Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях
1. Межэтнические отношения — это такие отношения, в которых их участники выступают как представители своей этнической группы, народа. Межэтнические отношения могут осуществляться на личностном уровне, когда происходит взаимодействие между двумя личностями — представителями своего этноса, или на групповом уровне, когда во взаимодействие включены две и более этнические группы. Проиессмежэтнического взаимодейст — вия содержит в себе следующие компоненты: С когнитивный, когда участники взаимодействия осознают и воспринимают себя и других как представителей разных этнических групп и, используя такие механизмы, как категоризация, символизация и стереотипизация, строят на их основе определенные схемы поведения; ✓ эмоциональный, когда участники взаимодействия имеют определенное эмоциональное отношение к себе и к другим как представителям иных, "чужих" этносов, и это отношение может также строиться на основе механизмов категоризации, символизации и стереотипизации, рождая определенные установки, стереотипы и т. п.;
✓поведенческий, когда созданная на основе специфики межгруппового восприятия схема поведения и сопутствующее ей эмоциональное отношение проявляются в конкретных поступках и действиях участников межэтнического контакта как представителей своих этнических групп. Можно выделить следующие ведущие механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях. ✓ этноцентризм; ✓ стереотипы и установки; ✓ атрибуции. 2. Внутригрупповой фаворитизм — это специфический механизм межгруппового восприятия, используемый для поддержания группой позитивной идентичности и заключающийся в тенденции индивида благоприятствовать собственной группе и ее членам при сравнении с другими группами. Это предпочтение своей группы всем остальными, которые могут быть с ней сопоставимы. В контексте этнической психологии примером внутригруп- пового фаворитизма является этноцентризм, под которым понимается предпочтение индивидом своей этнической группы и оценка других групп, людей и явлений действительности с точки зрения их сравнения со своей этнической группой, которая оказывается в положении центральной категории.
Как механизм межгруппового восприятия в межэтнических отношениях этноиентризм имеет следующие характеристики. ✓может являться препятствием для межгруппового взаимодействия, но также и выполнять полезные для группы функции, среди которыхможно выделить: • поддержание позитивной идентичности представителей той или иной этнической общности; • сохранение целостности, специфичности и самобытности этнической группы; ✓изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к межгрупповым различиям, и в этом случае выражается не как занижение уровня значимости и важности других групп, а как повышение значимости своей группы без отрицания и принижения культур других, "чужих" этнических групп; может иметь позитивную форму выражения, когда достаточно объективно оцениваются качества своей группы и при этом осуществляются попытки понять особенности чужой группы; имеет тенденцию к дифференциации, под которой понимается стремление этнической группы к отделению себя от других этнических групп. Существуют следующие степени и формы выраженности дифференциации: в форме противопоставления себя другим этническим группам (в ситуации этнического противостояния или конфликта) с характерной предвзятостью по отношению к ним, которая может иметь следующие особенности проявления:
• приписывание себе только позитивных качеств, а врагам — только негативных, т. е. своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая и ее действия объясняются альтруистическими мотивами, а чужая группа — как агрессивная "империя зла", преследующая свои эгоистические интересы; • различная оценка тождественных по смыслу качеств в зависимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе, т. е. люди выбирают позитивный ярлык, когда описывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык при описании той же черты чужой группы; в форме сопоставления, что выражается в принятии и признании этническими группами своих различий, когда своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качествам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов. Основными механизмами, выполняющими функцию межгрупповой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений выделяются следующие виды атрибутивныхпроцессов: стереотипизация — как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группового членства; социальная каузальная атрибуция — приписывание причин поведения и достижений индивидов на основании групповой принадлежности. 3. Социальные стереотипы, выработанные на их основе этнические стереотипы играют важную роль в межгрупповых отношениях, так как являются упрощенными, схематизированными образами социальных объектов и характеризуются высокой степенью согласованности индивидуальных представлений. Стереотипы усваиваются в раннем детстве — обычно из вторичных источников, а не из непосредственного опыта — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Этнические стереотипы являются упрощенными образами этнических групп и как механизмы межэтнического восприятия имеют следующие характеристики: ✓ могут выполнять негативную роль, когда используются индивидом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению и тем самым лишают человека права быть воспринятым и понятым как индивидуальность, со своими особыми чертами, как положительными или отрицательными;
носят эмоционально-оценочный характер, когда представители взаимодействующих этнических групп испытывают по отношению друг к другу чувства различной модальности и полярности, а также демонстрируют свое отношение через оценку качеств друг друга; ✓ могут нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд, причем полярность этого заряда будет зависеть от того, какие именно это стереотипы: • в автостереотипах преобладают стереотипы восхищения;» в гетеростереотипах преобладают стереотипы презрения, хотя иногда по отношению к "чужой" этнической группе, не представляющей угрозы, могут возникать позитивно пристрастные стереотипы; ✓ имеют характер устойчивости, ригидности по отношению к новой информации, т. е. редко подвержены изменению под воздействием новой, противоречащей старой, информации о данной этнической группе, но изменение стереотипов возможно в том случае, если меняется характер отношений между группами; считаются точными, т. е. объективно отражающими свойства взаимодействующих групп и отношения между ними при соблюдении следующихусловий: • присутствует единодушие мнений двух и более групп относительно черт, характеризующих третью; • согласованность между восприятием группой самой себя и ее восприятием другой группой; . максимальное сходство между культурами взаимодействующих этнических групп; испытывают влияние реальных межэтнических отношений, и степень их благоприятности и точности зависит от характера этих отношений — сотрудничества или соперничества, доминирования или подчинения. 4. Атрибуция как механизм межэтнического восприятия имеет следующиехарактеристики: понимается как процесс приписывания своей или чужой группе или отдельным ее представителям черт, свойств характера, способностей, а также причин поведения и происходящих событий, при этом приписываемые явления могут иметь как позитивный, так и негативный оттенок;
имеет свойство приписывать позитивные события и качества своей группе, а негативные — чужой, различия в приписывании причин поведения "своим" и "чужим" объясняются наличием социальных стереотипов в отношении этих групп; ✓обладает свойством первичной ошибки атрибуции, понимаемой как систематическое структурирование ложных межгрупповых атрибуций, частично основанныхна предубеждениях; может выдвигать в качестве причины поведения представителей того или иного этноса их принадлежность к данному этносу; выполняет функцию формирования, поддержания или усиления позитивной групповой идентичности через этноцентристские атрибуции, в которых индивиды оказывают предпочтение представителям своей группы и которые могут способствовать формированию и сохранению враждебных стереотипов и препятствовать попыткамурегулирования межгрупповых конфликтов. При этом члены групп подчиненного меньшинства, не видящие альтернатив существующей системе, довольно часто проявляют тенденцию к обесцениванию своей группы и оказанию предпочтения доминантной группе; ✓тесно связана со стереотипизацией: процесс социальной каузальной атрибуции является механизмом образования стереотипов, а процесс стереотипизации является механизмом образования атрибуций.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|