Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воспитательная роль изложений




Темы изложений должны быть ценными как в воспитательном, так и в образовательном отношении, должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение, Они должны быть доступны и интересны детям, не перегружены новыми для них трудными словами или образами. Дети должны хорошо понять его содержание, идейный смысл. Текст для изложения должен быть несложным по композиции, с небольшим количеством действующих лиц. Необходимо также учитывать грамматические умения детей.

В начальных классах дети пишут изложения следующих типов: подробные, близкие к тексту; сжатые, сокращённые; с творческими и грамматическими заданиями. Они бывают разными по объёму: от 10-15 минутных работ во втором полугодии первого класса до двухчасовых обучающих и проверочных изложений в четвёртом классе. Остановлюсь более подробно на некоторых видах изложений.

Подробное, близкое к тексту изложение небольшого рассказа или отрывка, имеющего сюжет, проводятся во всех классах. Этот вид изложений развивает умения учащихся в составлении связного текста. В первом классе работу над изложением затрудняют слабые орфографические навыки учащихся. С целью предупреждения ошибок на ранних степенях обучения текст, составленный учащимися, записывается на доске. Тексты в 1 классе должны быть повествовательные или описательные. Со 2 класса работа над подробным изложением усложняется: текст подбирается так, чтобы он предусматривал ознакомление учащихся с новыми для них особенностями в области лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания. В 3-4 классах учащиеся, работая над подробными изложениями, обращают внимание на детали, подробности в повествовании и описании, приучаются к точности речи, учатся связывать предложения, соблюдая временную последовательность, причинно-следственные связи, правильные пространственные соотношения. Всё это развивает детей умственно, способствует воспитанию их мышления.

Сжатое изложение прочитанного текста проводится следующим образом: текст прочитывается 1-2 раза, затем в ходе коллективной беседы выявляется главное – что нужно описать при сжатом пересказе, а что можно опустить. В письменном тексте сжатого изложения дети передают лишь существенное, опуская второстепенное. При этом могут нарушаться логические связи в тексте, если сокращение будет вестись механическим путём. Необходимо строить анализ текста так, чтобы учащиеся не допустили данной ошибки, сохранили сюжет. В этой логической и одновременно творческой работе состоит главное достоинство и главная трудность сжатых изложений. Оно имеет много общего с сочинением: учащиеся отбирают материал, по-своему располагают его, самостоятельно подбирают слова и составляют предложения. Работая над сокращением текста, учащиеся глубже овладевают материалом, учатся не только сужать его до самого краткого выражения, но и, наоборот, распространять, расширять его.

Творческие изложения занимают промежуточное положение между изложениями и сочинениями. Они развивают воображение учащихся, литературные интересы, развивают творчество детей. Один из интереснейших видов творческого изложения – изложение от лица одного из персонажей. Ученик должен хорошо понять роль этого персонажа, принять во внимание его характер, возраст, взглянуть на события его глазами. Ведь надо передать в тексте лишь то, что ему могло быть интересно, и так, как это могло ему представиться.

Образовательные и воспитательные задачи, которым отвечает
изложение, сложны и многообразны. «То, что сегодня ребенок может сделать с помощью взрослого, завтра он сделает самостоятельно. Текст, который мы предлагаем ученику для пересказа, - это своеобразная «помощь взрослого» в сложном деле обучения построению высказывания».
Письменное изложение является одним из эффективных видов развития речи и повышения грамотности. При работе над изложением учащиеся учатся грамотно, связно излагать мысли на русском языке.

Проведение обучающих изложений благотворно влияет на развитие логического мышления учащихся. Сосредоточивая внимание на причинных, следственных, условных, временных, уступительных и других отношениях исходного текста - первоначально в процессе его анализа, а затем в непосредственной работе над изложением, - школьники постигают смысл тех внутренних связей и зависимостей, которые лежат в основе избранного образца.

Письменное изложение оставляет глубокий след в душе школьника, поэтому следует использовать высокоидейные тексты, отражающие героические страницы жизни людей, картины родной природы, достижения советской науки, техники, культуры. Темы изложений должны расширять познавательный опыт учащихся, формировать их мировоззрение.

Обучающие изложения позволяют активно и целенаправленно обогащать и совершенствовать язык школьников. Расширяя и уточняя свои познания в области грамматики, лексики и стилистики, учащиеся на практике убеждаются в необходимости продуманно соотносить выбор речевых средств с идейно-художественными задачами высказывания.

Тексты изложений, будучи различными по теме и содержанию, расширяют кругозор школьников и оказывают заметное нравственное влияние: учат мужеству, честности, любви к Родине, уважению к старшим и т.д. Но воспитательная ценность изложений не только в таком обычном воздействии текста, какое вообще свойственно печатному слову, - она также и в самом процессе работы, требующем от школьника немало упорства, настойчивости, аккуратности и потому способствующем правильному воспитанию и формированию характера.

Наконец, выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки. Справедливо замечание В.А. Добромыслова: «Процесс формирования орфографических и пунктуационных навыков завершается именно в самостоятельных письменных высказываниях учащихся». Чтобы эти разнообразные задачи успешно решить в едином логическом комплексе, от учителя требуется большая подготовка и известное методическое мастерство.

Проведение обучающих изложений таит в себе большие потенциальные возможности для творчества учителя. В зависимости от целей изложения, избранного текста и состава учащихся варианты этой работы могут быть исключительно разнообразными. Творческих поисков требует и традиционная методика обучающих изложений, некоторые приемы которой в условиях новой школы нуждаются в критической переоценке.

Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка.

Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда.

Проведение изложения - это чаще всего заключительный этап в целой серии предшествующих ему упражнений, потому что изложение, как и диктант, требует продуманной подготовительной работы. Каждый вид изложения имеет свою центральную дидактическую задачу, которая и определяет методику этих занятий. Но в любом случае неизменно важной остается работа над обучением школьников языку. Языковую задачу ученики не смогут удовлетворительно выполнить, если им не показать, как создавался текст, какие закономерности и приемы были использованы при его написании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...