Статья 82. Текст присяги Президента включает особые формулировки, отражающие в общей, концентрированной форме содержание полномочий Президента
Статья 82
1. Вступление в должность Президента РФ связано с принесением им присяги народу. Принесение присяги Президентом России имеет важное юридическое значение. Это торжественный акт, призванный удостоверить легитимность Президента, избранного народом, символизирующий особый статус высшего должностного лица, его ответственность перед обществом. Присяга, с одной стороны, обязывающая Президента клятва перед народом верно служить ему, а с другой - юридически значимый документ, на который в своих решениях ссылается Конституционный Суд; присяга также правовой указатель, с которого начинается отсчет времени президентства конкретного лица: с момента принесения присяги Президент вступает в должность, начинает осуществлять принадлежащие ему полномочия и исполняет обязанности до момента принесения присяги вновь избранным Президентом (ч. 1 ст. 92 Конституции). Если во время нахождения Президента на своей должности принимается новая Конституция, содержащая иной текст присяги, повторно присяга, по общему правилу, не приносится. Так было и при вступлении в силу Конституции 1993 г., хотя в ней содержится текст присяги, словесно отличающийся от того текста, который был произнесен на основе Конституции 1978 г. (в ред. Закона от 24 мая 1991 г. //Ведомости РСФСР. 1991. N 22. Ст. 776). На вновь принятой Конституции действующий в то время Президент не присягал. Это в основном может быть объяснено тем, что в соответствии с п. 3 раздела второго Конституции " Заключительные и переходные положения" Президент продолжал исполнять обязанности после принятия новой Конституции, вплоть до июня 1996 г. Президент, избранный повторно на новый срок, приносит присягу.
Текст присяги Президента включает особые формулировки, отражающие в общей, концентрированной форме содержание полномочий Президента. Произнося присягу, Президент клянется при осуществлении своих полномочий уважать и защищать права и свободы человека и гражданина, Конституцию, суверенитет и целостность государства, верно служить народу. Следует отметить, что положение присяги об обязанности уважать и защищать Конституцию корреспондирует ее ст. 15 (ч. 2) и 90 (ч. 3), обязывающим Президента соблюдать также и федеральные законы, поскольку таким способом Конституции придается особое значение как символу государства и власти народа. Кроме того, требование соблюдения законов - требование самой Конституции. После того как Президент принес присягу, исполняется Государственный гимн. 2. Присяга приносится в торжественной обстановке, в Кремле; акт принесения присяги широко освещается средствами массовой информации. Конституция в качестве обязательного условия церемонии предусматривает присутствие членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы, судей Конституционного Суда. Однако не требует кворума указанных трех органов. На практике торжественный акт присяги происходит при максимуме собравшихся лиц. В России присяга Президента, как и присяга судей Конституционного Суда и Генерального прокурора (по этому вопросу см. ст. 177 и 184 Регламента Совета Федерации), носит светский характер и приносится на Конституции. Приводит к присяге Президента Председатель Конституционного Суда, который объявляет избранного Президента вступившим в должность.
Статья 83
а) Президент в соответствии с комментируемой нормой, а также нормами ст. 103 (п. " а" ч. 1) и ст. 111 Конституции назначает Председателя Правительства с согласия Государственной Думы. Представление Президента по этому вопросу вносится в Государственную Думу не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента или после отставки Правительства, или в течение недели со дня отклонения кандидатуры на пост Председателя Правительства Государственной Думой.
