Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Влияние культуры на процесс социализации личности




Одним из методов исследования социализации выступают Этнографические архивы - \\ \"Региональная картотека человеческих отношений \\\", Которые ни были использованы американским исследователем Р Ронер

Материалы картотеки составляет этнологическая информация о культуре, которая классифицирована по географическому (общие описания культур) и предметным (общие описания культурных материалов) принципам мы Предметная класс асификация содержит 79 универсальных тематических разделов, относящихся к восьми широких категорий (общие характеристики, одежда и пища; жилье и технологии; экономика и средства пер едвижения; индивидуал ьна и семейная деятельность; религия и наука; секс и жизненные циклы.

Впоследствии данным Этой картотеки, Связанные с социализации, было присвоено коды В раздел социализации вошло 9 рубрик - вот кормления и отнятия от грудного вскармливания к обучению независимости пер редачи навыков и верований классифицирована информация и сегодня представляет Значительный интерес для культурантропологи и психологиии.

С помощью архивного подхода к изучению воспитания детей было выяснено, в какой мере культура придает значение воспитанию детей, то есть выделены \\ \"основные параметры воспитания \\\", а именно:

- послушания, покорность, то учит их подчиняться взрослым;

- ответственность (за порученное дело),? То есть учит их брать ответственность за домашние дела или питания;

- заботливость, то учит их помогать младшим братьям и сестрам, больным и старым;

- стремление к достижениям, то обучает их прилагать усилия к достижению качественного выполнения работы;

- самостоятельность, то есть учит их заботиться о себе и быть независимыми в удовлетворении собственных потребностей;

- общая независимость, то есть учит их независимости от контроля, доминирования и надзора (по Г Барри)

Все Эти параметры воспитания зависят друг от друга и сводятся к двухполюсного измерения воспитания Одним полюсом выступает обучение уступчивости (послушания, ответственности, частично - заботливосты))), вторым полюсом является обучение самоутверждению (стремление к достижениям, самостоятельности, независимости) есть, все культуры можно проранжировать от ориентированных на воспитание Исключительно и уступчивости к ориент Ован на воспитание стремления к самоутверждениюн.

Выбор практики воспитания обусловлена? Тем, какие именно качества будут необходимы детям для взрослой жизни в обществе с определенными типом хозяйственной деятельности Так, например, охотники и собир РАТЕЛ ни были ори иентованы на воспитание в детях самостоятельности и независимости; земледельцы и скотоводы - ответственности и послушания Эта связь сохранилась и при использовании для анализа глобально ого измерения социализации - самоутверждения / уступчивости (по Г Баррири.

Несмотря на то, что результаты исследований Г Барри с коллегами достаточно значимыми, их Отдельные выводы оказываются несколько упрощенном

Во-первых, самоутверждения, уступчивости и другие Упомянутые выше параметры воспитания не обязательно исключают друг друга Например, в традиционной японской культуре у детей воспитывают такие качеств ва как дис сциплинованисть и уступчивости (полюс уступчивости) Одновременно в японцев замечено стремление к достижениям, что реализуется посредством покорр.

Во-вторых, стиль воспитания обусловливается не только содержанием хозяйственной деятельности, но и такими факторами, как: социальная структура общества, структура семьи (ИС Кон)

Социальную структуру общества и структуру семьи Был избран супругами Б и Дж Уайтинг как основные факторы в сравнительно-культурной, полевых исследовании \\ \"Дети шести культур \\\" Это исследование было п пр роведено в шести небольших населенных пунктах из шести разных стран - Японии, Филиппин, Индии, Кения, Мексики и США Ученые сначала собирал систематические данные о жизни детей в разных культурах: особо ивосты воспитания, Этнографические описания населенных пунктов После окончания первого этапа исследования, в течение второго они изучал стиле материнского воспитания (проект \\ \"Матери шести шаров тур \\ \"), в частности проявления заботы или нетерпимости, использование похвалы или физического наказания и т др На третьем этапе выяснялись особенности поведения-детей в процессе взаимодействия с окруж ающимы-детьми и взрослым имуючимы-детьми и взрослыми.

Наблюдение за выборка из шести мальчиков и девочек, принадлежащих к двух возрастных групп - 3-6 и 7-11 лет, способствовало выявление у детей 12-ти основных типов действий: ищет помощи, ищет вниман ия, стремится п господства, ответственно дает советы, предлагает поддержку, предлагает помощь, проявляет дружелюбие, прикасается, делает замечания, дружески нападает (грубая шутка), нападает, обиж.

