Концепции базовой и модальной личности.
В 1939г Р.Линтон опубликовал монографщ озаглавленную "Индивид и общество", в которой изложил основные положения своей теории и дал определен! понятию"базовая личность"
По мнению Линтона, концепт базовой личности озачает особый тип интеграции индивида в культурную среду на основе опыта социализации членов данной этнической общности и их индивидуально-личностных характеристик Согласно данному подходу, у каждого народа 1Щсствует своя базовая структура личности, которая передается из поколения в поколение посредством социализации и в какой-то мере определяет судьбу данного народа Исследования Р Линтона показали, что цюсредственное влияние культуры связано с процессом закрепления первичного опыта социализации личности в самой структуре личности Этот закрепленный опыт оказывает влияние на формирование базовой личности. которая в свою очередь создает и сохраняет отдельные аспекты культуры По мнению Кардинера, в культуре выделяются две вороны Первая состоит из институтов первичной уциализации, которые выступают в качестве определителя базовой личности (семья, друзья, соплеменники), а вторая |ключает в себя институты вторичной социализации, п орождаемые самой базовой личностью (религиозные верования, мифологические представления, фольклор и т.д.) Для объяснения законов функционирования всех сторон личностной социализации были использованы Понятия "проекция" и "адаптация", заимствованные из Психоаналитической литературы. Кардинер исходил из предположения, что все институты первичной социализации являются результатом исторического процесса адаптации индивида как социального существа к своему непосредственному окружению По мере развития и совершенствования этого процесса вырабатывается особая технология самоподдержкн, складываются общественные структуры и соответствующие им формы воспитания детей
Следовательно, индивид с момента своего рождения уже находится под влиянием институтов первичной социализа-
ции, которые типичны для данного общества и данной культуры. Кроме того, он вынужден тем или иным способом адаптироваться к ним. В процессе этой адаптации у ребенка формируется "чувство уверенности в собственном существовании". Кардинер полагает, что по мере взросления индивида такая уверенность в собственном существовании будет помогать ему успешно справляться с ситуациями фрустрирующего характера. Многие авторы научной школы "Культура и личность" высказывали убеждение, что прежде чем изучать фольклор, обычаи и другие объективированные формы культуры, необходимо тщательно разобраться в том, какие эффекты в сознании личности порождает действие институтов первичной социализации. Без анализа особенностей первичной социализации индивида в конкретном обществе невозможно, по мнению этих авторов, адекватно понять местные культурные традиции, фольклор и верования. Особый интерес представителей данного направления психологической антропологии вызывали внутрилич-ностные конфликты, возникающие в подсознании и порождаемые трудностями начальной стадии социализации. Это, в свою очередь, вызывало трудности прохождения вторичного этапа социализации и формировало механизмы психологической защиты, в основном, механизмы проекции. Многочисленные эмпирические исследования, проведенные среди аборигенных народов Полинезии и Крайнего Севера, также содержали психоаналитические интерпретации полученных данных. Так, Кардинер, анализируя культуру народа зуни, делал вывод о том, что достаточно миролюбивый характер этого племени обусловлен закрепленным в струтуре социальной организации туземного общества сильным чувством стыда. Это чувство стыда является результатом слишком жесткого семейного воспитания, где ребенок, целиком зависящий от настроения родителей, подвергается наказанию за малейший проступок. По мере взросления этого ребенка страх пере/" наказанием трансформируется в страх перед лично!
неуспешностью в социуме, сопровождаемый чувством стыда за свои социально-неодобряемые поступки. Культура племен, до сих пор сохраняющих каннибализм, интерпретировалась Кардинером с точки зрения действия Эдипова комплекса. В книге Линтона "Индивид и общество" \ммируются взгляды различных авторов, работавших в |усле психоаналитического направления в антропологии, делается вывод о том, что личность обладает врожденной [Юсобностью к адаптации в окружающей социальной;)еде. Как и Кардинер, Линтон провел несколько исследований среди туземцев. Интерпретация полученных данных также была проведена с позиций классического психоанализа. Например, агрессивность и воинственный характер туземцев из племени танала в отношении представителей соседних племен объясняется репрессивным характером этой культуры, в которой вождь и племенная верхушка подавляют любое проявление самостоятельности, жесточайшим образом преследуя тех. кто уклоняется от установленных норм и правил поведения, Оба автора, Линтон и Кардинер, подчеркивали, что.менения социальной организации неизбежно ведут к.тикальной трансформации базового типа личности. j >добные трансформации случаются, когда члены этно-' 1ьтурного сообщества начинают применять новые, \довые технологии и в случае интенсификации контактов оседними племенами (увеличение экзогамных браков). К сожалению, анализ изменений, происходящих в | |>уктуре базовой личности был с самого начала раничен концептуальными рамками теории Фрейда. I.рдинер, Линтон и их последователи полагали, что | ютвидуальные неврозы являются универсальными ' >делями, с помощью которых можно наилучшим образом ьяснить структуру личности и ее взаимосвязь с. ]ьтурной средой.
