Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 96




 

1. Конституция 1993 г. определила четырехлетний срок полномочий Государственной Думы. Такой срок установлен для парламентов или нижних палат во многих зарубежных странах (Германия, Австрия, Швеция, Польша, Болгария и др. ), хотя в ряде демократических стран действует и пятилетний срок (Соединенное Королевство, Франция, Италия и др. ). Периодические перевыборы Государственной Думы приспосабливают ее состав к изменяющимся социально-политическим отношениям в обществе, позволяют отразить в депутатском корпусе умонастроения, политические симпатии и антипатии избирателей.

В Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. было предложено увеличить срок полномочий Государственной Думы до пяти лет, чтобы избранный всенародно высший институт государственной власти, как и Президент, срок полномочий которого увеличивается до шести лет (см. комм. к ч. 1 ст. 81), имели достаточно времени, чтобы все заявленное в предвыборных обещаниях провести в жизнь, и результаты своей работы реально показать народу, отчитаться за них перед избирателями, перед страной. В ноябре-декабре 2008 г. внесенный Президентом проект закона о поправке к Конституции РФ " Об изменении срока полномочий Президента Российской Федерации и Государственной Думы" рассматривался в соответствии со ст. 136 Конституции Государственной Думой, Советом Федерации, а затем законодательными органами субъектов РФ и поправка была одобрена ими. Новые сроки полномочий распространяются на Государственную Думу, как и на Президента, которые будут избраны после вступления данного Закона в силу.

Согласно ст. 6 ФЗ от 18 мая 2005 г. " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп. ), проведение выборов депутатов Государственной Думы в сроки, установленные Конституцией РФ и настоящим ФЗ, является обязательным. Конституционный срок, на который избрана Государственная Дума, начинается со дня ее избрания. Этим днем считается день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе (см. комм. к ч. 3 ст. 95). Указанный ФЗ в ч. 10 ст. 83 устанавливает меры на случай, если в результате выборов Государственная Дума окажется в неправомочном составе. Такие меры не предусматривают проведения повторных или дополнительных выборов. Депутатские мандаты, оказавшиеся нераспределенными из-за того, что в допущенных к распределению федеральных списках оказалось недостаточно кандидатов, подлежат передаче федеральным спискам кандидатов, которые получили меньше 7 процентов голосов и потому не были допущены к распределению депутатских мандатов, но больше первого избирательного частного (частного от деления суммы голосов, полученных федеральными списками кандидатов, каждому из которых было отдано более 7 процентов голосов, на 450), причем передача нераспределенных мандатов таким федеральным спискам кандидатов производится пропорционально числу полученных ими голосов.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Кроме того, Конституция в п. " б" ст. 84, ст. 109, ч. 4 ст. 111 и ч. 3 и 4 ст. 117 предусматривает возможность досрочного роспуска Государственной Думы Президентом. При роспуске Государственной Думы Президент одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Если Президент не назначит выборы депутатов Государственной Думы в срок, выборы назначаются Центральной избирательной комиссией РФ и проводятся в первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок полномочий Государственной Думы предыдущего созыва. А если Президент, распустив Государственную Думу, не назначит досрочные выборы, их назначит Центральная избирательная комиссия на последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы.

Согласно ч. 2 ст. 99 Конституции, Государственная Дума собирается на первое свое заседание на 30-й день после избрания, если Президент не созовет ее раньше. Однако получается, что в период между днем избрания Государственной Думы нового созыва (практически днем установления результатов выборов) и днем ее первого заседания действуют полномочия и новоизбранной Государственной Думы, существующей пока что фактически виртуально, и Государственной Думы прежнего созыва, которая в этот период еще может проводить свои заседания, поскольку ее полномочия, согласно ч. 4 указанной статьи, прекращаются лишь с началом работы Государственной Думы нового созыва. Вероятно, правильнее было бы установить, что течение срока полномочий Государственной Думы и ее депутатов начинается с момента открытия первого ее заседания, когда она конституируется и становится работоспособной.

В связи с тем что референдум по принятию Конституции и первые выборы в соответствии с ней проводились 12 декабря 1993 г. в весьма сложной политической обстановке, часть 7 разд. второго Конституции предусмотрела, что Государственная Дума и Совет Федерации первого созыва избираются сроком на два года. Государственная Дума последующих созывов избирается на полный - четырехлетний срок.

