Глава 4. Ответственность за нарушение законодательства о рекламе.
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5 Юридическая ответственность имеет важное значение для функционирования правового государства, поддержания режима законности и правопорядка. В сфере рекламы наибольшее распространение имеют административная и гражданско-правовая ответственность. Статья 38 Закона о рекламе проводит разграничение субъектов ответственности в зависимости от вида правонарушения. Ответственность рекламодателя, как закреплено в данной статье, возникае в случае нарушения им: 1. распространение недобросовестной рекламы; 2. распространение недостоверной рекламы; 3. нарушение общих требований к рекламе; 4. нарушение правил защиты несовершеннолетних в рекламе; 5. рекламу товаров, реклама которых запрещена; 6. нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи; 7. нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий; 8. в социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах; 9. нарушение сроков хранения рекламных материалов; 10. нарушение законодательно установленных правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты.
Ответственность рекламораспространителя наступает за нарушение требований: • Нарушение общих требований законодательства о рекламе; • В социальной рекламе не допускается упоминание о конкретных марках (моделях, артикулах) товаров, товарных знаках, знаках обслуживания и об иных средствах их индивидуализации, о физических лицах и юридических лицах, за исключением упоминания об органах государственной власти, об иных государственных органах, об органах местного самоуправления, о муниципальных органах, которые не входят в структуру органов местного самоуправления, и о спонсорах; • Нарушение сроков хранения рекламных материалов; • Рекламу товаров, реклама которых не допускается; • нарушение правил рекламы товаров при дистанционном способе продажи; • Нарушение правил рекламы стимулирующих мероприятий; • Нарушение особенностей рекламы в телепередачах, на радио, в периодических печатных изданиях, рекламы при кино - и видеообслуживание, распространяемая по сетям электросвязи и размещаемая на почтовых отправлениях; • Нарушение правил рекламы на транспортных средствах; • Нарушение правил рекламы алкогольной продукции, пива, табака, табачных изделий и курительных принадлежностей, оружия, лекарственных средств, медицинской техники, изделий медицинского назначения и медицинских услуг, в том числе методов лечения, биологически активных добавок и пищевых добавок, продуктов детского питания, основанных на риске игр и пари, финансовых услуг, ценных бумаг, договора ренты. • Ответственность со стороны рекламопроизводителя возникает только в случае, если будет доказано, что нарушение произошло по его вине. В основном нормы Закона о рекламе носят отсылочный характер. Порядок применения определенного вида ответственности в основном закреплен в кодифицированном нормативном акте.
Вначале, я приведу пример из Кодекса об Административных Правонарушениях (КоАП РФ). Административная ответственность за правонарушения в сфере рекламы наступает в соответствии со ст. 14.3 «Нарушение законодательства о рекламе» (КоАП РФ). Наказание за данное правонарушение применяется в виде штрафа: Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей; на должностных лиц - от 4 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 100 000 до 500 000 рублей. Нарушение порядка прерывания рекламой теле- или радиопрограммы, теле- или радиопередачи либо совмещения рекламы с телепрограммой, превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы в теле- или радиопрограммах, а равно распространение рекламы в теле- или радиопрограммах в дни траура, объявленные в Российской Федерации, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей. Превышение допустимого законодательством о рекламе объема рекламы, распространяемой в периодических печатных изданиях, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 4 000 до 7 000 рублей; на юридических лиц - от 40 000 до 100 000 рублей. Прерывание рекламой при кино- и видеообслуживании демонстрации фильма, а также совмещение рекламы с демонстрацией фильма, религиозной телепередачи, телепередачи продолжительностью менее чем пятнадцать минут, трансляцией агитационных материалов, распространяемых в телепрограммах и телепередачах в соответствии с законодательством о выборах и референдумах, способом "бегущей строки" или иным способом ее наложения на кадр демонстрируемого фильма либо телепрограммы или телепередачи - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 10 000 до 20 000 рублей; на юридических лиц - от 200 000 до 500 000 рублей. Следующее административное правонарушение, связанное с рекламной деятельностью, предусмотрено статьей 13.15 «Злоупотребление свободой массовой информации» (КоАП РФ). Изготовление и (или) распространение теле-, видео-, кинопрограмм, документальных и художественных фильмов, а также относящихся к специальным средствам массовой информации информационных компьютерных файлов и программ обработки информационных текстов, содержащих скрытые вставки, воздействующие на подсознание людей и (или) оказывающие вредное влияние на их здоровье, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
Распространение информации об общественном объединении или иной организации, включенных в опубликованный перечень общественных и религиозных объединений, иных организаций, в отношении которых судом принято вступившее в законную силу решение о ликвидации или запрете деятельности по основаниям, предусмотренным Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности", без указания на то, что соответствующее общественное объединение или иная организация ликвидированы или их деятельность запрещена, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 2 000 до 2 500 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на должностных лиц - от 4 000 до 5 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения; на юридических лиц - от 40 000 до 50 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения. Незаконное распространение информации о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), или нарушение предусмотренных федеральными законами требований к распространению такой информации, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 3 000 до 5 000 рублей; на должностных лиц - от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц - от 400 000 до 1 000 000 рублей с конфискацией предмета административного правонарушения.
