Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.




Основы этнопсихологии. Категориальный аппарат науки.

 

Понятие этнопсихологии

Этническая психология -- это самостоятельная, довольно молодая и одновременно сложная отрасль знаний, возникшая на стыке таких наук как психология, социология (философия), культурология и этнология (этнография), которые в той или иной мере изучают национальные особенности психики человека и групп людей.

Этническая психология - это междисциплинарная отрасль знания, изучающая и разрабатывающая: 1) особенности психики людей различных народов и культур; 2) проблемы национальных особенностей мировосприятия; 3) проблемы национальных особенностей взаимоотношений; 4) проблемы национального характера; 5) закономерности формирования и функции национального самосознания и этнических стереотипов; 6) закономерности формирования обществ, национальных общин.

Общепризнанной категорией этнопсихологии как науки в нашей стране является понятие психического склада нации, берущее свое начало из марксистского социологического определения этой общности. Однако это понятие до сих пор недостаточно четко и всесторонне осмыслено, а наполнение его содержания разными учеными осуществляется неодинаково.

В основном тут проявляется влияние двух подходов. Первый из них предполагает включение в систему элементов психического склада нации таких компонентов, представления о которых заимствованы из общей и социальной психологии, социологии или просто из обыденной лексики. Это национальный характер (см.), национальный темперамент (см.), национальные чувства (см.), национальные традиции (см.), национальные привычки (см.). Второй подход ориентирует этнопсихологов на преимущественное изучение национального своеобразия проявления психических процессов, состояний и свойств, коммуникативных характеристик, общих для представителей конкретных наций, этнических групп,

Оба подхода заслуживают серьезного внимания. Вместе с тем они еще не осмыслены в единстве и как бы существуют независимо друг от друга. На самом же деле их можно заставить "работать" в интересах общего дела. Сделать это можно, если, правильно продумав методологические основания, объединить в единое целое уже имеющиеся представления.

Действительно, в рамках первого подхода главным образом констатируется наличие и проявление системообразующих компонентов психологии нации, таких, как национальный характер, национальный темперамент, национальные чувства и другие. Функционирование последних само по себе предполагает присутствие в их содержании конкретных составляющих - подсистем черт характера, свойств темперамента, конкретных национальных чувств и т. д. Общие же черты национальной психологии, на которые делается упор во втором подходе, теперь уже укладывается в рамки под-системных элементов первого подхода. Другое дело, что их очень сложно классифицировать по одному основанию, т. к. в обоих случаях названия заимствованы из арсенала обобщающих понятий о психологических явлениях в общей психологии, ориентирующих на проявление многообразных компонентов их составляющих- эмоциональных, познавательных, волевых и т. п.

 

Предмет и задачи этнопсихологии

Предмет. Это чувство принадлежности к этносу. (этническая принадлежность) Этничность- это социологическая категория, принадлежность к этносу по определённым признакам (место рождения, язык, культура)

Задачи этнопсихологии как науки. Этнопсихология как отрасль научных исследований имеет свои конкретные задачи, включающие:

1. Всестороннее осмысление и обобщение данных о факторах и источниках формирования национально-психологических особенностей представителей конкретных этнических общностей; выявление на этой основе специфики социально-политического, экономического, исторического и культурного развития наций и народов, определившей в окончательном итоге своеобразие зарождения, развития и функционирования их психологии.

2. Изучение специфики мотивационной сферы национальной психики представителей тех или иных этнических общностей с целью анализа своеобразия проявления деловитости, инициативности, степени усердия и других подобных качеств, определяющих важнейшие показатели эффективной деятельности людей.

3. Исследование национальных характеристик интеллектуально- познавательной активности людей конкретной национальности, проявляющихся в своеобразно сочетающихся в ходе трудовой деятельности, степени приверженности к логике, глубине абстрагирования, скорости мыслительных операций, организации интеллектуальных процессов, глубине восприятий, полноте и оперативности представлений, концентрации и устойчивости внимания и т.д.

4. Анализ и выявление закономерностей протекания национальных чувств, организация наблюдений за спецификой выражения эмоций представителями конкретных этнических общностей с целью констатации закономерностей их эмоциональной жизни.

5. Изучение специфики национальных установок на волевую активность, функционирующих в национальном характере того или иного народа или нации; выявление устойчивости волевых процессов, своеобразия волевых усилий, которые способны проявлять представители той или иной нации, народа.

6. Исследование своеобразия коммуникативной сферы этнической психологии людей, функционирующей в форме специфических для них взаимодействия, общения и взаимоотношений и оказывающих влияния на характер протекания социально-психологических процессов в группах и коллективах, их иерархию и особенности.

7. Сравнительное (кросскультурное) изучение национально-психологических особенностей различных народов мира с целью выявления закономерностей функционирования национальной психологии и составления психологических характеристик этих народов.

8. Выявление отличительных национальных черт психологии различных классов, слоев и других конфессиональных групп общества с целью обобщения закономерностей (национальных, социологических, культурных и т.п.) их развития и функционирования.

Взаимосвязь этнопсихологии с другими науками.

Этнография и социология помогают этнопсихологам: методологически верно и всесторонне изучать потребности, ценностные ориентации, настроения, чувства, традиции, привычки, поведение представителей различных национальных (этнических) групп; понять, как они влияют и в каком отношении находятся с национально-психологическими особенностями, как последние проявляются в процессе социальной, профессиональной, политической, экономической и бытовой деятельности людей, на изучение которых и ориентированы эти науки.

Историческая наука дает возможность этнопсихоло-логам точно интерпретировать факторы и источники формирования психологии тех или иных этнических общностей, правильно оценивать формирование, функционирование и трансформацию конкретных национально-психологических особенностей на различных исторических этапах их развития.

С другой стороны, уже упомянутые и другие науки, например, педагогика, политология и т. д., нуждаются в результатах исследований этнопсихологов, поскольку без них не могут быть правильно объяснены конкретные феномены, процессы и явления, относящиеся к областям их собственных интересов. Так, политология с помощью этнопсихологов способна более точно описывать специфику протекания политических процессов в конкретных национальных регионах, которая во многом зависит от своеобразия проявления национально-психологических особенностей народов, в них проживающих. А педагогам этнопсихологи способны подсказать, например, более подходящее содержание воспитательных мероприятий, т. к. оно во многом определяется спецификой национального опыта той или иной этнической общности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...