2. В комментируемой части Конституция говорит о порядке формирования Совета Федерации и о порядке выборов депутатов Государственной Думы. Отсюда следует, что комплектование палат может осуществляться различными способами.

Если в отношении Государственной Думы способ формирования - выборы - прямо предписывается, то в отношении Совета Федерации он оставлен на усмотрение законодателя, который должен при этом соблюсти установленные Конституцией условия, обеспечив прежде всего представительство каждого субъекта Федерации двумя членами Совета Федерации - по одному от его представительного и исполнительного органов государственной власти. Представляется также, что при этом следует принять во внимание и положения ч. 7 и 9 (абз. 2) разд. второго Конституции.

2. 1. Первый состав Совета Федерации был сформирован сроком на два года, что предусматривалось частью 7 разд. второго Конституции. Формирование состоялось посредством прямых выборов, проведенных на основании Положения о выборах депутатов Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации в 1993 г., утвержденного Указом Президента РФ от 11 октября 1993 г. N 1626 с изм. от 6 ноября 1993 г. (САПП РФ. 1993. N 42. Ст. 3994; N 45. Ст. 4333).

Первый ФЗ " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" N 192-ФЗ был подписан Президентом 5 декабря 1995 г. (СЗ РФ. 1995. N 50. Ст. 4869) и предусмотрел замещение мест в Совете Федерации по должности главами законодательных (представительных) и главами исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации. Существенный недостаток этого ФЗ заключался в том, что члены Совета Федерации, будучи весьма обременены обязанностями по своей основной должности в субъектах Федерации, физически не могли уделять необходимое время работе в палате (см. также комм. к ч. 2 ст. 95).

5 августа 2000 г. Президент подписал второй ФЗ " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" N 113-ФЗ (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336), который и действует в настоящее время с последующими изменениями, внесенными федеральными законами от 16 декабря 2004 г. N 160-ФЗ, от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ и от 21 июля 2007 г. N 189-ФЗ.

Закон в нынешней редакции устанавливает в ч. 2 ст. 1, что членом Совета Федерации может быть избран (назначен) гражданин Российской Федерации, не имеющий гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина РФ на территории иностранного государства, достигший возраста 30 лет, проживший не менее 10 лет в совокупности на территории субъекта Федерации, органом государственной власти которого осуществляется его избрание (назначение) членом Совета Федерации, и обладающий в соответствии с Конституцией РФ правом избирать и быть избранным в органы государственной власти. Выделенное шрифтом положение введено в текст Закона в 2006 г., однако конституционность этой новеллы вызывает сомнения: хотя законодатель и управомочен устанавливать порядок формирования Совета Федерации, но вряд ли он вправе при этом ограничивать пассивное избирательное право граждан, гарантированное частью 2 ст. 32 Конституции, выходя за пределы ограничения, предусмотренного в ч. 3 этой статьи и в ч. 2 ст. 62.

Согласно ст. 2, 3 и ч. первой ст. 5 ФЗ член Совета Федерации - представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Федерации избирается соответствующим законодательным органом на срок полномочий этого органа, а если законодательный орган формируется путем ротации (т. е. переизбирается не целиком, а по частям - по половинам, по третям и т. д. ), то на срок полномочий, установленный для однократно избранных депутатов этого органа. Член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган, избирается поочередно от каждой палаты на половину срока полномочий соответствующей палаты.

В 2004 г. было установлено, что член Совета Федерации, представляющий однопалатный законодательный орган, должен быть избран не позднее трех месяцев со дня первого заседания в правомочном составе этого органа нового созыва, в том числе в случае досрочного прекращения полномочий предыдущего созыва, а член Совета Федерации, представляющий двухпалатный законодательный орган или законодательный орган, формируемый путем ротации, - со дня истечения срока, на который был избран предыдущий представитель соответствующего органа. В случае досрочного прекращения полномочий члена Совета Федерации, представляющего законодательный орган субъекта Федерации, новый член Совета Федерации - представитель этого органа должен быть избран в срок, не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации от законодательного органа субъекта Федерации вносятся на рассмотрение этого органа его председателем. В двухпалатном законодательном органе кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации вносятся на рассмотрение данного органа поочередно председателями палат. Группа депутатов численностью не менее трети общего числа депутатов может внести альтернативные кандидатуры для избрания представителя в Совете Федерации. Решение об избрании принимается тайным голосованием и оформляется постановлением законодательного органа, а если он двухпалатный, то совместным постановлением обеих его палат.

