Особенности проведения изложения в классах коррекции
⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Теоретические и методические основы разработки проблемы формирования у умственно отсталых детей умения последовательно и связно выражать своих мысли, пользуясь устной и письменной речью, представлены в ряде исследования. М.Ф. Гнездилов, Л.В. Занков, М.П. Феофанов психологически обосновывают некоторые возможности умственно отсталых детей в овладении письменной речью и дают методические рекомендации учителю относительно развития письменной речью учащихся специальных коррекционных школ (система самостоятельных письменных работ и упражнений, выработка навыков самоконтроля, использование учащимися предложного и беспредложного управления и др.). Имеются также работы, выдвигающие принцип связи обучения учеников устной и письменной речи с их жизнью и трудом (М.Ф. Гнездилов, Л.С. Вавина и др.). Е.А. Гордиенко предлагает систему работы, эффективною для обучения написанию сочинений по картинам. Р.К. Луцкина говорит о необходимости дифференцированного применения приемов коррекционной работы на всех годах обучения. В.Г. Петрова на основе изучения речи учащихся вспомогательной школы ставит вопрос о поиске оптимальных методов, способствующих реализации возможностей речевого развития умственно отсталых детей и о соотношении этих возможностей с зоной ближайшего развития школьника. Подбирая тексты для констатации, мы использовали имеющиеся данные психологии относительно понимания умственно отсталыми детьми текстов разного характера. По степени сложности тексты можно разделить на три группы. К первой группе относятся повествовательные рассказы, не заключающие в себе сложных смысловых связей. Ко второй группе относятся рассказы с более сложными смысловыми связями, пропущенными звеньями, которые читающий должен восстановить на основе общего смысла. Третью группу составляют рассказы со скрытым смыслом. В них имеются элементы противоречия между конкретным содержанием и внутренним смыслом. В учебниках для чтения, по которым занимаются учащиеся специальных коррекционных школ, имеются рассказы всех трех типов. Учитель должен уметь разбираться в построении рассказа, чтобы лучше уяснить себе, что извлекает умственно отсталый ребенок из текста той или иной сложности на разных ступенях своего развития.
2.5. Нормы оценок изложений Оценка "5" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - правильное и последовательное воспроизведение авторского текста, логически последовательное раскрытие темы, отсутствие фактических ошибок, богатство словаря, правильность речевого оформления (допускается не более одной речевой неточности); б) грамотность: - нет орфографических и пунктуационных ошибок; - допускается 1 --2исправления. Оценка "4" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - правильное и достаточно полное воспроизведение авторского текста, раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; - имеются отдельные фактические и речевые неточности; - допускается не более 3 речевых недочетов, а также недочетов в содержании и построении текста. б) грамотность: - две орфографические и одна пунктуационная ошибки. Оценка "3" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - допущены отклонения от авторского текста; - отклонение от темы; - допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; - беден словарь; - имеются речевые неточности; - допускается не более 5 речевых недочетов в содержании и построении текста; б) грамотность: - 3-5 орфографических и 1-2 пунктуационных ошибок.
Оценка "2" ставится: а) по содержанию и речевому оформлению: - работа не соответствует теме; - имеются значительные отступления от авторской темы; - много фактических неточностей; - нарушена последовательность изложения мыслей; - во всех частях работы отсутствует связь между ними; - словарь беден; - более 6 речевых недочетов и ошибок в содержании и построении теста; б) грамотность: - более З орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок. Заключение Основное содержание уроков по развитию связной речи составляет подготовка и проведение различных изложений - упражнений взаимосвязанных и в равной степени необходимых в школьной практике. В методической литературе нет общепринятой классификации видов изложений и нет единообразной терминологии. Большинство учителей и методистов придерживаются такой точки зрения: изложения могут быть близкими к тексту (или иначе: подробными или полными), сжатыми (в том числе и выборочными), с дополнительным заданием (или осложненными, или творческими, или с элементами сочинения). Говоря о различной степени сложности текстового материала для изложений, необходимо иметь в виду всестороннее и глубокое ознакомление учащихся с содержанием и композицией различного вида повествования, описания и рассуждения, что сопряжено и с анализом языковой стороны текста, а, следовательно, предполагает наличие соответствующей языковой подготовки учащихся и их знаний из области литературы. Изложение помогает детям глубже осознать свои чувства, приучает к строгому и последовательному мышлению, повышает самоуважение, развивает интерес к литературному творчеству. Дети рассказывают и пишут о самом интересном и близком, их изложения развивают чувство коллективизма, повышают общественную активность. Следует особенно подчеркнуть роль изложения как упражнения, приобщающего детей к лучшим образцам языка. Высокохудожественные тексты, написанные выдающимися мастерами слова и затем письменно переданные детьми, способствуют формированию правильности речи, повышают ее культуру, прививают художественный вкус, развивают языковое чутье. В этом смысле изложение полезно чередовать с сочинением, так как последнее всегда несет в себе опасность некоторого влияния просторечия и диалектов. Выполнение изложений помогает сознательно укреплять орфографические и пунктуационные навыки.
