Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Наставления Христа и Его пример




Лучший отправной момент для изучения христианского учения о посте можно найти в Нагорной проповеди. В Матфея 6:1-18, Христос дает наставление Своим ученикам по трем их обязанностям: об оказании милости, о молитве и о посте. В каждом случае Он делает основной акцент на мотивах этих действий и предостерегает от показной религи­озности с целью произвести впечатление на людей. Он подразумевает, что Его ученики будут практиковать и то, и другое, и третье. На это указывает сам язык. Он говорит относительно каждого из этих трех действий христианина.

В стихе 2 Он говорит: «Итак, когда творишь милосты­ню...». В стихе 6 Он говорит: «Ты же, когда молишься (индиви­дуально)...», а в стихе 7 сказано: «А молясь, не говори­те (коллективно)...». В стихе 16 Он говорит: «Также, когда поститесь (коллективно)...»; а в стихе 17: «А ты, когда по­стишься (индивидуально)...». Христос ни разу не говорит если, но всегда когда. Из этого видна уверенность Христа, что все Его ученики будут регулярно практиковать все три вида деятель­ности. Обратим внима­ние на прямую параллель между молитвой и постом. Если Христос ожидает, что Его ученики будут регулярно молиться, то точно также Он подразумевает, что и поститься они будут регулярно.

Пост был естественной частью религиозной жизни еврейского народа во дни Христа. Постоянная практика поста берет свое начало еще со дней Моисея. Как фарисеи, так и ученики Иоанна Крестителя регулярно постились. Народ был поражен, видя, что ученики Иисуса не постятся, и они спрашивали о причине этого. Их вопрос и ответ Христа так записан у Марка:

Ученики Иоанновы и фарисейские пости­лись. Приходят к Нему и говорят: почему ученики Иоанновы и фарисейские постятся, а Твои учени­ки не постятся? И сказал им Иисус: могут ли поститься сыны чертога брачного, когда с ними жених? Доколе с ними жених, не могут постить­ся; но придут дни, когда отнимется у них жених, и тогда будут поститься в те дни.

(Марка 2:18-20)

Ответ Иисуса дан в форме простого иносказания. Очень важно правильно понимать его. «Жених», каквсегда в Новом Завете, есть Сам Христос. «Сыны чертога брачного» — ученики Христовы (о ком был задан вопрос). Время, «доколе с ними жених», соотносится со днями служения Христа на земле, пока Он физически находился с ними. Период, «когда жених отнимется», это отрезок времени с момента вознесения Христа до момента Его возвращения за Цер­ковью. Тем временем Церковь, как невес­та, ждет возвращения жениха. Это тот период, в котором мы сейчас живем и о котором Иисус говорит очень опреде­ленно: «...и тогда будут по­ститься в те дни». Поэтому в эти дни, когда мы живем, пост является призна­ком истинно­го ученичества Христа, запове­данного Самим Христом.

Пост подтвержден не только наставлением Иисуса, но и Его личным примером; сразу же после крещения в Иордане Иоанном Крестителем, Иисус был поведен Святым Духом в пустыню, чтобы провести там сорок дней в посте. Об этом написано у Луки:

Иисус, исполненный Духа Святого, возвра­тился от Иордана и поведен был Духом в пустыню. Там сорок дней Он был искушаем от диавола и ничего не ел в эти дни; а по прошествии их, напоследок взалкал.

(Луки 4:1-2)

Иисус совсем не ел в течение этих сорока дней, но здесь не сказано, что Он не пил. Также говорится «напоследок взалкал», но нет ничего о том, что он жаждал. Поэтому вполне можно заключить, что Он воздерживался от пищи, но не от воды. В этот сорокадневный период Иисус находился в непосредственном духовном конфликте с сатаной.

Есть очень важное различие в выражениях, употребленных Лукой, чтобы описать состояние Иисуса до и после Его поста. В начале в Луки 4:1 мы читаем, что: «Иисус, испол­нен­ный Духа Святого, возвратился от Иордана...». И в конце поста в Луки 4:14, мы читаем: «И возвратился Иисус в силе духа в Галилею...».

