Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях





1. Межэтнические отношения — это такие отношения, в которых их участники выступают как представители своей этнической группы, народа. Межэтнические отношения могут осуществ­ляться на личностном уровне, когда происходит взаимодействие между двумя личностями — представителями своего этноса, или на групповом уровне, когда во взаимодействие включены две и более этнические группы. Проиессмежэтнического взаимодейст — вия содержит в себе следующие компоненты:

С когнитивный, когда участники взаимодействия осознают и вос­принимают себя и других как представителей разных этнических групп и, используя такие механизмы, как категоризация, симво­лизация и стереотипизация, строят на их основе определенные схемы поведения;

✓ эмоциональный, когда участники взаимодействия имеют опре­деленное эмоциональное отношение к себе и к другим как пред­ставителям иных, "чужих" этносов, и это отношение может также строиться на основе механизмов категоризации, символи­зации и стереотипизации, рождая определенные установки, стереотипы и т. п.;

 

✓поведенческий, когда созданная на основе специфики межгруп­пового восприятия схема поведения и сопутствующее ей эмо­циональное отношение проявляются в конкретных поступках и действиях участников межэтнического контакта как представи­телей своих этнических групп.

Можно выделить следующие ведущие механизмы межгруппового восприятия в межэтнических отношениях.

✓ этноцентризм;

✓ стереотипы и установки;

✓ атрибуции.

2. Внутригрупповой фаворитизм — это специфический механизм межгруппового восприятия, используемый для поддержания группой позитивной идентичности и заключающийся в тенден­ции индивида благоприятствовать собственной группе и ее чле­нам при сравнении с другими группами. Это предпочтение своей группы всем остальными, которые могут быть с ней сопостави­мы. В контексте этнической психологии примером внутригруп- пового фаворитизма является этноцентризм, под которым по­нимается предпочтение индивидом своей этнической группы и оценка других групп, людей и явлений действительности с точ­ки зрения их сравнения со своей этнической группой, которая оказывается в положении центральной категории.



Как механизм межгруппового восприятия в межэтнических от­ношениях этноиентризм имеет следующие характеристики.

✓может являться препятствием для межгруппового взаимодейст­вия, но также и выполнять полезные для группы функции, среди которыхможно выделить:

• поддержание позитивной идентичности представителей той или иной этнической общности;

• сохранение целостности, специфичности и самобытности этнической группы;

✓изначально не несет в себе враждебного отношения к другим группам и может сочетаться с терпимым отношением к меж­групповым различиям, и в этом случае выражается не как за­нижение уровня значимости и важности других групп, а как повышение значимости своей группы без отрицания и приниже­ния культур других, "чужих" этнических групп;

может иметь позитивную форму выражения, когда достаточно объективно оцениваются качества своей группы и при этом осуществляются попытки понять особенности чужой группы; имеет тенденцию к дифференциации, под которой понимается стремление этнической группы к отделению себя от других эт­нических групп.

Существуют следующие степени и формы выраженности диффе­ренциации:

в форме противопоставления себя другим этническим группам (в ситуации этнического противостояния или конфликта) с ха­рактерной предвзятостью по отношению к ним, которая мо­жет иметь следующие особенности проявления:

• приписывание себе только позитивных качеств, а врагам — только негативных, т. е. своя группа воспринимается как высокоморальная и миролюбивая и ее действия объясняют­ся альтруистическими мотивами, а чужая группа — как аг­рессивная "империя зла", преследующая свои эгоистические интересы;

• различная оценка тождественных по смыслу качеств в за­висимости от того, приписываются ли они своей или чужой группе, т. е. люди выбирают позитивный ярлык, когда опи­сывают черту, присущую своей группе, и негативный ярлык при описании той же черты чужой группы;

в форме сопоставления, что выражается в принятии и признании этническими группами своих различий, когда своя группа может предпочитаться в одних сферах жизнедеятельности, а чужая — в других, что не исключает критичности к деятельности и качест­вам обеих и проявляется через построение взаимодополняющих образов.

