Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типы стратегий предприятия




В зависимости от уровня принятия стратегических реше­ний выделяют три основных типа стратегий предприятия: кор­поративные стратегии, конкурентные стратегии и функцио­нальные стратегии (рис. 2.3).

Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каж­дый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накла­дываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии. Рассмотрим стратегии каждого уровня более под­робно.

Корпоративная стратегия — это стратегия, которая опи­сывает общее направление роста предприятия, формирова­ние корпоративного портфеля. Стратегические решения этого

Рис. 2.3. Типы стратегий предприятия в зависимости от уровня принятия стратегических решений

 

уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом.

Корпоративная стратегия включает два вида стратегий:

1) базовые стратегии развития предприятия;

2) портфельные стратегии.

Базовые стратегии развития предприятия включают:

в стратегии роста;

■ стратегии стабильности;

■ стратегии сокращения;

■ комбинированные стратегии.

Стратегия роста. Предусматривает рост продаж, доли рын­ка, прибыли, размера предприятия. В настоящее время прак­тикой стратегического анализа выработано большое разнооб­разие стратегий роста, которые объединяются в три направ­ления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост.

Стратегия стабильности предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Ис­пользуется, как правило, доминирующими на рынке пред­приятиями.

Стратегия сокращения предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в про­шлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию.

Комбинированная стратегия предусматривает сочетание пе­речисленных выше стратегий, когда по одним направлениям

»

бизнеса планируется рост, по другим стабильное положение, по третьим — сокращение. Также комбинированная страте­гия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую.

Портфельная стратегия показывает, как управлять различ­ными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель това­ров предприятия. Именно на этом уровне определяется и со­гласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей портфельной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Исторически бизнес сначала был однопродук­товым, затем наступила эра диверсификации производства, связанной с управлением крупными многопродуктовыми пред­приятиями.

Портфельная стратегия включает:

■ распределение ресурсов между хозяйственными подраз­делениями на основе портфельного анализа; я решения о диверсификации производства с целью сни­жения хозяйственного риска и получения эффекта си­нергии;

я изменение структуры корпорации; я решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры; и единую стратегическую ориентацию подразделений [28].

На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц биз­неса. При этом используется не коммерческий принцип, а бюджетный, при котором самоокупаемость стратегической единицы бизнеса на первых этапах ее развития становится не столь важной, поскольку она финансируется из общего бюд­жета предприятия. Допускается даже убыточность СЕБ, если в долгосрочной перспективе от нее ожидают большого биз­нес-успеха (например, завоевание нового рынка). Таким об­разом, экономические ресурсы между подразделениями пред­приятия перераспределяются планомерно.

На уровне стратегических единиц-бизнеса разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия или ее еще назы­вают бизнес-стратегия) — это стратегия обеспечения долго­срочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса. Данная стратегия показывает, как предприятие бу­дет конкурировать на конкретном товарном рынке, какие ме­тоды конкурентной борьбы будет использовать, на какие типы конкурентных преимуществ будет опираться. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для пред­приятий с одним видом деятельности корпоративная страте­гия совпадает с конкурентной.

Функциональные стратегии — это стратегии, разрабаты­ваемые функциональными отделами и службами предприя­тия на основе корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 2.4.

Рис. 2.4. Состав функциональных стратегий предприятия

 

Разработка функциональной стратегии ориентирована на оптимальное использование экономических ресурсов предпри­ятия в рамках данной функциональной зоны предприятия, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий предприятия.

Примерами функциональных стратегий могут служить: в маркетинговая стратегия: увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции;

я стратегия научных исследований и опытно-конструктор­ских разработок: технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, осво­ение новой технологии;

■ производственная стратегия: создание нового производ­ства, реконструкция существующего производства, рас­смотрение возможности использования материалов-за- менителей, роботизация производства; я стратегия управления персоналом: организовать участие ключевых менеджеров высшего звена в прибылях пред­приятия, переход на японскую систему управления пер­соналом, повышение демократичности управления;

* финансовая стратегия: обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имуще­ства предприятия.

Три уровня стратегий образуют их иерархическую структу­ру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функ­циональных стратегий. Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операцион­ных стратегий. Операционная стратегия относится к еще бо­лее конкретной деятельности определенного функционально­го направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заво­ды, региональные подразделения, отделы и службы внутри функциональных зон предприятия), которые решают еже­дневные оперативные задачи, имеющие стратегическое зна­чение (реклама, управление запасами, набор персонала, орга­низация транспортного хозяйства). В то же время в теории стратегического менеджмента считается, что деление страте­гий до операционного уровня является излишней детализа­цией, которая может оправдывать себя в рамках крупных кор­пораций.

Процесс формирования стратегий представляет собой вза­имоувязанную систему стратегий различных уровней страте­гической иерархии. При этом очень важно обеспечить согла­сование стратегий не только по вертикали (т.е. по уровням иерархии стратегий), но и по горизонтали управления на функ­циональном уровне. Системный подход к разработке страте­гии предприятия обеспечивает действие всех частей стратегии предприятия как единого целого.

Процесс разработки стратегии предприятия чаще всего идет по направлению «сверху вниз». Он инициируется высшим менеджментом, который ориентирует стратегические едини­цы бизнеса и функциональные подразделения на формирова­ние собственных стратегий как средства реализации корпора­тивной стратегии. Однако эффективность процесса разработ­ки стратегии повышается при вовлечении менеджерского со­става среднего и низшего звена в формирование стратегии более высокого уровня. Определяется это уровнем демокра­тизации процесса разработки стратегии и сложившейся на предприятии организационной культурой.

