Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Норма и патология в контексте различных культур.





 

 

Культурные стандарты влияют на определение нормы. Положе­ние нормы и граница между нормальностью и ненормальностью в разных группах может варьироваться. Так, в определенных груп­пах насилие — нормальная форма проявления возбуждения и ду­шевного волнения, а флегматичность и бесстрастность считаются ненормальными, в других культурах — наоборот.

Две культуры, имеющие схожую норму, могут варьироваться в степени отклонения поведения от этой нормы при отсутствии низ­кой адаптации. Культурные стандарты могут определять, какое по­ведение располагается «выше нормы», а какое — «ниже». Например, поведенческие отклонения, которые рассматриваются в качестве признаков неадаптивности, патологии, сумасшествия в одной куль­туре могут вызывать восхищение или почтение в другой. Таким об­разом, норму можно рассматривать и понимать только в контексте культуры.

Существует ли специфика протекания универсальных, свойст­венных всем культурам, психических расстройств у представите­лей разных этнокультурных групп? Так, Всемирной Организацией Здравоохранения изучалась распространенность и симптоматика шизофрении в девяти странах (Великобритании, Дании, Индии, Ко­лумбии, Нигерии, Советском Союзе, США, Чехословакии и на Тай­ване). Был сделан вывод о том, что шизофрения — универсальное психическое расстройство, которое во всех культурах проявляется одинаковыми симптомами. Однако были выявлены и некоторые межкультурные различия. В частности, было обнаружено, что в развивающихся странах болезнь протекает в более легких формах и с большими периодами ремиссии (возможно, из-за необходимости включаться в трудовую деятельность после периода обострения).

Доказана универсальность основных симптомов еще одного психического расстройства — депрессии. В то же время обнаружены и межкультурные различия: представители индивидуалистических культур жалуются в основном на чувства одиночества и изоляции, а коллективистских — на соматические расстройства.



Одновременно с подтверждением универсальности многих пси­хических расстройств выявлено и большое количество культурно-специфичных синдромов. Перечислим некоторые из описанных в научной литературе этнических психозов:

Амок (малайцы) — приступ бессмысленной кровожадной мании, побуждающей человека нападать на жертву; вид крови только еще больше распаляет одержимого и побуждает к дальнейшей агрессии.

Публоктот (арктическая истерия — Аляска, Гренландия) — неконтролируемое желание покинуть жилище во время полярной зимы, скинуть одежду, имитировать крик птиц, животных.

Витико (канадские индейцы) — возникновение ощущения физического превращения в мифологического монстра Витико, который пожирает людей. Сопровождается каннибализмом.

Сусто. Описывается в Южной Америке. Характеризуется де­прессией, тревогой, отказом от пищи, нарастающим страхом. В даль­нейшем возникает ощущение погружения в глубины Земли, далее следует опустошенность. Встречается в детском и подростковом воз­расте, внешне напоминает депрессивный и кататонический ступор.

Малоджо. Состояние «сглаза», описанное в средиземномор­ском регионе, а также у испаноязычного населения Латинской Америки. Характеризуется нарушением сна, плачем без видимой причины, поносами, рвотой. Состояние индуцируется у женщин и детей, которые боятся покидать своих родителей, связывается с одержимостью злым глазом.

Гост сикнес. Распространен у индейцев киова-апачей и навахо. Проявляется во время траура по умершему. Жертва становится ги-перчувствительна к звукам и прикосновениям, которые связывает с контактом с умершим или призраками умерших предков. Жертва опасается, что если она обернется и посмотрит через плечо, при­зрак лишит ее способности двигаться. Иногда сопровождается эпилептическими припадками, каннибалическими фантазиями и многочисленными ипохондрическими жалобами.

Нервная анорексия (характерно для женщин из развитых стран). Многие ученые считают, что данное состояние также можно отнести к этническим психозам, так как ему подвержены только женщины благополучных в экономическом положении стран. Заключается нервная анорексия в искажении образа собственного тела, отказе от еды, что приводит иногда к серьезной или необратимой потере веса.

