Эк. эффективность: сущность, показатели, пути повышения.
Эк. рост – тенденция изменения совокупных показателей развития нац. экономики за определенное время. Характеристики: - экстенсивный (объем пр-ва увелич. за счет создания новых производственных мощностей) - интенсивный (масштабы возрастают за счет модернизации оборудования, новой техники) Критерий эк. роста – эффективность пр-ва – сопоставление рез-тов с затратами на изготовление продукции. Бывает: • экономическая (достижение рез-тов с минимальными затратами) • социальная (уровень реализации соц. запросов населения) Частные показатели: • производительность (объем продукции в расчете на единицу затраченных ресурсов) • трудоемкость (затраты труда на производство всего объема работ) • материалоотдача (объем выпуска продукции из единицы затраченных материальных ценностей) • фондоотдача (отношение стоимости произведенного продукта к стоимости израсходованных на его производство основных производственных фондов) • фондоемкость (стоимость основного производства фондов, приходящихся на единицу изделия). Эффективность производства повышается под воздействием ряда факторов: 1. Технико-технологические (связаны с внедрением в производство новейшей техники, интенсивный темп экономического роста) 2. организационные (структурная перестройка эк-ки, развитие специализации) 3. социальные (гуманизация пр-ва, развитие эк. мышления работников) 4. внешнеэкономические (развитие междунар. разделения труда, стабилизация валютного курса)
11. Понятие и элементы экономической системы. Критерии выделения и виды экономических систем. Система – упорядоченная совокупность элементов обладающих организованностью, относительной замкнутостью и способностью выполнять ряд функций, которые отдельные элементы не могут выполнить. В эк. сис-ме различают организационную структуру производства, а также организационную структуру управле-я, которые могут характеризоваться как самостоятельные системы, но входящие в качестве элемен-в в эк-ю ссис-му общества. 1)Организационная структура производства – совокупность предметов хозяйствования, производственных комплексов, технологические и организационные отношения между ними.2) Организационная структура управления - совокупность органов управления и взаимоотношения между ними. Элементами эк-й сис-мы являются: 1)отношения собственности – отношения по поводу присвоения ресурсов, условий производства, технически и технологически, научно и интеллектуального потенциала произведённых в обществе материальных и др. ценностей. 2)трудовые отношения – отношения между раб-ми и работодателями выступающие их договора или контракта, отношения между работниками в процессе производства. 3)предпринимательский сектор – самостоятельная деятельность юридических и физических лиц осуществляемых от своего имени на свой риск и под свою ответственность и направленная на получение прибыли. 4)хозяйственный механизм - совокупность форм и методов организации и регулирования производства, распределение обмена и потребления произведённых в обществе материальных благи услуг. Эк. сис-ма функционирует нормально, если эти элементы взаимодейств-т в тесной взаимосвязи друг с другом. Эк. сис-ма – скоординированная совокупность эк. отношений, видов хозяйственной деят-ти, осуществляемых в рамках какой либо географич. территории, целью кот. является удовлетворение потребностей. Выделяются основные типы эк. сис-м: формационный подход к эк-му прогрессу, теория индустриального общ-ва и теория постиндустриального общества. 1)Формационный подход- при харак-ке эк. сис-мы исходят из того, что её основополагающими элементами являются производств-ые силы кот. в совокупности с эк. отношениями образуют понятие способ произв-ва. Над способом произв-ва размещ-ся надстройка включающая сис-му управления, политику, право, религию, нравственные устои и обычаи. Способ произв-ва в совокуп-ти с надстройками образ-т понятие общественно экономической формации. Здесь выделяются: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодально-капиталистическая, коммунистическая формации. (Концепции придерживаются Марксисты). Теория индустриального общ-ва: эту теорию создал американский социолог и политич. Деятель У.Ростоу. Он утверждал, что общ-во в своём разв-ии проходит 5 стадий экономич. роста или экономич. систем: традиционное общество, переходное общество, стадия решающего сдвига, индустриальное общ-во, стадия массового потребления, при этом основные формы общ-ва это традиционная и индустриальная, остальные стадии переходные. Каждая сис-ма определяется технико-экономических, идеологических и психологических факторов. Смена стадий происходит под воздействием изменений в ведущих отраслях экономики и уровне накопления. Теория постиндустриального общ-ва: яв-ся развитием концепции индустриального обществ. Её основал американский социолог Белл, в работе кот. называ-сь”Приход постиндустриального общества”. По этой концепции общ-во движ-ся от доиндустриального к индустриальному, а затем к постиндустриальному общ-ву. Отличительные черты постиндустриального общ-ва: 1)центр тяжести перемещается с производства товаров на производство услуг, 2)важнейшую роль в эк. сис-ме играют научные знания и нововведения, 3)главное место в проф-й струк-ре общ-ва принадлежит специалистам.
