Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава II. Инициация в современном обществе




В большинстве цивилизованных обществ ныне сохранились лишь «рудименты» инициаций, утратившие свой глубинный смысл и структуру. Примерами этого могут служить: прием в скауты/пионеры, профилирующее тестирование в 11-12 лет, некоторые религиозные обряды – обрезание, скаутские/пионерские лагеря и отряды, походы и трудовое обучение у мальчиков и домоводство у девочек и некоторые другие.

В последнее время ряд психологов и исследователей разработали методы и психотехнологии, основанные на практике инициаций. Примером может служить семинар-тренинг «Vision Quest» («Поиск самосознания»), разработанный еще в 1973 году Томасом Пенксоном (США). Он использовал одноименные церемонии и ритуалы перехода американских индейцев в своей работе с детьми, подростками, молодежью и наркоманами. Для индейцев Визионерский Поиск ускорял их социально-психологический рост в потенциально кризисный период изменения и перехода от юности к зрелости, на жизненно важной стадии формирования в душе образа своего «я», само-идентификации.

Семинар Т.Пенксона состоит из четырех стадий. Первая – это подготовка, инструктаж, создание контекста и правил работы с внутренним миром, групповое обучение умению видеть и принимать свои чувства, интуиции, сны, страхи и их соотнесенность с внешней реальностью и жизнью личности. Вторая – это очищение, пост и омовение, отпускание обычного, эго-центрированного сознания. Третья – период одиночества и изоляции среди дикой природы, где участники входят в особое состояние сознания, вызванное церемониями, голоданием, отрешением от структуры их нормативной реальности и переживанием того, что означает быть естественным природным существом в природном мире. Все это позволяет войти в контакт с более глубокими уровнями их существа, и, пройдя через свои страхи, беспокойства и подавленные эмоции, рассмотреть свои системы убеждений и установок, подумать над вопросами типа «кто я?», «куда я иду?», «что я делаю со своей жизнью?». Наконец, четвертая стадия – это коллективное празднование нового обретенного смысла себя и церемония воссоединения с социальным миром. Это интерпретация и интеграция переживаний «Поиска самосознания» в текущую жизнь.

Пройдя через эмоциональное очищение, участники курса часто открывают и/или укрепляют свои внутренние ресурсы, способности и умения справляться со стрессом (стрессом взрослого, т.е. получают пропуск во взрослую жизнь) и страхом неведомого. Успешное переживание трудностей на опыте подтверждает и утверждает скрытую силу личности (т.е. рождение зрелого «я»). Участники говорят о более глубоком доверии к себе, уверенности в себе и в том, как они и вселенная совместно создают их жизнь и судьбу. Люди начинают лучше относиться к себе и другим, обретают чувство оптимизма в отношении управления своей жизнью. Эта информация не является чисто умозрительной, концептуальной теорией из книжек, напротив это – опытное внутреннее знание себя и своей реальности. Происходит изменение многих ограничивающих стереотипов системы представлений и поведенческих шаблонов. «Участники завершали семинар с глубоким чувством личной, социальной и духовной идентификации. Это было собственное, непосредственное чувство своего «я», основанное на прямом опыте. Вместе с этим возникало сильное понимание предназначения жизни и осознанная, выстраданная решимость «жить как взрослый воин», т.е. принимая полную ответственность за свои действия во всех сферах своей жизни» (Т. Пенксон).

Исследования в глубиной психологии и мифологии (К.Г. Юнг, М. Элиаде, С. Гроф) показывают, что переживание «смерти – возрождения», «перехода» являются архетипическим процессом, т.е. проявлением механизмов бессознательного («коллективного бессознательного» по К.Г. Юнгу). Это означает, что «ритуал перехода», инициация соответствует динамике архетипических процессов (и является ее выражением) в данный период развития личности. Т.е., можно сказать, что подростковому возрасту внутренне присущи свои архетипические темы, ситуации, потребности и психологические состояния. Они будут спонтанно проявляться в подростковый период в той или иной форме. Это такие темы как: побег/уход из дома, самостоятельность, риск, независимость, стремление к проверке/испытанию себя, утверждение себя в новом качестве, утверждение себя в группе себе подобных, разрушение родительских стереотипов и привязанностей к родителям, встреча с хаосом и стремление пройти через него, сексуальность, испытание себя болью, поиск примера, подражание герою, подвиги и т.д.

Любопытно отметить, как эти темы проявляются в жизни современных подростков – в культурах, где больше не существует института инициации. Действительно, это и подростковые группировки, с их жестокими правилами и ритуалами, сексуальной распущенностью, татуировки и испытания себя на боль, поклонение кумирам эстрады и спорта, «геройство», «подвиги», бунт против родительских авторитетов, интересы с темам смерти и хаоса (специфические стили рок-музыки, кино) и пр. Как видно, эти темы находят свое выражение, но большей частью в хаотических, деструктивных формах. Все это можно рассматривать как суррогаты инициации или псевдоинициацию. Нашей культуре, не имеющей осмысленных ритуалов инициации, не достает психо-социально-духовных средств для поддержки индивида, проходящего процесс личностного изменения.

Ритуалы перехода, инициации архаичных культур проигрывали вовне темы бессознательного, позволяя их встретить осознанно, снимая, таким образом, внутреннюю напряженность, присущую данному возрасту. Они направляли, сопровождали и социализировали этот бессознательный поток, создавая безопасный контекст для его проявления. Подросток, очевидно, не в состоянии в одиночку справиться с наплывом этих архетипических сил конструктивным образом, отсюда и вытекает необходимость в создании социально-психологических аналогов инициации для современных подростков. Как мы уже упоминали, отчасти эта проблема начинает решаться с помощью современных методов психологического консультирования и психотерапии. (Еще один пример: разработанные американским психологом Филлис Кристэлл «ритуалы отсечения мешающих росту уз», где используется работа с образами и осознанием родительских программ, заложенных в детстве.)

Эта проблема имеет и еще один любопытный аспект. В психотерапии в последнее время появился термин «парентэктомия» для обозначения процедуры освобождения от родительских пут, установок, запоздалого подростка. «Запоздалым подростком» в данном случае может быть и вполне солидного возраста человек, так и не сумевший стать психологически, личностно взрослым, «застрявший» в инфантильной зависимости от родителей или значимых других. Очевидно, он так и не прошел своей "инициации взросления", не умер как ребенок и не родился как взрослая самостоятельная личность. Такой индивидуум нуждается (лучше поздно, чем никогда) в психологической помощи.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...