменениями и дополнениями) аудиторская деятельность - это предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой отчетности, а также других документов организаций, их обособленных подразделений, индивидуальных предпринимателей, а при необходимости и по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности и соответствии совершенных финансовых (хозяйственных) операций законодательству. Аудитор - это физическое лицо, имеющее высшее экономическое и (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора. Порядок проведения аудиторских проверок определяется законодательством, а также уставами (иными документами) аудируемых организаций в случаях, предусмотренных законодательством. Аудиторские проверки в зависимости от их направленности могут быть квалифицированы по видам. В зависимости от характера взаимоотношений с клиентами аудит бывает: • внешний - проверка бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) отчетности и других документов аудируемых лиц, а при необходимости и проверка деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской (финансовой) отчетности, аудиторской организацией или аудитором - индивидуальным предпринимателем, не связанными имущественными интересами с аудируемыми лицами; · внутренний - структурное подразделение банка, подотчетное руководству. По степени обязательности аудиторские проверки подразделяют: · на обязательный аудит - аудит, предусматривающий комплексную проверку с целью подтверждения достоверности официальной бухгалтерской отчетности; проводится согласно законодательству. · инициативный аудит - аудит, связанный с проверкой финансово-хозяйственной деятельности клиента по его желанию. Если инициируется тематический а у д и т, то контролю подвергаются только отдельные разделы и участки учета. По объектам применения аудиторские услуги подразделяют: · на общий аудит; · банковский аудит; · аудит небанковских кредитно-финансовых организаций; · страховой аудит. По формам различают: · аудит финансовых отчетов, который заключается в проверке их соответствия установленным критериям и общепринятым правилам бухгалтерского учета; проводят независимые аудиторы по приглашению компании; · аудит на соответствие установленным требованиям, основывающийся на рассмотрении деятельности субъекта хозяйствования с точки зрения ее согласованности с предписанным условием, правилом и законом. Целью аудита данного вида является проверка соблюдения хозяйствующим субъектом предписанных норм; · аудит хозяйственной деятельности, состоящий из исследования административного управления и эффективности работы хозяйствующего субъекта. Его иногда называют операционным или управленческим аудитом. Предполагается, что аудитор должен провести объективное обследование и дать всестороннюю оценку определенных видов деятельности всей организации либо ее подразделений, предоставив управленческому персоналу рекомендации по совершенствованию их работы. По периодичности проведения аудит бывает: · первоначальный - проводится аудитором впервые для данного клиента; · согласованный (повторяющийся) - осуществляется аудитором повторно или регулярно, поэтому проверяющие знакомы со спецификой клиента, сильными и слабыми сторонами в организации его бухгалтерского учета, могут воспользоваться результатами сотрудничества с клиентом, полученными в ходе консультирования, участия в организации системы внутреннего контроля. И первоначальный, и согласованный аудит может иметь форму: · проверки по итогам; · частичной проверки; · детальной проверки. Законодательными актами устанавливаются сопутствующие аудиту услуги. 10.1. ПОРЯДОК ЛИЦЕНЗИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В БАНКОВСКОЙ СИСТЕМЕ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ Право на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе имеют аудиторские организации и аудиторы - индивидуальные предприниматели при наличии лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь, и дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной Национальным банком Республики Беларусь. Лицензия выдается на основании решения Центральной аттестационной комиссии Национального банка Республики Беларусь по результатам собеседования, проводимого с аудиторами и руководителями аудиторских организаций. Лицензия может быть выдана: · аудиторам - индивидуальным предпринимателям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность,, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе, выданное Национальным банком Республики Беларусь, и стаж работы не менее трех лет из последних пяти в банковской системе Республики Беларусь по специальностям, соответствующим экономическому или юридическому образованию, или аудитора, ассистента аудитора в аудиторской организации, осуществляющей аудиторскую деятельность в банковской системе; · аудиторским организациям, имеющим лицензию на аудиторскую деятельность, выданную Министерством финансов Республики Беларусь, в штате которых имеется не менее трех аудиторов, включая руководителя, для которых данная организация является основным местом работы, которые имеют свидетельство о соответствии квалификационным требованиям для осуществления аудиторской деятельности в банковской системе и отвечают требованиям по стажу работы в банковской системе. Для получения лицензии в Центральную аттестационную комиссию Национального банка Республики Беларусь подаются следующие документы. Документы, представляемые аудитором - индивидуальным предпринимателем. · заявление; · копия лицензии на осуществление аудиторской деятельности, выданной Министерством финансов Республики Беларусь; · копия диплома о высшем экономическом и (или) юридическом образовании; · копия трудовой книжки; · документ, подтверждающий внесение платы за выдачу лицензии; · коп
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|