Типы ошибок в изложениях в классах коррекции
Ошибки в изложениях могут касаться как содержания и построения, так и языкового оформления. В содержательном плане замечаются такие нарушения, или ошибки: · непонимание идеи высказывания; · неправильное или неполное раскрытие темы; · фактическое несоответствие материала; · неконкретность изложения; · бездоказательность выдвигаемых положений; · несоответствие плану; · нарушение последовательности и др. Ошибки со стороны языкового оформления классифицируются как речевые, к которым относятся и стилистические. Стилистические ошибки - это несоблюдение стилистических норм литературного языка, приводящее к немотивированному разрушению единства стиля. Понимание и раскрытие их требует знакомства учащихся с категориями стилистики; знания стилистических свойств слова, свободной и ограниченной сочетаемости; понятия о стилях речи и их особенностях и др. С этими ошибками в устной и письменной речи учащихся нередко соседствуют другие нарушения норм литературного языка, которые также отрицательно влияют на стиль и при анализе школьных сочинений и изложений должны рассматриваться как ошибки со стороны слога или стиля. К числу речевых ошибок относится неудачно выбранное слово, неправильно построенное предложение, искаженная морфологическая форма. В начальных классах работа над подобными ошибками затруднена почти полным отсутствием теоретической основы: те краткие грамматические сведения, которые предусмотрены программой начальных классов, совершенно недостаточны для исправления и предупреждения речевых ошибок. Для планомерной, систематической работы по совершенствованию речи детей необходимо знать виды наиболее типичных речевых ошибок и недочетов. Изучение таких ошибок, а также исследование причин их возникновения может послужить базой для их исправления и предупреждения.
Следует различать наряду с речевыми ошибками также неречевые: композиционные, логические и искажение фактов. Речевые ошибки делятся на лексико-стилистические, морфолого-стилистические и синтаксико-стилистические. На первом месте по частоте стоят словарные или, точнее, Причины ошибки - малый объем внимания учащегося; бедность словаря. Младшие школьники сравнительно легко обнаруживают и исправляют повторы, если они, получив соответствующие указания учителя, внимательно перечитывают свои текст. Тем не менее, повторение слов и сочетании - очень стойкая ошибка. - Употребление слова в неточном пли несвойственном ему значении в результате непонимания значения слова или его оттенков. Примеры: Река покрылась модным льдом (у А.С. Пушкина: Опрятней модного паркета Блистает речка, льдом одета); Ошибки такого типа - следствие невысокого общего речевою развития, недостаточной начитанности, бедности словаря. Они свойственны в первую очередь слабо развитым детям. - Нарушение общепринятой (фразеологической) сочетаемости слов: Ветер постепенно принимал силу (надо: набирал силу); Вышел красный молодец на бой со Змеем (народнопоэтическому языку свойственны сочетания добрый молодец и красна девица); Коле выдали благодарность (надо: объявили благодарность, или: выдали премию). Причина ошибок - малый речевой опыт, бедность фразеологического запаса. - Употребление слов без учета их эмоционально-экспрессивной или оценочной окраски: Он почувствовал, что утопает в болоте, его засасывало все глубже (лучше: тонет; слово утопает уместно лишь в поэтическом тексте); Уже весна хозяйничает в лесу. Зацвела черемуха, березы покрылись клейкими листочками. В нашей школе провела интересное мероприятие - прогулку в лес (слово мероприятие, уместное в деловой речи, совсем неуместно в художественном рассказе). Ошибки подобного типа связаны с недостаточным чутьем языка, с непониманием стилистических характеристик слова.
