Тема 10. Методы экономического анализа
Краткий план лекции: 10.1. Метод и методика экономического анализа. 10.2. Традиционные приемы экономического анализа. 10.3. Методы факторного анализа. 10.4. Эвристические приемы решения экономических задач. Метод и методика экономического анализа Метод экономического анализа как общий подход к исследованиям базируется на диалектическом методе познания. Основные принципы метода экономического анализа отражают следующие основные черты диалектики: ü единство анализа и синтеза. ü изучение экономических явлений в их взаимосвязи. ü изучение экономических явлений в развитии, в динамике. Итак, метод экономического анализа — это диалектический подход и способы изучения, измерения и обобщения влияния многочисленных факторов на изменение результатов деятельности организации для их улучшения. Метод реализуется через конкретные методики в зависимости от особенностей целей, задач, объектов, способов и технических средств исследования. Методика – это совокупность правил, приемов и способов для целесообразного выполнения какой-либо работы. Она зависит от цели, задач, объектов исследования, от содержания программы изучения, вида экономического анализа, последовательности и сроков его проведения. Узловым элементом методики является выбор системы показателей для исследования объектов и предмета анализа, а также разработка моделей их взаимосвязи. Измерение причинно-следственных взаимосвязей в экономическом анализе, оценка результатов влияния различных факторов на итоговые показатели, первичная обработка исходной информации проводятся с помощью специального инструментария — способов и технических приемов. Они являются важнейшими элементами методики экономического анализа. В составе технических приемов экономического анализа первостепенная роль принадлежит математическим способам измерения и оценки, поскольку практически решение любого аналитического вопроса в разных сферах современного бизнеса не может обходиться без соответствующих расчетов.
Традиционные приемы экономического анализа Аналитическая обработка экономической информации осуществляется с помощью многообразных способов и приёмов, примерный перечень которых следующий: 1) математические приемы и способы: 1) традиционные логические приемы обработки информации: - сравнения - относительные и средние величины - группировки - балансовые - графические - табличные 2) приемы детерминированного анализа: - моделирование факторных систем, в том числе для маржинального анализа (аддитивных, мультипликативных, кратных и комбинированных) - способы факторных расчетов (цепные подстановки; абсолютных разниц; индексный; относительных разниц; интегральный; пропорционального деления и др.) - способы детерминированной комплексной оценки (метод сумм; суммы мест; средней геометрической; метод расстояний) 3) приёмы финансовой математики: - эквивалентность простой и сложной процентной ставки - математический и коммерческий методы дисконтирования - определение наращенной суммы на основе простых процентных и учетных ставок - определение наращенной суммы на основе сложных процентов 4)приемы стохастического приёмы стохастического анализа (корреляция для исследования связи количественных характеристик. Способы корреляционного анализа: - парная, ранговая, частная, множественная корреляция - регрессионный анализ - дисперсионный анализ - компонентный анализ - современный многомерный факторный анализ и др. 5) приёмы оптимизации показателей, а именно, математическое программирование:
- линейное, блочное, нелинейное, динамическое - исследование операций - теория игр, теория массового обслуживания - сетевые методы планирования и управления, теория управления запасами и др. 6) Эвристические приёмы (психологические приемы творческого мышления): - аналогий, инверсии (системы «наоборот») - мозгового штурма - контрольных вопросов - конференций идей, коллективного блокнота, функционального изобретательства - морфологический анализ - интуитивные и экспертные приёмы
Методы факторного анализа Детерминированный факторный анализ в качестве цели выдвигает изучение влияния факторов на результативный показатель в случаях его функциональной зависимости от ряда факторных признаков. Функциональную зависимость можно выразить различными моделями: аддитивной; мультипликативной; кратной; комбинированной (смешанной). Аддитивную взаимосвязь можно представить как математическое уравнение, отражающее тот случай, когда результативный показатель — это алгебраическая сумма нескольких факторных признаков: Мультипликативная взаимосвязь отражает прямую пропорциональную зависимость исследуемого обобщающего показателя от факторов. Математическая запись при этом будет такая: где П — общепринятый знак произведения нескольких сомножителей. Кратная зависимость результативного показателя (у) от факторов математически отражается как частное от их деления: Комбинированная (смешанная) взаимосвязь результативного и факторных показателей представляет собой сочетание в различных комбинациях аддитивной, мультипликативной и кратной зависимостей:
и т. д. Известен ряд приемов моделирования факторных систем: расчленения; удлинения; расширения и сокращения исходных кратных двухфакторных систем типа . В результате процесса моделирования из двухфакторной кратной модели формируются аддитивно-кратные, мультипликативные и мультипликативно-кратные многофакторные. Для преобразования какой-либо факторной системы могут последовательно использоваться несколько разных методов. Однако надо иметь в виду, что каждый раз модели должны отражать связь между реальными изучаемыми показателями, т.е. формирование абстрактных конструкций должно быть исключено.
