Объекты стратегического менеджмента
Выделяют три группы объектов стратегического менеджмента: предприятие в целом (объединение предприятий), стратегические единицы бизнеса, функциональные зоны предприятия.
В качестве объекта стратегического управления предприятие рассматривается как открытая комплексная социально-экономическая система, представляющая совокупность структурных подразделений. В стратегическом менеджменте понятие «предприятие» очень обширно. Это может быть как маленькая компания, работающая в одной сфере бизнеса, так и огромная корпорация, работающая в нескольких отраслях.
Стратегическая единица бизнеса (СЕБ) или стратегическая зона хозяйствования — это внутрифирменная организационная единица, отвечающая за выработку стратегии предприятия в одном или нескольких сегментах целевого рынка. Как показал опыт 1970—1980-х гг., концепция стратегических единиц бизнеса оказала существенное влияние на формирование систем управления в крупных фирмах всего мира и поэтому может рассматриваться как важный элемент стратегического менеджмента [28]. В основе выделения стратегических единиц бизнеса лежит концепция сегментации рынка. Сегментация рынка представляет собой процесс разделения на однородные группы покупателей, для каждой из которых могут потребоваться определенные товары и комплексы маркетинга. Процесс рыночной сегментации предусматривает определение признаков, на основании которых рынок разбивается на сегменты. При сегментировании потребительских рынков чаще всего используются следующие признаки сегментации-: ■ географические признаки: экономическое и политическое районирование, численность населения, его плотность, природно-климатическая зона и т.д.; и социально-демографические признаки: пол, возраст, размер семьи, этап жизненного цикла семьи, уровень доходов, род занятий, образование, религиозные убеждения, национальность. Демографические признаки достаточно популярны, поскольку интенсивность потребления товаров во многом связана именно с демографическими переменными, а также в силу того, что демографические параметры легче других типов переменных поддаются замерам; и психографические признаки: стиль жизни, личные качества; ■ поведенческие особенности покупателей: покупателей делят на группы в зависимости от их знаний о товаре, отношения к нему, характера использования товара и реакции на этот товар. К переменным данного признака относятся поводы для совершения покупки, искомые выгоды, интенсивность употребления товара, степень приверженности, степень готовности к потреблению товара.
В качестве основы для сегментирования рынков товаров промышленного назначения используется большая часть тех же переменных, что и при сегментировании потребительских рынков. Покупателей товаров промышленного назначения можно сегментировать по географическому принципу и по ряду поведенческих переменных, на основе искомых ими выгод, статуса пользователя, интенсивности потребления, степени приверженности, готовности к восприятию товара и отношения к нему. Кроме того, сегментирование осуществляют также по признаку весомости заказчика, его размеру, форме собственности, отраслям деятельности предприятий-потребителей. Для проведения успешной сегментации рынка необходимо знать и понимать правила рынка и поведение его субъектов: в потребители (мотивы их поведения, основные требования и предпочтения); ■ конкуренты (их стратегия, продукция, рыночные действия). Следует отличать понятия «стратегическая единица бизнеса» и «сегмент рынка». Сегмент рынка — это совокупность потребителей, характеризующаяся однотипной реакцией на предлагаемый продукт и комплекс маркетинга. Стратегическая единица бизнеса характеризуется как определенным видом спроса, так и определенной технологией. Например, потребность в дизайне внутреннего интерьера зданий может быть удовлетворена посредством использования исключительно ручных технологий (уникальный дизайн), компьютерных технологий (стандартные модульные решения). Таким образом, потребность в дизайн-проекте плюс ручная технология — это одна СЕБ, потребность в дизайн-проекте плюс компьютерная технология — это другая СЕБ. Следовательно, при выделении стратегических единиц бизнеса сначала определяется потребность, затем выбирается технология и потом определяется группа потребителей, с которой будет работать предприятие. При выделении СЕБ необходимо оценить перспективы ее роста, рентабельности, ожидаемый уровень нестабильности и факторы успешной конкуренции в будущем.
Идентификация стратегических единиц бизнеса во многом является предметом субъективного выбора, однако фирмой General Electric был сформулирован ряд критериев их выделения [28]: 1. Стратегическая единица бизнеса имеет определенный круг клиентов и заказчиков. 2. Бизнес-единица самостоятельно планирует и осуществляет производственно-сбытовую деятельность, материально- техническое снабжение. 3. Деятельность бизнес-единиц оценивается на основе учета прибылей и убытков. Совокупность бизнес-единиц, принадлежащая одному и тому же владельцу, в стратегическом менеджменте называется портфелем. Такой портфель иногда называют корпоративным, чтобы отличить его от портфеля ценных бумаг. Функциональная зона предприятия — это сфера деятельности, организационно представленная функциональными структурными подразделениями, которые специализируются на выполнении определенных функций и обеспечивают эффективную деятельность как отдельных стратегических единиц бизнеса, так и предприятия в целом. Основными функциональными зонами предприятия являются маркетинг, НИОКР, производство, персонал, финансы.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|