Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Политическая культура журналиста.




Любой возникающий в ходе общественной жизни вопрос приобретает политический характер, если затрагивает интересы больших социальных групп и если для его решения требуется государственное вмешательство на уровне федеральной власти, правительства, других госорганов или общественно-политических институтов. Поскольку журналистика – один из социальных институтов, деятельность которого затрагивает все составляющие общества, то участие в ней носит политический характер. В демократически функционирующем обществе возможности организации политических сил очень широки. В некоторых странах (как в современной России) существуют десятки политических группировок, но чаще – три- пять основных, представляющих ведущие общественные силы, к которым примыкают и/или разделяют их подходы самые разные союзы и объединения. И различия взглядов соответствуют их расстановке. Дифференциация позиций имеет свои естественные ограничения – ведь по тому или иному вопросу (например, об отношении к иммигрантам из бывших колоний во Франции или Англии, к гастарбайтерам в Германии или в России, о формах владения землей или об отношении к разным формам собственности в странах СНГ) нельзя высказывать бесконечное множество взглядов. Поэтому в результате размышлений, анализов и обсуждений по каждому вопросу разными силами выдвигается две, реже – три-четыре позиции. Вокруг этих позиций и группируются единомышленники, часто образуя блоки, объединяющие по данному вопросу различные партии и группировки для отстаивания и проведения в жизнь взглядов, которые они разделяют.

В политической деятельности участвуют и СМИ, Основа ее – получение, обработка, распространение разносторонней информации на основе политического анализа конкретных ситуаций общественной жизни. Важно – и это признак плюралистического общества, – чтобы такой анализ велся разными людьми, на основе отличных друг от друга подходов и приводил к полностью или частично несхожим результатам.

Обычно обсуждение вопросов общественностью начинается в СМИ, выносится на партийные форумы, митинги и собрания, ведется в ходе предвыборных кампаний, получая свое продолжение в дебатах и решениях парламентов и правительств. Так формируются политические решения. Журналистика при этом оказывается в роли общественного контролера, отслеживающего процесс реализации решений, ведет мониторинг успехов, возникающих проблем, требующих новых решений, и т.д.

Поскольку СМИ задействованы во всех сторонах политической жизни, ее работникам требуется высокая политическая культура. Это и мера его компетенции в сфере общественно-политической жизни, и присущая ему система представлений о месте журналистики в ней, и уровень владения им «кодексом поведения» в политической жизни (часто это называют «политкорректностью»), совокупностью норм политической деятельности.

Фундамент политической культуры – это система представлений о сущности общества и действующих в нем закономерностей, раскрывающих причины и развития отдельных социальных структур и общества в целом. При этом центром таких представлений оказывается понимание сущности государства и властных отношений в обществе. Эти концептуальные представления могут носить самый разный характер – материалистический или идеалистический, правоконсеравативный или леворадикальный, тоталитарный или демократический. Важно, чтобы они были максимально строго определены, а журналисты отдавали бы себе отчет в том, во имя какого государственного строя выступают и действительно ли государственный строй служит общечеловеческим интересам и соответствует гуманистическим ценностям, накопленным в политической культуре столетий. Власть нужна прежде всего для реализации экономических интересов и потребностей всего общества или отдельных групп, социальных идеалов, представлений о справедливости, свободе и правах человека. Поэтому политическая культура предполагает определенный уровень знаний потребностей экономического развития, понимания путей их реализации и тем самым развития общества.

Над этим фундаментом политической культуры надстраиваются другие ее этажи – представление о системе политических ценностей в области форм государственности, национальной независимости, безопасности, обеспечения прав и свобод граждан, конституционного порядка. Основные требования, предъявляемые к политической культуре журналиста, - это знание социальной структуры общества, характерные свойства и закономерности взаимоотношений внутри которого определяются принятой журналистом социально-философской концепцией; выработка представлений прежде всего об экономических интересах и потребностях составляющих общество групп и общества в целом; определение структуры и иерархии политических ценностей; понимание характера и расстановки главных сил, действующих на политической арене; формирование соответствующего представления о нормах политической деятельности, «кодекса поведения» в общественной жизни.

На этой базе политической культуры и протекает деятельность журналиста по сбору, отбору, обработке, компоновке, передаче информации, для каждого шага которой свойствен сознательный и отчетливый или, наоборот, неясный и непоследовательный политический подход, проявляющийся в постоянном политическом анализе явлений действительности.

