Тема 7. Государственная политика в области СМИ.
Государственная политика в области СМИ осуществляется прежде всего через законодательство и разрабатываемые на его базе подзаконные акты. Основы государственной политики сформулированы в Конституции РФ. В Конституции закреплен принцип идеологического многообразия, причем ни одна идеология не может считаться государственной. В соответствии с Конституцией, «каждому гарантируется свобода мысли и слова» и «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом». При этом «гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещена». Конституционные нормы конкретизируются и развиваются в специальном законодательстве, которое содержит общеобязательные правила, дозволения, запреты, меры поощрения и наказания. Деятельность СМИ регулируется законами «О средствах массовой информации», «О праве на информацию», «Об участии в международном информационном обмене», «О телевидении и радиовещании». Журналистики касаются нормы, зафиксированные в Гражданском кодексе (об авторском праве и смежных правах), УК РФ. Первая сфера регулирования – отношение «государство-СМИ». Реализуя требования Конституции, Закон «О средствах массовой информации» гарантирует свободу учреждениям (лицензирования), владения, пользования и распоряжения средствами массовой информации, причем учредителями и соучредителями могут быть все социальные субъекты – отдельные граждане и их объединения, организации, государственные органы. Вторая сфера отношений – внутрижурналистские. Эти отношения (учредитель, т.е. владеющий СМИ издатель или вещатель, - главный редактор – журналисты) в силу объективных сложностей трудны для законодательного регулирования. Учредитель как собственник СМИ, создавая его, справедливо рассчитывает на то, что работники СМИ будут руководствоваться его интересами и целями. Однако и «нанятые» сотрудники на каком-то этапе в результате своего анализа и осмысления явления жизни, а также своеобразия творческого облика могут в большей или меньшей степени разойтись в своих суждениях с позиций учредителя. Если это рассматривать как неподчинение руководителю, то выход очевиден – либо возвращение к принятой в СМИ позиции, либо расставание со СМИ.
По закону деятельность редакции регулируется Уставом редакции, в котором должны быть определены права и обязанности учредителя, редактора, сотрудников, полномочия коллектива журналистов, порядок назначения или избрания главного редактора и других органов управления редакцией. Третья сфера отношений, регулируемых законодательно, это отношения между СМИ и источниками информации (социальными институтами и гражданами). Чтобы выполнять свои функции, журналисты должны обладать широкими правами на получение информации. Законодательство регулирует эти отношения, опираясь на концепцию гласности. Гласность – это необходимая для нормального функционирования демократической журналистики мера публичности, открытости функционирования различных социальных структур. Законодательство своими дозволениями, обязываниями и запретами регулирует правоотношения по поводу доступа журналистов к информации. Законодательство предусматривает охрану государственной тайны, служебных, коммерческих, банковских тайн, тайны следствия, усыновления, врачебной и ряда других. По закону защищается достоинство личности, ее честь и доброе имя, неприкосновенность частной жизни, личной и семейной тайны, тайны переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений. Распространение информации о частной жизни допустимо только с согласия соответствующего лица или лиц.
Закон обязывает удовлетворять запросы (за исключением случаев, когда происходит вторжение в специально охраняемые законом тайны). В случае отказа или отсрочки соответствующие инстанции должны в 3-дневный срок уведомить о причинах. Важно упомянуть, что многие организации стремятся максимально расширить круг сведений, относимых к секретным. Четвертая область регулирования – права журналистов на распространение информации, которые гарантированы международными и внутренними юридическими документами. Законодательство о СМИ содержит требование недопустимости злоупотребления свободой массовой информации. В соответствие с ней не допускается использование СМИ для призывов к захвату власти и насильственному изменению строя, нарушению целостности государства; для разжигания национальной, социальной, религиозной розни и нетерпимости; для пропаганды войны фашизма и других форм экстремизма; для распространения порнографии, культа насилия и жестокости. Ограничивается распространение эротических изданий и программ; сообщения о способах изготовления и использования наркотиков, пропаганда каких-либо преимуществ их употребления. Закон о рекламе требует от рекламных материалов не побуждать к насилию, агрессии, возбуждению национальных страстей и т.д., запрещает недобросовестную, недостоверную, неэтичную, ложную, скрытую рекламу, ограничивает объем рекламы на страницах прессы и в эфире. Пятая область регулирования – отношения между СМИ и аудиторией. Но право на получение информации – еще не обязанность СМИ ее предоставлять. Ограниченность обязательств перед аудиторией еще более проявляется в законной обязанности не обращать внимание на почту, не публиковать поступивших в редакцию обращений, не отвечать на письма. Когда же СМИ выступают в адрес тех или иных социальных институтов, то, по Закону о СМИ, те имеют право на ответ, но не обязаны реагировать на критику. Со своей стороны журналисты несут ответственность за клевету и оскорбление (по УК РФ), к СМИ могут быть предъявлены претензии по компенсации морального вреда, нанесенного публикацией.
Шестое составляющее государственной политики в области СМИ является определение объема и характера непосредственного участия государственных органов в массово-информационной деятельности. Седьмая область государственной политики – контроль за деятельностью СМИ, осуществляемый в целях соблюдения законодательных норм. Характер и порядок контроля определяют специальные положения законодательства. Исторически за органами контроля в сфере журналистики и книгоиздания закрепилось название цензура, идущее от возникшей еще в Древнем Риме должности цензора, занимавшегося сначала переписью граждан и определением их податного состояния, контролем государственных финансов, а затем и наблюдением за нравами. Цензура как форма контроля властей за содержанием выпускаемых в свет произведений с точки зрения их соответствия требованиям законодательства бывает предварительной и последующей. Предварительная цензура осуществляется до выхода в свет. Без разрешения цензора ни одно произведение опубликовано быть не могло. Последующая (карательная) цензура осуществляется за опубликованными произведениями. В России по действующему законодательству предварительная цензура не допускается. Следует отметить, что деятельность редактора СМИ цензурой не является. Попытку повлиять на позицию журналиста можно назвать косвенной цензурой. Последующий контроль (относительно него в законодательстве слово «цензура» не употребляется) осуществляют по закону многие государственные институты – Министерство связи и массовых коммуникаций, антимонопольный комитет, правоохранительные органы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|