12. Собственность: экономическая и юридическая трактовка. Современные теории собственности. В системе экономических отношений собственности обычно представляются в виде определённых вещей, благ, продуктов интеллектуального труда и т.д., но это лишь формы материализации собственности. Собственность - отношения между людьми по поводу производства и распределения благ и услуг. Собственность имеет экономическую и юридическую трактовку. Как экономическая трактовка она определяет формы хозяйствования, нормы распределения доходов, степень и характер удовлетворения экономических и социальных потребностей людей. В основе данного развития лежит прогресс в области производительных сил. Юридическая трактовка проявляется в том, что с помощью законодательных актов устанавливаются правовые нормы регулирования отношений собственности. Право собственности фиксирует и юридически оформляет функциональную систему эк. отношений. Существует 2 основных подхода к понятию собственности, Марксистская концепция исходит из того, что собственность представляет собой основу экономической системы и смена собственности автоматически означает переход от 1-ой системы к другой, также марксизм считает необходимым установление общественной собственности вместо частной собственности и это означает вступление общества в эпоху социализма. Неоинстетуциональная концепция утверждает, что собственность никаких эк. основ в себя не включает, а представляет не что иное, как определённый “пучок прав” (набор прав) позволяющих людям распоряжаться ресурсами, средствами производства или материальными благами. Собственность имеет ряд форм своей эк. реализации: присвоение, отчуждение, распоряжение, владение и пользование собственностью. 1)Присвоение – процесс эк. и юридич-го закрепеления имущества, ресурсов, мта-х благ и услуг, различ=х видов доходов, за хоз. субъектами или юридическими лицами. Присвоение предполагает наличие 2-х сторон отношений соб-ти: субъектов (те, кто присваивает собственность) и объектов (то, что присваивается субъектами хоз-я) собственности. 2)Отчуждение – процесс расходования собственности, передачи её другому юридическому или физическому лицу или распределение собственности между различными слоями населения или физич-го уничтожения соб-ти. Основные формы отчуждения: расходы соб-ти, перераспределение, ликвидация соб-ти. 3)Распоряжение – распоряжается соб-ю может только реальный собственник обладающий юридическим правом на собственность. 4)Владение – предполагает возможность совершать собственностью в течении опред-го времени хоз. действия в частности пользоваться зданиями, оборудование и т.д. 5)Пользование – извлечение полезных свойств с целью произв-ва мат-х благ и услуг. В конце происходит потребление вещей или изготовление из них др. благ.