О внесении в Государственную Думу кандидатуры Председателя Правительства Председатель Государственной Думы незамедлительно извещает депутатов. Государственная Дума рассматривает кандидатуру Председателя Правительства в течение недели со дня внесения предложения. Официально кандидатуру представляет Президент либо его полномочный представитель в Государственной Думе. Согласие Государственной Думы на назначение Председателя Правительства считается полученным, если за предложенную кандидатуру проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. В случае отклонения Государственной Думой данной кандидатуры Президент в течение недели вносит предложение о новой кандидатуре. В случае двукратного отклонения Думой представленных кандидатур Президент в течение недели вносит третью кандидатуру. Президент вправе предлагать палате одного и того же кандидата дважды или трижды либо представлять каждый раз нового кандидата (см. по этому вопросу Постановление Конституционного Суда от 11 декабря 1998 г. N 28-П//СЗ РФ. 1998. N 52. Ст. 6447). Так, только в течение 1998 г. Государственная Дума четыре раза отклоняла предлагаемые кандидатуры Председателя Правительства и дважды назначала премьеров (СЗ РФ. 1998. N 16. Ст. 1827; N 17. Ст. 1905; N 18. Ст. 2013; N 36. Ст. 4468; N 37. Ст. 4591; N 38. Ст. 4772). Работа Государственной Думы при этом не прерывалась. Обсуждение и согласование кандидатур на должность Председателя Правительства происходит в сроки и порядке, предусмотренных статьями 144-148 Регламента Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп. ). После трехкратного отклонения Государственной Думой представленных кандидатур Президент назначает Председателя Правительства без ее согласия, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111 Конституции). б) Президент имеет право по своему усмотрению председательствовать на заседаниях Правительства, занимая тем самым место Председателя Правительства. Данное конституционное право реализовано в ст. 31 ФКЗ " О Правительстве Российской Федерации", закрепившем, что Президент вправе председательствовать также и на заседаниях Президиума Правительства (СЗ РФ. 1997. N 51. Ст. 5712; с изм. ). Данное право Президента связано с его статусом главы государства, определяющего основные направления внутренней и внешней политики страны, и служит одним из оснований характеризовать Президента как руководителя исполнительной власти.
в) Решение об отставке Правительства, согласно п. " в" комментируемой статьи и ст. 117 Конституции, может быть принято Президентом в случаях подачи Правительством заявления об отставке, выражения недоверия Правительству Государственной Думой, отказа Думы в доверии Правительству, если вопрос о доверии ставился самим Председателем Правительства. Конституция предоставляет Президенту право по собственной инициативе принять решение об отставке Правительства даже в случаях, если Правительство не подает в отставку и Государственная Дума не выразила Правительству недоверия. Получение согласия Государственной Думы на освобождение Председателя Правительства в этих случаях не требуется, хотя назначается глава Правительства с согласия Государственной Думы (кроме случая трехкратного отклонения ею представленной кандидатуры, предусмотренного частью 4 ст. 111 Конституции). При подаче Правительством заявления об отставке Президент может не согласиться с заявлением Правительства и поручить ему продолжать выполнение своих обязанностей без указания срока либо - при согласии с отставкой - поручить Правительству выполнять обязанности до назначения нового Председателя и сформирования Правительства. В силу Конституции Президент вправе не согласиться с решениями Государственной Думы о выражении вотума недоверия Правительству или об отказе в доверии. Вместе с тем Конституция предусматривает обязанность Президента при определенных условиях объявить отставку Правительства либо распустить Думу (ч. 3 и 4 ст. 117). При этом Конституция устанавливает различные условия и процедуры разрешения правительственного кризиса в связи с вотумом недоверия или отказом в доверии Правительству.