О совершении административного правонарушения составляется протокол. Основное административное наказание, применяемое за правонарушение в сфере рекламы, является - штраф. В соответствии с ФЗ "О рекламе" (ст.38) штрафы за нарушение законодательства о рекламе и неисполнение предписаний антимонопольного органа зачисляются в бюджеты бюджетной системы страны. Уплата штрафа не освобождает от исполнения предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе. Гражданско-правовая ответственность, применяется в виде лишения гражданского права или возложения дополнительной гражданско-правовой обязанности. Общая мера - возмещение убытков (статья 15 ГК РФ). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода). Если лицо, нарушившее право, получило вследствие этого доходы, лицо, право которого нарушено, вправе требовать возмещения наряду с другими убытками упущенной выгоды в размере не меньшем, чем такие доходы. Если происходит нарушение гражданских прав, то ответственность в форме возмещения убытков применима всегда. Для сферы рекламной деятельности, характерно так же возмещение вреда, компенсация морального вреда, публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама). Публичное опровержение недостоверной рекламы (контрреклама) - это опровержение ненадлежащей рекламы, распространяемое в целях ликвидации вызванных ею последствий. В случае установления антимонопольным органом факта распространения недостоверной рекламы и выдачи соответствующего предписания антимонопольный орган вправе обратиться в установленном порядке в суд или арбитражный суд с иском к рекламодателю о публичном опровержении недостоверной рекламы (контррекламе) за счет рекламодателя. При этом суд или арбитражный суд определяет форму, место и сроки размещения такого опровержения. Право требовать публичного опровержения есть и у физических и юридических лиц, чьи права и законные интересы нарушены в результате распространения ненадлежащей рекламы.
Не всякое нарушение законодательства о рекламе влечет за собой обязанность осуществления контррекламы. Контррекламу обязан осуществить нарушитель от своего имени. В Федеральном законе №108-ФЗ контррекламе была посвящена отдельная статья, регламентирующая порядок осуществления контррекламы, характеризующая ее. В Федеральном законе №38-ФЗ подобной статьи нет. На мой взгляд, законодателем необоснованно убрана норма посвященная контррекламе. Так как если у антимонопольного органа и физического лица есть право требовать публичного опровержения недостоверной рекламы, то должен быть прописан и механизм осуществления данного действия. Удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т. п.) или возместить причиненные убытки (статья 1082 ГК РФ). На основании статьи 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда: - вред причинен жизни или здоровью гражданина источником повышенной опасности; - вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; - вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; - в иных случаях, предусмотренных законом. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме. Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, (который оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего), а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Компенсация морального вреда независимо от вины причинителя вреда производится в случаях, установленных статья 1100 ГК РФ: причинение вреда жизни и здоровью гражданина источником повышенной опасности; причинение вреда гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; причинение вреда распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию. В этих случаях установление факта вины причинителя вреда исключается из предмета доказывания, в остальных случаях определение вины причинителя вреда в предмет доказывания входит. Следует отметить, что нельзя указать идеальный предмет доказывания, подходящий для всех случаев компенсации морального вреда. По каждому конкретному делу, возможно, его изменение или дополнение. Вопросы компенсации морального вреда, в том числе и в сфере рекламы, очень обширны и дисскусионы. В некоторых случаях, связанных с особо опасными правонарушениями в сфере рекламной деятельности, может применяться уголовная ответственность. Но как показывает практика, такое редко, но встречается. Например ст. 180 УК РФ: Незаконное использование чужого товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара или сходных с ними обозначений для однородных товаров, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до 200 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев, либо обязательными работами на срок до 480 часов, либо исправительными работами на срок до 2 лет. Незаконное использование предупредительной маркировки в отношении не зарегистрированного в Российской Федерации товарного знака или наименования места происхождения товара, если это деяние совершено неоднократно или причинило крупный ущерб, - наказывается штрафом в размере до 120 000 рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 1 года, либо обязательными работами на срок до 360часов, либо исправительными работами на срок до 1 года. Другой вид юридической ответственности – это дисциплинарная ответственность. Он применяется в рамках трудовых отношений между работодателями и работниками. Если работник организации, занимающейся рекламной деятельностью, нарушил требования законодательства о рекламе, работодатель вправе применить к нему замечание, выговор или увольнение.