13. Современные типы собственности, их характеристика. Типы и формы собственности в Республике Беларусь. Реформирование собственности в Республике Беларусь. Тип собственности – её вид обладающий существенными качественными признаками. В нашем обще-ве в качаестве основных типов соб-ти выступают: государственная (общенародная) и частная собственность. Каждый их этих типов расподатеся на более мелкие виды соб-ти, которын зываются формы собственности. 1)Гос. форма соб-ти разделяется на 2 основные формы: общегосударственная (республиканская) форма, она является достоянием всех граждан республики и к ней относится земля, её недра, респ. Банки, средства гос. бюджета, учебные и научные зав-я. Коммунальная (муниципальная) форма определяется как достояние местных органов власти и включает в себя средства местного бюджета, жилищный фонд, предприятия бытового и городского обслуживания и т.д. 2)Частная соб-ть имеет следю формы: 1)трудовая – появляется за счёт заработной платы, предпринимательской деятельности, доходов по акциям и облигациям и т.д. 2)нетрудовая – доходы от дарения, наследования, от теневой эк-ки, коррупции и т.д. 3)коллективистская – может быть партнёрской и корпоративной в ктоорой объеденены производственная и акционерная соб-ти. 4)индивидуальная – малые предприятия, жильё, строения. Размер соб-ти по нынешнему законодательству не гораничен. Также выд-ся такая форма как народная соб-ть – она образуется в результате перезода гос. предприятия к трудовому коллективу. Кооперативная соб-ть – коллективная соб-ть граждан возникашая на основе добровольного объединения имущества или ден-х средств. Акционерная соб-ть – разновидность кол-й соб-ти. Она образуется за счёт продажи акций предприятий и за счёт результатов последующей хоз. деятельности в пределах акционированного капитала. Соб-ть общ-х объединений и религиозных организаций – соз-ся за счёт соб-х средств членов различных объединений, пожертвований граждан или с пом-ю передачи госу-м своего имущества. В Конституции Республики Беларусь собственности посвящены: статья 13, первая часть которой закрепляет две формы собственности: 1) государственную и 2) частную. В соответствии с данным законом, собственность в Республике Беларусь выступает в форме государственной, коллективной и частной собственности. Кроме того в республике может существовать собственность других государств, их физических и юридических лиц, а также собственность международных организаций. Иностранные юридические лица вправе иметь на территории нашей страны в собственности предприятия, здания и сооружения. Реформирование собственности в РБ. В Беларуси реформирование происходит с применением разгосударствления и приватизации. 1)Разгосударств-е – процесс сокращения гос. влияния на деятельность субъектов хозяйствования. Основные процессы разгосударствления: 1)сокращение фу-й гос. органов по управлению предприятием 2)преобразование гос. собственности в предприятия иных форм собственности 3)преобразование гос. и различных видов партнёрской соб-ти в частную соб-ть. Основные задачи разгосударствления: 1)находить новые формы реализации гос. собственности 2)формировать многообразие форм собственности 3)обеспечивать финансовую стабилизацию эк-ки. 2) Приватизация, т.е. переход от собственности государственной к любым негосударственным её формам (включая частную). В РБ есть 3 группы организаций и предприятий, не подлежащих приватизации: 1)предприятия определяющие обороноспособность страны 2)предприятия обеспечивающие минимум соц. Услуг 3)объекты, являющиеся нац-м и культурным достоянием страны. Для приватизационных процессов в РБ характерны след-е особ-ти: 1)остутствие частной соб-ти во всех отраслях эк-ки на момент начала приватизации 2)необходимость преодоления недоверия трудовых коллективов к приватизации 3)неразвитость в стране фондового рынка и его инфраструктуры.
