Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Статья 101




 

1. Смысл содержания ч. 1 комментируемой статьи заключается, во-первых, в том, что палаты Федерального Собрания самостоятельно формируют свое руководство. Во-вторых, из текста следует, что Председатель палаты и его заместители не образуют коллегиального руководящего органа палаты, а осуществляют свои полномочия в принципе единолично. Разумеется, палата вправе отменить решение своего Председателя или заменяющего его заместителя Председателя. Некоторые решения по ведению дел палаты принимаются или обсуждаются ее Советом.

Избрание наряду с Председателем палаты также его заместителей позволяет не только (и не столько) решать проблему, связанную с необходимостью продолжать руководство палатой при временном отсутствии Председателя (есть ведь и другие способы решения этой проблемы), но придать руководству палаты представительный характер путем обеспечения интересов существующих в палате меньшинств: Председатель и его заместители на практике представляют весь спектр политических интересов, отраженных в составе палаты, или его основную часть. Число заместителей определяется палатой.

В Государственной Думе сложилась характерная для мирового опыта практика избрания заместителями Председателя палаты представителей всех ее фракций и депутатских групп, хотя лидирующая фракция получала кроме должности Председателя палаты нередко еще и должность одного из заместителей Председателя. Но в Государственной Думе четвертого созыва (2003-2007 гг. ) практика существенно изменилась. Фракция " Единой России", насчитывающая 310 депутатов, т. е. более двух третей конституционного состава палаты, и имеющая возможность решать вопросы из компетенции палаты, не обращая внимания на другие фракции, заняла должности Председателя палаты, двух его первых заместителей и пяти заместителей. Остальные три фракции получили по одной должности заместителя Председателя. Фракция " Народно-патриотический союз " Родина" ", отколовшаяся от фракции " Родина" (" Народно-патриотический союз" ), принявшей в январе 2007 г. название " Родина - Социалистическая единая партия России - Патриоты России", должности заместителя Председателя палаты не получила. Не представлены в руководстве палаты и 15 депутатов, не входящих во фракции (в Государственной Думе пятого созыва, которая подлежит избранию 2 декабря 2007 г. исключительно по партийным спискам кандидатов, таких депутатов не будет).

В Совете Федерации практика была до последнего времени несколько иная: с 23 января 1996 г. должность Председателя палаты занимал губернатор Орловской области Е. С. Строев, обладавший определенной харизмой. Его кандидатура была на выборах единственной, и избран он был тайным голосованием бюллетенями в первом же туре. Его заместителями избирались более или менее влиятельные в масштабе страны руководящие лица регионов. Впрочем, с завершением в 2001 г. преобразования Совета Федерации на основании ФЗ от 5 августа 2000 г. " О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации" (СЗ РФ. 2000. N 32. Ст. 3336; с изм. и доп. ) практика формирования руководства, естественно, претерпела определенные изменения. В настоящее время в Совете Федерации действуют Председатель палаты и четыре его заместителя. Все они должны представлять разные субъекты Российской Федерации. С 5 декабря 2001 г. Председателем Совета Федерации третьего созыва является С. М. Миронов, представитель в Совете Федерации от Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Порядок выборов Председателей палат Федерального Собрания и их заместителей определяется регламентами палат.

1. 1. Выборы Председателя Совета Федерации и его заместителей регулируются статьями 14-17 Регламента этой палаты от 30 января 2002 г. (СЗ РФ. 2002. N 7. Ст. 635; с изм. и доп. ). Они избираются из числа членов Совета Федерации тайным голосованием с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы. В случае внесения кандидатур заместителей Председателя единым списком для голосования Совет Федерации может принять решение о проведении открытого голосования. Ни один субъект Федерации не может иметь в руководстве палаты более одного представителя. Председатель Совета Федерации, заместитель Председателя Совета Федерации избираются на срок полномочий в качестве члена Совета Федерации - представителя от законодательного (представительного) или исполнительного органа государственной власти субъекта Федерации.

Кандидатуры на должность Председателя Совета Федерации предлагаются членами Совета Федерации. Каждый член Совета Федерации вправе предложить только одну кандидатуру. Член Совета Федерации, выдвинутый для избрания на должность Председателя Совета Федерации, имеет право заявить о самоотводе. Это заявление принимается без обсуждения и голосования. По всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться, проводится обсуждение, в ходе которого они выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы ее членов. После обсуждения Совет Федерации утверждает список кандидатур для голосования.