Когда Иисус пошел в пустыню, Он уже был исполнен Духа Святого. Но когда Он вышел после поста, Он возвра­тился в силе Духа. Отсюда ясно, что потенциальная сила Духа Святого, которую Иисус получил во время крещения в Иордане, получила полное свое проявление только после того, как Он завершил Свой пост. Пост был последней подготовительной фазой, через которую Он должен был пройти, прежде чем приступить к Своему служению.

Те же духовные законы, действовавшие в служении Самого Христа, применимы к служению Его учеников. В Иоанна 14:12 Иисус говорит: «...верующий в Меня, дела, которые творю Я, и он сотворит, и больше сих сотво­рит...». Этими словами Иисус открывает для Своих учеников путь подражания Ему, чтобы они следовали Его примеру. Однако в Иоанна 13:16 Иисус так говорит: «...раб не больше господина своего, и посланник не больше пославшего его». Это применимо и в вопросе подготовки к служению. Если пост был необхо­димой частью для подготовки Самого Христа, то он должен играть такую же роль и в подготовке учеников.

Практика ранней Церкви

В этом отношении Павел был истинным учеником Христа. Пост играл существенную роль в его жизни. Непо­средственно после первой встречи со Христом на пути в Дамаск, Павел провел три следующих дня без еды и питья (Деяния 9:9). И, в последствии, пост был регулярной частью его духовной дисциплины. Во 2-Коринфянам 6:3-10, Павел перечисляет десять разных моментов, в которых он проявил себя, как истинный служитель Божий. В стихе 5 он отмечает два из них: «...в бдениях, в постах». «Бдение», означает ночи, проведенные без сна; «посты» — воздержание от пищи. Обе эти формы внутренней дисциплины практиковались в служении Павла, чтобы сделать его служение в полной мере действенным.

Во 2-Коринфянам 11:23-27 Павел снова возвращается к этой теме. Говоря о других служителях, которые претендовали на роль его соперников в служении, Павел говорит: «Хрис­то­вы служители?... я больше...». А далее он делает длинный перечень трудов и испытаний, которые доказывают его принадлежность к истинным служителям Христовым. В стихе 27 от пишет: «В труде и изнурении, часто в бдении, в голоде и жажде, часто в посте...». Здесь снова Павел сближает бдение с постом. Форма множественного числа «часто в посте» указывает на то, что Павел посвящал себя посту часто. «Голод и жажда» здесь относится с служениям, когда пища и питье были недоступны. Пост же подразумевает случаи, когда при наличии воды и пищи, Павел воздерживал­ся от них ради духовных целей.

Христиане Нового Завета практиковали пост не только индивидуально, но применяли его также коллективно, как часть их общественного служения перед Богом. Об этом свидетельствует Лука в книге Деяний:

В Антиохии, в тамошней церкви были неко­торые пророки и учители: Варнава, и Симе­он, называе­мый Нигер, и Луций Киринеянин, и Манаил, совоспитанник Ирода четвертов­ластника, и Савл. Когда они служили Гос­поду и постились, Дух Святый сказал: отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их. Тогда они, совер­шивши пост и молитву и возложивши на них руки, отпустили их.

(Деяния 13:1-3)

В этой местной общине города Антиохии пять возглавля­ющих священников, отмеченных как пророки и учителя, молились и постились вместе. Здесь это описано, как служение Господу. Большинство христианских служителей и общин сегодня очень мало знакомы с этим аспектом служе­ния. Однако, в установленном Божественном порядке служе­ние Господу стоит впереди служения людям. В результате такого служения Господу, Святой Дух дает указания и силу, необходимую для действенного служения людям.

Так было в Антиохии. Когда эти пять служителей моли­лись и постились вместе, Святой Дух открыл, что Он имеет особое поручение для двоих из них — Варнавы и Савла (позднее названного Павлом). Он сказал: «Отделите Мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Таким образом эти двое были призваны на специальное служение.

Однако, они еще не были готовы совершить это дело. Им надлежало принять особую благодать и силу, необходимые для дела, которое их ожидало. Для этой цели, все пять человек постились и молились во второй раз. Тогда уже, после второго поста, другие руководители Церкви возложили руки на Варнаву и Савла и послали их для совершения ожидаемого их дела.