14. Типология экономических систем. Традиционная экономика. Классический капитализм. Административно-командная экономика. Смешанная экономика. Тип системы – абстрактная мысленная конструкция в кот. изучаемые объекты сопоставляются по ряду критериев при этом фиксируется их сходство и различие. Частные типы эк. сис-м: классич-й капитализм(чистая рыночная эк-ка), командная экономика, традиционная экономика, смешанный тип эк. сис-м. 1) Калссич-й капитализм- предполагает индивид-ю частную собств-ть на ресурсы, своб-ю конкуренцию на рынке, своб-е установление цен под возд-м спроса и предложения, госу-во не вмешив-ся в эк-ю жизнь и его задача в гарантии права частной соб-ти, поддержании правопорядка в обществе и регулирование количества денег в обращении. Подобную ситуацию на рынке А.Смитт харак-л как принцип ”невидимой регулирующей руки рынка”, т.е. А.Смитт утверждал, что рын-я сис-ма сама по себе способна регул-ть эк. отношения, устанавлмвать пропрорции между различными сферами произв. Деят-ти и своб-е установление цен на производ-ые товары через посредство свободной конкуренции на рынке. 2)При командной эк-ке – объём произв-ва, структура, размеры потрбления и уров-нь цен, устанавливаются централизованно с пом-ю гос.планирования. Но при кризисах или стихийных бедвствиях госу-во прибегает к к методам жёсктого регулирования. 3)Традиционная эк.ка- тип эк-ки присущий отсталым в эк-м отношении странам. Здесь объёмы произв-ва, структура произв-ва подчиняются существующим в обществе. Здесь сильное влияние политической власти при этом решения принимаются в угоду опред- слоям населения. 4)Смешанные системы- смешанной системой счит-ся эк-ка в условиях кот. существ-т предприятия и струк-ры относятся к разным типам и формам собственности и использующие разные формы хозяйствования. 15. Рынок: условия возникновения и функционирования. Функции рынка. Понятие конкуренции. Рынок – место экономической связи между товарами и денежными знаками, или связи между товаропроизводителем и потребителем, на основе свободного ценообразования, а также место, где происходят товарные и денежные сделки между субъектами хозяйствования. Основными условиями появления рынка являются общественное разделение труда и порождённая им специализация производства из-за чего обмен продукцией должен осуществляться с помощью купли-продажи на рынке. Основные принципы рынка: 1)свобода эк. деятельности рыночных агентов 2)принцип добровольного обмена (сотрудничества)3)принцип свободного ценообразования 4)принцип эк. ответственности участников рынка. Причины формирования рынка: 1)эк. обособление товаропроизводителей в виде частной собственности на средства производства и производственные блага 2)эк. и правовая свобода субъектов хоз-я, при этом эк. свобода проявляется в свободе выборов партнеров по хоз-й деят-ти, а правовая, что собственник имеет право заниматься тем видом деят-ти, кот. его интересует и приносит доход и не запрещён законом. 3)Огранич-ть ресурсов, из-за чего ограничив-ся объём и структура создаваемых мат-х благ и услуг, и потреь-ти людей удовлетворяются на рынке. 4)конкуренция на рынке. Конкуренция – соперничество между производителями, поставщиками, покупателями товраов и услуг за наиболее выг-е условия произв-ва и реализ-ии. Она является важной чертой рыночной экономики и условием её эффективного функционирования. 5)появление международного разделения труда, т.е. страны обладают разными запросами ресурсов, обладают не одинаковыми условиями производства товаров, расположены в разных географич. Условиях, поэтому они вынуждены специализироваться на производстве опред-х товаров для удовлетворения нац. потребностей нужен обмен между ними на рынке. Функции рынка: 1)информационная – только на рынке произовдители и покупатели могут получить сведения о объёме продаж или иной продукции и уровне цен 2)ценообразующая – на рынке формируется система спроса и предложения товаров на основе которой устанавливаются равновесная цена в разной степени удовлетворяющая интересы производителей и потребителей 3)контрольная – рынок и его механизм осуществляет определённые контрольные функции связанные с качеством поставляемых товаров, условиями их реализации и обеспечения поставок товаров на рынок 4)регулирующая – определяется отношением спроса и предложения 5)санирующая – рынок терпит в своих пределах производителей, которые создают товары должной цены и издержек. 