Кандидат считается избранным, если в результате голосования он получил более половины голосов общего числа членов Совета Федерации. В случае если на должность Председателя Совета Федерации было выдвинуто более двух кандидатур и ни одна из них не получила требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатурам, получившим наибольшее число голосов. Избранным на должность Председателя Совета Федерации по итогам второго тура голосования также считается тот кандидат, который получил более половины голосов общего числа членов Совета Федерации. Если во втором туре голосования Председатель Совета Федерации не избран, то вся процедура выборов повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Что касается заместителей Председателя Совета Федерации, то палата прежде всего принимает решение об их числе. Кандидатуры на должность заместителей Председателя Совета Федерации предлагаются Председателем Совета Федерации. По каждой из предложенных кандидатур проводятся обсуждение и раздельное голосование в том же порядке, в каком обсуждаются и голосуются кандидатуры на должность Председателя палаты. В случае если ни один из кандидатов, выдвинутых на должность заместителя Председателя Совета Федерации, не наберет требуемого для избрания числа голосов либо будет избрано меньшее число заместителей Председателя, чем определено палатой, вся процедура выборов на вакантные должности повторяется, начиная с выдвижения кандидатур.

Совет Федерации может избрать заместителей Председателя Совета Федерации единым списком для голосования, который выдвигается Председателем Совета Федерации. В список включается по одной кандидатуре на все либо на отдельные вакантные должности.

Голосование по избранию заместителей Председателя Совета Федерации единым списком проводится тайно с использованием бюллетеней. Совет Федерации может принять решение о проведении тайного голосования с использованием электронной системы или открытого голосования. Все кандидаты на должности заместителей Председателя Совета Федерации, включенные в единый список для голосования, считаются избранными, если за этот список проголосовало большинство общего числа членов Совета Федерации.

Результаты голосования оформляются постановлениями Совета Федерации. Регламент при этом не говорит о последствиях возможного непринятия постановления.

Согласно ст. 20 Регламента, Председатель Совета Федерации или его заместитель может быть освобожден от должности на основании решения Совета Федерации, принимаемого большинством голосов общего числа членов (ранее требовались две трети). Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации или его заместителя рассматривается Советом Федерации при поступлении их личного заявления или по предложению группы членов Совета Федерации численностью не менее одной пятой общего их числа, т. е. в настоящее время не менее 35 членов Совета Федерации. Вопрос об освобождении от должности заместителя Председателя Совета Федерации рассматривается также по требованию Председателя Совета Федерации.

Вопрос об освобождении от должности Председателя Совета Федерации или его заместителя без голосования и обсуждения включается в повестку дня ближайшего заседания Совета Федерации. При рассмотрении этого вопроса соответственно Председателю Совета Федерации или его заместителю должно быть предоставлено слово для выступления. Решение об освобождении от должности оформляется постановлением палаты.

В случае прекращения (досрочного прекращения) полномочий члена Совета Федерации, являющегося Председателем Совета Федерации или его заместителем, освобождение от должности оформляется постановлением Совета Федерации, не требующим специального голосования.

1. 2. Согласно ст. 8-10 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания от 22 января 1998 г. (СЗ РФ. 1998. N 7. Ст. 801; с изм. и доп. ), Председатель Государственной Думы, его первые заместители и заместители избираются из числа депутатов Государственной Думы тайным голосованием с использованием бюллетеней. Государственная Дума может принять решение о проведении открытого голосования.

Кандидатов на должность Председателя Государственной Думы вправе выдвигать депутатские объединения и депутаты Государственной Думы. В ходе обсуждения, которое проводится по всем кандидатам, давшим согласие баллотироваться на должность Председателя Государственной Думы, кандидаты выступают на заседании палаты и отвечают на вопросы депутатов Государственной Думы. Представители каждого депутатского объединения и депутаты Государственной Думы, выдвинувшие своего кандидата, имеют право высказаться " за" или " против" кандидата, после чего обсуждение прекращается. В список для голосования вносятся все кандидаты, выдвинутые на должность Председателя Государственной Думы, за исключением лиц, взявших самоотвод, который принимается без голосования.

