Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность стратегического менеджмента




Стратегический менеджмент относится к сфере деятельно­сти высшего руководства предприятия, поскольку именно высшее руководство определяет предпочтительные направле­ния и траектории развития предприятия, занимается поста­новкой корпоративных целей, распределением ресурсов и формированием политики обеспечения предприятию конку­рентных преимуществ. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, яв­ляется идея необходимости переноса центра внимания выс­шего руководства на внешнее окружение для того, чтобы со­ответствующим. образом и своевременно реагировать на про­исходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент относят к философии бизнеса и менеджмента.

В настоящее время не сформировалось единого подхода к определению понятия «стратегический менеджмент». Суще­ствует целый ряд определений стратегического менеджмента, в которых делается упор на те или иные аспекты и особенно­сти стратегического менеджмента или же на его отличия от «обычного» управления. Приведем некоторые из них:

1. Стратегический менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную дея­тельность на запросы потребителей, гибко реагирует и прово­дит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться кон­курентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, дости­гая при этом своих целей (Виханский О.С. [15]).

2. Стратегический менеджмент — это деятельность, на­правленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения воз­можных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов (Шифрин М.Б. [49]).

3. Стратегический менеджмент — комплекс не только стра­тегических управленческих решений, определяющих долговре­менное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изме­нение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за со­бой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития (Маркова В.Д., Кузнецов С.А. [28]).

4. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, кото­рые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприим­чивой к внешним требованиям (И. Ансофф [5]).

5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. [20] раскрывают содержа­ние понятия «стратегический менеджмент» с позиции трех ас­пектов:

■ стратегический менеджмент — это вид (сфера) деятель­ности по управлению, состоящий в реализации выбран­ных перспективных целей через осуществление измене­ний в организации;

■ стратегический менеджмент — это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением;

» стратегический менеджмент — это область научных зна­ний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практиче­ской реализации этих знаний.

В общем виде сущность стратегического менеджмента за­ключается в ответе на три основных вопроса, как отмечают отечественные специалисты в области стратегического менедж­мента Маркова В.Д., Кузнецова С.А. [28]:

1. В каком положении предприятие хотело бы находиться через три, пять, десять лет?

2. В каком положении предприятие находится в настоя­щее время?

3. Каким способом достигнуть желаемого положения?

Ответ на первый вопрос позволяет определить, к чему пред­приятию нужно стремиться, какие цели ставить (модель жела­емого состояния предприятия). Для этого необходимо трезво оценивать текущую ситуацию на предприятии. Третий воп­рос связан с реализацией выбранной стратегии. После поста­новки целей развития нужно определить способы достижения желаемого положения предприятия в будущем.

Для того чтобы лучше понять сущность стратегического менеджмента, его следует рассматривать в сопоставлении с другим режимом управления — с оперативным управлением.

Сопоставление оперативного и стратегического управления показано на рисунке 2.2.

4. Принципы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент базируется на ряде принци­пов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществ­ления. Основные из них:

■ научность в сочетании с элементами искусства. Руко­водство предприятия в своей деятельности должно ис­пользовать данные и выводы множества наук, но в то же время постоянно импровизировать, искать индиви­дуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ве­дения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации;

а целенаправленность стратегического менеджмента. Фор­мирование стратегии должно подчиняться принципу це­ленаправленности. В противоположность свободной Признаки

 

 

 

Рис. 2.2. Сопоставление оперативного управления и стратегического менеджмента

импровизации и интуиции стратегический менеджмент призван обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных задач;* гибкость стратегического менеджмента. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые ре­шения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Ре­ализация данного принципа предполагает оценку соот­ветствия текущей стратегии требованиям внешней сре­ды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы;

■ единство стратегических планов и программ. Для до­стижения успеха стратегические решения разных уров­ней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов организации до­стигается посредством консолидации стратегий струк­турных подразделений, взаимного согласования стра­тегических планов функциональных отделов;

■ создание необходимых условий для реализации страте­гии. Стратегический план не обеспечивает его обяза­тельного успешного выполнения. Процесс стратеги- че-ского управления должен включать создание орга­низационных условий для осуществления стратегичес­ких планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы моти­вации, совершенствование структуры управления.

Функции стратегического менеджмента. К общим функци­ям стратегического менеджмента относятся: стратегический анализ, планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегии, мотивация персонала на достижение стратегиче­ских решений, контроль за процессом выполнения стратегии.

Преимущества и недостатки стратегического менеджмента представлены в таблице 2.1.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...