6. Основные этапы стратегического менеджмента

Стратегический менеджмент, как и любой процесс управ­ления, включает следующие укрупненные этапы: анализ, соб­ственно планирование (выбор) и реализацию принятого ре­шения (рис. 2.5).

Ситуационный анализ. Ситуационный анализ включает ана­лиз внешней среды и анализ внутренней среды предприятия.


Ситуационный анализ

Планирование стратегии

Реализация выбранной стратегии

Рис. 2.5. Укрупненные этапы процесса стратегического менеджмента

 

Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее со­ставляющих:

а макроокружения;

■ непосредственного окружения (микроокружения).

Анализ макроокружения предусматривает рассмотрение влияния на предприятие экономики, правового регулирова­ния и управления, политических процессов, природной сре­ды и ресурсов, социальной и культурной составляющей обще­ства, научно-технического и технологического развития об­щества, инфраструктуры и т.д.

Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, посредни­ки, конкуренты, контактные аудитории.

Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. оп­ределить смысл и направления деятельности фирмы.

Внутренняя среда анализируется по следующим направле­ниям:

и кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интере­сы и т.д.; и организация управления;

и производство, включающее организационные, опера­ционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; и финансы фирмы; и маркетинг;

и организационная культура.

Планирование (выбор) стратегии. Данный этап стратеги­ческого менеджмента включает определение миссии и целей предприятия, формирование стратегических альтернатив раз­вития предприятия и выбор лучшей стратегической альтерна­тивы.

Определение миссии и целей предприятия, рассматривае­мое как один из процессов стратегического управления, со­стоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует боль­шой и исключительно ответственной работы. Первый под­процесс состоит в формировании миссии предприятия, кото­рая в концентрированной форме выражает смысл его суще­ствования, предназначения. Миссия придает предприятию оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпро­цессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей предприятия приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует предприятие и к чему оно стремится.

После того как определены миссия и цели, наступает этап разработки и анализа стратегических альтернатив, выбора стратегии предприятия. На этом этапе принимается реше­ние по поводу того, как, какими средствами предприятие будет добиваться достижения целей. Выработка стратегии считается сердцевиной стратегического менеджмента. Сле­дует понимать, что формирование стратегии — это не со­ставление плана действий. Разработка стратегии — это при­нятие решения по поводу того, что делать с отдельными стра­тегическими единицами бизнеса или продуктами, как и в каком направление развиваться предприятию, какое место занимать на рынке и т.д.

Реализация выбранной стратегии. Этот этап стратегическо­го менеджмента включает процесс выполнения стратегии пред­приятия, стратегический контроль.

Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как сред­несрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имею­щиеся или доступные ресурсы, система управления, органи­зационная структура и персонал, который будет реализовать выбранную стратегию.

Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия, сфокусирован на выяснении того, воз­можно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных це­лей. Корректировка по результатам стратегического контроля

 

может касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия.

На рисунке 2.6 показана более глубокая детализация про­цесса стратегического менеджмента.

Процесс стратегического менеджмента в реальной жизни предусматривает параллельно-последовательное выполнение основных его этапов. Вначале осуществляется предваритель­ная оценка состояния предприятия и влияния на него внеш­ней среды. Параллельно с ней, опираясь на ее промежуточ­ные и окончательные этапы, производится формулирование целей предприятия и, при необходимости, корректировка миссии. Затем выполняется углубленный анализ внешней и внутренней сред предприятия, который позволяет проверить цели на предмет их качества, реалистичности. Далее произ­водится выбор стратегии из некоторого множества разрабо­танных стратегических альтернатив. Затем осуществляется процесс реализации стратегии, в ходе которого параллельно выполняется стратегический контроль.

Процесс разработки стратегии также является итератив­ным (циклическим). На этапе анализа внешней среды может происходить определение и отбор стратегии. Вместе с тем, процесс оценки стратегии может потребовать дополнительно­го анализа внешней среды. Кроме того, со временем страте­гия может меняться, поэтому необходим мониторинг и еже­годная корректировка стратегических решений и планов.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Охарактеризуйте используемые в литературе два противопо­ложных взгляда на понимание стратегии.

2. Чем стратегия отличается от правил и процедур?

3. Перечислите основные критерии эффективной стратегии.

4. Что выступает в качестве определяющих элементов стратегии предприятия?

5. Охарактеризуйте выделенные И. Ансоффом четыре этапа раз­вития системуправления предприятием в зависимости отуров- ня нестабильности внешней среды.

6. Дайте определение стратегического менеджмента.

7. Чем отличается стратегический менеджмент от стратегическо­го планирования?

S. Чем отличается стратегический менеджмент от оперативного управления?

9. Перечислите основные принципы стратегического менедж­мента.

10. В чем состоят преимущества и недостатки стратегического ме­неджмента?

11. Что выступает в качестве объектов стратегического менедж­мента?

12. Что понимают под стратегической единицей бизнеса?

13. Какие типы стратегий предприятия выделяют в зависимости от уровня принятия стратегических решений?

14. Охарактеризуйте состав корпоративных стратегий пред­приятия.

15. Какие стратегии предприятия относятся к функциональным?

16. Перечислите основные этапы стратегического менеджмента и раскройте их содержание.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...