Заключение Итак, в своей курсовой работе я рассмотрела основные вопросы в области регулирования отношений, возникающих в процессе производства, размещения и распространения рекламы на рынках товаров, работ, услуг Российской Федерации. Подводя итоги данной работы, прежде всего следует обратить внимание, что закон о рекламе ставит перед собой цели развития рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечения в РФ единства экономического пространства, реализации права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждения нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечения фактов ненадлежащей рекламы. В процессе осуществления хозяйственной деятельности практически каждая коммерческая организация прибегает к рекламе своих товаров, работ, услуг. В связи с этим возникает необходимость защиты государством прав и законных интересов хозяйствующих субъектов - конкурентов, потребителей рекламы, четкого законодательства о рекламе и верного его понимания и применения всеми участниками рекламных отношений. При этом у разных участников экономической деятельности интересы зачастую не совпадают, а иногда и входят в противоречие. Производитель-рекламодатель заинтересован в увеличении прибыли, для чего ему необходим скорейший сбыт товаров по максимально возможным ценам. Потребитель, которому предназначена реклама, наоборот, больше внимания уделяет потребительским свойствам товара, желая купить продукцию высокого качества по возможно низкой цене. Такое противоречие нередко перерастает в конфликт между участниками рекламных коммуникаций. Например, в рекламе может содержаться недостоверная информация, лживые утверждения типа «Товары нашей фирмы – решение всех ваших проблем», или - «Наш препарат излечит вас». Некорректная по отношению к конкуренту реклама может причинить ущерб его имиджу, деловой репутации. Все это ограничивает конкуренцию на рынке. Ненадлежащая реклама приводит к возникновению проблем у СМИ, которые являются рекламораспространителями рекламы. Всё это свидетельствует о необходимости создания эффективно функционирующей системы регулирования рекламной деятельности. Государство наделяет население правами и свободами, в том числе и по отношению к предпринимателям и госорганам, устанавливает права, обязанности и меры ответственности для всех субъектов рынка, а также осуществляет контроль за поведением предпринимателей и госорганов на рынке, регулирует деятельность монополистов, пресекает антиконкурентные проявления, осуществляет конкурентную, и потребительскую и рекламную политику. На рынке в рекламной деятельности могут участвовать все: и граждане, и любые их объединения, и предприниматели, и государственные органы. При этом реклама естественным образом влияет на все отношения, возникающие между субъектами рынка. Ненадлежащая реклама искажает эти отношения, наносит существенный ущерб конкуренции, ущемляет права покупателей и не дает возможности государству осуществлять свою конкурентную и потребительскую политику и совершенствовать систему рыночного хозяйствования. Поэтому регулирование рекламной деятельности является одной из основных задач государства, одним из важнейших интересов граждан, юридических лиц, предпринимателей. В результате проведенного анализа целесообразно сделать вывод о наличии на настоящем этапе развития рыночных отношений достаточно многогранной и иерархично организованной системы нормативно – правового регулирования деятельности в сфере рекламы.
