Статья 84
а) Выборы депутатов Государственной Думы назначаются указами Президента в соответствии с федеральными законами от 12 июня 2002 г. " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; 2005. N 30. Ст. 3104; 2007. N 1. Ст. 37) и от 18 мая 2005 г. " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; 2007. N 1. Ч. 1. Ст. 37). Решение о назначении выборов должно быть принято Президентом не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования; днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Исчисление данного конституционного срока начинается со дня избрания Государственной Думы в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия. Проведение выборов в Государственную Думу в сроки, установленные Конституцией и федеральными законами, является обязательным. В случае если Президент не назначит выборы в установленный законом срок, выборы проводятся Центральной избирательной комиссией РФ. Избирательная комиссия в случаях, предусмотренных законом, назначает повторные и дополнительные выборы в Государственную Думу. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после своего избрания. Однако Президент может созвать заседание Думы и ранее этого срока (ч. 2 ст. 99 Конституции). Президентом также назначаются выборы Государственной Думы в случае ее роспуска.
б) Президент распускает Государственную Думу лишь в случаях и порядке, определенных самой Конституцией. Данное правомочие Президента конкретизировано в ее ст. 109 (ч. 1), 111 (ч. 4) и 117 (ч. 3 и 4). Если Дума трижды отклоняет представленные Президентом кандидатуры на должность Председателя Правительства, Президент назначает главу Правительства, распускает Думу и назначает новые выборы (ч. 4 ст. 111); если Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству, Президент обладает правом распустить Думу (ч. 3 ст. 117); Государственная Дума может быть распущена Президентом, если откажет в доверии Правительству, когда вопрос о таком доверии был поставлен перед ней Председателем Правительства (ч. 4 ст. 117). В двух последних случаях альтернативой роспуску Государственной Думы служит решение Президента об отставке Правительства. Никакой другой орган государственной власти не вправе распускать Государственную Думу. В силу Конституции это прерогатива Президента. Вопросы о досрочном прекращении или продлении срока полномочий Думы, проведении досрочных выборов депутатов запрещается выносить на референдум (ФКЗ " О референдуме Российской Федерации" //СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710). Роспуск Государственной Думы как конституционно-правовой способ разрешения возможных конфликтов между Президентом и Думой при формировании Правительства, а также между Думой и Правительством при выражении ею недоверия Правительству или отказе последнему в доверии преследует конституционную цель обеспечить своевременное формирование Правительства или соответственно продолжение функционирования Правительства, поддерживаемого Президентом вопреки недоверию, выраженному Правительству Государственной Думой. Вопрос о возможности исполнения конституционных полномочий Думой после ее роспуска, вплоть до начала работы Государственной Думы нового созыва, был рассмотрен Конституционным Судом при разрешении им дела по запросу Государственной Думы о толковании положений ст. 84 (п. " б" ), 99 (ч. 1, 2 и 4) и 109 (ч. 1) Конституции. В Постановлении от 11 ноября 1999 г. N 15-П Суд констатировал, что из названных статей Конституции во взаимосвязи с другими ее положениями следует, что роспуск Государственной Думы Президентом означает прекращение, начиная с момента назначения даты новых выборов, осуществления Думой предусмотренных Конституцией полномочий по принятию законов, а также иных ее конституционных полномочий. При этом исключается также осуществление указанных полномочий Президентом, Советом Федерации, другими органами государственной власти (СЗ РФ. 1999. N 47. Ст. 5787).
Конституцией установлены гарантии, обеспечивающие функционирование Государственной Думы как постоянно действующего органа, самостоятельно осуществляющего государственную власть. В обычных условиях полномочия Думы прежнего созыва прекращаются с момента начала работы Государственной Думы нового созыва (ч. 4 ст. 99 Конституции). Что касается досрочного прекращения полномочий, то Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания по основаниям, указанным в ст. 117 Конституции, т. е. в случае несогласия Президента с выраженным Думой недоверием Правительству и в случае отказа Думы в доверии Правительству. Конституция не допускает также роспуска Государственной Думы с момента выдвижения ею обвинения против Президента до принятия соответствующего решения Советом Федерации, в период действия на всей территории России военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента (ч. 3-5 ст. 109). Государственная Дума не может быть распущена исполняющим обязанности Президента (ч. 3 ст. 92). Таким образом, исключительное право Президента распускать Государственную Думу не является абсолютным и ограничено самой Конституцией. При этом Президент может распустить только одну палату Федерального Собрания, поскольку Конституция не предусматривает роспуска Совета Федерации. В целях обеспечения непрерывности в деятельности парламента Конституция устанавливает, что Президент в случае роспуска им Государственной Думы назначает дату выборов, с тем чтобы вновь избранная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска (ч. 2 ст. 109).