4) стимулирующая, т.е если спрос на товар ув-ся, то цена на него повысится, т.е. производители увеличат объём производства этого товара, т.е. те кто правильно поймут сигналы смогут получить доп. доходы. 5)коммуникации производителей и потребителей 6)распределительная 16. Классификация рынков. Рыночная инфраструктура. Субъекты рынка: есть физические и юридические лица. 1)Физические – граждане республики являющиеся либо производителями или потребителями. 2) Юридические лица – предприятия, организации и государство производящие или покупающие товары. Объекты рынка: материальные блага, поступающие на рынок, а также заводы, фабрики, земля, введённая в рыночный оборот, полезные ископаемые в виде капитала, трудовых ресурсов и т.д. Структура рынка: Выделяют 3 основных вида рынка: 1)Рынок труда – он подразделяется на внешний и внутренний. Внешний рынок труда – сложившийся в обществе рынок профессий связанный с подготовкой специалистов для народного хозяйства. Он ориентирован на проф. Подготовку и выдачу сертификатов о образовании. Внутренний рынок труда – ориентируется на движении кадров и подготовку и переподготовку, а также продвижение по должностям внутри предприятия. 2)Товарный рынок: оптовой и розничной торговли. Оптовая торговля – продажа товаров крупными партиями, которые могут осуществляться с помощью биржи или ярмарки. Розничная торговля – связана с продажей товаров населению через систему спец. Магазинов, реализацию заказов и проявляется в 3-ёх основных формах: государственной, рыночной коопераций и открытой рыночной торговли. Фондовый рынок – осуществляется с помощью продажи акций и облигаций. Облигации – долговые обязательства выдаваемые государством или крупными акционерами на определённый срок на опред-х условиях. Продажа облигаций – средства мобилизации доходов населения и использования их на нужды народного хозяйства. Акции – ценные бумаги свидетельствующие о вложении определённой суммы денег в развитие фирмы или корпорации. По акциям владельцы получают дивиденды размер которых зависит от доходности и прибыльности производства. Инфраструктура рынка: система специализированных институтов и учреждений обслуживающих рынок и обеспечивающих движение товаров, капиталов и рабочей силы. Она включает: сеть банковских учреждений, товарные и фондовые биржи, биржа труда, страховые компании, информационно коммерческие центры, аукционы, ярмарки и т.д. 1)Банковская сис-ма включает нац. банк и коммерческие банки. Нац. банк – ядро рын-й инфраструктуры и банковской системы в которую входит нац. банк, коммерческие банки, ипотечные, инвестиционные банки и т.д. Нац. банк осущ-т эмиссию денег, регулирует денежное обращение, ведёт кредитование коммерческих банков и выполняет расчётные операции. Коммерческие банки – выполняют кредитование и расчётные операции. Нужные для этого денежные средства они частично получают от нац. банка, а частично от аккумулирования временно свободных денежных средств имеющихся у населения, фирм и т.д.2) Биржа – организованный оптовый рынок, с аукционной куплей продажей товаров, ценных бумаг и валюты. Виды бирж: товарные биржи (они могут быть специализированными, и тогда торгуют 1 или 2 товарами, и универсальными, и тогда на биржах продаются разнообразные товары. Товарные биржи могут быть национальные и международные.) Фондовые биржи – предназначены для операций с облигациями и ценными бумагами. Валютные биржи – занимаются продажей валюты. 3)Кредитная система – совокупность банков и др. финансовых институтов осуществляющих мобилизацию свободных денежных ресурсов предоставляют их в суду нуждающимся. Важные организации инфраструктуры рынка яв-ся: ярмарки, аукционы, биржи. 1)Ярмарка – рынок товаров, периодически организуемый в установленных местах. 2)Аукцион – продажа товаров в определённое время на основе конкуренции покупателей.3)Биржи. Также можно отнести 1)Брокерская фирма – коммерческая организация, от имени своих клиентов осуществляющая сделки по купле-продаже товаров, ресурсов и т.