Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

1.2. Классическое наследие. в современном хореографическом искусстве




1. 2. Классическое наследие

в современном хореографическом искусстве

 

В этом параграфе расписать, какие современные хореографы работают со спектаклями классического наследия, наиболее значимые их постановки и принципы, методы, стиль их работы.

В России первая балетная пьеса " Балет об Орфее и Эвридике" была поставлена 8 февраля 1673 года. В 1730-е годы в Санкт-Петербурге при дворе Анны Ивановны регулярно проводились оперные и балетные спектакли. В Санкт-Петербурге бальные танцы стали обязательной дисциплиной в Кляхетинском кадетском корпусе. В сентябре 1737 года Жан-Батист Ланде подал заявку, обосновывая необходимость создания новой специальной школы для преподавания хореографического искусства. Так, в 1738 году была открыта первая в России школа балетного танца (ныне Академия русского балета имени А. Я. Вагановой). В истории были имена лучших учениц первого сета: Аксинья Сергеева, Авдотья Тимофеева, Елизавета Зорина, Афанасия Топоркова, Андрей Нестеров. В XIX веке русский балет достиг творческой зрелости [14, c 220].

Балет в то время занимал привилегированное положение среди других видов театрального искусства. Власти уделяли ему много внимания, предоставляли государственные субсидии. Нигде в мире они не могли встретить такой большой, талантливый и хорошо обученный отряд, как в России. В конце XIX века реализм вошел в русскую литературу и искусство. Содержание спектаклей было примитивным, незамысловатые сюжеты служили лишь поводом для зрелищных танцев, в которых артисты демонстрировали свое мастерство. Русский композитор П. Чайковский впервые сочинил музыку для балета " Лебединое озеро", нового этапа в истории русского балета. Благодаря Чайковскому балетная музыка стала серьезным искусством. Раньше музыка полностью зависела от танца, теперь танец должен был подчиняться музыке [18, с 544]. Дальнейшее развитие русского балета связано с именем московского балетмейстера, присоединившегося к Горскому, который использовал приемы современной режиссуры в балетном исполнении. Но настоящим реформатором балетного искусства является Михаил Фокин. Его " Шопениана" возродила атмосферу романтического балета.

В конце 1920-х годов в советском искусстве появилась тенденция обновлять репертуар театров, даже было предложено полностью исключить классические балеты из театров и заменить их новыми, прославляющими жизнь в Советском Союзе. Администрация государственных театров объявила конкурс на сценарий современного балета. Лучшим было признано либретто режиссера Александра Ивановского " Динамиада" (от команды " Динамо" ) с рассказом из жизни советской футбольной команды, противопоставленной " золотой молодежи" буржуазного Запада. Музыку заказал Дмитрий Шостакович. Кроме того, он был страстным поклонником футбола и поэтому относился к работе с особым энтузиазмом. Балет под названием Золотой век был завершен в октябре 1929 года [20, c 630].

26 Октября 1930 года в Кировском Ленинградском театре оперы и балета состоялась премьера балета Дмитрия Шостаковича " Золотой век". Первую постановку балета исполнили молодые хореографы Леонид Якобсон и Василий Вайнонен (при участии режиссера Эммануэля Каплана). Балет был написан как ревю к пьесе и содержал множество танцевальных отклонений, а также чисто впечатляющие постановочные эффекты. Хореографическое решение было основано на сравнении элементов гимнастики, акробатики и физических движений с танцами современного Запада (балет включал канкан, фокстрот, танго, чечетку, бокс, карточные игры и футбольные матчи).

В 1980-х годах Большой театр обратился к " Золотому веку". Хореограф Юрий Григорович полностью изменил либретто и партитуру. Его соавтором был историк искусства Исаак Гликман. В новой постановке действие происходит в Южном городе в двадцатых годах 20-го века. " Золотой век" - это ресторан, где нэпманы и бандиты общаются друг с другом. В основе балета лежит прежде всего классический танец, в котором ярко выражены все черты периода 20-х годов прошлого века [23, 320]. В балете также используются элементы фольклорного танца и спортивной культуры. А для негативных персонажей - нэпманов и бандитов - элементы бытового танца: танго и фокстрот. Отреставрированный балет украсил пейзаж художника Симона Вирсаладзе.

Далее идет балет " Болт" на тему индустриализации. Либретто было написано бывшим конформистом и с современной точки зрения было практически пародийным. Балет был создан композитором в духе конструктивизма. Современники вспоминали премьеру по-разному: одни говорят, что пролетарская публика ничего не поняла и освистала автора, другие вспоминают, что балет проходил под овации.

Постановки " Светлого ручья" в Ленинграде и в Москве поначалу вызывали восторг. Почти все газеты и журналы писали о балете. Балет не только хвалили, было много просчетов. В частности, сценарий подвергся резкой критике - за отсутствие персонажей и образов, глубокого содержания. Музыка Шостаковича считалась лучшей составляющей балета, в то время как Л за хореографический текст назвал замечательного мастера, одного из лучших Б. Пресса отметила, что бал [25, c 336].