Депутат считается избранным Председателем Государственной Думы, если за него проголосовало более половины общего числа депутатов Государственной Думы, т. е. 226 или более. Если выдвинуто несколько кандидатур, голосование, согласно ст. 86 Регламента, может проходить в два тура, причем в первом туре депутаты могут голосовать за любое число кандидатур (рейтинговое голосование). В случае если на должность Председателя Государственной Думы было выдвинуто более двух кандидатов и ни один из них не набрал требуемого для избрания числа голосов, проводится второй тур голосования по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом каждый депутат Государственной Думы может голосовать только за одного кандидата. Избранным на должность Председателя Государственной Думы по итогам второго тура голосования считается кандидат, за которого проголосовало более половины общего числа депутатов Государственной Думы.

Если во втором туре голосования ни один из двух кандидатов не набрал требуемого для избрания числа голосов депутатов Государственной Думы, Государственная Дума проводит повторные выборы Председателя Государственной Думы либо большинством голосов общего числа депутатов принимает решение о выборах первых заместителей и заместителей Председателя Государственной Думы. Повторные выборы Председателя Государственной Думы проводятся в том же порядке. При этом допускается выдвижение кандидатов, которые выдвигались ранее.

Если Государственная Дума принимает решение о переходе к выборам первых заместителей и заместителей Председателя Государственной Думы, то после избрания по крайней мере одного из заместителей Государственная Дума проводит повторные выборы своего Председателя.

Решение об избрании Председателя Государственной Думы оформляется, согласно Регламенту, постановлением Государственной Думы без дополнительного голосования. Здесь, таким образом, не может возникнуть проблема, на которую выше было указано при анализе положений Регламента Совета Федерации. Государственная Дума четвертого созыва разрешила Председателю совмещать свою должность с функцией руководителя депутатского объединения и избрала Председателем лидера " Единой России" Б. В. Грызлова. Решение об освобождении Председателя Государственной Думы, первых заместителей Председателя Государственной Думы и заместителей Председателя Государственной Думы от должности принимается большинством голосов общего числа депутатов Государственной Думы. Регламент Государственной Думы, в отличие от Регламента Совета Федерации, не содержит подробного регулирования вопроса о досрочном прекращении полномочий Председателя палаты и его заместителей.

Государственная Дума определяет число заместителей Председателя Государственной Думы. Государственная Дума четвертого созыва установила две должности первых заместителей и восемь должностей заместителей своего Председателя. Кандидатов на должности заместителей Председателя Государственной Думы могут выдвигать депутатские объединения, депутаты Государственной Думы. Кандидаты, не заявившие самоотвод, включаются в список для тайного голосования. Кандидатам, включенным в список для голосования, предоставляется слово на заседании палаты для выступления и ответов на вопросы депутатов Государственной Думы. Кандидатуры, выдвинутые на должности заместителей Председателя Государственной Думы, могут быть предварительно рассмотрены депутатскими объединениями и Советом Государственной Думы в целях утверждения списка кандидатов. В этом случае Государственная Дума может провести открытое голосование по списку в целом.

Избранными на должности заместителей Председателя Государственной Думы считаются кандидаты, за которых проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. В случае голосования по списку в целом избранными являются все кандидаты, включенные в список, если за него проголосовало большинство общего числа депутатов Государственной Думы. В случае если на должность заместителя Председателя Государственной Думы избран депутат Государственной Думы, являющийся руководителем депутатского объединения, он вправе совмещать пребывание на указанной должности и руководство депутатским объединением. Решение об избрании первых заместителей и заместителей Председателя Государственной Думы оформляется постановлением палаты без дополнительного голосования.

1. 3. В каждой из палат образован ее Совет, во главе которого находится Председатель палаты.

1. 3. 1. В Совете Федерации Совет палаты учрежден в 1999 г. Ныне его статус регулируется статьями 21-25 Регламента Совета Федерации. Совет палаты образуется для подготовки и рассмотрения вопросов деятельности Совета Федерации и является постоянно действующим органом Совета Федерации. В состав Совета палаты входят Председатель Совета Федерации, его заместители, председатели комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которые обладают правом решающего голоса по всем вопросам, рассматриваемым Советом палаты.

