При оценивании комплекса Тайцзицюань судье необходимо следить как за техникой исполнения отдельных движений, так и за выраженностью в выступлении спортсмена таких характеристик как сила, координация, дух, ритм и стиль. Судья должен уметь отличить выступление поверхностное, т. е. то, которое преследует своей целью внешнее техническое исполнение, но игнорирует внутреннее содержание.
Кроме того, судья должен уметь уловить сложные ключевые моменты: как отличить расслабленность от мягкости, погруженность от закрепощенности, легкость от поверхностности, оживленность от раскрепощенности, мягкость от слабости, непрерывные движения от смешения наполненности и пустоты.
| Малое несоответствие (0, 05 балла)
| Очевидное несоответствие (0, 1 балла)
|
Шоусин
| Цюань
(01)
| 1. Кулак слишком слабо сжат 2. Кулак неровно сжат
| 1. Поверхность кулака неровная
2. Большой палец не прижат ко второй фаланге среднего пальца
|
Чжан
(02)
| 1. Центр ладони выпячен вперед 2. Излучина между большим и указательным пальцем не образуют дугу
| 1 Четыре пальца не выпрямлены и не сомкнуты
3. Большой палец не согнут и не прижат
|
Цзянь Чжи
(04)
|
| 1. Указательный и средний палец не удерживаются вместе прямыми
2. Большой палец не прижат к безымянному и мизинцу
|
Гоу шоу
(03)
| 1. Пять пальцев слишком согнуты
| 1. Пять пальцев не собраны вместе
2. Рука в запястье не согнута до конца
|
Бусин
| Гунбу
(50)
| 1. Нога, находящаяся сзади, слишком выпрямлена или слишком согнута в коленном суставе
2. Таз не подтянут
3. Пятка или ребро стопы ноги, находящейся сзади, не плотно прижаты к полу
4. Носок стопы задней ноги не развернут вперед
| 1. Пятка задней ноги не прижата к полу
2. Колено находится не над носком стопы
|
Мабу
(51)
|
| 1. Бедра выше горизонтального уровня более чем на 45 градусов
|
Сюйбу
(52)
| 1. Бедро опорной ноги не сильно согнуто
2. Нога находящаяся впереди, напряжена в колене
3. Пятка передней ноги касается пола
4. Спина прогибается в позвоночном отделе и таз не выведен вперед
5. Колени находятся на расстоянии слишком близко или слишком далеко друг от друга
|
|
Пубу
(53)
| 1. Колено согнутой ноги «завалено» внутрь
2. Носок стопы выпрямленной ноги не натянут на себя
| 1. Бедро и икра согнутой ноги не касаются друг друга;
2. Нога, находящаяся впереди, согнута;
3. Пятка опорной ноги не прижата к полу или стопа вытянутой ноги не натянута на себя и не плотно прижата к полу
|
| Себу
| 1. Ягодицы не опущены на пятку
2. Стопы слишком широко расставлены, колено задней ноги не прижато к сгибу ноги, находящейся впереди
3. Стопа ноги, находящейся впереди, не развернута наружу
|
|
Дулибу
| 1. Бедро поднятой ноги находится слишком низко 2. Опорная нога сильно согнута
|
|
Хэнданбу
| 1. Вытянутая нога согнута в коленном суставе;
2. Ребро стопы ноги, находящейся сзади, не прижато к полу;
3. Колено согнутой ноги «завалено» внутрь
|
|
Динбу
| 1. Носок поднятой ноги не прижат к середине стопы опорной ноги
2. Носок поднятой ноги не прижат к середине стопы опорной ноги
3. Центр тяжести находится высоко
|
|
Баньмабу
| 1. Нога, отставленная в сторону, сильно согнута в колене 2. Бедра слишком широко или слишком близко прижаты друг к другу
3. Стопы направлены наружу под углом более 90º
|
|
Тобу
(54)
|
| 1. Стопа отклонена наружу более, чем на 45 °
2. Нога волочится по полу во время шага вперед
|
Пинхэн
| Цянцзютуйдишипинхэн
(18)
| 1. Стопа опорной ноги не плотно прижата к полу
| 1. Поднятая нога согнута, либо опускается ниже горизонтали во время перехода из положения стоя в сидя
|
Хоучатуйдиши пинхэн
(19)
| 1. Стопа опорной ноги не плотно прижата к полу 2. Поднятая нога согнута
| Стопа поднятой ноги задевает ковер
|
Дишицяндэн цайцзяо пинхэн
(17)
|
| 1. Стопа опорной ноги не плотно прижата к полу 2. Бьющая нога согнута
3. Носок бьющей ноги не направлен наружу
|
Цэчуай пинхэн
| 1. Опорная нога согнута 2. Поднятая нога согнута
| Удар выполняется не через разгиб ноги
|
Цэчаотяньдэн
(10)
| 1. Корпус не выпрямлен в грудном отделе
| 1. Поднятая нога согнута
2. Опорная нога согнута
|
Шеньфа
Шеньсин
(06)