Президент может не согласиться с решением Государственной Думы в случае, если Дума в первый раз выразит недоверие Правительству, и только в случае повторного недоверия Президент объявляет об отставке Правительства либо распускает Думу. Так, не было принято решение об отставке Правительства в связи с выражением ему Думой недоверия в июне 1995 г. (Постановление Государственной Думы от 21 июня 1995 г. " О недоверии Правительству Российской Федерации" //СЗ РФ. 1995. N 26. Ст. 2446). Решение о доверии Правительству принимается большинством голосов общего числа депутатов Государственной Думы; результаты голосования оформляются постановлением. Если такое решение не принимается, на голосование ставится вопрос об отказе в доверии Правительству. Если не принято ни одно из названных решений, рассмотрение вопроса прекращается (Регламент Государственной Думы, ст. 154). Если вопрос о доверии ставился перед Думой самим Председателем Правительства и Дума отказала в доверии, Президент обязан в течение семи дней принять решение об отставке Правительства либо о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов. Президент поручает Правительству в случае его отставки продолжать действовать до сформирования нового Правительства. При формировании нового состава Правительства Президент в силу Конституции должен получить согласие Думы на назначение Председателя Правительства. г) Центральный банк в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией и федеральными законами, независим в своей деятельности. Государственная Дума и Президент РФ в силу Конституции и ФЗ " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (СЗ РФ. 2002. N 28. Ст. 2790; с изм. и доп. ) участвуют в формировании состава Банка России. Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Банка России, членов Совета директоров Банка производятся Государственной Думой, которой Банк России подотчетен. При этом Председатель Банка назначается и освобождается по представлению Президента, а члены Совета директоров Банка - по представлению его Председателя, согласованному с Президентом. Кандидатуру для назначения на должность Председателя Банка Президент вносит в Государственную Думу не позднее чем за три месяца до истечения полномочий Председателя Банка России. В случае досрочного освобождения от должности Председателя Банка России Президент представляет кандидатуру на эту должность в двухнедельный срок с момента освобождения. При отклонении предложенной кандидатуры Президент в течение двух недель вносит новую кандидатуру. Одна кандидатура не может вноситься более двух раз (ст. 167 Регламента Государственной Думы).
Президент также направляет в состав Национального банковского совета (коллегиальный орган Банка России) трех членов из двенадцати (ст. 12 ФЗ " О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" ). Банк России представляет в Государственную Думу и Президенту информацию о работе в порядке, установленном законом. д) Согласно Конституции, Президент назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства и федеральных министров. Хотя решение этих вопросов производится по предложению Председателя Правительства, данное положение Конституции дополнительно подчеркивает определенную самостоятельность членов Правительства по отношению к их руководителю - Председателю Правительства. По Конституции Президент обладает всеми правами в кадровой политике и реальными мерами воздействия на Правительство, осуществляя персональное назначение лиц в его состав, принимая решения об отставке Правительства и освобождении от должностей его членов. Согласия палат Федерального Собрания на назначение или освобождение заместителей Председателя Правительства и федеральных министров не требуется. Конституция исключила возможность непосредственного осуществления парламентом функций исполнительной власти и, оставив за ним контроль в ключевой сфере - бюджетной политике, закрепила активную роль Президента в руководстве Правительством и исполнительной властью. Полномочия Президента по определению персонального состава Правительства тесно связаны с установлением главой государства системы федеральных органов исполнительной власти - министерств, служб и агентств. Конституция не дает четкого ответа, кто утверждает систему и структуру федеральных органов исполнительной власти, а лишь говорит о том, что предложения по данной структуре представляются Президенту главой Правительства (ч. 1 ст. 112). Давая толкование понятия " структура федеральных органов исполнительной власти", Конституционный Суд в Постановлении от 27 января 1999 г. N 2-П (СЗ РФ. 1999. N 6. Ст. 