Совет палаты:

- утверждает графики заседаний Совета Федерации на весеннюю и осеннюю сессии; обсуждает степень подготовки вопросов, вносимых на заседание палаты;

- рассматривает проект повестки дня заседания Совета Федерации;

- формирует список лиц, приглашенных на заседание Совета Федерации;

- утверждает по представлению Председателя Совета Федерации положение о деятельности полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Министерстве юстиции РФ, Общественной палате РФ, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ;

- принимает решения о проведении парламентских слушаний;

- рассматривает и утверждает план межпарламентского сотрудничества Совета Федерации, составы направляемых за рубеж делегаций Совета Федерации, руководителей этих делегаций, их заместителей, сопровождающих лиц, определяет объем полномочий делегаций Совета Федерации, расходы на командирование, а также принимает решение о направлении члена Совета Федерации за рубеж, не предусмотренном планом межпарламентского сотрудничества Совета Федерации;

- дает согласие на назначение на должность и освобождение от должности Руководителя Аппарата Совета Федерации; периодически заслушивает отчеты Руководителя Аппарата о работе Аппарата;

- принимает решение о награждении граждан РФ и граждан иностранных государств почетным знаком Совета Федерации " За заслуги в развитии парламентаризма" или Почетной грамотой Совета Федерации;

- принимает решения о направлении Президенту РФ представлений о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

- заслушивает информацию комитетов, комиссий Совета Федерации, должностных лиц Совета Федерации о ходе реализации постановлений палаты, в которых содержатся предложения органам и должностным лицам, а также поручения комитетам, комиссиям Совета Федерации, его должностным лицам;

- решает иные вопросы в соответствии с Регламентом.

Заседание Совета палаты проводится, как правило, в день, предшествующий дню заседания Совета Федерации. Председательствует на заседании Совета палаты Председатель Совета Федерации либо один из заместителей Председателя Совета Федерации. В заседаниях Совета палаты вправе участвовать:

- полномочные представители Совета Федерации в вышеперечисленных государственных органах;

- член Совета Федерации по поручению комитета, комиссии Совета Федерации или их председателей;

- член Совета Федерации - автор законодательной инициативы, рассматриваемой на заседании Совета палаты;

- полномочные представители Государственной Думы, Президента РФ, Правительства РФ.

На заседании Совета палаты вправе присутствовать и вносить предложения по проекту повестки дня заседания палаты члены Совета Федерации. Присутствуют, кроме того, Руководитель Аппарата Совета Федерации, его первые заместители (первый заместитель) и заместители, начальники управлений Аппарата.

Решения Совета палаты принимаются большинством голосов общего числа членов Совета Федерации, входящих в его состав, и оформляются в виде выписок из протокола заседания Совета палаты, который подписывается председательствующим на заседании Совета палаты. Члены Совета Федерации информируются обо всех вопросах, рассмотренных Советом палаты, и о принятых по ним решениях. Совет Федерации вправе отменить решение Совета палаты.

Кроме того, в Совете Федерации с марта 2006 г. действует координационное совещание Председателя Совета Федерации и заместителей Председателя Совета Федерации с председателями комитетов и постоянных комиссий Совета Федерации, которое учреждено для подготовки и рассмотрения вопросов законодательной деятельности палаты (ст. 34. 1 и 34. 2 Регламента).

1. 3. 2. В Государственной Думе Совет действует с первого ее созыва. Согласно ее Регламенту (ст. 13-15), Совет Государственной Думы создается для предварительной подготовки и рассмотрения организационных вопросов деятельности палаты. Членами Совета с правом решающего голоса являются Председатель Государственной Думы, его первые заместители и заместители. Состав этого органа, следовательно, значительно более узкий, чем у его аналога в Совете Федерации. Заседание Совета Государственной Думы ведет Председатель Государственной Думы, причем он вправе поручить вести заседание Совета одному из своих заместителей. В работе Совета Государственной Думы могут принимать участие с правом совещательного голоса председатели комитетов Государственной Думы или по их поручению представители комитетов Государственной Думы. Если депутатское объединение имеет в Совете Государственной Думы не более одного представителя, то в его отсутствие по уважительной причине в заседании Совета может принимать участие с правом решающего голоса руководитель указанного депутатского объединения или - при отсутствии последнего по уважительной причине - по его письменному поручению его заместитель.

