Вопрос 19.Спрос. Закон спроса. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы спроса и предложения.
Спрос – это желание и возможность отдельного потребителя или группы потребителей приобрести определённые блага в данных экономических условиях. Величина (объем) спроса – это кол-во блага, которое потребители покупают по определенной цене в единицу времени при прочих неизменных условиях. Величина спроса зависит от цены данного товара. Закон спроса: при прочих равных условиях, чем выше цена товара, тем меньше величина спроса на него, и наоборот, чем меньше цена, тем больше величина спроса. Спрос предполагает наличие законов спроса, сводящихся, во-первых к тому, что покупатели охотнее приобретают товары по низким ценам, отсюда вывод, что фирме и гос-ву необходимо проводить политику в ценообразовании. Во-вторых, следует учитывать действие закона убывающей предельной полезности благ и услуг, в соответствии с которой человек наибольшее удвл. получает от первой порции блага и готов платить более высокую цену, затем идет снижение потребности и траты денег на приобретение благ. В-третьих, покупатели склонны приобретать более дешевые товары, вследствие чего у них форм.эффект дохода (резерв денег). Факторы, изменяющие спрос (детерминантность спроса): 1) вкусы (предпочтения потребителей); 2) число потребителей на рынке (чем больше будет людей нуждаться в том или ином продукте, тем больше будет спрос на данный товар); 3) денежные доходы потребителей; 4) цены на сопряженные товары; 5) ожидание относительно будущих доходов и цен. Предложение – то количество продукции, которое производитель желает и может производить и поставить на рынок, при данном уровне цен на продукцию в течение определенного периода времени, обычно за год.
В случае с предложением действует обратная тенденция по отношению спроса, т.е. по мере роста цен на продукцию возрастает и объем предлагаемых товаров и услуг. В этом состоит суть закона предложения. Как и в случае со спросом, величина предложения также зависит от ряжа факторов (кроме цены): 1) цена на ресурсы (оказывает прямое воздействие на величину издержек, и рост цен автоматически вызывает рост издержек производства, а значит, при посредстве заданной величины средств будет производиться меньшее количество товаров и услуг); 2) технология производства (если технологии о стоимости возрастают, значит, увеличиваются издержки производства, что ведет к возрастанию предложения товара или услуг); 3) налоги и дотации (рост налогов –> рост издержек –>сокращение объёма предложения; дотации имеют обратную тенденцию, ибо они сокращают объем вложений предпринимателя и его личные расходы сокращаются, значит, дотации способствуют увеличению спроса); 4) цены на др. товары и услуги (если цены на др. товары ниже цен основного товара, то спрос увеличивается на эти товары, возрастает их предложение, в то время как предложение основного товара уменьшается); 5) ожидание изменения цен (рост цен –> предложение ограничивается, снижение цен –> производители будут предлагать больше своей продукции); 6) число продавцов на рынке (увеличение числа продавцов –> увеличение предложения, и наоборот);
20.Отраслевое рыночное равновесие.... Покупатели стремятся приобрести более дешевую прод-цию,в то время как производитель заинтерес. в произ-ве более дорогой прод-ции. Назначение рынка закл. в том,чтоб уравновесить интересы и покуп-лей, и произв-лей.Такой точкой уравновешивания разногласий между потребителем и произв-лем. становится равновесная цена.Равновесная цена-опред. соотношение между спросом и предложением,когда такое равновесие устанавливается,т е когда по опред. цене покупатель согл. приобретать,а произв. согл. по этой цене произв. товар,тогда момент равновесной цены.
Положение на рынке. Когда произв-тель поставляет на рынок больше товара,чем готовы приобрести потребители формирует товарный излишек или избыток товара и наоборот,способность покупателя больше получ. товара,чем в данный момент есть на рынке,пораждает товарный дефицит. Ситуация,при кот. синхронизируют интерес покупателей и продавцов назыв. уравновешивающей ф-цией цен. Если вопрос рассматривается о судьбе одного товара на рынке,то равновесие выступает как частичное равновесие или отраслевое равновесие. В нац.эк-ке существ. не отдельно взятые отрасли,а их совокупность,которая участвует в образ-нии общего рыночного равновесия.Как отраслевое,так и общее равновесие абсолютного значения не имеет.Они всегда подвижны,изменчивы,в зависимости от динамики спроса и предложений.В случае увелич.спроса вызывает спрос цен и увелич.объема произв-ва,а повышение предложения сопровождается падением цен,при этом отдельным покупателям удается совершить покупку по цене ниже равновесной,и у них формир.излишек потребителя.В свою очередь,некот.произв-тели успевают реализов.продукт по цене выше равновесной и у них складывается излишек производителя. Вариации установл.рыночного равновесия: 1формир. рыночного равновесия по Маршалу 2формир рын.равнов. по Вальрасу 3непересекающиеся кривые спроса и предлож. 4частные случаи рыночного равновесия Рассмотрим,как реагирует рынок на изменение спроса и предложения под воздействием неценовых факторов.Допустим,что в связи с ростом цен на ресурсы,используемые в прозв-ве товара,издержки фирм увеличились и кривая предложения сдвинулась влево-вверх.В результате на рынке станет меньше товара,покупатели начнут активнее конкурировать между собой за покупку данного товара и равновесная цена товара возрастет до P2.Если производители в отрасли придумают новую,более эффективную технологию выпуска товара,то предложение вырастет.Объем продаж товара на рынке возрастет до Q3,но такое кол-во может быть продано лишь по более низкой цене,и равновесная цена снизится до уровня P3.Если растет спрос,под влиянием изменения вкусов потребителей,то кривая спроса смещается из положения(D1 в D2).При этом конкуренция между потребителями на рынке обостряется и конкур.цена товара вырастает(с Р1-Р2).По более высокой цене произв-тели смогут предложить на рынке большее кол-во товара,и объем продаж возрастет.Если спрос на товар снизится,то кривая спроса сместится влево-вниз до полож D3.При этом увелич конкур между продавцом,вынужд снижать цену,чтобы продать свой товар.Равновесный объем произв-ва сократится,цена упадет.