- Употребление диалектных и просторечных слов и сочетаний: Петя шел взади (т.е. сзади); Обратно пошел дождь (т.е. опять) Подобные слова дети употребляют под влиянием речи родителей, своего семейного речевого окружения. Хотя причины лексических ошибок не одинаковы и, следовательно, неодинаковы и способы их исправления и разъяснения, но есть общий путь их предупреждения - это создание хорошей речевой среды, языковой анализ читаемых и пересказываемых текстов, выяснение оттенков значения слов в тексте, выяснение роли и целесообразности именно этого, а не какого-либо другого слова н данном контексте. К группе морфолого-стилистических ошибок относится неправильное образование форм слов, неправильное словоизменение или словообразование. Укажем четыре относительно частых типа ошибок этой группы: § В начальных классах еще встречается детское словотворчество. Как правило, дети создают собственные слова и соответствии со словообразовательной системой современного русского языка: На стройке работают бетонщики, монтажники, штукатурщики (надо: штукатуры); приречная полоса (по аналогии с приморская, прибрежная). Все эти ошибки требуют индивидуального разъяснения. § Образование диалектных пли просторечных форы от слов литературного языка: они хочут, он хотит, он пришел без пальта. Эти ошибки искореняются под влиянием общего языкового развития детей. § Пропуск морфем, чаше всего суффиксов (и постфикса): трудящие вместо трудящиеся; несколько раз выглядал в окно (нужно: выглядывал). § Образование формы множественного числа тех существительных, которые употребляются только в единственном числе (отвлеченные, собирательные): Крышу кроют железами; съел два супа (надо: две тарелки супу). Причина этих ошибок - в стремлении младших школьников к конкретности.
Ошибки в словосочетаниях и предложениях (синтаксико-стилистические ошибки). Они очень разнообразны; здесь рассматриваются семь наиболее частых типов ошибок. · Нарушение управления, чаще всего - предложного: Добро побеждает над злом (возможно, здесь влияние сочетания одержало победу над злом); смеялись с него (под влиянием диалекта); Все радовались красотой природы, (радовались чему? красоте); Жители городов и сел выходили навстречу победителей (навстречу к о м у? победителям) и т.п. · Нарушения согласования, чаще всего - сказуемого с подлежащим: Саше очень понравилось елка. В августе началась уборочные работы; туманная утро. Причины ошибок кроются в самом механизме составления предложения: начав предложение, ученик еще не обдумал, как его закончит. Внимательное перечитывание текста, особенно вслух, помогает устранить ошибки подобного родя. · Неудачный порядок слов в предложении, приводящий к искажению или затемнению смысла: Узкая полоска только с берегом связывает острое (надо: Только узкая полоска связывает остров с берегом), Только равнодушным оставался кот Борька (надо: Равнодушным оставался только кот Борька). Причина ошибки в том, что ученик не проговорил предложение (вслух или про себя) целиком, прежде чем записать его. Очень полезны для предупреждения подобных ошибок упражнения с деформированным текстом. · Нарушения смысловой связи между местоимениями и теми словами, на которые они указывают или которые заменяют: Когда Коля прощался с отцом, он (отец или Коля?) не плакал. В первом предложении пишущему или говорящему ясно, о ком идет речь. Взглянуть же на текст глазами читателя он пока не умеет, этому надо учить: нужна практика самопроверки или взаимопроверки. Привыкнув задумываться над ролью местоимения, школьники самостоятельно в подобных случаях исправляют, перестраивают текст. Причина второй ошибки та же, что и в примере семья… встретили. · Местоименное удвоение подлежащего: Ленпя, когда вернулся в отряд, оп был в генеральском кителе с витыми погонами; Петя - он был самый сильный из ребят. Можно указать на две причины таких ошибок: во-первых, ученик начинает произносить пли записывать предложение, не подготовив его до конца; во-вторых, влияние разговорного стиля, где двойное подлежащее употребляется. Во втором случае - ошибка стилистическая.