Таким образом, культура придает особую форму протекания универсальным психическим расстройствам и способствует по­явлению культурно специфических заболеваний. Культурные стандарты влияют на понимание нормы.

6. Основные теории, объясняющие различия в характере и ментальности этноса

Наиболее распространенной является теория зависимости ха­рактера этноса от географического расположения территории про­живания. Географическое положение через особенности климата (влажность воздуха, температурный фон, наличие или отсутствие теплых и холодных ветров и т.д.) влияет на проявление психичес­кой активности, приводит к преобладанию направленности психи­ческой энергии вовне или внутрь, и, следовательно, экстраверсии или интроверсии. Так, психическая энергия этнических групп северных районов направлена внутрь, что делает их представи­телей замкнутыми и задумчивыми, не проявляющими сильных эмоций, спокойными и хорошо владеющими собой, обладающими размеренным темпом речи и относительно слабой жестикуляцией. Считается, что у них понижена активность ретикулярной форма­ции, которая испускает значительно больше тормозящих импуль­сов, чем возбуждающих. Противоположная картина наблюдается у этнических групп южных районов, здесь наиболее ярким приме­ром являются горячие итальянцы. Климат воздействует также и на обеспечение продуктами питания проживающих в разных клима­тических зонах этносов, на особенности жизнедеятельности, что оказывает влияние на этнический характер.

Так, В. О. Ключевский говорил о влиянии резко-континен­тального климата (изнурительные летние засухи летом и лютые морозы зимой), короткого светового дня на формирование кол­лективизма как особенности характера российского этноса, так как выживание в одиночку, индивидуально в таких условиях было крайне затруднено или попросту невозможно.

Кроме того, географическое положение через действие геомаг­нитных полей влияет на организм человека на клеточном уровне и тем самым детерминирует характер этноса.

Географическое положение оказывает влияния и через естест­венные оборонительные условия (горы, моря, недоступные пус­тыни), которые окружают место проживания определенной этни­ческой общности. Наличие значимых оборонительных факторов отражается на ментальности этнической группы и способствует возникновению демократического режима правления.

Помимо теорий, объясняющих характер этноса влиянием гео­графических факторов, интересной является и концепция, со­гласно которой национальный характер можно проанализировать и объяснить, исходя из доминирующего архетипа определенного этноса (К. Юнг).

В то же время следует отметить, что ментальность, характер какого-либо этноса — не статичные образования. Будучи исто­ричными по своей сути, этнический характер и ментальность транс­формируются на протяжении истории этноса.

 

РЕЗЮМЕ:

В настоящий момент психология и антропология накопила ши­рокий пласт исследований, иллюстрирующих влияние культуры на различные виды поведения, особенности восприятия (прежде все­го, различия касаются степени подверженности зрительным иллю­зиям, кодированием цветов в языке, связанными с культурой уста­новками восприятия), значимость оценки времени, представления о пространстве. Широко варьируются в зависимости от культуры вкусовые и обонятельные предпочтения.

В то же время большинство специалистов подчеркивает не­существенность межкультурных и межрасовых различий в потенциальных возможностях, которые имеются в степени разви­тия познавательных процессов и интеллекта.

Культурные факторы находят свое отражение в особенностях общения (вербальном и невербальном), в мировосприятии и миро­понимании — базовых потребностях и ценностях, этических систе­мах, понимании добра и зла, локусе контроле, особенностях прояв­ления эмоций и т.д.

Культурные стандарты влияют на определение нормы. пони­мание субнормы и супернормы, культура обуславливает некото­рую специфику протекания универсальных, свойственных всем культурам, психических расстройств, и определяет своеобразие культурно-специфичных синдромов (этнических психозов).

К числу теорий, объясняющих особенности национального ха­рактера и ментальности относят следующие: теорию зависимости характера этноса от климатических условий территории прожива­ния, от географического положения и связанного с ним действия геомагнитных полей, от наличия естественных оборонительных условий, которые окружают место проживания определенной этнической общности. Кроме того, интересной является и концеп­ция, согласно которой национальный характер можно проанали­зировать и объяснить, исходя из доминирующего архетипа опред­еленного этноса.

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.