Исторические предпосылки возникновения стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент является быстро развивающейся областью науки и практики управления, возникшей в ответ на возрастание динамизма внешней среды бизнеса. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями бизнеса и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного управления всех развитых стран. Появление и использование в практической деятельности предприятий приемов стратегического менеджмента легче всего понять в историческом контексте. Возникновение стратегического менеджмента вызвано объективными причинами, вытекающими из характера изменений условий функционирования предприятий. Повышение непредсказуемости, новизны и сложности внешнего окружения привели к необходимости создания таких механизмов управления, которые способны обеспечить принятие скоординированных и эффективных решений по адаптации предприятия к внешней среде и обеспечению его выживания и развития. В ответ на повышение сложности и непредсказуемости будущего на предприятиях использовались все более совершенные системы и методы управления предприятием. Ретроспективный анализ взаимосвязи характера изменения условий предпринимательской деятельности в странах с рыночной экономикой с эволюцией управленческих систем был выполнен крупнейшим американским специалистом в области стратегического управления И. Ансоффом [5]. Последовательная смена систем управления рассматривается им с позиции трех характеристик нестабильности окружающей среды: ■ степень привычности событий— при усложнении среды может изменяться от привычных до неожиданных и совершенно новых;
и темп изменений— может быть медленнее, чем реакция предприятия, сравнимый или быстрее реакции предприятия на возникающие изменения; ш предсказуемость будущего — может быть повторением прошлого, определенного путем экстраполяции, частично предсказуемо и непредсказуемо. И. Ансофф в зависимости от уровня нестабильности внешнего окружения и степени эффективности выделяет четыре этапа развития систем управления предприятием: 1) управление на основе контроля за исполнением: темп изменений внешней среды более медленный, чем реакция предприятия; происходят привычные события; в будущем повторяются прошлые тенденции; 2) управление на основе экстраполяции: темп изменений во внешней среде сравнимый с реакцией предприятия; степень привычности событий в пределах опыта; будущее предсказуемо путем экстраполяции; 3) управление на основе предвидения изменений: темп изменений во внешней среде сравнимый с реакцией предприятия, возникают неожиданные события; будущее частично предсказуемо; 4) управление на основе гибких экстренных решений: изменения во внешней среде происходят быстрее, чем реакция предприятия; события возникают совершенно новые; будущее непредсказуемо. Данные системы управления нельзя считать ни взаимоисключающими, ни всеобъемлющими. Каждая предназначена для решения каких-то определенных задач и выступает как вспомогательная для решения остальных задач. В целях оптимизации процесса управления предприятие может составить для себя нужную комбинацию систем. Представим более подробную характеристику обозначенных систем управления предприятием. Управление на основе контроля за исполнением. Временные интервалы этапа: 1900—1950-е гг. Реакция предприятий на изменения внешней среды появляется после совершения событий. Это реактивная адаптация, которая наиболее естественна для предприятия, но требует много времени на осознание неизбежности изменений, выработку новой стратегии и адаптацию к ней системы. В условиях нарастания темпов изменений это неприемлемо.
Рассматриваемая система управления базируется на контроле за исполнением, который включает: управление трудом (нормы и стандарты трудовых процессов), финансовый контроль, составление текущих бюджетов, планирование прибыли, управление по ценам, планирование проектов. Поскольку нормы, стандарты основываются на прошлом опыте, контрольные действия связаны скорее с прошлым, нежели с будущим организации. Управление на основе контроля было связано с составлением финансовых планов (бюджетированием), которые ограничивались преимущественно составлением ежегодных финансовых смет по статьям расходов на различные цели, и текущим технико-экономическим планированием. Бюджеты составлялись по каждой из крупных производственно-хозяйственных функций (маркетинг, производство, капитальное строительство, научные исследования и опытно-конструкторские разработки), а также по отдельным структурным подразделениям корпорации (отделениям, заводам). Данный этап в теории корпоративного управления еще называют бюджетированием. Управление на основе экстраполяции. Временной интервал этапа — 1960-е гг. Темп изменений во внешнем окружении ускоряется, но будущее еще можно предсказывать путем экстраполяции прошлых тенденций развития. Эти факторы обусловили необходимость расширения горизонта планирования и создали условия для развития долгосрочного планирования, которое является основным механизмом реализации данной системы управления. Данный этап в теории корпоративного управления еще называют долгосрочным планированием. Стержневая идея метода — составление прогноза продаж фирмы на несколько лет вперед. Далее на основании контрольных цифр, заданных в прогнозе продаж, определялись все функциональные планы по производству, маркетингу, снабжению. Наконец, все планы агрегировались в единый финансовый план корпорации. Главная задача менеджеров состояла в выявлении финансовых проблем, лимитирующих рост фирмы. Другими словами, достаточно ли внутренних ресурсов фирмы или необходимо прибегать к заемным средствам.