Характерна для русского балета 20-го века. Склонность к симфонизации не только поднимает балетный жанр в ранг одного из ведущих, но и делает его серьезным конкурентом оперы. Во многом она (тенденция) связана с именем С. Дягилева, по заказу которого были созданы почти все ранние балеты Прокофьева.

Если различать литературную основу, то балетные произведения Прокофьева относятся к следующим особенностям:

- Композитор продолжает и завершает балетную реформу, начатую П. Чайковским, и ставит ее на первое место, где балет превращается из хореографического спектакля в музыкальный театр;

- Из трех ведущих линий советского театра балета (героико-историческая, классическая, сатирическая) это классика, имеющая лирико-психологический характер, основополагающий для балетов Прокофьева;

- Симфонизация балетного жанра, важная роль оркестра, развитая система лейтмотивов.

Ранние репетиции балетов композитора включают:

" Ала и Лолли" (1914), основой которого является скифский сюжет. Его музыка также известна как " Скифская сюита"; дерзкий, острый, смелый " Дурак" или " Дурацкая сказка о семи дураках" (1915-1920) поставлена в Париже.

Балеты 20-30-х годов: (" Трапеция", 1924; " Стальной скок", 1925; " Блудный сын", 1928; " На Днепре", 1930, память С. Дягилева).

Три балета - шедевры, созданные после возвращения домой (" Ромео и Джульетта", 1935; " Золушка", 1940-1944; " История каменного цветка", 1948-1950).

Балет Хачатуряна

В области театральной музыки большую роль играет балет. Первым примером этого жанра является музыка к балету " Счастье" (1938) по традиционной для своего времени повести о трансграничной и коллективной жизни.

Эта музыка используется в последующем балете " Гаяне" (1942), который был создан в течение полугода в суровых условиях (позже был удостоен Государственной премии:

Музыка насыщена яркими фольклорными элементами, народными ритмами и интонациями.

В последнем спартаковском балете они обнаружили черты зрелого стиля композитора: доминирование мыслей о собственных чувствах, строгость и детализация концепций, преемственность развертывания и виртуозность средств музыкальной драматургии, большая роль в полифонии организации музыкального материала, разнообразие характеристик главных героев и их динамичность в развитии сюжета [19, c 496].

Балет Хачатурян переживает сложный период в своей жизненной сцене: сюжет (особенно " Гаяне", " Спартак" ) неоднократно не соответствовал оригиналу, в комнатах были перестановки, накладные расходы, была смысловая переориентация, что часто искажало замысел всего произведения. Например, " Гаяны" каждый раз были разными, с частичными изменениями в музыке и даже с переосмыслением главных героев балета (постановка Н. Касаткиной и В. Васильева). " Спартак" в постановке Л. Якобсона активно вмешивается в перераспределение эпизодов и ближнего ноты [16, c 192].

Одной из самых впечатляющих постановок Вайнонен был балет " Пламя Парижа", премьера которого состоялась в ноябре 1932 года. Это была типичная пьеса " социалистического реализма", острая в свое время, поэтому не следует строго судить об идеологической направленности и некоторой наивности ее содержания.

Для Голейзовского искусство было способом воссоздать жизнь в более красивых формах и символах. Известный художник М. М. Мордкин пригласил его в свою студию. И когда Касьян вошел в зал, дети, как обычно, встали к станкам, но Голейзовский сказал: " Нет, нет, в этом нет необходимости. Видите, этот рисунок? (Голейзовский поднял голову и указал на орнамент с занавесками. ) Оставьте это мне! " Студенты были удивлены тем, что своими телами они образовали орнамент из штор. Это было характерное отношение балетмейстера к художникам как к материалу, из которого можно создавать пластические рисунки и лепить скульптуры, которые оживают в руках мастера, который, как магнит, притягивал молодых художников.

В 1916 году К. Я. Голейзовский создал собственную студию " Московский камерный театр балета". Это была профессиональная балетная студия, которая искала новые средства хореографической выразительности в соответствии с планом создания. Здесь А. Дункан, А. А. Горский, М. М. Фокин создали для реформ собственную эстетическую программу. Он разработал " проспект практической театральной школы". Студия сменила несколько названий: с 1918 года " Мастерская балетного искусства", затем студия при Государственном театральном училище и театральном техникуме. Были отведены комнаты для программ " Головорезы", для театра " Дворец", а также для московского театра " Кривой Джимми", в котором господин художник А. Г. Алексеев, поставил господину пластическое вкусное интермеццо " Б", на тему картин Репина, который " жил" с песней " Эй, УХ ты! " и т. д.

Не забывайте делать выводы по параграфу в конце каждого параграфа и вывдоы по главе в конце каждой главы.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...