Список литературы I. Нормативно-правовые акты: 1. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 N 95-ФЗ (в ред. от 03.11.2013); 2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть 1 от 30.11.1994 N 51-ФЗ (в ред. от 14.11.2013); Часть 2 от 26.01.1996 N 14-ФЗ (в ред. от 14.12.2013); Часть 3 от 26.11.2001 N 146-ФЗ (в ред. от 01.11.2013); Часть 4 от 18.12.2006 N 230-ФЗ (в ред. от 01.09.2013); 3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ (ред. от 14.12.2013); 4. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (в ред. от 25.11.2013); 5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ; 6. Федеральный закон от 1 июня 2005 г. № 53-ФЗ «О государственном языке Российской Федерации». (в ред. Федерального закона от 02.07.2013 N 185-ФЗ); 7. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».(в ред. Федеральных законов от 27.12.2009 N 379-ФЗ, от 05.04.2010 N 40-ФЗ, от 08.05.2010 N 83-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ, от 28.07.2012 N 145-ФЗ, от 30.12.2012 N 318-ФЗ, от 02.07.2013 N 144-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 02.11.2013 N 294-ФЗ); 8. Федеральный закон от 3 января 1995 г. № 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации». (в ред. Федеральных законов от 16.10.2006 N 160-ФЗ, от 12.05.2009 N 95-ФЗ); 9. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ «О рекламе».(в ред. Федеральных законов от 18.12.2006 N 231-ФЗ, от 09.02.2007 N 18-ФЗ, от 12.04.2007 N 48-ФЗ, от 21.07.2007 N 193-ФЗ, от 01.12.2007 N 310-ФЗ, от 13.05.2008 N 70-ФЗ, от 27.10.2008 N 179-ФЗ, от 07.05.2009 N 89-ФЗ, от 27.09.2009 N 228-ФЗ, от 17.12.2009 N 320-ФЗ, от 27.12.2009 N 354-ФЗ, от 19.05.2010 N 87-ФЗ, от 27.07.2010 N 194-ФЗ, от 28.09.2010 N 243-ФЗ, от 05.04.2011 N 56-ФЗ, от 03.06.2011 N 115-ФЗ, от 01.07.2011 N 169-ФЗ, от 11.07.2011 N 202-ФЗ, от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. 20.07.2012), от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 21.11.2011 N 327-ФЗ, от 20.07.2012 N 119-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 07.05.2013 N 98-ФЗ, от 07.06.2013 N 108-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 200-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ, от 21.10.2013 N 274-ФЗ); 10. Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. № 2124-I «О средствах массовой информации» (в ред. Федеральных законов от 24.07.2007 N 211-ФЗ, от 25.12.2008 N 281-ФЗ, от 09.02.2009 N 10-ФЗ, от 21.07.2011 N 252-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ, от 05.04.2013 N 34-ФЗ, от 05.04.2013 N 50-ФЗ, от 02.07.2013 N 158-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ); 11. Информационное письмо Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 25 декабря 1998 г. № 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе»; 12. Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. № 331 «Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе».(в ред. Постановлений Правительства РФ от 27.10.2006 N 628, от 29.12.2008 N 1063, от 15.09.2009 N 744, от 20.02.2010 N 67, от 25.04.2011 N 318, от 21.10.2011 N 853, от 25.06.2012 N 631, от 18.09.2012 N 944, от 20.12.2012 N 1345, от 26.08.2013 N 739, от 02.11.2013 N 988, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 30.07.2007 N ГКПИ07-320); 13. Постановление Правительства Российской Федерации от 17 августа 2006 г. № 508 «Об утверждении правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе»; II. Специальная литература: 1. Реклама: Правовое регулирование. Государственный контроль. Ответственность за нарушения законодательства о рекламе. Защита прав потребителей. Арбитражная практика. - М.: Издательство "Ось", 2012 г.; 2. Уэллс У., Вернет Дж., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - СПб: Питер, 2013 г.; 3. Бадалов Д.С., Василенкова И.И., Пузыревский С.А. Комментарий к Федеральному закону «О рекламе». М., 2012 г.; 4. Найдеров Ю. Административная ответственность за нарушения законодательства о рекламе // Российская юстиция. 2013 г.; 5. Отческая Т. Применение административной ответственности за нарушения законодательства о рекламе // Право и экономика. 2010 г.; 6. Пузыревский С.А. и др. Правовое регулирование рекламной деятельности. М., 2012 г.; 7. Рихтер А. Правовое регулирование рекламы в СМИ // Законодательство и практика масс-медиа. 2012 г.; 8. Ростова Н. Промо-акции и реклама: юридические аспекты // Консультант. 2011. № 15 г.; 9. Степанов А.Г. Законодательство о рекламе // Право и экономика. 2005 г.; 10. Черячукин Ю.В. Правовое регулирование рекламной деятельности. В., 2007 г.; 11. Предпринимательское право: Учебник для вузов/Под ред. Н.М. Коршунова, Н.Д. Эриашвили. – М.:ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012 г.; 12. Справочно-правовая система «Гарант» http://www.garant.ru/ 13. Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы: http://www.fas.gov.ru/
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|