866) указал на необходимость учитывать, что ст. 112 (ч. 1) Конституции находится в системной связи с ее ст. 83 (п. " д" ); из этих конституционных положений следует, что структура федеральных органов исполнительной власти, которую Председатель Правительства в установленный Конституцией недельный срок предлагает Президенту, включает перечень этих органов как основу для представления кандидатур на соответствующие должности в Правительстве; структура федеральных органов исполнительной власти предопределяется задачами и полномочиями Правительства по осуществлению исполнительной власти, закрепленными в ст. 114 Конституции и конкретизированными в ФКЗ " О Правительстве Российской Федерации"; для реализации этих полномочий создаются также другие федеральные органы, образующие в своей совокупности вместе с Правительством структуру федеральных органов исполнительной власти. Помимо назначения заместителей Председателя Правительства и федеральных министров Президент назначает на должность и освобождает от должности руководителей и заместителей руководителей иных федеральных органов исполнительной власти (федеральных служб и федеральных агентств), руководство деятельностью которых он осуществляет в соответствии с законом. На основе Конституции и федеральных законов Президент издает указы об утверждении структуры федеральных органов исполнительной власти (Указ от 20 мая 2004 г. N 649//СЗ РФ. 2004. N 21. Ст. 2023; с изм. ). Следует отметить, что Президент, используя свое конституционное право назначения на должность федеральных министров, присваивает этот ранг должностным лицам, не всегда возглавляющим федеральные министерства. На практике федеральными министрами назначаются также лица, руководящие иными, помимо министерств, государственными органами (СЗ РФ. 2000. N 49. Ст. 4798; 2001. N 43. Ст. 4072). Так, первый заместитель председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве является министром РФ (СЗ РФ. 2006. N 13. Ст. 1360). е) Президент представляет Совету Федерации кандидатуры на должности судей Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генерального прокурора. Назначение этих должностных лиц осуществляет Совет Федерации; он же по представлению Президента может освободить Генерального прокурора от должности (п. " ж" и " з" ч. 1 ст. 102 Конституции). Президент самостоятельно назначает судей других федеральных судов. Что же касается смещения судей, то они в силу Конституции несменяемы (ч. 1 ст. 121). Порядок и основания прекращения или приостановления полномочий судьи устанавливаются федеральным законом (ч. 2 ст. 121 Конституции). Конституция не только закрепила полномочия по определению состава органов высшей судебной власти за одной палатой Федерального Собрания - Советом Федерации, но и наделила широкими правами в этой сфере главу государства. К Президенту отошли полномочия по формированию состава иных федеральных судов. Установление такого порядка направлено на достижение конституционной цели повышения авторитета судебной власти и ответственности судей. Предусматривая гарантии независимости судебной власти от какого-либо давления и посторонних влияний, провозглашая несменяемость судей и их неприкосновенность, Конституция также закрепляет специальные обязательные требования, предъявляемые к кандидатам на должности судей (ст. 119). Их выполнение обеспечивает профессионализм, стабильность и самостоятельность судебной власти, гарантирует в числе других условий справедливое и эффективное правосудие. Процедура формирования Конституционного Суда и полномочия Президента в этой сфере предусматриваются на основе Конституции ФКЗ " О Конституционном Суде Российской Федерации" (СЗ РФ. 1994. N 13. Ст. 1447; 2001. N 7. Ст. 607; N 51. Ст. 4824; 2005. N 15. Ст. 1273; 2007. N 7. Ст. 829). Предложения о кандидатах на должности судей Конституционного Суда могут вноситься Президенту членами Совета Федерации и депутатами Государственной Думы, а также законодательными (представительными) органами власти субъектов Федерации, высшими судебными органами и федеральными юридическими ведомствами, всероссийскими юридическими сообществами, юридическими научными и учебными заведениями. Порядок наделения полномочиями судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда на основе Конституции определяется ФКЗ " О судебной системе Российской Федерации", " Об арбитражных судах в Российской Федерации" (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 1; 1995. N 18. Ст. 1589; с изм. ), а также ФЗ " О статусе судей в Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1992. N 30. Ст. 