Заседание Совета Государственной Думы правомочно, если число присутствующих на нем членов Совета и лиц, наделенных правом решающего голоса, составляет более половины общего числа членов Совета, т. е. в настоящее время не менее шести. Решение Совета Государственной Думы принимается большинством голосов присутствующих на заседании членов Совета и лиц, наделенных правом решающего голоса. В случае если голоса разделились поровну, принятым считается решение, за которое проголосовал Председатель Государственной Думы или один из его заместителей, который ведет заседание Совета.

В заседаниях Совета Государственной Думы вправе участвовать полномочные представители Президента и Правительства в Государственной Думе, а также представители субъектов права законодательной инициативы, если на заседании Совета Государственной Думы рассматривается вопрос о внесенных ими законопроектах. Депутат Государственной Думы вправе присутствовать на заседании Совета и вносить предложения по проекту порядка работы Государственной Думы.

Совет Государственной Думы:

- формирует проект примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию; принимает решение о включении законопроекта в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию;

- формирует проект календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц с указанием тематических блоков (государственное строительство и конституционные права граждан; экономическая политика; социальная политика; бюджетное, налоговое, финансовое законодательство; оборона и безопасность; ратификация международных договоров РФ) только для законопроектов, рассматриваемых в первом чтении;

- формирует проект порядка работы очередного заседания Государственной Думы;

- созывает по предложению Президента РФ, по требованию депутатского объединения, поддержанному не менее чем одной пятой голосов общего числа депутатов Государственной Думы (т. е. не менее чем 90 депутатами), или по предложению Председателя Государственной Думы внеочередные заседания палаты и определяет даты их проведения;

- назначает соответствующий комитет Государственной Думы ответственным за подготовку к рассмотрению Государственной Думой законопроекта, внесенного субъектом права законодательной инициативы, а в случае если вопросы, регулируемые законопроектом, относятся к ведению и другого комитета, назначает данный комитет соисполнителем по законопроекту, направляет законопроект для рассмотрения в комитеты палаты, депутатские объединения, при необходимости другим субъектам права законодательной инициативы и устанавливает срок подготовки отзывов, предложений и замечаний (поправок) к законопроекту;

- направляет законопроект, подготовленный ответственным комитетом палаты, и материалы к нему Президенту, субъекту права законодательной инициативы, внесшему в Государственную Думу данный законопроект, в Правительство, депутатам Государственной Думы;

- по предложению комитетов Государственной Думы принимает решение о возвращении законопроекта субъекту права законодательной инициативы, если им не выполнены требования ст. 104 (ч. 1 и 3) Конституции РФ или Регламента Государственной Думы;

- принимает решение о проведении парламентских слушаний;

- принимает решение о награждении Почетной грамотой Государственной Думы или почетным знаком Государственной Думы " За заслуги в развитии парламентаризма";

- утверждает планы международных связей Государственной Думы с парламентами других государств;

- одобряет проект сметы расходов на содержание Государственной Думы на текущий финансовый год;

- рассматривает отчет Руководителя Аппарата Государственной Думы об исполнении сметы расходов на содержание Государственной Думы за истекший финансовый год;

- принимает решение по предложению профильного комитета о направлении представителей Государственной Думы для участия в работе пленарных заседаний Общественной палаты, совета Общественной палаты, ее комиссий и рабочих групп;

- решает иные вопросы организации работы Государственной Думы в соответствии с ее Регламентом.

Решения Совета Государственной Думы оформляются в виде выписок из протокола его заседания, который подписывается председательствующим на заседании Совета. Государственная Дума вправе отменить решение Совета Государственной Думы.

На каждом очередном заседании Государственной Думы депутатам раздается информация об основных вопросах, рассмотренных на состоявшемся накануне заседании Совета Государственной Думы, которая подготавливается секретариатом Совета. Свои решения, документы, материалы и иную информацию Совет направляет депутатам, в депутатские объединения и комитеты Государственной Думы. Решения, документы, материалы и иная информация Совета размещаются также в Фонде электронных информационных ресурсов Государственной Думы.