В условиях нарастающих процессов глобализации неизбежно расширение масштабов политического анализа в журналистике – переход на геополитический аспект понимания и оценки. Неизбежное для глобальных СМИ (типа CNN или «Голоса России»), геополитическое мышление становится все более важным для общенациональных СМИ в каждой из стран. Для журналиста важно понимание различие форм геополитического мышления. 1. Имперская позиция, предполагающая стремление к доминированию одной страны (или союзной группы стран) в политической, экономической, правовой и других сферах, а также культурно-идеологическую экспансию через навязывание (военным путем, экономическим давлением и другими средствами) системы «своих» ценностей. 2. Стремление к формированию «многополярного мира», в рамках которого объединившиеся группы стран отстаивают свои позиции в «соревновании», не исключающим и острую борьбу с другими странами. 3. Конкурентная борьба в стремлении добиться успеха, который расценивается как доказательство своих преимуществ в политической, экономической, культурной и др. сферах. 4. Сотрудничество стран и объединений, политических и экономических структур, институтов права, науки и культуры на основе признания равенства всех и учета своеобразия каждого на принципах локализации. При этом принимаются в расчет органические конкурентные преимущества каждого, причем всеми признается необходимость использования их на благо всему человечеству в стремлении к дружественному «обмену деятельностью» в целях гуманистического развития всего мира. В современном мире разными странами приняты и реализуются разные формы геополитического мышления. За последней позицией – будущее.

Тема 5. Свобода печати и журналистской деятельности.

Проблема свободы печати возникла с возникновением самой печати, и споры о сущности понятия «свобода печати», как и борьба журналистов за свободное осуществление своих политических идей и творческих намерений, идут постоянно в течение столетий. И на любом этапе общественного развития та или иная социальная сила (и представляющая ее журналистика) неизменно требуют максимума свободы для себя и резко реагирует на всякое реальное или кажущееся ущемление «своей» свободы. И в то же время тщательно отслеживается деятельность СМИ и журналистов иных позиций в стремлении обнаружить свидетельства (истинные или мнимые) злоупотребления свободы печати и нарушения ее требований. Проблема свободы печати и журналистской деятельности является одной из важнейших как в теоретическом, так и в практическом плане. Стремление к свободе – неотъемлемое прав каждого журналиста, и вопрос в том, как его понимать и реализовывать.

Фундаментальной основой свободной деятельности в любой сфере является, разумеется, возможность принимать решения самостоятельно, отсутствие принуждения в выборе направленности и способов деятельности. Это «первое начало» свободы. Без этого ни о какой свободе не может быть и речи. Человек, находящийся в рабской (крепостной, финансовой) зависимости, не может быть свободен.

Субъективное толкование свободы, представление о ней как о возможности «делать что хочется», преследуя эгоистические цели, без учета интересов других людей, закономерностей и обстоятельств жизни и т.п. и порождают действия, не имеющие оправдания. Человечество едино, и в основу свободной деятельности должны быть положены единые основания. Эти основания – объективное требование действовать в рамках необходимости, т.е. «не преступать» закон. Таково «второе начло» свободы. Дело в том, что в своей деятельности человек наталкивается на естественные препятствия, отменить которые он не волен. Это прежде всего законы природы и общества – физические, социально-исторические, общепсихологические и др. рамки существования человека на земле. Есть и препятствия, создаваемые волей человека – это законодательные ограничения, политические решения, экономические порядки и т.д., регламентирующие деятельность людей и в том числе журналистскую деятельность. Все эти ограничители (естественные, социальные, личностные) свободной деятельности связаны с наличием и постоянным вмешательством в действия людей объективной и субъективной необходимости.

Свободу и необходимость следует рассматривать не как взаимно отрицающие, а как соотносимые друг с другом категории (такие как день-ночь, верх-низ, форма-содержание), когда сущность одной можно понять, учитывая сущность другой. Необходимость отражает внутренние, устойчивые, закономерные связи и отношения вещей и явлений, детерминацию их поведения, определяемую «необоримыми» фундаментальными причинами, «отменить» действие которых невозможно. В деятельности журналиста невозможно пренебречь необходимостью в ее самых разнообразных проявлениях, и прежде всего, как совокупности законов окружающего мира и законов функционирования и развития общества.

Размышления над соотношением свободы как возможности выбора и необходимостью как его ограничителем первоначально привели к определению свободы как познанной необходимости. Подлинно свободное поведение журналиста определяется как творческое использование знания необходимости, умение действовать в рамках необходимости, добиваясь при этом таких результатов, которые прямо не запрограммированы ею.

Проблема свободы творчества стыкуется с социальной позицией журналиста: мера свободы зависит от степени верности социальной позиции, ибо свобода только внешне кажется возможностью принимать любые решения, давать первые пришедшие в голову оценки, выдвигать кажущиеся субъективно привлекательные решения. Ответственная социальная позиция – основа основ свободы.

Итак, составляющими «культуры свободы» журналиста являются: 1) прогрессивность позиции, гуманизм, целеустремленность 2 «добру, истине и справедливости»; 2) энциклопедическая образованность; 3) владение методологией социального анализа; 4) способность терпимо (толерантно) относиться к инакомыслящим, умение спокойно и конструктивно оценивать взгляды и предложения; 5) вести диалог без обидных и тем более оскорбительных ярлыков в расчете на поиск и обнаружение совместных, приближающихся к истине решений. Без целостного сочетания и творческой реализации этих требований «культуры свободы» деятельности в журналистике быть не может. Журналист в своей деятельности должен понимать, что абсолютной свободы не бывает.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...