Полученные результаты позволили исследователям сделать вывод о том, что в своей социальном поведении дети с шести культур Имеют как подобное, так и отличное детерминант выявленных межкультурных от тлично остей выступают: степень сложности социально-экономической системы и Преобладающая структура семьи.

Также было выяснено, что дети из сложных культур (США, Япония, Индия) Имеют более высокие показатели по шкале зависимость / доминантность и низкие по шкале заботливость / ответственность по сравнении ю и с детьми, Которые принадлежат к простым культур (Мексика, Кения, Филиппин.

Таким образом, социальная структура существенно влияет на стиле социализации, характерные для определенной культуры В простых культурах большее значение приобретают нормы семейной и соседской взаимоп помощи ги, а функциональным является развитие коллективистских качеств в личности.

В сложных культурах более полезными оказываются умение добиваться помощи для достижения Своих целей и эгоистическая доминантность Поэтому, родители воспитывают в Своих детях дух соперничества и стрем мления к к постижений Структура семьи влияет на то, какие правила взрослого поведения предлагаются детям в процессе социализации.

Однако исследования Уайтинг НЕ ТОЛЬКО определенных недостатков: во-первых, ими изучалась ограниченное количество культур, во-вторых, слишком упрощенном оказались использованы исследователями измерений ния культа

Не менее известным, по сравнении с Предварительно охарактеризованными методами исследования социализации, является экспериментальное исследование межкультурных различий В Ламберта

Исследуемымы выступали Представители современных обществ - одиннадцать выборок из трех континентов и восьми стран: Европе (Бельгии, Англии, Греции, Италии, Португалии), Северной Америки (Канады, США))) и Азии (Японии) В эксперименте ни были использованы ситуацию прослушивания испытуемыми - родителями шестилетних детей из среднего и рабочего класса - магнитофонной записи взаимодействия ребенка с друг ими людьми Реакция испытуемых на произнесенный детских голосами фразы типа: \\ \"Мама (отец), помоги мне \\\", \\ \"Отдай мою игрушку, а то как дам \\\", \\ \"Дождь закончился, можно я пойду на улицу \\\" измерить степень родительской терпимости и строгостикивськои терпимости и строгости.

Установлено, что степень родительской строгости родителей обусловлено прежде всего их социальным положением Так, во всех выборке родители - представитель рабочего класса ни были более склонны к требова ательносты в срав уравнение с представителями среднего класса Исследователи отметили, что Полученные результаты вероятно связаны с потребностью в воспитании послушания в будущем наемных работников, ко торым приходится подчиняться я и во взрослой жизнит.

В целом, по сравнении с архивнымы исследованиями традиционных культур, с помощью полевого и экспериментального методов исследования социализации было выявлено менее межкультурных различий в спо лицах х родительского воспитан.

Выделяют следующие процессы и результаты усвоения культуры индивидами: социализация и инкультурация, культурная ассимиляция и аккультурация, воспитание и обучение, социокультурная адекватность и девиантность и т.п. Социализация - процесс формирования личности в определенных социальных условиях, в ходе которого ребенок усваивает и избирательно вводит в свою систему поведения те нормы и правила поведения, которые приняты в данном обществе, в данной группе. В процессе социализации у ребенка формируются специфически человеческие качества: речь, сознание, и т.д., - человек усваивает общественный опыт, социальные нормы человеческого поведения, социальные роли, новые виды деятельности и новые формы общения, взаимодействия с людьми.

Дети, лишенные в раннем детстве человеческого общества, никогда не становятся людьми (Маугли, Амала и Камала). Те малыши, у которых ограничен контакт с матерью, другими людьми (синдром депривации, слепоглухонемые дети и т.д.), не получающие достаточно стимулов для развития, также плохо социализируются без дополнительных вмешательств.

Развитие психики и интеллекта ребенка напрямую связаны с его социализацией и отражают в конкретных проявлениях воздействия общества на ребенка. На человека социализирующее влияние оказывают семья, ближайшее социальное окружение (соседи, родственники, друзья, враги и т.п.), система образования, СМИ, государство и др. Социализация не тождественна воспитанию. Воспитание - это целенаправленная система психолого-педагогических воздействий на ребенка со стороны родителей и педагогов с целью сформировать у ребенка определенные качества и формы поведения в соответствии с некоторым идеалом, социально желательным образцом. Ребенок при этом может играть и пассивную роль. При социализации же ребенок играет активную роль (что-то выбирает, что-то отвергает).

