Система упражнений по подготовке к изложению
В начальных классах национальной школы изложение проводится по изученному и усвоенному, прочитанному в классе небольшому тексту. Как обучающее можно проводить изложение с открытым текстом. Письменному изложению должна предшествовать большая подготовительная работа. Материал для изложения должен быть хорошо усвоен учащимися в классе. При этом необходимо соблюдать принцип доступности. В то же время текст не должен быть слишком легким, чтобы учащиеся не потеряли к нему интереса. Работа должна вызывать у учащихся определенное умственное напряжение. Соблюдение принципов доступности и посильности в каждом случае позволяет постепенно переходить от простого к сложному, от легкого к трудному, от коллективного изложение к самостоятельному, от изложения по изученному, выученному тексту к изложению по незнакомому тексту. Изложения это вид работы по развитию речи, представляющий собой устное или письменное воспроизведение прослушанного текста. Различают: - зрительные или слуховые;
Обучение изложению обычно начинается с устного пересказа. Пересказ является своеобразной подготовкой к письменному изложению, хотя он имеет значение и сам по себе для развития устной речи. При обучении изложению, так же как и при обучении пересказу, различаются следующие виды работы: - воспроизведение прочитанного по вопросам; -связный пересказ прочитанного; - продумывание заглавий; - составление плана к прочитанному; - дополнение, продолжение, вставка эпизодов; творческие работы по прочитанному (сочинения, близкие по тематике к прочитанному). Воспроизведение содержания прочитанного по вопросам следует начинать в начальных классах с небольших по объему и легких по содержанию прозаических произведений - рассказов или статей. Возьмем рассказ из книги для чтения в 1 классе «Родная речь»
«Лена-помощница» Лена пришла из школы. Мамы дома не было. Она еще не вернулась с работы. Лена разделась, повесила платье на вешалку, помыла ботинки и поставила их на место. Потом она подмела комнату и принялась мыть посуду. А потом решила полы протереть. За этим занятием ее застала мама. - Спасибо тебе, моя дорогая помощница, - сказала мама и поцеловала дочь. (По О. Бедареву) После прочтения всего рассказа учитель задает детям несколько вопросов, чтобы убедиться о том, что они правильно поняли содержание прочитанного: «О ком вы прочитали? Как Лена помогла маме?» Затем рассказ читается по частям, После чтения первых трех предложений (1 части) детям задается вопрос: «Откуда пришла Лена?» По окончании следующей (2 части) может быть поставлен вопрос: «Как Лена убрала в комнате?» После чтения последнего абзаца учитель спрашивает: «Как мама отнеслась к тому, что сделала Лена?» Воспроизведя содержание рассказа по данным вопросам, дети остановятся на самых существенных моментах. Таким образом, они уже с первых шагов приучаются выделять в тексте главное. Прочитанный детьми рассказ может быть озаглавлен ими по-другому, не так как это сделано в книге для чтения, например: «Помощница», «Помогла маме». Качество пересказа показывает, насколько глубоко осознал ученик содержание прочитанного. При этом важно чтобы пересказ близкий к тексту, проводился не в результате механического запоминания, а на основе работы над текстом. Важным требованием к пересказу является его выразительность. Живость, естественность, интонации при пересказе - лучший показатель того, что ученик понял и усвоил содержание текста. Пересказы, которые не являются точным воспроизведением содержания прочитанного, а получаются в результате переработки или дополнения его, носят название творческих. Переработка может иметь различный характер: 1) Изменение лица рассказчика. Кроме стилистической переработки (изменение глагольных форм, подбор новых подлежащих, устранение личного местоимения), творческий элемент проявляется в ином освещении содержания. Сын капитана, вернувшись из плавания, будет рассказывать товарищам о пережитом несколько иначе, чем Л. Толстой в рассказе «Прыжок». Представляя себя на месте такого рассказчика, ученик захочет рассказать о его переживаниях: досада на обезьяну, ужас при взгляде на палубу, первая мысль после спасения.
2) Пересказ по измененному плану. Этот вид работы требует изменения последовательности событий или дополнения содержания. Например: пересказ рассказа Я. Тайц «Дни писем и газет» можно начать не с рассказа о ключе, а сначала описать тревогу в семье Степановых из-за отсутствия вестей с фронта, затем рассказать о появлении Вали с письмом и обстоятельствах, предшествовавших этому. Эмоциональность пересказа повысится. Обобщающая беседа по художественному произведению обычно проводится после 2-х, 3-х кратного чтения произведения. Ей можно предшествовать выборочный пересказ или, если произведение невелико, полный. Часто к проведению обобщающей беседы дети готовятся путем самостоятельного перечитывания произведения. В таком случае учитель перед чтением дает вопросы, которые составят основу беседы. Для беседы по стихотворению Н. Некрасова «Дед Мазай и зайцы» достаточно пяти вопросов: 1. Чем занимался Мазай в половодье? (Вопрос нужен, чтобы ввести в активный словарь слово спасал) 2. Почему Мазай весной не бьет, а спасает зайцев? 3. Как же относится старый крестьянин к богатством природы? 4. Что еще мы узнали о Мазае? 5. Почему же писатель Н.А. Некрасов дорожил дружбой со стариком и захотел рассказать о нем в стихах» Такая беседа помогает понять главную мысль писателя: достоин уважения простой труженик, который знает и любит природу, использует ее по-хозяйски. Отвечая на 1, 2, 5-й вопросы, дети приведут немало доказательств ума, добродушия, опытности Мазая и т.д. Выяснив отношение писателя к Мазаю (5-й вопрос), дети и для себя сделают осознанные выводы о разумном отношении к природе. Текст, предназначенный для изложения в I классе, может составить 4-5 предложений. Например, рассказ «За рыбой»: Яша и Сережа задумали удить рыбу. Они пошли на реку. Яша поймал щуку. Сережа поймал окуня. Дети отдачи рыбу маме. На доске заранее пишется план в виде вопросов: «Что задумали мальчики? Куда они пошли? Кого поймали Яша и Сережа?» План пока закрыт, чтобы не отвлекать внимание детей от текста. Учитель медленно и выразительно читает текст один раз, открывает план - вопросы. Текст для изложения во II классе может быть большим по объему, отдельные предложения более сложные по своей конструкции. Изложение может быть разных видов: а) подробным или сжатым; б) без изменений фактической стороны; в) изложением с дополнением, со вставкой эпизодов; г) с изменением начала, конца; д) изложение с изменением лица рассказчика, времени действия.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|