Типы стратегий предприятия
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 В зависимости от уровня принятия стратегических решений выделяют три основных типа стратегий предприятия: корпоративные стратегии, конкурентные стратегии и функциональные стратегии (рис. 2.3). Иерархия построения стратегий базируется на том, что для достижения успеха все стратегии предприятия должны быть согласованы и тесно взаимодействовать друг с другом. Каждый уровень образует стратегическую среду для следующего уровня, т.е. на стратегический план нижнего уровня накладываются ограничения стратегий более высоких уровней иерархии. Рассмотрим стратегии каждого уровня более подробно. Корпоративная стратегия — это стратегия, которая описывает общее направление роста предприятия, формирование корпоративного портфеля. Стратегические решения этого
уровня наиболее сложны, так как касаются предприятия в целом. Корпоративная стратегия включает два вида стратегий: 1) базовые стратегии развития предприятия; 2) портфельные стратегии. Базовые стратегии развития предприятия включают: в стратегии роста; ■ стратегии стабильности; ■ стратегии сокращения; ■ комбинированные стратегии. Стратегия роста. Предусматривает рост продаж, доли рынка, прибыли, размера предприятия. В настоящее время практикой стратегического анализа выработано большое разнообразие стратегий роста, которые объединяются в три направления: концентрированный рост, интегрированный рост, диверсифицированный рост. Стратегия стабильности предполагает сосредоточение на существующих направлениях бизнеса и их поддержке. Используется, как правило, доминирующими на рынке предприятиями.
Стратегия сокращения предусматривает установление уровня экономических целей предприятия ниже достигнутых в прошлом, сворачивание бизнеса, его переориентацию. Комбинированная стратегия предусматривает сочетание перечисленных выше стратегий, когда по одним направлениям » бизнеса планируется рост, по другим стабильное положение, по третьим — сокращение. Также комбинированная стратегия может включать сочетание разных стратегий во времени, когда одна стратегия последовательно сменяет другую. Портфельная стратегия показывает, как управлять различными видами бизнеса, чтобы сбалансировать портфель товаров предприятия. Именно на этом уровне определяется и согласовывается продуктовая стратегия предприятия. Одной из целей портфельной стратегии является выбор хозяйственных подразделений предприятия, в которые следует направлять инвестиции. Исторически бизнес сначала был однопродуктовым, затем наступила эра диверсификации производства, связанной с управлением крупными многопродуктовыми предприятиями. Портфельная стратегия включает: ■ распределение ресурсов между хозяйственными подразделениями на основе портфельного анализа; я решения о диверсификации производства с целью снижения хозяйственного риска и получения эффекта синергии; я изменение структуры корпорации; я решения о слиянии, приобретении, вхождении в ФПГ или другие интеграционные структуры; и единую стратегическую ориентацию подразделений [28]. На уровне портфельной стратегии принимается решение о финансировании продуктов или стратегических единиц бизнеса. При этом используется не коммерческий принцип, а бюджетный, при котором самоокупаемость стратегической единицы бизнеса на первых этапах ее развития становится не столь важной, поскольку она финансируется из общего бюджета предприятия. Допускается даже убыточность СЕБ, если в долгосрочной перспективе от нее ожидают большого бизнес-успеха (например, завоевание нового рынка). Таким образом, экономические ресурсы между подразделениями предприятия перераспределяются планомерно.
На уровне стратегических единиц-бизнеса разрабатывается конкурентная стратегия (деловая стратегия или ее еще называют бизнес-стратегия) — это стратегия обеспечения долгосрочных конкурентных преимуществ стратегической единицы бизнеса. Данная стратегия показывает, как предприятие будет конкурировать на конкретном товарном рынке, какие методы конкурентной борьбы будет использовать, на какие типы конкурентных преимуществ будет опираться. Поэтому такую стратегию называют еще стратегией конкуренции. Для предприятий с одним видом деятельности корпоративная стратегия совпадает с конкурентной. Функциональные стратегии — это стратегии, разрабатываемые функциональными отделами и службами предприятия на основе корпоративной и конкурентной стратегий. Состав функциональных стратегий предприятия показан на рисунке 2.4.