Согласно ст. 4 и ч. 2 ст. 5 ФЗ, представитель в Совете Федерации от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации назначается высшим должностным лицом субъекта Федерации (руководителем высшего исполнительного органа) на срок его полномочий. Его решение о назначении представителя в Совете Федерации оформляется указом (постановлением), который (которое) в трехдневный срок направляется в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Федерации и вступает в силу, если на очередном или внеочередном заседании законодательного органа две трети общего числа его депутатов не проголосуют против назначения данного представителя. Член Совета Федерации - представитель от исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации должен быть назначен в срок не позднее трех месяцев со дня вступления в должность высшего должностного лица субъекта Федерации (руководителя высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации), включая случай досрочного прекращения полномочий предыдущего высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного органа), а в случае досрочной вакантности соответствующего мандата - не позднее трех месяцев со дня прекращения полномочий предыдущего члена Совета Федерации.

Статья 7 ФЗ требует от кандидатов в члены Совета Федерации представить соответственно в законодательный (представительный) орган государственной власти или высшему должностному лицу субъекта Федерации (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти) сведения о размере и об источниках доходов кандидата за год, предшествующий году избрания (назначения), и сведения об имуществе, принадлежащем кандидату на праве собственности.

О содержании решений об избрании (назначении) членов Совета Федерации принявшие их органы государственной власти субъектов Федерации уведомляют Совет Федерации на следующий день, а сами решения направляются в Совет Федерации в срок не позднее пяти дней после вступления в силу. В тот же срок избранный (назначенный) член Совета Федерации должен представить в Совет Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом члена Совета Федерации, либо копию документа, удостоверяющего, что им в течение трех дней после избрания (назначения) было подано заявление об освобождении от таких обязанностей (ст. 8 ФЗ).

В соответствии со ст. 9 ФЗ полномочия члена Совета Федерации начинаются со дня принятия Советом Федерации решения об их подтверждении и прекращаются со дня принятия Советом Федерации решения о подтверждении полномочий нового члена Совета Федерации - представителя того же органа государственной власти субъекта Федерации.

Согласно ч. 1 и 2 ст. 4 ФЗ от 8 мая 1994 г. " О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 1999. N 28. Ст. 3466; с изм. и доп. ), полномочия члена Совета Федерации прекращаются досрочно в случаях, установленных данным ФЗ (см. комм. к ч. 1 ст. 98).

Кроме того, по представлению Председателя Совета Федерации полномочия члена Совета Федерации могут быть также досрочно прекращены избравшим (назначившим) его органом государственной власти субъекта Федерации в том же порядке, в котором осуществляется его избрание (назначение). Однако орган государственной власти субъекта Федерации вправе не рассматривать поступившее такое представление Председателя Совета Федерации.

Таков действовавший на конец 2008 г. порядок формирования Совета Федерации. В своем Послании Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Президент РФ предложил внести в этот порядок ряд существенных изменений исходя из цели дальнейшего повышения уровня и качества народного представительства во власти. Предлагается формировать Совет Федерации только из числа лиц, избранных в представительные органы власти, и депутатов местного самоуправления соответствующего субъекта РФ; отменить так называемый " ценз оседлости", предписывающий члену Совета Федерации проживать в соответствующем регионе определенное количество лет.

2. 2. Что касается порядка формирования Государственной Думы, то Конституция не устанавливает, какими должны быть выборы - прямыми или косвенными, открытыми или тайными, не определяет и подлежащей применению избирательной системы. Все это отдано на усмотрение законодателя. Требование всеобщности выборов можно вывести из положений ч. 1 и 2 ст. 32 Конституции, а требование равных выборов - из принципа равноправия, записанного в ее ст. 19. Принципы всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, добровольного участия в выборах сформулированы с соответствующей нормативной конкретизацией в ФЗ от 12 июня 2002 г. " Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (СЗ РФ. 2002. N 24. Ст. 2253; с изм. и доп. ), заменившем одноименный ФЗ от 19 сентября 1997 г. (СЗ РФ. 1997. N 38. Ст. 4339; с изм. и доп. ), а применительно к выборам в Государственную Думу - в ФЗ от 18 мая 2005 г. " О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2005. N 21. Ст. 1919; с изм. и доп), заменившем одноименный ФЗ от 20 декабря 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 51. Ст. 4982; с изм. и доп. ). Основная масса норм ФЗ от 20 декабря 2002 г. утратила силу в 2005-2006 гг., а окончательно этот ФЗ перестанет действовать с прекращением полномочий Государственной Думы четвертого созыва. Если она не будет распущена досрочно, очередные выборы в Государственную Думу пятого созыва должны состояться 2 декабря 2007 г.

