Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

События, их свойства и отношения.




Такие представления образуются на основе восприятий реальных

предметов, являются их комбинацией.

Чувственное познание дает нам знание об отдельных предметах, об

их внешних свойствах. Но оно не может дать знаний о причинной зависимости

между такими, например, явлениями, как смена времени

года и вращение Земли вокруг Солнца, о времени наступления солнечного

или лунного затмения или о мотивах преступления. Однако,

познавая окружающий мир, человек стремится установить причины

явлений, проникнуть в сущность вещей, раскрыть законы природы

и общества. А это невозможно без мышления, отражающего действительность

в логических формах.

Рассмотрим основные особенности мышления.

1. Мышление отражает действительность в обобщенных образах.

В отличие от чувственного познания мышление абстрагируется от

единичного, выделяет в предметах общее, повторяющееся, существенное.

Так, выделяя общие всем людям свойства — способность трудиться,

мыслить, обмениваться мыслями при помощи языка, — мышление

обобщает эти свойства и создает абстрактный образ человека.

Подобным же образом создаются понятия юридического лица, государственного

суверенитета, правоспособности и т. п. Благодаря обобщению

абстрактное мышление глубже проникает в действительность,

открывает присущие ей законы.

2. Мышление — процесс опосредствованного отражения действительности.

При помощи органов чувств можно познать лишь то, что непосредственно

воздействует или воздействовало на органы чувств. Мы

видим березовую рощу, слышим пение птиц, вдыхаем аромат цветов.

Благодаря мышлению мы получаем новые знания не непосредственно,

а на основе уже имеющихся знаний, т. е. опосредствованно. По указанию

термометра можно судить о погоде, не выходя на улицу. Не наблюдая

самого факта преступления, можно на основании прямых

и косвенных улик установить преступника.

Знание, полученное из уже имеющихся знаний, без обращения

в каждом конкретном случае к опыту, к практике, называется выводным.

Получение новых знаний путем выведения находит широкое

применение в познавательной деятельности человека.

3. Мышление неразрывно связано с языком. Какая бы мысль ни возникла

в голове человека, она может возникнуть и существовать лишь

на базе языкового материала, в словах и пред ложениях. При помощи

языка люди выражают и закрепляют результаты своей мыслительной

работы, обмениваясь мыслями, добиваются взаимного понимания.

4. Мышление процесс активного отражения действительности.

Активность характеризует весь процесс познания в целом, но прежде

всего — мышление. Применяя обобщение, абстрагирование и другие

мыслительные приемы, человек преобразует знания о предметах дей11

ствительности, выражая их не только средствами естественного языка,

но и в символах языка формализованного, играющего важную

роль в современной науке.

Итак, обобщенный и опосредствованный характер отражения действительности,

неразрывная связь с языком, активный характер отражения

— таковы основные особенности мышления.

Отвлекаясь от конкретного в вещах и явлениях, мышление способно

обобщать множество однородных предметов, выделять наиболее

важные свойства, раскрывать существенные связи.

Благодаря этим особенностям мышление является высшей по

сравнению с чувственным познанием формой отражения действительности.

Было бы неправильно рассматривать мышление в отрыве от чувственного

познания. В реальном познавательном процессе они находятся

в неразрывном единстве, составляют стороны, моменты единого

процесса познания. Чувственное познание содержит в себе

элементы обобщения, которые свойственны не только представлениям,

но и в определенной степени восприятиям и ощущениям и составляют

предпосылку для перехода к логическому познанию. Как ни

велико значение мышления, оно основывается на данных, полученных

с помощью органов чувств. С помощью мышления человек познает

такие недоступные чувственному познанию явления, как движение

элементарных частиц, законы природы и общества, но

источником всех наших знаний о действительности являются в конечном

счете ощущения, восприятия, представления.

Вопросы для самопроверки

1. Что такое чувственное познание? В каких формах оно протекает?

2. В чем состоит роль мышления в познании? Каковы его основные

особенности?

3 Какое знание называется выводным?

ПОНЯТИЕ О ФОРМЕ И ЗАКОНЕ МЫШЛЕНИЯ

Форма мышления

Любая мысль имеет содержание и форму. Под содержанием мысли

понимают отображенные в ней предметы, их свойства и отношения.

В мышлении содержание существует в понятиях, суждениях и умозаключениях.

Каждая из этих форм будет подробно рассмотрена в следующих

главах. Здесь остановимся на них кратко, чтобы раскрыть понятие

логической формы.

Отдельные предметы или их совокупности отражаются мышлением

человека в понятиях, различных по своему содержанию. Например,

«юридический закон» и «грабеж» — понятия, отражающие различные

предметы. Юридический закон — это нормативный акт, исходящий

от высшего органа государственной власти и обладающий высшей

юридической силой. Грабеж в уголовном законодательстве рассматривается

как открытое хищение чужого имущества. Но эти различные

явления мыслятся одним и тем же способом — как определенная

совокупность их общих, существенных признаков, относящихся

к любому юридическому закону, к любому грабежу.

Выделяя характерные в определенном отношении признаки одного

предмета или общие, повторяющиеся признаки группы предметов,

мы образуем понятие предмета А как некоторую совокупность его существенных

признаков а, Ь, с и т. д., определенным образом связанных

друг с другом.

Таким образом, различные предметы отражаются в мышлении человека

одинаково — как определенная связь их существенных признаков,

т. е. в форме понятия.

В форме суждений отражаются связи между предметами и их свойствами.

Эти связи утверждаются или отрицаются. Например, в суждении

«Обвиняемый имеет право на защиту» утверждается связь между

обвиняемым и правом на защиту. В суждении «Это преступление не

является умышленным» — связь между совершенным преступлением

и умыслом отрицается.

Приведенные суждения различны по своему содержанию, однако

способ связи частей (элементов) этого содержания одинаков, эта связь

выражается в форме утверждения или отрицания. Обозначив понятия,

входящие в суждение, принятыми в логике символами S (субъект)

— так обозначается понятие о предмете суждения — и Р (предикат)

— понятие о признаке предмета, получим схему, общую для

любого суждения данного вида: S — Р, где S и Р — понятия, входящие

в суждение, знак «—» обозначает связь между ними.

Под S и Р можно мыслить любые предметы и их признаки, под

знаком «—» — любую связь (и утвердительную, и отрицательную).

Таким образом, суждение представляет собой способ связи понятий,

выраженный в форме утверждения или отрицания.

Рассматривая умозаключение, при помощи которого из одного или

нескольких суждений (они называются посылками) выводится новое

суждение (заключение), можно установить, что в умозаключениях одного

вида вывод получается одним и тем же способом. Например, из

суждений: «Свидетель не должен давать ложных показаний» и «Федоров

— свидетель» — с необходимостью вытекает новое суждение:

«Федоров не должен давать ложных показаний». Вывод получается

потому, что суждения, из которых выводится заключение, связаны общим

для них понятием «свидетель».

Подобным же образом, т. е. благодаря связи суждений, можно получить

вывод из суждений, имеющих любое содержание. Общим, что

имеется в различных по содержанию умозаключениях, является способ

связи суждений.

Итак, общим, не зависящим от конкретного содержания мыслей,

для всех форм мышления является способ связи элементов мысли —

признаков в понятии, понятий в суждении и суждений в умозаключении.

Обусловленное этими связями содержание мыслей существует

в определенных логических формах.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.