Сущность стратегического менеджмента
Стратегический менеджмент относится к сфере деятельности высшего руководства предприятия, поскольку именно высшее руководство определяет предпочтительные направления и траектории развития предприятия, занимается постановкой корпоративных целей, распределением ресурсов и формированием политики обеспечения предприятию конкурентных преимуществ. Ведущей идеей, отражающей сущность перехода от оперативного управления к стратегическому, является идея необходимости переноса центра внимания высшего руководства на внешнее окружение для того, чтобы соответствующим. образом и своевременно реагировать на происходящие в нем изменения. Стратегический менеджмент относят к философии бизнеса и менеджмента. В настоящее время не сформировалось единого подхода к определению понятия «стратегический менеджмент». Существует целый ряд определений стратегического менеджмента, в которых делается упор на те или иные аспекты и особенности стратегического менеджмента или же на его отличия от «обычного» управления. Приведем некоторые из них: 1. Стратегический менеджмент — это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, ориентирует производственную деятельность на запросы потребителей, гибко реагирует и проводит своевременные изменения в организации, отвечающие вызову со стороны окружения и позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей (Виханский О.С. [15]). 2. Стратегический менеджмент — это деятельность, направленная на достижение основных поставленных целей и задач организации, определенных на основе предвидения возможных изменений окружающей среды и организационного потенциала, путем координации и распределения ресурсов (Шифрин М.Б. [49]).
3. Стратегический менеджмент — комплекс не только стратегических управленческих решений, определяющих долговременное развитие организации, но и конкретных действий, обеспечивающих быстрое реагирование предприятия на изменение внешней конъюнктуры, которое может повлечь за собой необходимость стратегического маневра, пересмотр целей и корректировку общего направления развития (Маркова В.Д., Кузнецов С.А. [28]). 4. Деятельность по стратегическому управлению связана с постановкой целей и задач организации и с поддержанием ряда взаимоотношений между организацией и окружением, которые позволяют ей добиваться своих целей, соответствуют ее внутренним возможностям и позволяют оставаться восприимчивой к внешним требованиям (И. Ансофф [5]). 5. Зайцев Л.Г., Соколова М.И. [20] раскрывают содержание понятия «стратегический менеджмент» с позиции трех аспектов: ■ стратегический менеджмент — это вид (сфера) деятельности по управлению, состоящий в реализации выбранных перспективных целей через осуществление изменений в организации; ■ стратегический менеджмент — это процесс, посредством которого осуществляется взаимодействие организации с ее окружением; » стратегический менеджмент — это область научных знаний, изучающая приемы и инструменты, методологию принятия стратегических решений и способы практической реализации этих знаний. В общем виде сущность стратегического менеджмента заключается в ответе на три основных вопроса, как отмечают отечественные специалисты в области стратегического менеджмента Маркова В.Д., Кузнецова С.А. [28]: 1. В каком положении предприятие хотело бы находиться через три, пять, десять лет?
2. В каком положении предприятие находится в настоящее время? 3. Каким способом достигнуть желаемого положения? Ответ на первый вопрос позволяет определить, к чему предприятию нужно стремиться, какие цели ставить (модель желаемого состояния предприятия). Для этого необходимо трезво оценивать текущую ситуацию на предприятии. Третий вопрос связан с реализацией выбранной стратегии. После постановки целей развития нужно определить способы достижения желаемого положения предприятия в будущем. Для того чтобы лучше понять сущность стратегического менеджмента, его следует рассматривать в сопоставлении с другим режимом управления — с оперативным управлением. Сопоставление оперативного и стратегического управления показано на рисунке 2.2. 4. Принципы стратегического менеджмента Стратегический менеджмент базируется на ряде принципов, которые необходимо учитывать в процессе его осуществления. Основные из них: ■ научность в сочетании с элементами искусства. Руководство предприятия в своей деятельности должно использовать данные и выводы множества наук, но в то же время постоянно импровизировать, искать индивидуальные подходы к ситуации. Реализация этой задачи предполагает помимо знаний владение искусством ведения конкурентной борьбы, умение найти выход из самой затруднительной ситуации, сосредоточиться на ключевых проблемах, выделить главные достоинства своей организации; а целенаправленность стратегического менеджмента. Формирование стратегии должно подчиняться принципу целенаправленности. В противоположность свободной Признаки
Рис. 2.2. Сопоставление оперативного управления и стратегического менеджмента импровизации и интуиции стратегический менеджмент призван обеспечить осознанное направленное развитие организации и нацеленность управленческого процесса на решение конкретных задач;* гибкость стратегического менеджмента. Подразумевает возможность внесения коррективов в ранее принятые решения или их пересмотра в любой момент времени в соответствии с изменяющимися обстоятельствами. Реализация данного принципа предполагает оценку соответствия текущей стратегии требованиям внешней среды и возможностям предприятия, уточнение принятой политики и планов в случае непредвиденного развития событий и усиления конкурентной борьбы;
■ единство стратегических планов и программ. Для достижения успеха стратегические решения разных уровней должны быть согласованы и тесно увязаны между собой. Единство стратегических планов организации достигается посредством консолидации стратегий структурных подразделений, взаимного согласования стратегических планов функциональных отделов; ■ создание необходимых условий для реализации стратегии. Стратегический план не обеспечивает его обязательного успешного выполнения. Процесс стратеги- че-ского управления должен включать создание организационных условий для осуществления стратегических планов и программ, т.е. формирование сильной организационной структуры, разработку системы мотивации, совершенствование структуры управления. Функции стратегического менеджмента. К общим функциям стратегического менеджмента относятся: стратегический анализ, планирование стратегии, организация выполнения стратегических планов, координация действий по реализации стратегии, мотивация персонала на достижение стратегических решений, контроль за процессом выполнения стратегии. Преимущества и недостатки стратегического менеджмента представлены в таблице 2.1.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|