Наиболее существенное изменение, внесенное новым ФЗ в порядок выборов депутатов Государственной Думы, - это замена прежней смешанной мажоритарно-пропорциональной избирательной системы на исключительно пропорциональную и повышение процентного барьера для участия федеральных списков кандидатов в распределении депутатских мандатов с 5 до 7 процентов числа поданных голосов, а также исключение права партий создавать избирательные блоки.

Согласно ст. 5 этого ФЗ, гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать депутатов Государственной Думы, участвовать в выдвижении федеральных списков кандидатов, в предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов и работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, предусмотренном данным ФЗ, иными федеральными законами. Нельзя не отметить, что в перечисленных избирательных действиях, за исключением предвыборной агитации и голосования, отчасти выдвижения федеральных списков кандидатов, может участвовать отнюдь не каждый гражданин, а только специально на то уполномоченный и, во всяком случае, находящийся на свободе.

Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 21 года, может быть избран депутатом Государственной Думы, говорится в указанной статье, но опять же, конечно, далеко не каждый, а только тот, чья кандидатура будет выдвинута в установленном порядке. Гражданин, проживающий или находящийся за пределами территории Российской Федерации, обладает равными с иными гражданами Российской Федерации избирательными правами на выборах депутатов Государственной Думы. Российские дипломатические представительства и консульские учреждения обязаны оказывать гражданину России содействие в реализации его избирательных прав.

Конституция в ч. 3 ст. 32 установила, что не имеет права избирать и быть избранным гражданин Российской Федерации, признанный судом недееспособным или содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда. ФЗ запретил таким гражданам участвовать в осуществлении также других избирательных действий, что можно считать следствием, вытекающим из конституционного запрета, однако такая позиция будет все же спорной (см. комм. к ч. 1 ст. 97). Но вот конституционность запрета, введенного ФЗ от 25 июля 2006 г. N 128-ФЗ, вызывает большие сомнения. Согласно этому ФЗ, включившему в ст. 5 ФЗ о выборах ч. 4. 1, не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации, имеющий гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание этого гражданина на территории иностранного государства. Законодатель здесь явно вышел за пределы конституционного ограничения пассивного избирательного права. И если недопущение в число законодателей лиц с двойным или множественным гражданством может быть обосновано оговоркой, содержащейся в ч. 2 ст. 62 Конституции и позволяющей законодателю умалять права таких граждан, то почему эта мера должна применяться к гражданину, имеющему только российское гражданство и надолго выехавшему за границу для учебы или работы по контракту? Ведь, согласно ч. 2 ст. 19 Конституции, государство гарантирует гражданам равенство прав и свобод независимо, среди прочего, от места жительства.

Сомнительна конституционность положений, содержащихся в ч. 4. 2 ст. 5 ФЗ о выборах, включенная ФЗ от 26 апреля 2007 г. N 64-ФЗ. Эта часть установила, что не имеет права быть избранным депутатом Государственной Думы гражданин Российской Федерации:

1) осужденный к лишению свободы за совершение тяжкого и (или) особо тяжкого преступления и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление. Судя по контексту, получается, что этот запрет распространяется и на граждан, находящихся на свободе (отбывших наказание или осужденных условно);

2) осужденный за совершение преступления экстремистской направленности, предусмотренного УК РФ, и имеющий на день голосования неснятую и непогашенную судимость за указанное преступление. Здесь явно имеются в виду граждане, находящиеся на свободе;

