Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 1. Функции журналистики




Оборотная сторона титульного листа РПУД

 

I. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ Бурлаков В.А.

(подпись) (и.о. фамилия)

 

II. Рабочая учебная программа пересмотрена на заседании кафедры:

Протокол от «_____» _________________ 200 г. № ______

Заведующий кафедрой _______________________ В.А. Бурлаков

(подпись) (и.о. фамилия)

Рабочая программа дисциплины «Основы теории журналистики»

1. Цели и задачи дисциплины

Формирование знаний студентов по вопросам теории журналистики, понимания закономерностей и принципов функционирования системы средств массовой информации. Позиционирование роли СМИ как важнейшего социального института в демократическом обществе. Формирование личности журналиста как гуманистической личности широких взглядов с отменным образованием и высоким культурным уровнем. Нацеленность на практическую реализацию полученных знаний и навыков в период обучения через организацию мастер-классов.

В результате изучения дисциплины студент должен иметь представление: о предмете и задачах курса; о современных тенденциях в СМИ, рекламных технологиях и PR в медиа-среде.

2. Требования к уровню освоения содержания дисциплины.

В результате изучения дисциплины студент должен знать:

– функции журналистики;

– исторические типы журналистики;

– место СМИ в современном информационном пространстве;

– современные тенденции в развитии медиа-среды и задачи журналиста в развитии демократических основ общества.

В результате изучения дисциплины студент должен овладеть начальными профессиональным знаниями; опираясь на полученные теоретические знания, уметь применять их на практике; уметь анализировать современную систему печатных и электронных СМИ.

3. Содержание дисциплины.

Предмет и задачи курса.

Современное состояние теории журналистики.
Терминологический аппарат: «журналистика», «средства массовой коммуникации», «средства массовой информации».
Журналистика как информационное явление. Социальная информация. Массовая информация. Характерные особенности журналистской информации и критерии ее качественной оценки.

Формирование моделей журналистики в современной России.
Типология СМИ, тенденции и перспективы развития системы СМИ. Социально-этические и юридические аспекты рекламной деятельности и пиар в СМИ.

Социально-этические и юридические аспекты рекламной деятельности и пиар в СМИ.

Аудитория как участник журналистского процесса. «Народная журналистика» социальных сетей. Платформы: блоги, сайты, хостинги.

Социальные функции журналистики. Социальные гарантии журналистской деятельности.
Правовой статус журналиста.

 

 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Дальневосточный федеральный университет»

(ДВФУ)


ШКОЛА ГУМАНИТАРНЫХ НАУК

 

 

КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ

по дисциплине «Основы теории журналистики»

031300.62 журналистика

 

г. Владивосток


Краткий конспект лекций «Основы теории журналистики»

(источник: Е.П. Прохоров «Введение в теорию журналистики»)

 

Тема 1. Функции журналистики

Функции журналистики характеризуют совокупность ее обязанностей и выполняемых ею задач, способ жизнедеятельности в обществе. В сфере экономики каждое СМИ реализует экономическую функцию. Эта функция коммерческая соотносится с информационной, которая лежит в сфере информационного обслуживания массовой аудитории и социальных институтов.

Системно функции СМИ можно представить следующим образом:

1) коммуникативные,

2) идеологические,

3) организаторские,

4) культуроформирующие,

5) рекламно-справочные,

6) рекреативные.

Учитывая социальное предназначение журналистики как системы задач по информационному обеспечению массовой аудитории, необходимо подробно рассмотреть все функции в их разнообразии. В прямой связи с идеологической функцией идет функция культуроформирующая. При этом СМИ решают задачи: формирование политической культуры, экономического образования, этического и эстетического образования.

Как бы на периферии системы функций находится рекламно-справочная функция – удовлетворение утилитарных запросов (покупки товаров и услуг), а также информационное обеспечение мира увлечений разных слоев аудитории (сад, огород, туризм, здоровье)

Следует отметить такую функцию как рекреативную – это снятие напряжения, получения удовольствия. Эта функция всепроникающая, так как эффективного выполнения всех других функций можно добиться только в том случае, если реализующие их материалы читают, смотрят, слушают с удовольствием. Но есть и такие материалы, которые ориентированы именно на реализацию именной этой функции. Обычно их называют развлекательными.

Социальное предназначение журналистики как ее объективная, независимая от позиций СМИ и взглядов журналистов, роль СМИ в обществе основывается на потребности в максимальном информировании.

Всем СМИ свойственны единые функции – обязанность выполнить объективное предназначение журналистики, но реально они выполняются своеобразно по содержанию в зависимости от социальной позиции СМИ и журналистов.

Остановимся подробнее на идеологической функции. В условиях существования множества социальных групп с их особым положением в обществе, особенностями их потребностей, интересов и стремлений, возникает множество идейных течений, формируются различные идеологии. И между носителями различных идеологий возникает борьба за влияние на массы. При этом идеологии в целом или включенные в них те или иные идеи могут быть как верными, так и неверными. Идеология может быть научной или ненаучной, религиозной или светской, прогрессивной, но в любом случае ядром ее остается отношение к действительности с точки зрения тех или иных социальных групп и выражающих их интересы политических партий, союзов, ассоциаций.

Журналистика разных социальных ориентаций стремится идеологическими средствами создать и укрепить в своей аудитории определенный тип сознательности как единство сознания и самосознания. Идеологическая ориентирующая деятельность СМИ носит универсальный характер, т.е. охватывает все стороны духовного мира личности, все компоненты массового сознания. В структуре сознания фундаментальную роль играет мировоззрение. Мировоззрение – это призма, через которую человек рассматривает и оценивает окружающее, принимает жизненно важные решения, определяет свою линию поведения в решении принципиальных вопросов бытия. Поэтому формирование мировоззрения – главная задача всех форм идеологической работы, в том числе и журналистики.

В прямой связи с идеологическими функциями журналистики находятся функции культуроформирующие, направленные на пропаганду и распространение в обществе высоких культурных ценностей, воспитывала массы на образцах общемировой культуры, тем самым способствуя всестороннему гуманистическому развитию человека.

Идеологическая деятельность журналистики, направленная на формирование массового сознания, также способствует формированию культуры личности, группы, народа, общества в целом. И в силу этой специфики имеет социализаторский характер.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...