В детерминированном анализе для измерения влияния факторов на результативный показатель используют разные способы, в том числе цепной подстановки, абсолютных и относительных разниц, индексный, пропорционального деления, долевого участия, интегральный и др. В основе нескольких первых из названных способов лежит прием элиминирования, позволяющий устранить влияние всех других факторов, кроме одного влияние, которого измеряется в данный момент. Широкое распространение в аналитических расчетах получил способ цепной подстановки ввиду возможности использовать его в детерминированных моделях всех типов. Суть данного способа состоит в том, что для измерения влияния одного из факторов его базовое значение заменяется на фактическое, при этом остаются неизменными значения всех других факторов. Результаты расчетов способом цепных подстановок зависят от правильности определения соподчиненности факторов, от их классификации на количественные и качественные. Изменение количественных мультипликаторов должно проводиться раньше, чем качественных. Способ цепных подстановок имеет универсальный характер, поэтому возможно его использование в других типах факторных моделей. В мультипликативных и комбинированных (смешанных) моделях широко применяется способ абсолютных разниц, также основанный на приеме элиминирования и отличающийся простотой аналитических расчетов. Правило расчетов этим способом в мультипликативных моделях состоит в том, что отклонение (дельту) по анализируемому факторному показателю надо умножить на фактические значения мультипликаторов (сомножителей), расположенных слева от него, и на базовые значения тех, которые расположены справа от анализируемого фактора. Способ абсолютных разниц на основе двухфакторных мультипликативных моделей может быть назван индексным приемом. Индексы широко применяются в управленческой деятельности,в частности, для отражения изменений в объеме промышленного производства и продаж, в ценах на товары и акции, в валютнообменных курсах и др. Индексы представляют собой обобщающие показатели сравнения во времени и в пространстве. Они отражают процентное изменение изучаемого явления за какой-то период по сравнению с базисным периодом. Такая информация дает возможность сравнить изменения различных факторов и проанализировать их поведение.
В факторном анализе индексный метод используется в мультипликативных и кратных моделях. Способы цепных подстановок, абсолютных и относительных разниц, индексный способ имеют общий недостаток: при определении влияния одного из факторов другие принимаются в расчет неизменными. Этот условный прием элиминирования не отражает реальную ситуацию. При использовании названных способов несколько занижается результат влияния тех факторов, замена (подстановка) которых проводится раньше, за счет завышения результата последней подстановки. Более точные расчеты в факторном анализе могут быть получены, например, при использовании интегрального способа. Интегральный способ применяется в детерминированном факторном анализе в мультипликативных, кратных и комбинированных моделях. Данный метод позволяет разложить дополнительный прирост результативного показателя в связи с взаимодействием факторов между ними. Итоги, полученные в результате использования интегрального метода факторного анализа, являются более точными. Аналитики постоянно стремятся получать обобщающую оценку результатов хозяйственной деятельности организации или ее подразделений. Такая комплексная оценка может выступать в роли сравнительной характеристики коммерческой деятельности конкурирующих фирм, служить основной для выбора перспективных вариантов развития. Конструирование интегрального показателя для обобщающей комплексной опенки может проводиться методами: сумм; средней геометрической; коэффициентов; суммы мест; расстояний и др. Комплексная оценка методом суммы определяется путем суммирования фактических значений показателей или их темпов роста по отношению к базе сравнения. Недостаток этого метода – возможность получения высокой оценки по общему показателю при отставании некоторых других, когда происходит сглаживание, выравнивание общего результата. Метод средней геометрической базируется на определении коэффициентов по частным показателям, когда за единицу принимается самое высокое значение данного индикатора. Интегральная оценка рассчитывается по формуле средней геометрической.
Метод коэффициентов основан на получении интегрального показателя путем перемножения соответствующих коэффициентов и по существу аналогичен методу средней геометрической. Метод суммы мест предполагает предварительное ранжирование каждого объекта анализа – организации или подразделения, в зависимости от уровня исследуемых показателей. Число мест должно быть равно количеству анализируемых организаций. Чем меньше сумма мест, тем более высокий ранг присваивается анализируемому объекту. В целях получения более точной комплексной оценки любым из перечисленных методов может быть учтена сравнительная значимость показателей-индикаторов. Коэффициенты значимости, как правило, определяются экспертным путем. При использовании метода расстояний устанавливается близость объектов анализа – акционерных обществ, фирм, цехов, к объекту-эталону по каждому из сравниваемых показателей. В начале определяются коэффициенты по каждому показателю как отношение его значения к показателю-эталону с максимальным уровнем. Затем рассчитывается сумма квадратов полученных коэффициентов. Если есть возможность учесть сравнительную значимость индикаторов, то каждый квадрат умножается на соответствующий весовой коэффициент значимости. Затем из суммы квадратов извлекается квадратный корень.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|