Однако, остается неясным, из каких конкретных тавляющих формируется базовая личность. Кроме того, ' юубедительными выглядят попытки авторов объяснить
многообразие культурных явлений с помощью различных внутриличностных комплексов и защитных механизмов. Наконец, слабым местом данной концепции следует считать сведение взаимодействия индивида с окружающей средой к одному лишь личностному уровню, в то время как мы знаем, что индивид имеет возможность действовать как представитель социальных групп, и в этом случае характер его восприятия и поведения будет совершенно иным. Неудовлетворенность подходом Кардинера и Линтона испытывали многие их ученики, пытавшиеся верифицировать данные, на которых была построена концепция базовой личности. В частности, Кора Дюбуа высказала сомнение относительно самой возможности найти единый определитель базовой личности, поскольку многообразие культур настолько велико, что невозможно выделить какой-либо универсальный тип личности, характерный для той или иной культуры. Заслуга К.Дюбуа состоит в том, что она впервые начала широко использовать в полевых исследованиях различные проективные тестовые методики: анализ сновидений, биографий и т.д. Позднее понятие "базовой структуры личности" было дополнено эмпирическим понятием модальной личности. Этот подход был основан на систематическом сборе индивидуальных данных и было высказано предположение, что более достойный объект исследования - это наиболее часто встречающийся в данной культуре тип личности, чем "базовая структура", разделяемая всеми членами общества. Этот подход с точки зрения модальной личности был предложен в работах Валласа, Гладвина и Сарасона: последний использовал индуктивные статистические процедуры определения модального класса, а два первых - комбинацию данных различных тестов с данными наблюдений. Модальная личность - не значит "усредненная личность". Это - наиболее часто встречающийся или наиболее массовый тип личности в данной культуре. Для
К.Дюбуа, например, "модальная личность" - это прежде всего описательная концепция, как, например, расовый гип. По мнению Ф.Боаса, "модальная личность" имеет тва больших преимущества перед "базовой структурой личности" для понимания отношений между культурой и личностью: 1. Данный подход не считает, что все или даже большинство членов общества разделяет одну и ту же структуру личности, и степень разделения можно проверить эмпирически. 2. В исследованиях "модальной личности" данные наблюдения, биографические данные и результаты тестов обираются независимо и обычно публикуются, что 'начительно повышает достоверность выводов и статистического анализа. Как уже отмечалось, в рамках этого подхода, в ichobhom, использовались проективные тесты: тест "оршаха, тест незаконченных предложений и тест.ематической апперцепции (ТАТ). По выражению, I алловела, с конца 40-х - начала 50-х тест Роршаха | интерпретация причудливых чернильных пятен) был нобимой "забавой" психологических антропологов. Они надеялись, что он будет особенно полезен при работе с 'есписьменными народами. Но он "не прижился",т.к. | [ассическая интерпретация его результатов могла читаться валидной для европейских и американских юихических больных. Это вызывало трудность и неоднозначность интерпретации данных, полученных, к примеру, при исследовании индейцев. Более часто.^пользовался тест Г.Мюррея (ТАТ). Есть смысл в качестве иллюстрации остановиться на одном из самых ранних исследований "модальной личности", проведенном в конце 40-х годов аспирантом Галловела Антоном Валласом в общине индейцев недалеко от Буффало, Нью-Йорк. Его исследование называлось "Модальная структура личности индейцев тускарора через призму теста Роршаха". Валлас обозначил проблему таким образом: "Каков тип психологической структуры, наиболее
характерный для взрослых индейцев тускарора, выведенный на основании результатов теста Роршаха?" Обобщив данные обследованных им 70 взрослых индейцев, Валлас выявил некий "модальный класс" индивидов, чьи данные стандартно отклонялись от средних показателей. 26 из 70 индивидов составляли "сердце" этого модального класса, 16 - располагались около и составляли "субмодальный класс". По 26 индивидам он высчитал средний профиль модального класса и интерпретировал его как профиль одного индивида. Что же это получилась за личность? Было выделено 4 характерные особенности: 1. Испытывает сильную тенденцию к пассивности и зависимости на бессознательном уровне.
2. Испытывает страх быть отверженным средой и самим собой. 3. Испытывает компенсаторное желание быть гипер-независимым, агрессивным, самодостаточным. 4. Неспособен чувствовать и оценивать среду реалистически и находится во власти общих категорий, стереотипов и дедуктивной логики. Данная структура "модальной личности" сопровождалась описанием культуры индейцев тускарора в прошлом и настоящем, а также описанием половых различий в характеристиках личности. (Kaplan, 1961) Несомненной заслугой исследований школы "Культура и личность" был поворот от субъективных этнографических описаний к поддающимся верификации психологическим исследованиям. Основная идея, отстаиваемая исследованиями в этой парадигме, что каждое общество может быть охарактеризовано в направлении "типичной личности" и эти характеристики могут быть сравнимы. Идея, конечно, заманчивая, но если бы все было так просто! К сожалению, данные психологических тестов, отличающиеся у представителей разных культур, не всегда поддаются объяснению через призму культуры, да и сами тесты никогда не были "свободны" от влияния культуры. Логическим продолжением исследований по данному типу явились исследования "национального характера".
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|