Социализация - процесс интеграции человека в человеческое общество, приобретение им опыта, который требуется для исполнения социальных ролей. Социализация выступает базовым процессом включения человека в данное общество, элементами или частями которого могут быть воспитание, обучение, взросление, адаптация и возмужание, а разновидностями социализации применительно к культуре являются инкультурация, аккультурация и ассимиляция. Инкультурация - это продолжающийся всю жизнь процесс усвоения традиций, обычаев, ценностей и норм родной культуры. В отличие от него, аккультурация означает частичное усвоение традиций и ценностей чужой культуры. Полное погружение в чужую культуру, означающее, что индивид забыл традиции и ценности родной культуры, называется ассимиляцией.

М. Дж. Херсковиц предложил понятие "инкультурация" - процесс освоения человеком присущего культуре миропонимания и поведения, в результате чего формируется его когнитивное, эмоциональное и поведенческое сходство с членами данной культуры и отличие от членов других культур. Процесс инкультурации начинается с момента рождения - с приобретением ребенком первых навыков и освоения речи - и происходит без специального обучения, в ходе повседневного взаимодействия со взрослыми людьми на основе накопления собственного опыта.

Инкультурация - процесс вхождения ребенка в определенную этническую культуру. Конечный результат процесса инкультурации - человек, компетентный в языке, ритуалах, ценностях своей культуры. Процессы социализации и инкультурации протекают одновременно, и без вхождения в культуру человек не может существовать и как член общества. Социализация и инкультурация формирует социокультурную адекватность личности; и напротив, девиантность (поведение, отклоняющееся от принятых социальных, культурных, правовых норм) проявляется у людей при нарушении социализации, а также в случае разрушения, отмирания социально-культурных норм в обществе. Социокультурно-адекватное поведение личности детерминировано культурной мотивацией (индивидуальные и групповые интересы, потребности и необходимости, адаптация, целеполагание, самоорганизация и саморегуляция, самоидентификация, социальные роли и функции личности, статус, престижность, "коллективное бессознательное" и т.п.).

Разные способы ухода за детьми и их воспитания у разных народов способны оказывать решающее влияние на формирование характера, личности и поведения людей данной национальности.

По А. Кардинеру, основная личность формируется на основе единого для всех членов данного общества опыта и включает в себя такие личностные характеристики, благодаря которым индивид становится максимально восприимчивым к данной культуре и получает возможность достигнуть в ней наиболее комфортного и безопасного состояния. Иными словами, "основная личность" представляет собой некий средний психологический тип, преобладающий в каждом данном обществе и составляющий базу этого общества и его культуры.

Главный постулат концепции Р. Бенедикт - наличие у каждого народа специфической для него "базовой структуры характера", передающейся из поколения в поколение и определяющей историю данного народа. В соответствии с этим тезисом Р. Бенедикт развивала мысль о том, что каждая культура имеет уникальную конфигурацию внутрикультурных элементов. Религия, семейная жизнь, экономика, политические структуры, вместе взятые, образуют единую неповторимую структуру. Причем в каждой культуре присутствуют только такие варианты этих элементов, которые соответствуют это-су культуры. Элементы, чуждые данному народу, не получают возможности для своего развития. Каждой культуре присущ свой специфический тип личности.

М. Мид подчеркивала, что именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе, культура предписывает свои нормы поведения для мужчин и женщин. Если культура племени мундугуморов не поощряет ласковое и любящее отношение к детям, а культивирует суровое воспитание, то в дальнейшем вырастают агрессивные и враждебные люди, склонные к насилию, войнам, эксплуатации, даже каннибализму.

Национальный характер определялся как особый способ распределения и регулирования внутри культуры ценностей или моделей поведения, детерминированных принятыми в ней способами детского воспитания.

В процессе социализации, воспитания, обучения, инкультурации формируется культурообусловленное поведение и сознание людей (технологии целеполагающей деятельности и взаимодействия, церемониальное поведение, обряды и ритуалы, вербальное и невербальное коммуницирование, творчество, образ жизни и досуг, миропредставления, мифология и верования, ментальности, архетипы сознания и пр.).

 

Этнография детства

Процесс развития личности первыми начавшего изучать сторонники концепции \\ \"Культура и личность» их интересовал весь \\ \"ранний опыт \\\" человека: регулярность кормления, способы пеленан-ния, купания, приучы ите чение к гигиена Чаще особенности одного из вышеперечисленных элементов ухода за ребенком рассматривались как воспитательный аспект, имеющий отношение к образу мира целостной культуры (Е Эриксон к ультура (Е Эриксон).