3) подвергнутый административному наказанию за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 20. 3 КоАП РФ, т. е. за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до окончания срока, в течение которого лицо считается подвергнутым административному наказанию. Такой гражданин, даже если находится под административным арестом до 15 суток, не считается лишенным свободы, поскольку лишение свободы есть уголовное, а не административное наказание;

4) в отношении которого вступившим в силу решением суда установлен факт нарушения запретов таких деяний, как предвыборная агитация экстремистского характера, агитация, возбуждающая социальную, расовую, национальную или религиозную рознь, унижающая национальное достоинство, пропагандирующая исключительность, превосходство либо неполноценность граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а также агитация, при проведении которой осуществляется пропаганда и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени их смешения, если указанные нарушения либо действия совершены в период, не превышающий четырех лет до дня голосования, но не ранее 7 декабря 2006 г. Это относится и к кандидатам, выдвинутым избирательным объединением, которое нарушило указанные запреты.

ФЗ о выборах далее устанавливает, что гражданин, в отношении которого вступил в законную силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на выборах депутатов Государственной Думы, если голосование на выборах состоится до истечения установленного судом срока. И здесь найти конституционное обоснование ограничению пассивного избирательного права весьма непросто, если не невозможно.

Согласно ст. 7 ФЗ, кандидаты в депутаты выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов политическими партиями, имеющими в соответствии с ФЗ от 11 июля 2001 г. " О политических партиях" (СЗ РФ. 2001. N 29. Ст. 2950; с изм. и доп. ) право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов.

Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии, причем такие граждане, согласно ч. 6 ст. 36 ФЗ о выборах, могут составлять не более 50 процентов федерального списка кандидатов, причем не допускается включение в список членов иных партий. Тем не менее монополия политических партий на выдвижение кандидатов также представляет собой существенное ограничение пассивного избирательного права, равно как и лишает основную массу избирателей права выдвигать кандидатов, которым они располагали согласно предыдущим законам.

Явная несправедливость этой ситуации побудила законодателя урегулировать в 2006 г. в ст. 37 ФЗ гипотетическую возможность для беспартийных осуществить свое конституционное право баллотироваться на выборах. Согласно этой статье, каждый гражданин РФ, обладающий пассивным избирательным правом и не являющийся членом политической партии, вправе обратиться в любое региональное отделение любой политической партии с предложением включить его в федеральный список кандидатов, выдвигаемый этой политической партией. В случае поддержки этой кандидатуры не менее чем 10 членами политической партии она должна быть рассмотрена на конференции (общем собрании) регионального отделения политической партии. Кандидатура, поддержанная конференцией (общим собранием) регионального отделения политической партии, подлежит рассмотрению на съезде политической партии при решении вопроса о выдвижении федерального списка кандидатов наравне с иными кандидатурами, которые предлагаются к включению в федеральный список кандидатов. Отсутствие такого рода обращений не препятствует принятию политической партией по собственной инициативе и в соответствии с ее уставом решения о включении гражданина РФ, не являющегося членом данной или иной политической партии, в выдвигаемый ею федеральный список кандидатов при наличии письменного заявления этого гражданина о согласии баллотироваться в составе федерального списка кандидатов.

Политическим партиям, зарегистрировавшим федеральные списки кандидатов, ФЗ о выборах (ч. 4 ст. 10) гарантирует равные условия доступа к средствам массовой информации для проведения предвыборной агитации.

Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов депутатов Государственной Думы, осуществляется за счет средств федерального бюджета. Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана, согласно ст. 11 ФЗ, создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании.

В соответствии со ст. 36 ФЗ решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии. Порядок включения кандидатур в федеральный список кандидатов и порядок проведения тайного голосования определяются ее уставом. Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Федерации, группе субъектов Федерации, части территории субъекта Федерации. Число региональных групп кандидатов не может быть менее 80. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Федерации. В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов. Кандидат может упоминаться в федеральном списке кандидатов только один раз. Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать 500 человек.

В ст. 39 предусматривается, что выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Политическая партия, федеральный список кандидатов которой был допущен к распределению депутатских мандатов на последних предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы, вправе не собирать подписи избирателей и не вносить избирательный залог для регистрации выдвинутого ею федерального списка кандидатов.