Изложение учит выделять главное и второстепенное в тексте, находить нужные доказательства, целесообразно использовать имеющийся запас слов, продуманно применять знания по грамматике и стилистике языка. Изложение содействует решению и воспитательных задач: содержание текста, образцы воздействуют на ум и чувства учащихся, формируют их эстетические и нравственные представления, воспитывают культуру умственного труда. Большое значение в обучении изложению имеет правильный выбор текста, который предварительно анализируется с точки зрения лексики, правописания, синтаксиса, а также с точки зрения доступности для учащихся. Важное место в методике проведения изложений приводится созданию речевой ситуации и составлению плана. Для проведения изложений с успехом можно использовать пословицы и поговорки, обсуждение тем, связанных с природой, проводить работу с выставкой книг, инсценировку. Предупреждать речевые ошибки в изложениях - это значит организовать практическую работу с учетом тех трудностей, которые испытывают учащиеся в ходе применения определенных правил и причин возникновения этих трудностей. Преодолеть психологический барьер, который возникает у учащихся по отношению к самостоятельному письму, можно систематичностью письма, превращением его из редкой и необычной деятельности в повседневную и тогда изложение станут для школьников обычным, повседневным, привычным делом, а не чем-то исключительным. Список использованной литературы 1.Алимбекова А. Как писать изложение в школе.// Русский язык.— 2002 г. — № 29. 2.Афонина Г.Н. Уроки развития речи. – М.: Айрис пресс, 2001. 3. Большакова Т.Л. Уроки сочинительства. - НШ. 2001. №6. 4. Данилова Г.И. Изложения с языковым разбором текста. - НШ. 1990. №6. 5. Елисеева В.Е. Жанр миниатюры в обучении младших школьников в обучении младших школьников написанию сочинения. - НШ. 2005. №2.
6. Константинова Л.Б. Развитие творческих способностей младших школьников. - НШ. 2000. №7. 7. Кошмина И.В. Межпредметные связи в начальной школе. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 144 с. - (Библиотека учителя начальной школы). 8. Материалы V Международной научно - практической конференции "Наука и образование - 2007". - Том 1. Педагогические науки. - Днепропетровск: Наука и образование, 2007. - 112 с. 9. Методика преподавания рус. яз. в школе глухих, Л. М. Быкова, М; 2002 10. Никитина А.В. Развитие творческих способностей учащихся. - НШ. 2001. №10. 11. Овчинникова А.Ж. Развитие художественного мышления младших школьников. - НШ. 2006. №7. 12. Обучение детей с нарушением интеллектуального развития (Олигофренопедагогика): Учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. Под редакцией Б.П. Пузанова – М.: Интел. центр «Академия» 2001 – 272 с. 13. Павленко В.К. К проблеме совершенствования содержания обучения в 1-4 классах 12-летней школы // Открытая школа. - 2005. - № 2. - С.7-10. 14. Полухина Е.А. Активное слушание в обучении изложению. - НШ. 2002. №2. 15. Программа для 2-4 классов общеобразовательной школы с русским языком обучения. - Алматы, 2003. - 58с 16. Соловьева З.И. Сборник проверочных работ по русскому языку. – М.: Вербум – М, 2001. – 150 с 17. Судакова Н.Л., Шурпаева М.И. Программа по русскому языку для 1-4 классов. - Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2000. 18. Федорова И.В. Проблема подбора текстов для обучения написанию изложения. - НШ. 2007. №6. 19. Шакирова Л.З., Буржунов Г.Г. и др. Методика преподавания русского языка в национальной школе. - Ленинград «Просвещение», 1990, с. 329. 20. Эйснер Л.Г. Как работает учитель по развитию речи. - НШ. 1990. №10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|