Тема 3. Социальная позиция и принципы журналистской деятельности.
Социальная позиция, то есть поддержание тех или иных социальных сил, выступление на их стороне, выражение и отстаивание их интересов, осознается журналистом и проявляется в его творческой деятельности в разных формах. Социальная позиция может быть неосознанной, когда ее связь с интересами определенных социальных сил видится как необязательное и непостоянное совпадение стремлений и направленности действий. Связь социальной позиции журналиста с нуждами и стремлениями определенных социальных групп может стать и сознательной, хотя понимание места этих групп в социальной структуре общества и их роли в историческом процессе может оказаться неясным и даже ложным. Через ясное осознание своей отражающей реалии времени социальной позиции, решительное и последовательное проведение ее в жизнь формируют принципы журналистской деятельности. Принципиальность журналиста является одной из наиболее важных направляющих его деятельности. Принципы относятся к той области правил и норм деятельности, которая определяет ее общий характер. Создание произведения регулируется и мерой владения жанром, и способами сбора начальных сведений, и требованиями законов композиции и т.п. Однако называть эти правила принципами некорректно. Принципы всегда лежат в основе какой-то определенной сферы человеческой практики. Принципы строятся на базе знания очень высокого уровня, прежде всего, знания общих законов данной сферы социальной практики, составляющих ее концептуальную базу, играющих роль упорядочивающего начала, благодаря чему определяются способы подхода и методы деятельности. Поэтому, например, гуманизм как принцип для журналиста состоит не только в признании человека мерой всех вещей, в понимании взаимоотношений человека с себе подобными и с миром природы и т.д. Главное – направленность всей его деятельности на реализацию гуманистических ценностей, отстаивание прав и интересов личности, гуманизацию всех сфер жизни, на всестороннее развитие человека, гармонизацию отношений с окружающей средой и т.д.
Первым в ряду принципов журналистской деятельности стоит принцип правдивости и объективности. Немного найдется журналистов или руководителей СМИ, которые не декларировали бы свою верность этому принципу, поскольку все потребители массовой информации требуют именно таких сообщений и комментариев, которые рисовали бы адекватную картину мира. Однако декларации, даже искренние, и реальное достижение адекватной картины жизни не одно и тоже, тем более, что понятия «правдивость» и «объективность» разными людьми наполняются различным содержанием. В конкретной практике журналистской деятельности на правдивость и объективность того или иного сообщения и комментария оказывают влияние журналистская позиция и социальный интерес, стоящий за ней. Множество возможных источников сведений требуют от журналиста четкого разделения меры достоверности. Правдивость предполагает максимально точное представление фактов жизни. Своеобразными фактами являются и представления о событиях, поступках, заявлениях, полученных «из вторых рук». В данном случае желательна ссылка на источник сведений и желательно наличие документального подтверждения их получения. Если их нет, требуется осторожность использования таких сведений. Добиться объективности подхода к изображению действительности и результатов изучения явлений жизни еще более сложно, чем добиться правдивости сообщаемых фактов. И дело здесь не только в трудностях анализа сложных социальных явлений, требующих от журналиста разносторонней и глубокой методологической оснащенности, но и в значительной степени и в социальной позиции журналиста, в характере партийного подхода. Ведь если жизненная позиция требует защиты истинных интересов общества, предполагает верную ориентацию в действительности, то такая позиция ведет к реализации требований объективности.
Определяя свое отношение к потоку социальных явлений в связи с главным «действующим лицом» общественных отношений – народом, журналисты в современном мире или прямо провозглашают свою народность, или, если для каких-либо изданий или программ на первом месте оказываются интересы групп, расходящиеся с насущными потребностями народа, чаще всего пытаются связать свою позицию с представлениями о нуждах народа. Проблема народности требует ясного понимания того, что такое «народ». Для журналиста-демократа главное значение слова «народ» - это совокупность тех классов, групп, слоев общества, которые по своему объективному положению в социальной системе заинтересованы в исторически необходимых прогрессивных изменениях и могут способствовать развитию всего общества. «Ядро» народа – «средние слои», И журналисты должны заботиться об адекватной информированности, гражданском самосознании народа как совокупности сил, способных сыграть решающую роль в прогрессивном развитии страны. К принципу народности непосредственно примыкает принцип массовости. В этом смысле быть массовым изданием не так просто: ведь масса населения, слоя или группы, к которой обращается СМИ, далеко не однородна, и требуются большие усилия, чтобы, например, чтобы сельская газета привлекла внимание молодежи, учителей, ветеранов, крестьян, проживающих в этом районе. Народность и массовость журналистики находит свое продолжение в принципе патриотизма. Принцип патриотизма требует от журналиста ясного разграничения в деятельности людей и социальных групп, в политике партий, в идеологии и культуре, истории и традициях, стремлениях и поступках, т.е в духовном мире и практической жизни людей того, что способствует экономическому, социальному и духовному развитию, и того, что тормозит исторический процесс. Патриотичным оказывается поддержка того, что помогает развитию. Следовательно, столь же патриотичны неприятие, отрицание, критика всего, что тормозит прогресс, будь то негативные черты народного характера, реакционные политические акции, неадекватная экономическая политика и т.д. Особенно ярко это проявляется в современном глобализирующемся мире, где страны оказываются все более прочно связанными между собой и взаимозависимыми, когда при огромной неравномерности развития разных стран все более ощущается необходимость согласованных усилий всего мирового сообщества, когда становится очевидной необходимость устойчивого и равномерного развития всех стран. При этом национальная гордость не исключает, а, наоборот, предполагает интернационализм, в котором представление и правах и достоинстве нации диалектически соединяются с сознанием равенства всех наций и со стремлением добиться дружеских отношений, конструктивного взаимодействия между всеми этносами (нациями). Руководствуясь принципом интернационализма, журналисту нужна особая щепетильность и взвешенность в характеристиках и оценках. Это особенно важно в периоды подъема национального самосознания и возникающих трений, а то и конфликтов на межнациональной (этнической) почве.
Если для журналиста существенно важен принцип народности, то неизбежно формирование в его сознании принципа демократизма. Принцип демократизма проявляется в управлении общественными делами как способ реализации возможностей непосредственной демократии. Будучи инструментом непосредственной демократии, журналистика, выполняя свои идеологические (формирование массового сознания, в том числе общественного мнения) и непосредственно-организаторские, контрольные функции, осуществляет постоянное «давление» на выборные органы власти от имени народа. Конечно, разные издания и программы могут представлять интересы и нужды не всего народа, а отдельных его слоев и групп, но при этом так, чтобы сложившаяся система журналистики позволила развернуть весь спектр мнений, стремлений, нужд и запросов всех слоев и групп народа. Вопрос о теоретической верности принципов всегда соседствует с вопросом о верности принципам журналиста. Подлинная принципиальность объединяет глубокую убежденность, основанную на максимально верном осознании действующих законов общественной жизни, с умением творчески, гибко и последовательно применять их в качестве инструмента познания действительности. Не последнюю роль в проявлении подлинной принципиальности играет и мужество, готовность нести ответственность за свои суждения, терпение, чтобы настойчиво пробиваться сквозь неприятие, скептическое отношение, нападки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|