Если политическая партия собирает в поддержку выдвинутого ею федерального списка кандидатов подписи избирателей, она обязана собрать не менее 200 тыс. подписей, при этом на один субъект Федерации должно приходиться не более 10 тыс. подписей избирателей, место жительства которых находится на его территории. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тыс. В случае досрочных выборов депутатов Государственной Думы соответствующие цифры сокращаются вдвое. Избирательный залог, согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ, составляет 15 процентов предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда, установленной этим Законом.

При определении результатов выборов Центральная избирательная комиссия в соответствии со ст. 82 ФЗ о выборах признает выборы несостоявшимися, если ни один федеральный список кандидатов не собрал 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, или если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или подведении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании. В этом случае иные федеральные списки кандидатов к распределению депутатских мандатов не допускаются. Если же за федеральные списки кандидатов, получившие каждый не менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, подано в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускаются указанные списки, а также последовательно в порядке убывания числа поданных голосов избирателей федеральные списки кандидатов, получившие менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, пока общее число голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов, допускаемые к распределению депутатских мандатов, не превысит в совокупности 60 процентов числа голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также следующий по числу полученных голосов федеральный список кандидатов.

Методика распределения депутатских мандатов, установленная статьей 83 ФЗ, предусматривает, что это распределение осуществляет Центральная избирательная комиссия РФ, которая суммирует число голосов, поданных за федеральные списки кандидатов, и делит их на число депутатов, т. е. на 450, получая первое избирательное частное (на Западе именуется квотой Т. Хэра). Затем число голосов, полученных каждым федеральным списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на первое избирательное частное, и целая часть числа, полученного в результате такого деления, есть число депутатских мандатов, которые получает соответствующий федеральный список кандидатов в результате первичного распределения. Если после этого остались нераспределенные депутатские мандаты, они передаются по одному тем федеральным спискам кандидатов, у которых оказались самые большие остатки голосов, а при равенстве остатков преимущество отдается списку, за который подано больше голосов избирателей (это так называемое правило наибольшего остатка).

Депутатские мандаты, полученные федеральным списком кандидатов, переходят в первую очередь к кандидатам, включенным в общефедеральную часть списка кандидатов, а оставшиеся мандаты - к кандидатам, включенным в региональные группы кандидатов каждого данного списка. Для этого сумма поданных за федеральный список голосов делится на число положенных ему нераспределенных мандатов, и таким образом получается второе избирательное частное. Затем проводится распределение депутатских мандатов между региональными группами кандидатов по процедуре, аналогичной распределению мандатов между федеральными списками. Если у региональной группы окажется меньше кандидатов, чем ей положено мандатов, излишние мандаты в определенном порядке передаются другим группам. Если же список получил больше мандатов, чем в него включено кандидатов, излишние мандаты передаются федеральным спискам, получившим менее 7 процентов голосов, но более первого избирательного частного. Остальные нераспределенные мандаты остаются вакантными.

В случае признания выборов несостоявшимися или недействительными повторные выборы, согласно ст. 84 ФЗ, проводятся в течение четырех месяцев, причем сроки избирательных действий могут быть сокращены, но не более чем на треть.

Важные меры по дальнейшему совершенствованию порядка выборов в Государственную Думу с целью обеспечения бoльшей включенности граждан в политическую жизнь изложены в Послании Президента РФ Федеральному Собранию от 5 ноября 2008 г. Предлагается дать гарантии представительства избирателям, проголосовавшим за так называемые " малые партии": партиям, получившим от 5 до 7 процентов голосов, предоставлять 1-2 депутатских мандата. При этом учитывается, что хотя за партии, прошедшие в Государственную Думу в 2007 г., проголосовали более 90 процентов избирателей, однако почти 5 млн. избирателей отдали голоса партиям, которые в Государственную Думу не прошли, и эти граждане не получили непосредственного представительства на федеральном уровне. В то же время пока не планируется снижение барьера прохождения в Государственную Думу, установленного законом для депутатов. Среди других предлагаемых мер - возможное поэтапное снижение количества подписей избирателей, собираемых для участия в выборах в Государственную Думу; освобождение от сбора подписей партий, которые в ходе следующих выборов в Государственную Думу смогут набрать более 5 процентов голосов, либо создавших фракции в более чем трети региональных парламентов (в настоящее время такой привилегией обладают лишь партии, имеющие фракции в Государственной Думе); отмена использования залога на выборах всех уровней и др.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...