Управление на основе предвидения изменений. Временной интервал этапа: 1970—1980-е гг. В этот период во внешнем окружении стали возникать неожиданные явления, и темп изменений ускорился еще больше, однако не настолько, чтобы нельзя было вовремя предусмотреть будущие тенденции и определить реакцию на них путем выработки соответствующей стратегии. Выяснилось, что долгосрочное планирование не работает в условиях динамично изменяющейся внешней среды и жесткой конкуренции. В условиях высокого уровня нестабильности внешней среды оптимальным способом прогнозирования будущих проблем и возможностей является стратегическое планирование, которое состоит в обеспечении адаптивности предприятия к переменам во внешнем окружении. В теории корпоративного управления данный этап еще называют «стратегическое планирование». Главное различие между долгосрочным и стратегическим планированием состоит в трактовке будущего. При стратегическом планировании отсутствует предположение о том, что будущее непременно должно быть повторением прошлого. Меняется исходный принцип планирования — идти от будущего к настоящему, а не от прошлого к будущему. В системе стратегического планирования экстраполяция заменена развернутым стратегическим анализом, который связывает перспективы развития и цели организации между собой для выработки стратегии. При стратегическом анализе особое внимание уделяется факторам макроэкономического развития, социально-демографическим факторам, новейшим технологическим разработкам. Такой подход подразумевает интегрирование финансовых и долгосрочных планов в систему стратегического планирования, в которой ставятся две группы задач. Во-первых, краткосрочные, рассчитанные на текущее выполнение программ, бюджетов, ориентирующие оперативные подразделения организации в их повседневной работе. Другая группа задач — стратегические, которые закладывают основы будущей рентабельности. Такие задачи плохо вписываются в систему текущих операций и требуют отдельной системы исполнения, построенной на управлении проектами. Стратегическая система исполнения также требует отдельной, особой системы контроля.
Управление на основе гибких экстренных решений. Временной интервал: 1990-е гг. — по настоящее время. Данная система управления формируется в условиях, когда многие важные задачи, отличающиеся новизной и сложностью, возникают настолько стремительно, что их невозможно вовремя предусмотреть. Для того чтобы справиться с быстро меняющимися условиями среды, требуется применение системы управления, связанной не столько с определением позиции (долгосрочное и стратегическое планирование), сколько со своевременной реакцией в реальном масштабе времени на быстрые и неожиданные изменения. В этих условиях на смену стратегическому планированию приходит стратегический менеджмент. В теории корпоративного управления данный этап так и называют — стратегический менеджмент. В настоящее время выделяются два направления развития стратегического менеджмента: 1) регулярный стратегический менеджмент — является дальнейшим логическим развитием стратегического планирования и состоит из двух взаимодополняющих подсистем: подсистемы анализа и планирования стратегии и подсистемы реализации стратегии. По существу суть этого направления — управление стратегическими возможностями организации. Это направление получило наибольшее распространение в силу того, что более глубоко и полно разработано; 2) стратегический менеджмент в реальном масштабе времени — связан, как правило, с решением неожиданно возникающих стратегических задач. Это направление развивается в тех отраслях, где изменения во внешнем окружении происходят с такой частотой и порой так непредсказуемы, что требуют немедленной адекватной реакции, и организации просто не остается времени на пересмотр своей стратегии. По существу организация вынуждена одновременно параллельно заниматься уточнением стратегии и решением возникших стратегических задач. Эта система стратегического управления находится в стадии становления [15]. Выделяют следующие основные отличия стратегического менеджмента от стратегического планирования: ■ в стратегическом менеджменте увеличивается мера неопределенности внешней среды при одновременном ослаблении сигналов об изменениях и, следовательно, уменьшается информационное наполнение системы управления. Это ведет к развитию более чувствительных систем информационного наблюдения за внешней средой;
и появление стратегических неожиданностей, которые вынуждают принимать стратегические решения вне циклов планирования, т.е. стратегический менеджмент характеризуется быстрой реакцией на изменения внешней среды внутри плановых периодов. Для улавливания таких неожиданностей создаются системы сбора, анализа информации и принятия стратегических решений в реальном масштабе времени (система on-line); ■ реакция стратегического менеджмента на внешние изменения является двойственной: долговременной и оперативной одновременно. Долговременная реакция закладывается в стратегические планы, оперативная — реализуется вне планового цикла в реальном режиме времени; ■ в стратегическом менеджменте внешняя среда не рассматривается как нечто данное и неизменное, к чему предприятие должно адаптироваться. Скорее, рассматриваются способы и стратегии изменения внешнего окружения; ■ стратегический менеджмент включает элементы всех предшествующих систем управления, т.е. предполагает составление бюджетов, использование экстраполяции для оценки относительно стабильных факторов, применение элементов стратегического планирования, а также усовершенствования, необходимые для адаптации стратегических решений, осуществляемых в реальном масштабе времени.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|