культурантропологи М Мид считал, что именно культура является главным фактором обучения, развития их мышления, переживаний и усвоение правил поведения в обществе Как и Кардинер, она связывала появле ение тех или Иных черт характера со спецификой социализации По мнение исследовательницы, агрессивность возникает в результате недостатка заботы и любви, а внимание и надежность приводят к появлению в брожелательносты Для п идтвердження этого вывода М Мид использовал Сравнительное описание результатов социализации в разных племенах Так, культура племени мундугуморив отличается насилием и агрессивно ость, в том числе и строгим в авленням к детям, что обусловливает появление в них агрессивных и враждебных качеств характера В противоположность заботливость, поддержка, создание атмосферы безопаснос ты, присущие культуре племени арапашив, призводят ь к появлению у детей таких качеств как доброжелательность, мягкость, восприимчивостьливист.

И Эйбл-Ейбесфильд указал на то, что отношение представителей РАЗЛИчНЫХ культур к агрессивности и к собственным детям выступает ведущим фактором развития агрессивности у детей Для подтверждения этого вывода в исследователь проанализировал особенности отношения к детям в воинственных и миролюбивых африканских, южноамериканских и океанских племенах с разными культурами Положительное отношение к соб ственным детям любовь и ласку было замечено в миролюбивым Африканского племени ко-сан и в воинственном южноамериканском племени Яном В результате проведенного эксперимента было выяснено, что пивденн оамерика НСК дети вырастают агрессивными по сравнении с африканским детьми, Которые НЕ отличаются агрессивностьюист.

На основе этнологических данных Р Ронер выдвинул концепцию родительского принятия / непринятия, с помощью которой он пытался объяснить и предсказать последствия родительского принятия (положительного в ставят ения) и неприятие (отрицательного отношения) для поведенческого, эмоционального и когнитивного развития ребенка Исследователь выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку: 1) пон имание, теплое ставят ния и любовь, 2) враждебность и агрессия, 3) индифферентность, Которые неодинаковой степени характеризуют культуры и взаимосвязаны с другими измерении родительского поведения в частности с родительского контролее.

Р Ронер обратил внимание на то, что большинство родителей во всем мире положительно относятся к собственным детям, проявляет тепло и заботу На противоположном полюсе находится незначительное количеств во культур, Вырезать зняються отторжения детей со стороны родителей Общество, в котором отсутствует любовь к детям, является исключением, а не нормой.

Этнография детства

Первыми в культурантропологии процесс развития личности стали целенаправленно изучать приверженцы концепции «Культура и личность». Как уже отмечалось, их интересовали прежде всего «ранние опыты» человека: регулярность кормления, способы пеленания, купание, приучение к гигиене. Для некоторых исследователей характерна тенденция обособленного рассмотрения одного из перечисленных элементов ухода за ребенком, например особенностей пеленания, подпадающего, по их мнению, «...под рубрику тех вопросов воспитания ребенка, которые должны иметь существенное отношение к образу мира целостной культуры» (Эриксон, 1996 а, с. 541).

Так, особенности русского национального характера связывали с сохранившимся вплоть до XX века обычаем тугого пеленания младенцев с помощью специального свивальника. Из чередования почти постоянной неподвижности младенца и его кратковременного освобождения из свивальника для купания и двигательной активности пытались вывести раскачивание русских «между длительными периодами депрессии и самокопания и короткими периодами бешеной социальной активности» и даже «между длительными периодами подчинения сильной внешней власти и короткими периодами интенсивной революционной деятельности» (Bock, 1988, р.85).

Такой подход не без иронии назвали «пеленочным детерминизмом». Действительно, неправомерно придавать столь глобальное значение одному из многих элементов ухода за младенцем, но не следует и с ходу отбрасывать его возможное влияние на развитие личности. Во-первых, сторонники гипотезы, о чем более подробно будет сказано далее, не считают способ пеленания единственным и главным каузальным аргументом и сопоставляют его с другими похожими паттернами в общей конфигурации русской культуры.

Во-вторых, хотя тугое пеленание и было, по словам Эриксона, самым распространенным обычаем в традиционных культурах, известны и другие – кардинальным образом отличающиеся от него – способы пеленания. Например, описанный самим Эриксоном обычай индейцев юрок оставлять ноги младенца в колыбели открытыми и – с двенадцатого дня жизни – начинать их массировать, стимулируя к раннему ползанию, а значит, и к дальнейшей активности (см. Эриксон, 1996 а).