в) Референдумы проводятся на всей территории Российской Федерации, а также в ее субъектах, в городских, сельских поселениях, других муниципальных образованиях. Конституция предполагает, что Президент назначает только референдумы Российской Федерации - всенародное голосование граждан России. Референдумы проходят по законопроектам, действующим законам и другим вопросам государственного значения на основе всеобщего равного, прямого и свободного волеизъявления граждан при тайном голосовании. Если Конституционное Собрание примет решение о вынесении проекта Конституции на всенародное голосование, референдум Российской Федерации проводится в обязательном порядке (ч. 2 и 3 ст. 135 Конституции). Общие положения и принципы проведения референдума, вопросы референдума, порядок его назначения, подготовки, процедуры голосования и определения результатов голосования, положения об ответственности за нарушение законодательства о референдуме определяются ФКЗ от 28 июня 2004 г. " О референдуме Российской Федерации" (СЗ РФ. 2004. N 27. Ст. 2710) и ФЗ от 12 июня 2002 г. " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. ). Проведение референдумов в случаях, порядке и сроки, которые предусмотрены Конституцией, международными договорами РФ, федеральными законами, является обязательным. Закон о референдуме устанавливает механизм назначения референдумов Российской Федерации и полномочия Президента в этой процедуре. До принятия решения о назначении референдума Президент не позднее чем через 10 дней со дня поступления из Центральной избирательной комиссии РФ соответствующих документов направляет их в Конституционный Суд с запросом о конституционности инициативы проведения референдума по предложенному вопросу (вопросам) референдума.
Если Конституционный Суд признает такую инициативу соответствующей Конституции, Президент не позднее чем через 15 дней со дня поступления решения Конституционного Суда назначает референдум. В случае если указанная инициатива признана не соответствующей Конституции, процедуры по ее реализации прекращаются. При назначении референдума Президент определяет день голосования, которым может быть только воскресенье в период от 60 до 100 дней со дня официального опубликования решения о назначении референдума. г) Право законодательной инициативы Президента регулируется в п. " г" комментируемой статьи и в ст. 104 Конституции. При этом, в отличие, например, от права законодательной инициативы высших судов РФ (включая Конституционный Суд), право Президента не ограничивается вопросами его ведения. Президент наделен также правом вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции (ст. 134 Конституции). При внесении законопроекта в Государственную Думу в соответствии с ее Регламентом представляются: пояснительная записка, содержащая изложение концепции предлагаемого законопроекта; его текст, перечень актов федерального законодательства, подлежащих признанию утратившими силу, приостановлению, изменению или принятию; в определенных случаях - финансово-экономическое обоснование законопроекта, заключение Правительства в случаях, определенных в ст. 104 (ч. 3) Конституции, и ряд других документов в соответствии со ст. 105 Регламента Государственной Думы (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801). С целью достижения взаимоприемлемой согласованности в законотворчестве с парламентом России утверждено Положение о порядке взаимодействия Президента с палатами Федерального Собрания в законотворческом процессе; на Управление Президента РФ по внутренней политике возложено обеспечение поддержки законодательных инициатив Президента, участие в подготовке законопроектов, вносимых главой государства в Думу (СЗ РФ. 1996. N 16. Ст. 1842; 1997. N 20. Ст. 2238; N 41. Ст. 4680; 1998. N 10. Ст. 1161; 2004. N 26. Ст. 2650). д) На Президента Конституцией возложена обязанность подписывать и обнародовать федеральные законы. Это традиционная функция главы государства, завершающая законодательный процесс приданием закону обязательной силы (ст. 107 и 108 Конституции). Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту. Президент в силу наличия у него конституционных полномочий по обеспечению согласованного функционирования и взаимодействия властей обязан принимать необходимые меры, гарантирующие непрерывность законодательного процесса, в том числе по соблюдению палатами предусмотренного срока направления принятого федерального закона главе государства. Конституция предоставляет Президенту четырнадцать дней для подписания и обнародования закона.