| 1. Поясница и спина напряжены и неподвижны 2. Поясница не является осью вращения
| 1. Голова и туловище не образуют одну линию
2. Спина ссутулена
3. Прогиб в пояснице
4. Плечи подняты
5. Спина скручена
6. «Выпячены» ягодицы
|
Шоуфа
| Пэн шоу
| 1. Руки подняты выше уровня плеч 2. Руки слишком согнуты или слишком выпрямлены 3. Локти и запястья поднимаются слишком высоко, ладони не наполнены 4. Нет приложения силы к предплечью
|
|
Шоуфа
(05)
|
| 1. Локоть поднят
2. Рука выпрямлена
3. Руки слишком плотно прижимаются к телу, не оставляя свободного пространства под подмышечной впадиной
|
Люй шоу
| 1. Руки проходят слишком близко от тела 2. Руки не образуют форму дуги
|
|
Цзи шоу
| 1. Плечи и локти подняты 2. Руки не образуют дугу 3. Нет приложения силы к Предплечью 4. Ладони выше уровня головы
|
|
Емафэнцзун
| 1. Руки не округлены 2. Рука, находящаяся впереди выше уровня головы
|
|
Лоусиаобу
| 1. Руки выпрямлены 2. Ладонь находится выше уровня глаз или ниже уровня плеч
|
|
Юнуччуаньсо
| 1. Руки не округлены 2. Рука, выполняющая толчок, ниже поясницы или выше головы 3. Локоть или плечо подняты
|
|
Фэн
| 1. Руки слишком сильно согнуты 2. Руки напряжены 3. Ладонь не наполнена 4. Плечи и локти подняты
|
|
Туйчжан
| 1. Толчок выше уровня головы 2. Руки выпрямлены 3. Ладонь не наполнена
|
|
Юньшоу
| 1. Руки слишком сильно согнуты 2. Руки поднимаются выше головы 3. Круги не пересекаются 4. Размах круговых движений слишком маленький
|
|
Цзячжан
| 1. Локти и плечи подняты 2. Руки не образуют дугу
|
|
Чунцюань
| 1. Плечо и локоть подняты 2. Нет приложения силы к передней части кулака
|
|
Фацзинь
| 1. Отсутствует точка приложения силы 2. Выброс и накопление энергии неестественны и нескоординированы 3. Выброс энергии напряженный и закрепощенный
|
|
Буфа
| Шанбу (Шаг вперед)
Туйбу (Шаг назад)
Цзиньбу (передвижение вперед)
Гэнбу (последующий шаг)
Цэсинбу (шаг в сторону)
(59)
| 1. Стопы поднимаются слишком быстро, а опускаются на пол тяжело 2. Неустойчивый центр тяжести Опорная нога не достаточна согнута Стопы поднимаются слишком высоко над полом
| 1. Нога «тащится» по полу (за исключением специальных движений)
2. Центр тяжести перемещается вверх и вниз
3. Стопа поднимается слишком высоко во время шага
4. Колено и носок опорной ноги находятся не в одной плоскости
|
Туйфа
| Фэнцзяо,
Дэнцзяо
(23)
| 1. Удар без приложения силы 2. Опорная нога согнута в колене
| 1. Нога ниже горизонтального уровня
2. Ударная нога согнута в колене
|
Деча
(Цуэдилун)
(22)
|
| 1. Носок передней ноги завален внутрь и задевает ковёр
2. Угол между ногами 45 градусов или менее
|
Байляньпайцзяо
(25)
| 1. Не звонкие хлопки 2. Стопа ударной ноги ниже уровня плеча
3. Не большой размах удара
| 1. Бьющая нога согнута во время хлопка
2. Пропуск хлопка
|
Даньпайцзяо (25)
| 1. Не звонкие хлопки 2. Стопа ударной ноги ниже уровня плеча
| 1. Бьющая нога согнута во время хлопка
2. Пропуск хлопка
|
Цянсаотуй
(20)
| 1. Секущая нога местами отрывается от пола
2. Нет ускорения в момент вращения
| 1. Бедро опорной ноги выше горизонтального уровня
2. Секущая нога оторвана от пола
3. Секущая нога согнута
|
Тисидули
(26)
|
| 1. Поднятое колено ниже уровня пояса
|
Тяоюэ
| Тэнкунфэйцзяо
(30)
| 1. Ударная нога согнута
2. Колено левой ноги ниже уровня поясницы
3. Хлопок не достаточно громкий
4. 1ый хлопок руками не над головой
| 1. Пропуск хлопка
2. Бьющая нога ниже уровня плеча
|
Сюаньфэнцзяо
(30)
| 1. Ударная нога согнута в колене
2. Не достаточно громкий хлопок
| 1. Пропуск хлопка
2. Бьющая нога ниже уровня плеча
|
Тэнкунбайлянь
(30)
| 1. Ударная нога согнута в колене
2. Отсутствуют три выраженных хлопка по подъему стопы (не достаточно громкие)
| 1. Пропуск хлопка
2. Бьющая нога ниже уровня плеча
|
Тэнкун чжентитуй
(31)
| 1. Маховая нога согнута
2. Во время прыжка корпус наклоняется вперед
| Нижняя нога согнута
|
Цисе
| Гуацзянь
Ляоцзянь
(60)
|
| 1. Меч и предплечье образуют прямую линию
2. Отсутствуют очевидные вертикальные круги
|
Воцзянь
|
| Любой палец, охватывая гарду, задевает лезвие меча
|
Цзяоцзянь
|
| Кончик меча не очерчивает четких кругов
|