2. В комментируемой части компетенция Председателей палат Федерального Собрания и их заместителей определена самым общим образом. То, что они ведут заседания, понять несложно, а вот в отношении значения формулы " ведают внутренним распорядком", заимствованной из советских конституций, можно строить множество предположений, плодотворных и не очень. Под распорядком, насколько можно судить по документам, понимается график работы палаты. " Ведение" этим распорядком, очевидно, заключается в организации его составления и обеспечении его соблюдения.

Регламенты палат регулируют компетенцию председателей палат и их заместителей значительно более подробно, и, следуя здравому смыслу, это не стоит считать выходом за конституционные рамки. Из регламентарных полномочий председателей неукоснительно следует, что они ни в коей мере не олицетворяют возглавляемые ими палаты и не вправе без специального уполномочия предпринимать от имени палат политические акции. Их компетенция носит главным образом внутриорганизационный характер, хотя задачи, функции и полномочия, а также предметы ведения довольно многочисленны.

2. 1. Председатель Совета Федерации, согласно ст. 18 Регламента этой палаты:

- созывает заседания Совета Федерации, в том числе внеочередные;

- формирует проект повестки дня заседания Совета Федерации, вносит его на рассмотрение Совета палаты и затем представляет Совету Федерации;

- ведет заседания палаты и подписывает ее постановления;

- приводит к присяге лиц, назначенных на должности судьи Конституционного Суда РФ и Генерального прокурора РФ;

- направляет представление о досрочном прекращении полномочий члена Совета Федерации в соответствующий орган государственной власти субъекта Федерации; это полномочие Председателя, предоставленное ему в конце 2004 г., беспрецедентно и, как показала практика, чрезвычайно весомо, несмотря на формальное право адресата представления проигнорировать его;

- ведает внутренним распорядком деятельности палаты в соответствии с полномочиями, предоставленными ему Регламентом;

- распределяет обязанности между своими заместителями;

- организует работу Совета палаты и ведет его заседания;

- координирует работу комитетов и комиссий Совета Федерации;

- направляет для предварительного рассмотрения в комитеты, комиссии палаты в соответствии с вопросами их ведения одобренные Государственной Думой проекты законов РФ о поправках к Конституции РФ, федеральные конституционные законы, принятые Государственной Думой федеральные законы, а также законопроекты, поправки к законопроектам, разработанные комитетом, комиссией Совета Федерации, членом Совета Федерации, которые предполагается внести в Государственную Думу в порядке реализации права законодательной инициативы Совета Федерации;

- направляет Общественной палате РФ по ее запросу документы и материалы, необходимые для проведения общественной экспертизы проектов законов РФ о поправках к Конституции РФ, проектов федеральных конституционных законов и федеральных законов (за исключением материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую законом тайну);

- публикует для всеобщего сведения уведомления о принятых законах РФ о поправках к Конституции; направляет такие законы для рассмотрения в законодательные (представительные) органы государственной власти субъектов Федерации;

- направляет Президенту РФ для подписания и официального опубликования одобренные Советом Федерации законы РФ о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

- направляет в Государственную Думу отклоненные Советом Федерации проекты законов РФ о поправках к Конституции, федеральные конституционные законы и федеральные законы;

- направляет в комитеты, комиссии Совета Федерации в соответствии с вопросами их ведения, а также в Правовое управление Аппарата Совета Федерации для подготовки предложений законодательные акты, принятые Парламентом Союзного государства, Межпарламентской Ассамблеей Евразийского экономического сообщества, модельные законодательные акты, принятые Межпарламентской Ассамблеей государств - участников Содружества Независимых Государств, а также проекты указанных актов;

- представляет палату во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, а также с парламентами иностранных государств, международными организациями, государственными и общественными деятелями иностранных государств;

- участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии с ч. 1 ст. 85 Конституции РФ для разрешения разногласий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Федерации, а также между органами государственной власти субъектов РФ;

- координирует организацию парламентских слушаний, круглых столов и иных мероприятий, проводимых в Совете Федерации;

- утверждает график приема граждан членами комитетов, комиссий Совета Федерации, а также направляет другим должностным лицам Совета Федерации для рассмотрения индивидуальные и коллективные обращения граждан, поступившие в Совет Федерации;

- решает иные вопросы организации деятельности Совета Федерации в соответствии с Регламентом и другими нормативными правовыми актами;