Президент вправе отклонить закон, что влечет за собой его повторное рассмотрение в палатах; если при повторном рассмотрении закон будет одобрен палатами в ранее принятой редакции квалифицированным большинством голосов, он подлежит подписанию Президентом и обнародованию в течение семи дней (ч. 3 ст. 107 Конституции). В том случае, если вето Президента не будет преодолено, сформулированные Президентом замечания к закону могут быть рассмотрены палатами в порядке, предусмотренном статьей 105 Конституции. Не имеет значения вето, заявленное по истечении установленного 14-дневного конституционного срока; оно не порождает установленных Конституцией юридических последствий. Президент также вправе вернуть закон в палату в случае нарушения конституционного порядка принятия федерального закона; однако это не является отклонением закона в смысле ч. 3 ст. 107 Конституции. Конституционные полномочия Президента, палат Федерального Собрания в рассматриваемой сфере были подтверждены Конституционным Судом в его постановлениях от 22 апреля 1996 г. N 10-П и от 6 апреля 1998 г. N 11-П (СЗ РФ. 1996. N 18. Ст. 2253; 1998. N 16. Ст. 1879). В Постановлении от 23 марта 1995 г. N 1-П (СЗ РФ. 1995. N 13. Ст. 1207) Конституционный Суд указал, что если Совет Федерации не завершил рассмотрение закона, подлежащего обязательному рассмотрению в этой палате, по любому из вопросов, перечисленных в ст. 106 Конституции, такой закон не подлежит подписанию главой государства. В силу Конституции Президент не вправе отказаться подписать и обнародовать федеральный конституционный закон (ч. 2 ст. 108). В соответствии с ФЗ от 14 июня 1994 г. " О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания" названные законы подлежат опубликованию в течение семи дней после их подписания Президентом (СЗ РФ. 1994. N 8. Ст. 801; 1999. N 43. Ст. 5124). В случае, если не соблюден предусмотренный Конституцией порядок подписания и обнародования закона, данный закон не имеет юридической силы. Контроль за правильностью и своевременностью опубликования федеральных законов возложен Указом Президента от 28 мая 2004 г. N 699 на Государственно-правовое управление Президента (СЗ РФ. 2004. N 22. Ст. 2147; с изм. ). Из конституционного статуса Президента как главы государства и гаранта Конституции вытекает его обязанность включать в конституционный текст содержание поправок и изменений посредством официального опубликования актов, принятых в порядке ст. 136 и 137 Конституции. Президент не обладает правом отклонения принятых поправок и изменений Конституции - он обязан обнародовать (промульгировать) их, как и в случаях, предусмотренных статьями 107 (ч. 3) и 108 (ч. 2) Конституции, возлагающих на Президента полномочие совершать определенные действия по подготовке принятых актов к опубликованию (Постановление Конституционного Суда от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании ч. 2 ст. 137 Конституции//СЗ РФ. 1995. N 49. Ст. 4868). Указами Президента в ст. 65 Конституции включаются новые наименования субъектов Федерации (см. указы от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679, от 25 июля 2003 г. N 841//СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152; N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051). е) Конституция предусматривает полномочие Президента по обращению с ежегодными посланиями к Федеральному Собранию о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства. Для заслушивания посланий палаты могут собираться совместно, хотя, как правило, они заседают раздельно (ч. 1 и 3 ст. 100 Конституции). По вопросам созыва совместного заседания палат издается распоряжение Президента (например, Распоряжение от 30 апреля 2006 г. N 195-рп. //СЗ РФ. 2006. N 18. Ст. 1996). На заслушивание послания, которое проводится в Мраморном зале Московского Кремля, приглашаются, как правило, члены Правительства, председатели высших судов, Генеральный прокурор, Председатель ЦИК, Председатель Счетной палаты, члены Государственного совета и главы основных конфессий. Послания Президента имеют весомое значение во внутренней и внешней политике, приобретая на практике характер установочных документов. Как отмечено в Послании от 26 апреля 2007 г. (РГ. 2007. 27 апреля), фактически в каждом из восьми (с 2000 г. ) Посланий Федеральному Собранию давалась не только оценка ситуации в стране и ее положения в мире, но и определялись приоритеты, в том числе и долгосрочные, в социальной сфере, в экономике, во внешней и внутренней политике, в области безопасности и обороны; по сути это и есть, может быть, не полный, но достаточно конкретный и основательный, концептуальный план развития России; его выполнение потребует созидательной работы всего общества, огромных усилий и огромных финансовых ресурсов (тексты Посланий в " РГ" от 11 июля 2000 г. N 133; от 4 апреля 2001 г. N 66; от 19 апреля 2002 г. N 71; от 17 мая 2003 г. N 93; от 27 мая 2004 г. N 109; от 26 апреля 2005 г. N 86; от 11 мая 2006 г. N 97; от 27 апреля 2007 г. N 90). Президент также обращается к Федеральному Собранию с бюджетными посланиями на основе ст. 170 Бюджетного кодекса РФ (например, Бюджетное послание от 9 марта 2007 г. " О бюджетной политике в 2008-2010 годах" //Финансовый вестник. Финансы, налоги, страхование, бухгалтерский учет. 2007. N 7).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|