Статья 87
1. Конституция предусматривает широкие полномочия Президента в сфере организации обороны государства, политического руководства вооруженными силами. Президент в соответствии с Конституцией является Верховным Главнокомандующим, формирует и возглавляет Совет Безопасности, назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил, присваивает высшие воинские звания, ведет переговоры и подписывает международные договоры о совместной обороне, по вопросам коллективной безопасности и разоружения, вводит военное положение. Конкретные полномочия Президента в рассматриваемой сфере закреплены в федеральных законах " Об обороне" (СЗ РФ. 1996. N 23. Ст. 2750; с изм. ), " О воинской обязанности и военной службе" (СЗ РФ. 1998. N 13. Ст. 1475; с изм. ), " О статусе военнослужащих" (СЗ РФ. 1998. N 22. Ст. 2331; с изм. ). Президент определяет основные направления военной политики государства, утверждает военную доктрину РФ, осуществляет руководство войсками, воинскими формированиями и органами. В полномочия Президента входит утверждение концепций и планов строительства и развития Вооруженных Сил, других войск, Мобилизационного плана, Плана применения Вооруженных Сил, планов создания запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов, Плана гражданской обороны и Положения о территориальной обороне, планов размещения на территории России объектов с ядерными зарядами, утверждение федеральных государственных программ вооружения и развития оборонного промышленного комплекса. Президент принимает решения о дислокации и передислокации Вооруженных Сил, издает указы о призыве граждан на военную службу, военные сборы, а также об увольнении с военной службы, утверждает общевоинские уставы, положения о порядке прохождения военной службы, о Министерстве обороны и федеральных органах исполнительной власти, уполномоченных в области управления другими войсками, воинскими формированиями, осуществляет иные полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией и законами.
Как Верховный Главнокомандующий Президент осуществляет руководство Вооруженными Силами РФ, в пределах своих полномочий издает приказы и директивы, обязательные для исполнения Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и органами. Правительство осуществляет полномочия в области обороны, возложенные на него Конституцией, законодательством РФ и указами Президента РФ. Управление Вооруженными Силами осуществляет министр обороны через Министерство обороны, руководство деятельностью которого осуществляет Президент (Указ от 16 августа 2004 г. //СЗ РФ. 2004. N 34. Ст. 3538; с изм. ). Рассмотрение вопросов внутренней, внешней и военной политики РФ в области обеспечения национальной безопасности, подготовка проектов решений Президента по этим вопросам возложены на Совет Безопасности (Указ от 7 июня 2004 г. N 726//СЗ РФ. 2004. N 24. Ст. 2392; с изм. ). 2. Президент в случаях агрессии или непосредственной угрозы агрессии вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе. В указе Президента о введении военного положения определяются обстоятельства, послужившие основанием для его введения, дата и время, с которых начинает действовать военное положение, границы территории, на которой оно вводится. Указ незамедлительно передается на утверждение Совета Федерации и подлежит незамедлительному обнародованию. Президент осуществляет руководство организацией обеспечения режима военного положения, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, контролирует применение мер по обеспечению военного положения, вводит ограничения на осуществление ряда прав и свобод на период военного положения, проводит иные меры в соответствии с Конституцией РФ и ФКЗ " О военном положении" (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 375).
Президент в случае введения военного положения принимает меры по уведомлению Генерального секретаря ООН и информированию Генерального секретаря Совета Европы об отступлении Российской Федерации от своих обязательств по международным договорам, связанном с ограничением прав и свобод граждан. Военное положение отменяется указом Президента после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его введения, о чем население оповещается в том же порядке, в каком оно оповещалось о введении военного положения. Об отмене военного положения Президент информирует ООН и Совет Европы. Конституция допускает ограничение прав и свобод человека и гражданина в исключительных случаях, в том числе когда это необходимо в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Однако можно утверждать, по аналогии с нормами о режиме чрезвычайного положения, что в условиях военного положения не подлежат ограничению права и свободы, предусмотренные статьями 20, 21, 23 (ч. 1), 24, 28, 34 (ч. 1), 40 (ч. 1), 46-54 Конституции (о праве на жизнь, неприкосновенность частной жизни, о свободе совести, о праве на судебную защиту и т. д. ). Именно эти права не могут быть ограничены в силу ч. 3 ст. 56 Конституции даже в условиях введения чрезвычайного положения. В период действия на всей территории России военного положения не подлежит роспуску Государственная Дума (ч. 5 ст. 109 Конституции). 3. Режим военного положения определен ФКЗ от 30 января 2002 г. " О военном положении" (СЗ РФ. 2005. N 5. Ст. 375).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|