1792; СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4834; 2005. N 15. Ст. 1278) и " Об органах судейского сообщества в РФ" (СЗ РФ. 2002. N 11. Ст. 1022). Председатели Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда назначаются на должность Советом Федерации по представлению Президента. Что касается назначения заместителей Председателя и других судей Верховного Суда и Высшего Арбитражного Суда, то представление Президента Совету Федерации об их назначении вносится с учетом мнения соответственно Председателя Верховного Суда и Председателя Высшего Арбитражного Суда. Если кандидатура, представленная Президентом РФ Совету Федерации для назначения на должность судьи Конституционного Суда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, не набрала большинства голосов общего числа членов этой палаты, она отклоняется, что оформляется постановлением Совета Федерации. При этом Совет Федерации может принять постановление с предложением Президенту о проведении консультаций с целью преодоления возникших разногласий (ст. 175 Регламента Совета Федерации//СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп. ). Судьи других федеральных судов общей юрисдикции и арбитражных судов назначаются на должность Президентом при положительном заключении квалификационных коллегий судей по представлению соответственно Председателя Верховного Суда или Председателя Высшего Арбитражного Суда. По ранее действовавшему законодательству о статусе судей требовалось согласование кандидатур судей с законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов РФ либо учет их мнения в процедуре назначения. Ситуация, складывающаяся в связи с несогласованностью назначения конкретного лица на должность судьи с субъектом РФ была рассмотрена Конституционным Судом, который указал, что отсутствие согласования не исключает как возможности представления Председателем Верховного Суда данной кандидатуры Президенту, так и права Президента назначить на должность то лицо, чья кандидатура не была согласована с законодательным (представительным) органом. Иное означало бы сужение компетенции Российской Федерации в данной сфере, а также ограничение предусмотренного в ст. 83 (п. " е" ) и 128 (ч. 2) Конституции полномочия Президента (Постановление Конституционного Суда от 7 июня 2000 г. N 10-П и Определение от 21 декабря 2000 г. N 252-О//СЗ РФ. 2000. N 25. Ст. 2728; 2001. N 3. Ст. 273). Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. указанное требование было исключено из Закона о статусе судей в РФ (СЗ РФ. 2001. N 51. Ст. 4834). В целях реализации конституционных полномочий Президента по назначению судей федеральных судов Указом от 4 октября 2001 г. N 1185 образована Комиссия по предварительному рассмотрению кандидатур на должности судей как консультативный орган при Президенте (СЗ РФ. 2001. N 41. Ст. 3938; с изм. ); состав Комиссии утвержден Указом от 28 июля 2004 г. N 988 (СЗ РФ. 2004. N 31. Ст. 3236; с изм. ). Помимо основной функции, заключающейся в подготовке Комиссией материалов по кандидатурам судей и соответствующих предложений Президенту, Комиссия также участвует в подготовке проектов федеральных законов, касающихся процедуры подбора кандидатов в судьи и порядка наделения их полномочиями. Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора на основе Конституции регулируется ФЗ " О прокуратуре Российской Федерации" (Ведомости РФ, 1992. N 8. Ст. 366; СЗ РФ. 1995. N 47. Ст. 4472; с изм. ). Процедура рассмотрения Советом Федерации этих вопросов по представлению Президента предусмотрена Регламентом Совета Федерации (ст. 179-187). Конституция специально не регулирует отношения, возникающие в связи с необходимостью временного отстранения Генерального прокурора от должности. Конституционным Судом был рассмотрен спор о компетенции между Советом Федерации и Президентом относительно принадлежности полномочия по временному отстранению Генерального прокурора от должности в связи с возбуждением в отношении него уголовного дела. Суд пришел к выводу о том, что закрепленные в Конституции соответствующие полномочия Совета Федерации сами по себе не предопределяют компетенцию этой палаты в вопросе о временном отстранении Генерального прокурора от должности. Вместе с тем Президент, как глава государства, отвечающий в силу Конституции за согласованное функционирование органов государственной власти (ст. 80, ч. 1 и 2; ст. 85, ч. 1), обязан в отсутствие иного законодательного регулирования издать акт о временном отстранении Генерального прокурора от должности в связи с необходимостью возбуждения в отношении него уголовного дела (Постановление