· Употребление глаголов в несоотнесенных временных и видовых формах там, где следует употребить одно и то же время, один и тот же вид: Надвигалась темная туча, и полил дождь; Незнакомец входит в хижину и поздоровался. В первом случае смещен вид, во втором - смещены вид и время. Ошибки свидетельствуют о низком общем языковом развитии учащихся. Устраняются они на основе смыслового анализа текста. · Неумение находить границы предложений. Встречается в двух вариантах: а) неоправданное деление сложного предложения на простые: Дворник, когда подметал двор. Сломал ростки тополя; б) неумение делить текст на предложения: Охотник однажды шел по лесу, из чащи вышли медведица с медвежатами, охотник спрятался на дереве, медведица стала окунать медвежонка в воду, тот фыркал и не давался, в это время другой медвежонок стал убегать, медведица догнала его и надавала ему шлепков. В устном варианте подобные предложения интонационно не разделяются. Основа исправления ошибок седьмого типа - различные упражнения с предложениями, в том числе разделение текста, напечатанного без точек, на отдельные предложения. Как говорилось выше, неречевые ошибки - это композиционные, логические ошибки, а также искажения фактов. Типичная композиционная ошибка - несоответствие сочинения, рассказа, изложения предварительно составленному плану, т.е. неоправданное нарушение последовательности в изложении событий, фактов, наблюдений. Причины композиционных ошибок кроются в подготовке к сочинению. Возможно, что наблюдения, накопление материала, отбор фактов были проведены учеником бессистемно. Композиционная ошибка - это результат неумения охватить мысленно весь объем рассказа, неумения «владеть материалом», располагать его по своему замыслу, не находиться в плену у материала. Такие сложные умения формируются постепенно. К числу логических ошибок относится: · Пропуск необходимых слов, а иногда и существенных эпизодов, фактов, признаков описываемого предмета, например: Они схватила зубами за шиворот и давай окунать его (пропущено; одного медвежонка). В изложении «Купание медвежат» но В. Бианки один школьник пропустил всю сцену купания, т.е. всю основную чисть, а когда изложение анализировалось, он удивился, ведь он прекрасно знал содержание рассказа и был уверен, что описал сцену купания.
Чтобы понять причины подобных ошибок, нужно проследить психологическое состояние пишущего школьника. · Нарушение логической последовательности и обоснованности: На заводе ив хлопка прядут нитки. Хлопок с полей убирают хлопкоуборочные машины. Легко устраняются при совершенствовании черновиков, в процессе анализа написанного. · Употребление в одном ряду понятий разных уровней, разных классов: По утрам мыс дедушкой удили рыбу, а в дождливую погоду лежали в шалаше на мягких листьях. Летом Ванька купался в речке, а днем с дедом ходил за грибами и ягодами. Таковы основные виды ошибок, допускаемые младшими школьниками в устной и письменной связной речи (кроме орфографических и пунктуационных). Система исправления и предупреждения ошибок складывается из следующих элементов: а) исправление речевых ошибок в тетрадях учащихся; б) классная работа над ошибками общими, типичными, на тематических 15 - 20-минутных фрагментах уроков анализа проверенных сочинений и изложений, с целью подготовки учащихся к самостоятельному обнаружению и устранению ошибок определенного типа; в) индивидуальная и групповая внеурочная работа над отдельными (индивидуальными) ошибками; их обнаружение, уяснение и исправление; г) система стилистических и иных языковых упражнений, в которых учитываются возможные и наиболее вероятные речевые ошибки; языковой анализ текстов на уроках чтения и грамматики, что служит общей основой для конкретной работы над ошибками, допускаемыми учениками; д) языковые упражнения перед каждым рассказом, сочинением, изложением с целью подготовки школьников к использованию лексики предстоящего текста, его фразеологии, некоторых синтаксических конструкций; е) стилистические акценты, где это возможно, при изучении грамматических тем, указания на то, как данная грамматическая тема может сослужить основой для предупреждения ошибок. ж) специальное обучение школьников самопроверке и самосовершенствованию («редактированию») собственного сочинения и изложения. Все эти шесть направлений в работе доступны учащимся всех начальных классов, особенно III и II классов.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|