Разработка функциональной стратегии ориентирована на оптимальное использование экономических ресурсов предприятия в рамках данной функциональной зоны предприятия, а также на поиск эффективного поведения рассматриваемого функционального подразделения в рамках корпоративной и конкурентной стратегий предприятия. Примерами функциональных стратегий могут служить: в маркетинговая стратегия: увеличение объема продаж продукции предприятия по сравнению с предыдущим годом, выход на новые рынки, освоение нового канала сбыта продукции; я стратегия научных исследований и опытно-конструкторских разработок: технологическое лидерство в отрасли, следование за технологическим лидером отрасли, освоение новой технологии; ■ производственная стратегия: создание нового производства, реконструкция существующего производства, рассмотрение возможности использования материалов-за- менителей, роботизация производства; я стратегия управления персоналом: организовать участие ключевых менеджеров высшего звена в прибылях предприятия, переход на японскую систему управления персоналом, повышение демократичности управления;
* финансовая стратегия: обеспечение ускорения денежных средств, снижение уровня дебиторской задолженности, построение оптимальной структуры капитала и имущества предприятия. Три уровня стратегий образуют их иерархическую структуру: корпоративная стратегия состоит из ряда деловых и функциональных стратегий. Иногда дополнительно выделяют еще один уровень стратегических решений — уровень операционных стратегий. Операционная стратегия относится к еще более конкретной деятельности определенного функционального направления. Операционную стратегию разрабатывают и воплощают в жизнь ключевые организационные звенья (заводы, региональные подразделения, отделы и службы внутри функциональных зон предприятия), которые решают ежедневные оперативные задачи, имеющие стратегическое значение (реклама, управление запасами, набор персонала, организация транспортного хозяйства). В то же время в теории стратегического менеджмента считается, что деление стратегий до операционного уровня является излишней детализацией, которая может оправдывать себя в рамках крупных корпораций. Процесс формирования стратегий представляет собой взаимоувязанную систему стратегий различных уровней стратегической иерархии. При этом очень важно обеспечить согласование стратегий не только по вертикали (т.е. по уровням иерархии стратегий), но и по горизонтали управления на функциональном уровне. Системный подход к разработке стратегии предприятия обеспечивает действие всех частей стратегии предприятия как единого целого. Процесс разработки стратегии предприятия чаще всего идет по направлению «сверху вниз». Он инициируется высшим менеджментом, который ориентирует стратегические единицы бизнеса и функциональные подразделения на формирование собственных стратегий как средства реализации корпоративной стратегии. Однако эффективность процесса разработки стратегии повышается при вовлечении менеджерского состава среднего и низшего звена в формирование стратегии более высокого уровня. Определяется это уровнем демократизации процесса разработки стратегии и сложившейся на предприятии организационной культурой.
6. Основные этапы стратегического менеджмента Стратегический менеджмент, как и любой процесс управления, включает следующие укрупненные этапы: анализ, собственно планирование (выбор) и реализацию принятого решения (рис. 2.5). Ситуационный анализ. Ситуационный анализ включает анализ внешней среды и анализ внутренней среды предприятия.
Анализ внешней среды предполагает изучение двух ее составляющих: а макроокружения; ■ непосредственного окружения (микроокружения). Анализ макроокружения предусматривает рассмотрение влияния на предприятие экономики, правового регулирования и управления, политических процессов, природной среды и ресурсов, социальной и культурной составляющей общества, научно-технического и технологического развития общества, инфраструктуры и т.д. Непосредственное окружение анализируется по следующим основным компонентам: покупатели, поставщики, посредники, конкуренты, контактные аудитории. Анализ внутренней среды вскрывает те возможности, тот потенциал, на который может рассчитывать предприятие в конкурентной борьбе в процессе достижения своих целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели предприятия, более верно сформулировать миссию, т.е. определить смысл и направления деятельности фирмы. Внутренняя среда анализируется по следующим направлениям: и кадры фирмы, их потенциал, квалификация, интересы и т.д.; и организация управления; и производство, включающее организационные, операционные и технико-технологические характеристики и научные исследования и разработки; и финансы фирмы; и маркетинг; и организационная культура. Планирование (выбор) стратегии. Данный этап стратегического менеджмента включает определение миссии и целей предприятия, формирование стратегических альтернатив развития предприятия и выбор лучшей стратегической альтернативы. Определение миссии и целей предприятия, рассматриваемое как один из процессов стратегического управления, состоит из трех подпроцессов, каждый из которых требует большой и исключительно ответственной работы. Первый подпроцесс состоит в формировании миссии предприятия, которая в концентрированной форме выражает смысл его существования, предназначения. Миссия придает предприятию оригинальность, наполняет работу людей особым смыслом. Далее идет подпроцесс определения долгосрочных целей. И завершается эта часть стратегического управления подпроцессом установления краткосрочных целей. Формирование миссии и установление целей предприятия приводят к тому, что становится ясным, для чего функционирует предприятие и к чему оно стремится.