Снижение спроса-к снижению цен и объема продаж,рост предлож-к росту объемов продаж и сниж цен,уменьш предлож-к сниж объема продаж и росту цен. 21Выигрыш от обмена:излишки потреб-ля и произв-ля. Ценовая дискриминация,когда продавец запрашивает разную цену за один и тот же товар,ориентир. на конкретного потребителя.На рынке всегда найдется потребитель,готовый заплатить за товар больше других Р1;другой согласится заплатить не более Р2,третий-Р3 и т.д.Но при установлении равновесия на рынке все заплатят одну равновесную цену Ре. Потребитель,готовый заплатить Р1,а реально платящий Ре,получ выгоду в размере Р1-Ре.Эта выгода назыв.излишком потребителя.Если покупается более 1 един.товара,то излишек такого потребителя рассчитывается умножением разницы между резервными ценами покупки и рыночной ценой н объем покупки товара.Общая величина излишка потребителя (Р1-Ре)*Q1+(P2-Pe)*Q2+...+(P5-Pe)*Q5 Если ф-цию спроса рассмотреть как непрерывную,то величина излишка потребителя будет равна площади треугольника,ограниченного кривой спроса до точки рыночного равновесия,вертикальной осью цены и горизонтальной линией рыночной цены.По аналогии с излишком потребителя можно рассмотреть и излишек производителя. Цены Р6-Р10 -это миним цены,за котор производители готовы продать свой товар.Но затем на рынке устанавливается единая цена Ре,и каждый производитель получает выгоду в виде разницы меджу миним приемлемой и рыночной ценой.Эта разница назыв излишком производителя.Если спрос на товар дискретный(товар выраж в отдельных единицах),то общая величина излишка производителя на рассм рынке: (Pe-P10)*Q1+(Pe-P9)*Q2+...+(Pe-P6)*Q5. При равновесном объеме продаж сумма излишков потребителей и производителей достигает минимума.
?22 (Понятие эластичности. Эластичность спроса по цене. Факторы эластичности спроса по цене).
Эластичность спроса характеризует степень изменения величины спроса в случае изменения цены. Различают по цене, по доходу, перекрёстную эластичность. Если при изменении цены объём спроса измениться в меньшей степени, чем цена, то спрос на данный товар неэластичный. Если же при изменении цены объём спроса изменяется в большей степени, чем цена, то спрос на данный товар эластичный. На эластичность спроса по цене оказывают воздействие ряд факторов:
Коэффициент эластичности спроса по цене (ЕD=(Q2-Q1/Q2)/(P2-P1/P2))- показывает, на сколько % изменится объём спроса на этот товар, если цена на этот товар изменится на 1% При Е>1-спрос эластичный, Е<1- неэластичный, Е=1- нейтральный. ?23(Перекрёстная эластичность спроса. Эластичность спроса по доходу)
Причины изменения спроса на какой-то один из товаров может послужить изм.цены на другие товары. В таком случае речь идёт о перекрёстной эластичности спроса (ПЭС) и она показывает, как изменится спрос на один товар в ответ на изменении цены др.товара. Коэффициент ПЭС-ЕDAB=(Q2A-Q1A)/(P2B-P1B)/(P2B+P1B)/(Q1A+Q2 A)
P1B-первоначальная цена товара В P2B-новая цена Q1A-первоначальный спрос на товар А Q2A-новый спрос Коэффициент ПЭС показывает, на сколько % изменится спрос товара А в случае изменения цены на товар В на 1%. Понятие ЕDAB строго индивидуально и касается соотношения цены на опред.товары. В зависимости от значения коэффициента ПЭС различают след. виды товаров:
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|