д. 2)Холдинг – фирма, капитал которой формируется из пакетов акций др. компаний 3)Страховая компания. 4)Аудиторская фирма – независимая организация, анализирующая и контролирующая финансовую и учётную деятельность предприятий по их заказу. 17. Фиаско рынка и необходимость государственного вмешательства в экономику. Фиаско рынка – когда общественное благосостояние нельзя максимизировать только рыночными механизмами, т.е. требуется вмешательство государства. Наиболее существенное фиаско: проблема вешних эффектов. Рынок обеспечивает эффективное размещение и использование производственных ресурсов, если те, кто участвуют в рыночной сделке, несут все связанные с нею издержки и получают все выгоды. Но может проявляться отрицательный внешний эффект, т.е.например если производство связано с загрязнением окр. среды, то часть издержек перекладывается на других лиц, т.е. людей живущих в районе загрязнения. Также есть и положительные внешние эффекты, например посадив клумбу, человек удовлетворяет свои потребности и доставляет удовольствие др. Роль государства заключ-ся в регулировании внешних эффектов, т.е. устранение отрицательных и стимулирование положительных. 1)Поводом для вмешательства государства является фиаско рынка в виде производства общественных благ. Т.е. общ-е блага приносят пользу тогда,, когда они доступны для кого-то. Если общественное благо создано, то трудно его запретить кому-то, даже если человек не платит за него. Поэтому на рынке не каждый захочет платить за общественное благо (например, маяк). Государство исполняет роль организатора производства общественных благ, через сбор налогов и покупку для общества необходимых благ. 2)фиаско монополизма. Рыночная экономика функционирует нормально только в условиях конкуренции и соперничества эк. субъектов. Это приводит к монополизации рынка, т.е. захвата рынка победителем в конкуренции, что приводит к уменьшению количества производимых товаров, ухудшение их качества и повышения цен. Здесь гос. вмешательство оправдано при проведении антимонопольной политики. Она делится на 2 направления: 1)стимулирование конкуренции в отраслях, где она возможна 2) регулирование эк. процессов в отраслях, где конкуренция возможна. 3)Фиаско асимметричности рыночной информации. Рынок работает хорошо, когда все субъекты хорошо проинформированы экономической конъюнктуре. Но случаются случаи когда продавец и покупатель владеют разной информации, что может принести выгоду одному за счёт другого, а второму убыток. Здесь государство распространяет рыночную информацию, принуждая более осведомлённых субъектов делится информацией с менее осведомлёнными. Также гос. меры по снижению риска, что ведёт к оптимизации цени ув-ю объёмов продажи. (например информации о том, что нужно пристёгивать ремни безопасности).4) также рассматривается государством снижение транзакционных издержек, т.е. издержек которые несут рыночные агенты в процессе подготовки, заключения и исполнения сделок. Т.е. государство уменьшает эти издержки, например, за счёт информирования субъектов рынка. Также развивать инфраструктуру рынка - строить более эффективные коммуникации, организовывать заключение сделок дешёвыми и быстрыми способами. Также госу-во осуществляет и др. цели: социальная эффективность: обеспечение опред-го уровня, с пом-ю перераспределения доходов и регулирования структуры потребления населения. 1)перераспределение доходов направлено на сглаживание дифференциации доходов между разными населения. Единственный рын-й способ – пропорционально обладанию правами собственности на ресурсы. У кого больше ресурсов, тот получает большие доходы, в связи с этим госу-во проводит политику социальной защиты в интересах малообеспеченных граждан. Нельзя распределить всем поровну т.к. во первых это снижает стимулы к эффективному труду, во вторых, даже забрав всё у богатых, будут большие издержки и потери этой суммы пока она будет отданы другим. 2)Регулирование структуры потребления: связано с проблемой асимметричности информации, а частично с проблемой внешних эффектов. Т.е. одни блага признаются приоритетным, некоторые попадают под запрет, а некоторые ограничиваются или попадают под запрет.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|