После того как определены миссия и цели, наступает этап разработки и анализа стратегических альтернатив, выбора стратегии предприятия. На этом этапе принимается решение по поводу того, как, какими средствами предприятие будет добиваться достижения целей. Выработка стратегии считается сердцевиной стратегического менеджмента. Следует понимать, что формирование стратегии — это не составление плана действий. Разработка стратегии — это принятие решения по поводу того, что делать с отдельными стратегическими единицами бизнеса или продуктами, как и в каком направление развиваться предприятию, какое место занимать на рынке и т.д. Реализация выбранной стратегии. Этот этап стратегического менеджмента включает процесс выполнения стратегии предприятия, стратегический контроль. Стратегия воплощается в жизнь через разработку программ, бюджетов и процедур, которые можно рассматривать как среднесрочные и краткосрочные планы реализации стратегии. Важнейшими составляющими данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовать выбранную стратегию. Стратегический контроль направлен на выяснение того, в какой мере реализация стратегии приводит к достижению целей предприятия, сфокусирован на выяснении того, возможно ли в дальнейшем реализовать принятую стратегию и приведет ли ее реализация к достижению поставленных целей. Корректировка по результатам стратегического контроля
может касаться как реализуемой стратегии, так и целей предприятия. На рисунке 2.6 показана более глубокая детализация процесса стратегического менеджмента. Процесс стратегического менеджмента в реальной жизни предусматривает параллельно-последовательное выполнение основных его этапов. Вначале осуществляется предварительная оценка состояния предприятия и влияния на него внешней среды. Параллельно с ней, опираясь на ее промежуточные и окончательные этапы, производится формулирование целей предприятия и, при необходимости, корректировка миссии. Затем выполняется углубленный анализ внешней и внутренней сред предприятия, который позволяет проверить цели на предмет их качества, реалистичности. Далее производится выбор стратегии из некоторого множества разработанных стратегических альтернатив. Затем осуществляется процесс реализации стратегии, в ходе которого параллельно выполняется стратегический контроль. Процесс разработки стратегии также является итеративным (циклическим). На этапе анализа внешней среды может происходить определение и отбор стратегии. Вместе с тем, процесс оценки стратегии может потребовать дополнительного анализа внешней среды. Кроме того, со временем стратегия может меняться, поэтому необходим мониторинг и ежегодная корректировка стратегических решений и планов. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ 1. Охарактеризуйте используемые в литературе два противоположных взгляда на понимание стратегии. 2. Чем стратегия отличается от правил и процедур? 3. Перечислите основные критерии эффективной стратегии. 4. Что выступает в качестве определяющих элементов стратегии предприятия? 5. Охарактеризуйте выделенные И. Ансоффом четыре этапа развития системуправления предприятием в зависимости отуров- ня нестабильности внешней среды. 6. Дайте определение стратегического менеджмента. 7. Чем отличается стратегический менеджмент от стратегического планирования? S. Чем отличается стратегический менеджмент от оперативного управления? 9. Перечислите основные принципы стратегического менеджмента. 10. В чем состоят преимущества и недостатки стратегического менеджмента? 11. Что выступает в качестве объектов стратегического менеджмента? 12. Что понимают под стратегической единицей бизнеса? 13. Какие типы стратегий предприятия выделяют в зависимости от уровня принятия стратегических решений? 14. Охарактеризуйте состав корпоративных стратегий предприятия. 15. Какие стратегии предприятия относятся к функциональным? 16. Перечислите основные этапы стратегического менеджмента и раскройте их содержание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|