Конституционного Суда от 1 декабря 1999 г. N 17-П//СЗ РФ. 1999. N 51. Ст. 6364). ж) Президент возглавляет Совет Безопасности, руководит его работой и формирует состав этого органа. На основании Закона " О безопасности" (Ведомости РФ. 1992. N 15. Ст. 769; 1993. N 2. Ст. 77; САПП РФ. 1993. N 52. Ст. 5086; СЗ РФ. 2006. N 31. Ст. 3427) этот конституционный орган осуществляет подготовку решений Президента в области обеспечения безопасности, рассматривает вопросы внутренней, внешней и военной политики Российской Федерации в данной сфере, стратегические проблемы государственной, экономической, общественной, оборонной, информационной, экологической и иных видов безопасности, охраны здоровья населения, вопросы прогнозирования, предотвращения чрезвычайных ситуаций и преодоления их последствий, а также решает задачи в сфере обеспечения безопасности личности, общества и государства, определенные Концепцией национальной безопасности, утвержденной Указом Президента от 17 декабря 1997 г. N 1300 (в ред. Указа от 10 января 2000 г. N 24//СЗ РФ. 2000. N 2. Ст. 170). Конкретные задачи Совета Безопасности, его функции, состав, порядок формирования и работы, полномочия Секретаря Совета Безопасности, вопросы организации межведомственных комиссий Совета Безопасности, обеспечения его деятельности определяются Положениями о Совете Безопасности и об аппарате Совета Безопасности Российской Федерации (утв. Указом Президента от 7 июня 2004 г. N 726 (СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392; с изм. ), а также Положениями о межведомственных комиссиях Совета Безопасности, утв. Указом от 28 октября 2005 г. N 1244 (СЗ РФ. 2005. N 44. Ст. 4536, с изм. ). Совет Безопасности формируется Президентом на основе Конституции и в соответствии с законодательством РФ. Постоянные члены и члены Совета Безопасности назначаются Президентом по представлению Секретаря Совета Безопасности, который входит в число постоянных членов Совета Безопасности, назначается на должность и освобождается от должности Президентом (см. Указ о персональном составе Совбеза от 14 ноября 2005 г. N 1328 (СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4906; 2007. N 16. Ст. 1879). Решения Совета Безопасности по важнейшим вопросам оформляются указами Президента, иные решения - протоколами. з) Президент, являясь Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами РФ, определяет основные направления военной политики государства и утверждает военную доктрину РФ. Военная доктрина является составной частью концепции безопасности Российского государства. Она представляет собой систему официальных взглядов (установок) по военным вопросам, в том числе по вопросам предотвращения войн, военных конфликтов, защиты жизненно важных интересов России. Военная доктрина утверждена Указом от 21 апреля 2000 г. N 706 (СЗ РФ. 2000. N 17. Ст. 1852). В Военной доктрине конкретизируются применительно к военной сфере установки Концепции национальной безопасности. Доктрина носит оборонительный характер, что предопределяется органическим сочетанием ее положений о последовательной приверженности миру и о решимости защищать национальные интересы, адекватно применять Вооруженные Силы, гарантировать военную безопасность России и ее союзников. Правовую основу Военной доктрины составляют Конституция, федеральные законы, включая Закон " Об обороне" от 31 мая 1996 г. (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; 2000. N 1 (ч. 1). Ст. 6; 2004. N 27. Ст. 2711; 2005. N 52. Ст. 5598; 2006. N 29. Ст. 3123), и другие нормативные правовые акты РФ, а также международные договоры России в области обеспечения военной безопасности. В Военной доктрине подчеркивается, что руководство строительством, подготовкой и применением военной организации государства, обеспечением военной безопасности Российской Федерации осуществляет Президент как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами; Доктрина закрепляет полномочия Президента по обеспечению безопасности, соответствующие функции федеральных органов исполнительной власти, в том числе Министерства обороны. и) Администрация Президента является государственным органом, формируемым в соответствии с Конституцией в целях обеспечения деятельности Президента как главы государства по осуществлению им государственной власти, в том числе реализации функций гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, подготовки предложений Президенту о мерах, направленных на охрану суверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности, обеспечения реализации Президентом иных возложенных на него Конституцией и федеральными