Норма и патология в контексте различных культур.
⇐ ПредыдущаяСтр 12 из 12
Культурные стандарты влияют на определение нормы. Положение нормы и граница между нормальностью и ненормальностью в разных группах может варьироваться. Так, в определенных группах насилие — нормальная форма проявления возбуждения и душевного волнения, а флегматичность и бесстрастность считаются ненормальными, в других культурах — наоборот. Две культуры, имеющие схожую норму, могут варьироваться в степени отклонения поведения от этой нормы при отсутствии низкой адаптации. Культурные стандарты могут определять, какое поведение располагается «выше нормы», а какое — «ниже». Например, поведенческие отклонения, которые рассматриваются в качестве признаков неадаптивности, патологии, сумасшествия в одной культуре могут вызывать восхищение или почтение в другой. Таким образом, норму можно рассматривать и понимать только в контексте культуры. Существует ли специфика протекания универсальных, свойственных всем культурам, психических расстройств у представителей разных этнокультурных групп? Так, Всемирной Организацией Здравоохранения изучалась распространенность и симптоматика шизофрении в девяти странах (Великобритании, Дании, Индии, Колумбии, Нигерии, Советском Союзе, США, Чехословакии и на Тайване). Был сделан вывод о том, что шизофрения — универсальное психическое расстройство, которое во всех культурах проявляется одинаковыми симптомами. Однако были выявлены и некоторые межкультурные различия. В частности, было обнаружено, что в развивающихся странах болезнь протекает в более легких формах и с большими периодами ремиссии (возможно, из-за необходимости включаться в трудовую деятельность после периода обострения).
Доказана универсальность основных симптомов еще одного психического расстройства — депрессии. В то же время обнаружены и межкультурные различия: представители индивидуалистических культур жалуются в основном на чувства одиночества и изоляции, а коллективистских — на соматические расстройства. Одновременно с подтверждением универсальности многих психических расстройств выявлено и большое количество культурно-специфичных синдромов. Перечислим некоторые из описанных в научной литературе этнических психозов: Амок (малайцы) — приступ бессмысленной кровожадной мании, побуждающей человека нападать на жертву; вид крови только еще больше распаляет одержимого и побуждает к дальнейшей агрессии. Публоктот (арктическая истерия — Аляска, Гренландия) — неконтролируемое желание покинуть жилище во время полярной зимы, скинуть одежду, имитировать крик птиц, животных. Витико (канадские индейцы) — возникновение ощущения физического превращения в мифологического монстра Витико, который пожирает людей. Сопровождается каннибализмом. Сусто. Описывается в Южной Америке. Характеризуется депрессией, тревогой, отказом от пищи, нарастающим страхом. В дальнейшем возникает ощущение погружения в глубины Земли, далее следует опустошенность. Встречается в детском и подростковом возрасте, внешне напоминает депрессивный и кататонический ступор. Малоджо. Состояние «сглаза», описанное в средиземноморском регионе, а также у испаноязычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушением сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей, связывается с одержимостью злым глазом. Гост сикнес. Распространен у индейцев киова-апачей и навахо. Проявляется во время траура по умершему. Жертва становится ги-перчувствительна к звукам и прикосновениям, которые связывает с контактом с умершим или призраками умерших предков. Жертва опасается, что если она обернется и посмотрит через плечо, призрак лишит ее способности двигаться. Иногда сопровождается эпилептическими припадками, каннибалическими фантазиями и многочисленными ипохондрическими жалобами.
Нервная анорексия (характерно для женщин из развитых стран). Многие ученые считают, что данное состояние также можно отнести к этническим психозам, так как ему подвержены только женщины благополучных в экономическом положении стран. Заключается нервная анорексия в искажении образа собственного тела, отказе от еды, что приводит иногда к серьезной или необратимой потере веса. Таким образом, культура придает особую форму протекания универсальным психическим расстройствам и способствует появлению культурно специфических заболеваний. Культурные стандарты влияют на понимание нормы. 6. Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса Наиболее распространенной является теория зависимости характера этноса от географического расположения территории проживания. Географическое положение через особенности климата (влажность воздуха, температурный фон, наличие или отсутствие теплых и холодных ветров и т.д.) влияет на проявление психической активности, приводит к преобладанию направленности психической энергии вовне или внутрь, и, следовательно, экстраверсии или интроверсии. Так, психическая энергия этнических групп северных районов направлена внутрь, что делает их представителей замкнутыми и задумчивыми, не проявляющими сильных эмоций, спокойными и хорошо владеющими собой, обладающими размеренным темпом речи и относительно слабой жестикуляцией. Считается, что у них понижена активность ретикулярной формации, которая испускает значительно больше тормозящих импульсов, чем возбуждающих. Противоположная картина наблюдается у этнических групп южных районов, здесь наиболее ярким примером являются горячие итальянцы. Климат воздействует также и на обеспечение продуктами питания проживающих в разных климатических зонах этносов, на особенности жизнедеятельности, что оказывает влияние на этнический характер.
Так, В. О. Ключевский говорил о влиянии резко-континентального климата (изнурительные летние засухи летом и лютые морозы зимой), короткого светового дня на формирование коллективизма как особенности характера российского этноса, так как выживание в одиночку, индивидуально в таких условиях было крайне затруднено или попросту невозможно. Кроме того, географическое положение через действие геомагнитных полей влияет на организм человека на клеточном уровне и тем самым детерминирует характер этноса. Географическое положение оказывает влияния и через естественные оборонительные условия (горы, моря, недоступные пустыни), которые окружают место проживания определенной этнической общности. Наличие значимых оборонительных факторов отражается на ментальности этнической группы и способствует возникновению демократического режима правления. Помимо теорий, объясняющих характер этноса влиянием географических факторов, интересной является и концепция, согласно которой национальный характер можно проанализировать и объяснить, исходя из доминирующего архетипа определенного этноса (К. Юнг). В то же время следует отметить, что ментальность, характер какого-либо этноса — не статичные образования. Будучи историчными по своей сути, этнический характер и ментальность трансформируются на протяжении истории этноса.
РЕЗЮМЕ: В настоящий момент психология и антропология накопила широкий пласт исследований, иллюстрирующих влияние культуры на различные виды поведения, особенности восприятия (прежде всего, различия касаются степени подверженности зрительным иллюзиям, кодированием цветов в языке, связанными с культурой установками восприятия), значимость оценки времени, представления о пространстве. Широко варьируются в зависимости от культуры вкусовые и обонятельные предпочтения. В то же время большинство специалистов подчеркивает несущественность межкультурных и межрасовых различий в потенциальных возможностях, которые имеются в степени развития познавательных процессов и интеллекта.
Культурные факторы находят свое отражение в особенностях общения (вербальном и невербальном), в мировосприятии и миропонимании — базовых потребностях и ценностях, этических системах, понимании добра и зла, локусе контроле, особенностях проявления эмоций и т.д. Культурные стандарты влияют на определение нормы. понимание субнормы и супернормы, культура обуславливает некоторую специфику протекания универсальных, свойственных всем культурам, психических расстройств, и определяет своеобразие культурно-специфичных синдромов (этнических психозов). К числу теорий, объясняющих особенности национального характера и ментальности относят следующие: теорию зависимости характера этноса от климатических условий территории проживания, от географического положения и связанного с ним действия геомагнитных полей, от наличия естественных оборонительных условий, которые окружают место проживания определенной этнической общности. Кроме того, интересной является и концепция, согласно которой национальный характер можно проанализировать и объяснить, исходя из доминирующего архетипа определенного этноса.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|