Основными механизмами, выполняющими функцию межгруп­повой дифференциации, являются атрибутивные процессы. На уровне межгрупповых отношений выделяются следующие виды атрибутивныхпроцессов:

стереотипизация — как особый случай атрибуции черт, когда индивиду приписываются характеристики исходя из его группо­вого членства;

социальная каузальная атрибуция — приписывание причин пове­дения и достижений индивидов на основании групповой принад­лежности.

3. Социальные стереотипы, выработанные на их основе этниче­ские стереотипы играют важную роль в межгрупповых отно­шениях, так как являются упрощенными, схематизированными образами социальных объектов и характеризуются высокой сте­пенью согласованности индивидуальных представлений. Стерео­типы усваиваются в раннем детстве — обычно из вторичных ис­точников, а не из непосредственного опыта — и используются детьми задолго до возникновения ясных представлений о тех группах, к которым они принадлежат. Этнические стереотипы являются упрощенными образами этнических групп и как меха­низмы межэтнического восприятия имеют следующие характе­ристики:

✓ могут выполнять негативную роль, когда используются индиви­дом в процессе межличностного восприятия при недостатке информации о конкретном партнере по общению и тем самым лишают человека права быть воспринятым и понятым как ин­дивидуальность, со своими особыми чертами, как положитель­ными или отрицательными;

носят эмоционально-оценочный характер, когда представители взаимодействующих этнических групп испытывают по отно­шению друг к другу чувства различной модальности и полярно­сти, а также демонстрируют свое отношение через оценку ка­честв друг друга;

✓ могут нести в себе как положительный, так и отрицательный эмоциональный заряд, причем полярность этого заряда будет за­висеть от того, какие именно это стереотипы:

• в автостереотипах преобладают стереотипы восхищения; » в гетеростереотипах преобладают стереотипы презрения, хо­тя иногда по отношению к "чужой" этнической группе, не представляющей угрозы, могут возникать позитивно при­страстные стереотипы;

✓ имеют характер устойчивости, ригидности по отношению к новой информации, т. е. редко подвержены изменению под воздействием новой, противоречащей старой, информации о данной этнической группе, но изменение стереотипов возмож­но в том случае, если меняется характер отношений между группами;

считаются точными, т. е. объективно отражающими свойства взаимодействующих групп и отношения между ними при соблю­дении следующихусловий:

• присутствует единодушие мнений двух и более групп относи­тельно черт, характеризующих третью;

• согласованность между восприятием группой самой себя и ее восприятием другой группой;

. максимальное сходство между культурами взаимодействую­щих этнических групп; испытывают влияние реальных межэтнических отношений, и степень их благоприятности и точности зависит от характера этих отношений — сотрудничества или соперничества, домини­рования или подчинения.

4. Атрибуция как механизм межэтнического восприятия имеет следующиехарактеристики:

понимается как процесс приписывания своей или чужой группе или отдельным ее представителям черт, свойств характера, способностей, а также причин поведения и происходящих собы­тий, при этом приписываемые явления могут иметь как пози­тивный, так и негативный оттенок;

имеет свойство приписывать позитивные события и качества своей группе, а негативные — чужой, различия в приписывании причин поведения "своим" и "чужим" объясняются наличием социальных стереотипов в отношении этих групп;

✓обладает свойством первичной ошибки атрибуции, понимаемой как систематическое структурирование ложных межгрупповых атрибуций, частично основанныхна предубеждениях; может выдвигать в качестве причины поведения представителей того или иного этноса их принадлежность к данному этносу; выполняет функцию формирования, поддержания или усиления позитивной групповой идентичности через этноцентристские атрибуции, в которых индивиды оказывают предпочтение представителям своей группы и которые могут способствовать формированию и сохранению враждебных стереотипов и препят­ствовать попыткамурегулирования межгрупповых конфликтов. При этом члены групп подчиненного меньшинства, не видящие альтернатив существующей системе, довольно часто проявляют тенденцию к обесцениванию своей группы и оказанию предпоч­тения доминантной группе;

✓тесно связана со стереотипизацией: процесс социальной кау­зальной атрибуции является механизмом образования стереоти­пов, а процесс стереотипизации является механизмом образова­ния атрибуций.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2019 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.