Следовательно, именно через коллективные пост и молитву Варнава и Павел получили, во-первых, откровение об особом поручении, и, во-вторых, благодать и силу, необходимые для его осуществления. В то время, как они вместе молились и постились, Варнава и Павел, подобно трем другим братьям, были призваны как пророки и учителя. Но после того, как они были посланы на порученное служение, они стали называться апостолами (Деяния 14:4, 14). Поэтому мы можем сказать, что апостольское служение Варнавы и Павла родилось благодаря коллективной молитве и посту пяти руководителей Церкви в Антиохии.

Подобным же образом практика коллективного поста и молитвы была передана Варнавой и Павлом новым Церков­ным общинам, которые образовались в разных городах в результате их служения. Образование каждой Церкви завер­ша­лось назначением двух местных пресвитеров. Это описано следующим образом:

...они обратно проходили Листру, Иконию и Антиохию, утверждая души учеников, увещавая пребывать в вере.... Рукополо­живши же им пресвитеров к каждой церкви, они помолились с постом и предали их Гос­поду, в Которого уверова­ли.

(Деяния 14:21-23)

В Деяниях 14:22 эти группы верующих в каждом городе назывались просто учениками. Но уже в следующем стихе автор называет их Церквями. Превращение «учеников» в «Церкви» было довершено рукоположением местных руково­дителей для каждой общины, которые были названы «пресви­теры». В каждом случае, когдарукополагались пресвитеры, они «молились с постом». Поэтому, справедливо сказать, что основание местной Церкви в каждом городе сопровождалось коллективным постом и молитвой.

Исходя их глав 13 и 14 книги Деяний, можно заключить, что коллективная молитва и пост сыграли существенную роль в возрастании и развитии новозаветной Церкви. Именно через молитву и пост ранние христиане получали водитель­ство и силу от Святого Духа для принятия решений осущес­твления задач особой важности. В приведенном нами примере это было: во-первых, назначение и отделение апостолов; во-вторых, рукоположение пресвитеров и основа­ние местных Церквей.

Как действует пост?

Существуют разные пути, какими пост помогает христиа­нину получить откровение и силу от Святого Духа. В некото­ром смысле пост есть одна из форм печали, траура. Психо­ло­гически, никого не радует мысль о трауре также, как физи­чес­ки, мысль о посте. Однако, бывает время, когда траур и пост полезны. Траур, или иначе плач, имеет свое место среди заповеди блаженства. В Матфея 5:4 Иисус говорит: «Блажен­ны плачущие, ибо они утешатся». У Исайи 61:3, Господь обещает особые благословения тем, кто «сетует на Сионе». Он обещает им украшения вместо пепла, «вместо плача — елей радости, вместо унылого духа — славную одеж­ду...».

Сетование на Сионе не является угрызениями совести, раскаянием или безнадежным горем неверующего. Скорее это — ответная реакция на побуждение Святого Духа, посред­ством чего верующий разделяет лишь вмалой мере плач и скорбь Самого Бога о человеческом грехе и безрассудстве. Когда мы видим, как христиане, собственные падения, недостатки, и когда мы смотрим на царящие в мире не­счастья и развращенность вокруг нас, тогда нам действитель­но есть о чем горевать и плакать. Во 2-Коринфянам 7:10 Павел противопоставляет печаль верующего в Бога безнадеж­ной печали неверующего человека: «Ибо печаль ради Бога произво­дит неизменное покаяние ко спасению, а печаль мирская производит смерть». Печаль ради Бога в опреде­ленное время сменится елеем радости и славной одеждой.

В Ветхом Завете Бог поставил для Израиля один специ­альный день в году, в который они должны были «смирять свои души». Это день очищения. В книге Левит 16:31 Бог поучает Израиля относительно этого дня: «Это суббота покоя для вас, смиряйте души ваши: это постановление вечное». Со времен Моисея евреи приняли это указание поститься. В Деяниях 27:9 говорится о посте, который и является именно этим Днем Очищения.

Девятнадцать веков спустя День Очищения, по-еврейски Йом Киппур, признается ортодоксальными евреями во всем мире, как день поста. В двух Псалмах Давид таким же образом говорит о посте. В Псалме 34:13 он говорит: «...из­ну­рял постом душу мою...». Слово, переведенное здесь как «изнурять», то же самое, которое переведено как «сми­рять» в книге Левит 16:31. Снова в Псалме 68:11 Давид говорит: «И плачу, постясь душею моею...». Можно найти еще много разных выражений о посте, употребленных в Библии, но ясно одно, что пост, в том виде, в котором он здесь представлен, является формой плача и сетования, а также средством смирения и очищения души.