законами полномочий. Положение об Администрации, предельная численность ее работников и смета расходов на содержание Администрации утверждаются Президентом. Концепция построения структуры Администрации, как она воплощена в Указе " Об Администрации Президента Российской Федерации" от 25 марта 2004 г. N 400 (СЗ РФ. 2004. N 13. Ст. 1188; 2005. N 9. Ст. 709) и в Положении об Администрации, (утв. Указом от 6 апреля 2004 г. N 490//СЗ РФ. 2004. N 15. Ст. 1395; N 24. Ст. 2392; 2005. N 32. Ст. 3272; 2007. N 3. Ст. 1530), следует логике Конституции; в ее основу положен принцип создания соответствующего подразделения под конституционное полномочие Президента. В Администрацию входят: Руководитель Администрации, заместители Руководителя Администрации, полномочные представители Президента, включая полномочных представителей в федеральных органах государственной власти и в федеральных округах, помощники, советники, референты, начальники управлений Президента, другие должностные лица. Общее руководство Администрацией осуществляет Президент. Президент определяет в составе Администрации лиц, назначаемых на должность и освобождаемых от должности им непосредственно и подчиняющихся ему. Следует отметить, что структура Администрации постоянно совершенствуется, издаются положения о подразделениях Администрации, уточняется правовое положение должностных лиц. Правовую основу деятельности Администрации составляют Конституция, федеральные законы, указы и распоряжения Президента, а также Положение об Администрации Президента. к) В соответствии с Конституцией Президент назначает и освобождает полномочных представителей Президента. Институт полномочных представителей создан в целях обеспечения единства государственной политики в деятельности органов различных ветвей власти, повышения эффективности взаимодействия федеральных властей, а также взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с органами государственной власти субъектов Федерации. Полномочные представители Президента действуют на основании положений о них, утверждаемых Президентом, представляют интересы Президента в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Федерации, органах местного самоуправления, а также в российских, иностранных и международных организациях. Полномочные представители Президента входят в состав его Администрации. Деятельность полномочных представителей в федеральных округах координирует Руководитель Администрации Президента, а в Совете Федерации, Государственной Думе, Конституционном Суде - заместитель Руководителя Администрации. Указом Президента от 31 декабря 1996 г. N 1791 (СЗ РФ. 1997. N 1. Ст. 118; N 27. Ст. 3186; 1998. N 7. Ст. 827; N 32. Ст. 3843; 1999. N 5. Ст. 652; 2000. N 36. Ст. 3636; 2005. N 28. Ст. 2865) утверждено Положение о полномочном представителе Президента в Конституционном Суде. Полномочный представитель способствует осуществлению деятельности Президента как гаранта Конституции, прав и свобод человека и гражданина, представляет интересы Президента в Конституционном Суде, участвует в его заседаниях. Полномочный представитель в Конституционном Суде назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента. В целях обеспечения взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в состав Администрации Президента введены должности полномочного представителя Президента в Совете Федерации и полномочного представителя Президента в Государственной Думе, утверждено Положение об этих должностных лицах. Функции полномочных представителей Президента в палатах Федерального Собрания в сфере обеспечения ими условий реализации Президентом законодательной инициативы и участия главы государства в законотворческом процессе определены Указом Президента РФ от 13 апреля 1996 г. N 549 (СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1842; 2005. N 46. Ст. 4654). В процессе осуществления реформы государственной власти, в целях повышения ее эффективности, совершенствования и укрепления федеративных отношений, институт полномочных представителей Президента в регионах преобразован в институт полномочных представителей Президента в федеральных округах. Указом Президента от 13 мая 2000 г. N 849 (с изм. ) утверждены Положение о полномочном представителе Президента в федеральном округе и перечень образованных федеральных округов (СЗ РФ. 2000. N 20. Ст. 2112; N 26. Ст. 2748; N 38. Ст. 3781; 2001. N 6. Ст. 551; 2004. N 15. Ст. 1395; N 41. Ст. 4021; 2005. N 13. Ст. 1135). В соответствии с Положением полномочный представитель Президента в федеральном округе обеспечивает реализацию конституционных полномочий главы государства