- утверждает по согласованию с Советом палаты структуру Аппарата Совета Федерации и его штатную численность; осуществляет общее руководство Аппаратом и контролирует его деятельность; с согласия Совета палаты назначает на должность и освобождает от должности Руководителя, а также по представлению Руководителя Аппарата назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей (первого заместителя), заместителей Руководителя и иных работников Аппарата в соответствии с Положением об Аппарате Совета Федерации;

- подписывает удостоверение к почетному знаку Совета Федерации " За заслуги в развитии парламентаризма"; подписывает и вручает Почетную грамоту Совета Федерации; по решению Совета палаты подписывает и направляет Президенту РФ представления о награждении членов Совета Федерации и работников Аппарата Совета Федерации государственными наградами;

- подписывает и направляет приглашения палаты членам Правительства РФ и иным лицам для участия в " правительственном часе";

- возглавляет работу по планированию деятельности палаты; представляет на утверждение Совета Федерации смету расходов по обеспечению деятельности палаты и отчет о ее исполнении.

- подписывает доверенность представителю Совета Федерации при рассмотрении дела Конституционным Судом РФ;

- назначает из числа членов Совета Федерации полномочных представителей Совета Федерации в Государственной Думе, Правительстве РФ, Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, Счетной палате РФ, Генеральной прокуратуре РФ, Центральной избирательной комиссии РФ, Министерстве юстиции РФ, Общественной палате РФ, а также полномочного представителя Совета Федерации по взаимодействию с Уполномоченным по правам человека в РФ;

- утверждает инструкцию по делопроизводству в Совете Федерации и инструкцию по работе с обращениями граждан в Совете Федерации;

- дает поручения комитетам и комиссиям Совета Федерации, а также должностным лицам палаты.

По вопросам, отнесенным к его компетенции, Председатель Совета Федерации издает распоряжения и дает поручения. Совет Федерации вправе отменить распоряжение Председателя Совета Федерации, противоречащее законодательству РФ и Регламенту палаты.

Председатель Совета Федерации либо по его поручению его заместитель представляет Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы, которые обсуждаются на заседаниях Совета Федерации. По результатам обсуждения Совет Федерации может принимать постановления.

Что же касается заместителей Председателя Совета Федерации, то они на основании ст. 19 Регламента замещают Председателя Совета Федерации в его отсутствие, а также по его поручению:

- представляют Совету Федерации доклады о деятельности палаты и о проекте программы ее законопроектной работы;

- подписывают постановления палаты, издают распоряжения, вручают награжденным почетный знак Совета Федерации " За заслуги в развитии парламентаризма" и Почетную грамоту Совета Федерации;

- осуществляют другие полномочия по вопросам внутреннего распорядка деятельности палаты.

2. 2. Полномочия Председателя Государственной Думы, установленные статьей 11 Регламента Думы, в основном аналогичны полномочиям Председателя Совета Федерации, однако имеют некоторые отличия. Эти отличия отчасти обусловлены особенностями компетенции и организации обеих палат, а отчасти, похоже, представляют собой просто упущения, допущенные той или иной палатой.

Председатель Государственной Думы:

- ведет заседания палаты;

- ведает вопросами внутреннего распорядка палаты в соответствии с Конституцией РФ и полномочиями, предоставленными ему настоящим Регламентом;

- организует работу Совета Государственной Думы;

- осуществляет общее руководство деятельностью Аппарата Государственной Думы; назначает на должность и освобождает от должности Руководителя Аппарата Государственной Думы с согласия ее Совета и по представлению ее Комитета по Регламенту и организации работы Государственной Думы, назначает на должность и освобождает от должности первого заместителя Руководителя Аппарата - управляющего делами Государственной Думы и заместителей Руководителя Аппарата по его представлению;

- представляет палату во взаимоотношениях с Президентом РФ, Советом Федерации, Правительством РФ, субъектами Федерации, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, Высшим Арбитражным Судом РФ, Генеральным прокурором РФ, Центральной избирательной комиссией РФ, Центральным банком РФ, Уполномоченным по правам человека в РФ, со Счетной палатой РФ, с общественными объединениями, другими организациями и должностными лицами, а также с парламентами иностранных государств, высшими должностными лицами иностранных государств и международными организациями;

- участвует в согласительных процедурах, используемых Президентом РФ в соответствии с ч. 1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...