Пост является также средством, которым верующий приводит в подчинение свое тело. В 1-Коринфянам 9:27 Павел говорит: «Но усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным». Наше тело, с его физической организацией и желаниями, является и замечательным слугой и, в то же время, страшным деспо­том. Поэтому, необходимо всегда держать его в повино­вении. Однажды мне пришлось услышать одни замечательные слова от моего коллеги-служителя, который сказал: «Не мой желудок говорит мне, когда есть, а я говорю моему желудку, когда ему есть». Каждый раз, когда христианин постится с этой целью, он как бы говорит своему телу: «Ты — слуга, а не хозяин».

В Галатах 5:17 Павел вскрывает прямой антагонизм, который существует между Святым Духом Божьим и плот­ской природой человека: «Ибо плоть желает противного духу, а дух — противного плоти: они друг другу проти­вятся...». Постом преодолеваются два больших барьера, которые ставятся Святому Духу плотской природой человека. Это упорное своеволие души и постоянные, требующие удовлет­ворения, желания плоти. Правильно применяемый пост приводит и душу и тело в подчинение Святому Духу.

Важно понять, что пост изменяет человека, а не Бога. Святой Дух, Сам будучи Богом, является всемогущим и неизменным. Пост ломает преграды в плотской природе человека, которые стоят на пути всемогущества Святого Духа. После удаления плотских преград, Святой Дух может беспре­пятственно совершать в полноте Свою работу через наши молитвы. В Ефесянам 3:20 Павел желает показать безгра­ничные возможности молитвы: «А Тому, Кто действующею в нас силою может сде лать несравненно больше всего, чего мы просим, или о чем помышляем ...». Сила, которая действует в нас и посредством наших молитв, является Святым Духом. Удаляя плотские преграды, пост открывает путь для могущес­тва Святого Духа, Который сделает в нас и для нас воистину «несрав­ненно большее».

Фактически, для всесильного Бога существует только одно ограничение — Его вечная святость. Пост никогда не изменит установленных Богом норм праведности. Если что-то выходит за пределы Его воли, пост никогда не сделает этого угодным. Нечестивое и грешное так и останется нечестивым и греш­ным для Бога, сколько бы человек не постился.

Подобный пример мы видим во 2-ой книге Царств, в 12-ой главе. Давид совершил прелюбодеяние. У него родился ребенок. И Бог сказал, что судом за грех будет смерть младенца. Давид постился семь дней, однако младенец все-таки умер. Семидневный пост не мог изменить праведного суда Божьего. Если есть что-то дурное, то ни пост, ни что-либо еще не сделает этого хорошим. Ничто этого не изменит.

Пост не является рецептом на все случаи жизни. Бог так не делает. Он обеспечил Свой народ полным запасом средств для его благополучия во всех сферах жизни — духовной, физической и материальной. Пост является одним из таких средств. Но пост не заменит других средств. И наоборот, ничто другое не может заменить поста.

В послании к Колоссянам 4:12, мы читаем, что Епафрас молится Богу за своих собратьев, чтобы они «пребывали совершенны и исполнены всем, что угодно Богу». Этим для всех нас устанавливается очень высокий стандарт. Одним из средств, указанных в Библии и данныхнам для достижения этого, является пост.

Мы можем проиллюстрировать связь между постом и волей Бога простой схемой:

 

Треугольник АВС представляет собой схему полной воли Бога для каждого верующего. Трапеция DBCE — это часть, показы­вающая волю Божию, которая может осуществиться при помощи молитвы, без поста. Заштрихованный треуголь­ник ADE представляет то, что достигается только постом и молитвой.

Если цель лежит вне пределов ABC, то она вне пределов Божьего изволения. Не существует духовных средств, указан­ных в Библии, с помощью которых она может быть достигну­та. Если цели находятся в пределахплощади DBCE, то мы можем получить положительный ответ в результате молитвы без поста. Если же цель находится в пределах ADE, мы можем достичь ее молитвой совместно с постом.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...