в пределах соответствующего округа, обеспечивает повышение эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствование системы контроля за исполнением их решений. Полномочный представитель назначается на должность и освобождается от должности Президентом по представлению Руководителя Администрации Президента, непосредственно подчиняется Президенту и подотчетен ему. Полномочные представители Президента в федеральных округах входят в состав Совета Безопасности РФ в качестве его членов (СЗ РФ. 2005. N 47. Ст. 4906). При полномочном представителе Президента в федеральном округе действует совет, являющийся совещательным органом, содействующим реализации полномочий главы государства по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации. Положение о советах утверждено Указом Президента от 24 марта 2005 г. N 337 (СЗ РФ. 2005. N 13. Ст. 1139). Полпреды Президента осуществляют свою деятельность в семи федеральных округах: Центральном (центр - г. Москва), Северо-Западном (Санкт-Петербург), Южном (Ростов-на-Дону), Приволжском (Нижний Новгород), Уральском (Екатеринбург), Сибирском (Новосибирск), Дальневосточном (Хабаровск). л) Президент, являясь в силу Конституции Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил. Осуществляя руководство Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами, Президент в соответствии с ФЗ " Об обороне" утверждает единый перечень воинских должностей, подлежащих замещению высшими офицерами в Вооруженных Силах, других войсках, воинских формированиях и органах, общее количество воинских должностей, подлежащих замещению полковниками (капитанами первого ранга), присваивает высшие воинские звания, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, освобождает от воинских должностей и увольняет их с военной службы (подпункт 10 п. 2 ст. 4//СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; с изм. ). В подготовке проектов указов Президента и необходимых документов по вопросу о замещении воинских должностей, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров, об утверждении перечней должностей, замещаемых высшими офицерами, об увольнении высших офицеров с военной службы, а также о присвоении высших воинских званий принимает участие Управление Президента по кадровым вопросам и государственным наградам, Положение о котором утверждено Указом от 25 июня 2004 г. N 799 (СЗ РФ. 2004. N 26. Ст. 2652). м) Согласно п. " м" ст. 83 Конституции, Президент назначает и отзывает дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях. Под дипломатическими представителями в данном случае понимаются главы дипломатических представительств России в иностранных государствах, главы представительств Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях, главы российских правительственных делегаций на международных конференциях. Дипломатический ранг назначаемого представителя определяется, согласно Венской конвенции о дипломатических сношениях от 18 апреля 1961 г., соглашениями России с иностранными государствами. Предложение о назначении или об отзыве указанных лиц, а также ходатайства о присвоении дипломатических рангов Чрезвычайного и Полномочного Посла, Чрезвычайного и Полномочного Посланника 1 и 2-го класса вносятся министром иностранных дел (п. 10 Положения о Министерстве иностранных дел РФ, утв. Указом Президента от 11 июля 2004 г. N 865 (СЗ РФ. 2004. N 28. Ст. 2880; с изм. и доп. ). Назначению или отзыву дипломатического представителя в силу Конституции предшествуют консультации с комитетами и комиссиями палат Федерального Собрания. В соответствии с Регламентом Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп. ) такими комитетами выступают Комитет по международным делам и Комитет по делам Содружества Независимых Государств и связям с соотечественниками (ст. 210). Регламент Совета Федерации (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп. ) в качестве конкретных комитетов, участвующих в консультациях, называет комитеты этой палаты по международным делам и по делам Содружества Независимых Государств (ст. 207). Заключения комитетов не требуют их утверждения палатами Федерального Собрания и официально направляются непосредственно Президенту. Поскольку взаимоотношения между Президентом и комитетами палат по рассматриваемому вопросу определяются Конституцией как консультации, то сами заключения допустимо считать советами Президенту о целесообразности или нецелесообразности назначения либо отзыва конкретного кандидата. Назначение или отзыв дипломатического представителя осуществляется указом Президента.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|