В-третьих, при анализе гипотезы свивания невольно приходит на ум отрывок из автобиографии Л. Н. Толстого о его первом детском воспоминании – попытках высвободиться из свивальника:

«Я связан, мне хочется выпростать руки, и я не могу этого сделать. Я кричу и плачу, и мне самому неприятен мой крик, но я не могу остановиться....Мне хочется свободы; она никому не мешает, и меня мучают. Им [взрослым] меня жалко, и они завязывают меня, и я, кому все нужно, я слаб, а они сильны» (Толстой, 1951, с. 329).

Первым теоретиком этнографии детства в школе «Культура и личность» был А. Кардинер, который рассматривал самый ранний период жизни человека как время, когда формируется основа его личности. Наличие причинной связи между ранними опытами ребенка и характерной для культуры базовой личностью он доказывал с помощью примеров из исследований культурантрополо-гов, работавших в «поле». Например, на острове Алор женщины заняты земледелием и поэтому мало внимания уделяют детям: нерегулярно их кормят, не учат говорить и ходить. В результате у детей формируется противоречивое отношение к матери – тоска по материнской заботе и одновременно недоверие и враждебность, что в свою очередь приводит к формированию соответствующей базовой личности – недоверчивой, подозрительной, характеризующейся подавленной враждебностью к внешнему миру.

Если Кардинер был кабинетным ученым, то М. Мид первой среди культурантропологов всю свою жизнь посвятила эмпирическим исследованиям мира детства. Ее книги, написанные на основе полевых исследований на Самоа, Новой Гвинее и других островах бассейна Тихого океана, открыли не только для специалистов, но и для широкого читателя методы воспитания, коренным образом отличающиеся от привычных для Европы и США.

М. Мид была пионером во многих областях и создала «эталон полевого исследования» (см. Лурье, 1997). Она первой в культур-антропологии стала использовать психологические тесты, в частности тест Роршаха, анализировать детские рисунки и игры, взяла в руки фото- и кинокамеру. Обратив особое внимание на особенности воспитания и поведения девочек, она попыталась преодолеть присущий культурантропологии андроцентризм.

Мид была твердо убеждена, что «именно культура является главным фактором, который учит детей, как думать, чувствовать и действовать в обществе» (Мид, 1988, с.48-49). Как и Кардинер, появление тех или иных черт характера она напрямую связывала со спецификой социализации. Так, в 1931 г. в качестве главной задачи исследования папуасских племен Новой Гвинеи Мид рассматривала «анализ различных способов, с помощью которых культуры определяют нормы ожидаемого поведения мужчин и женщин» (Там же, с.50).

Описывая племя мундугуморов, Мид подчеркивает, что их культура характеризуется постоянными схватками, насилием и эксплуатацией. Эти агрессивные и свирепые каннибалы относятся к детям сурово, лишая их тепла и ласки. Исследовательница не устает повторять, что мундугуморы не любят детей, и именно этим объясняет появление у них агрессивных и враждебных черт характера.

А в племени арапешей нормой, по наблюдениям Мид, является присущая не только женщинам, но и мужчинам материнская заботливость, стремление поддерживать и лелеять детей, приучать их «к непрерывному теплому ощущению безопасности», защищать от агрессии и драк. Именно обстановкой доброжелательности и вседозволенности, в которой растет маленький арапеш, объясняет исследовательница то, почему его агрессивность не направлена на других людей, а из младенца «постепенно формируется личность добродушного, кроткого, восприимчивого взрослого» (Там же, с.259).

Иными словами, Мид приходит к выводу, что агрессивность возникает из-за недостатка любви и заботы, а внимание и нежность прямо ведут к доброжелательности и пацифизму. Конечно, к таким упрощенным объяснениям формирования личности взрослого нужно относиться осторожно, тем более что они только в случае с арапешами основаны на изучении достаточно хорошо сохранившейся культуры. Об особенностях культуры мундугуморов у исследовательницы не могло сложиться столь же четкого представления, так как ей приходилось собирать «сведения о культуре, которую сам народ считал исчезнувшей» (Там же, 1988, с. 56). Но даже если в доколониальные времена мундугуморы являлись образцом свирепости, то вовсе не обязательно в результате враждебности родителей по отношению к детям. Этнологи давно подметили, что у многих воинственных народов дети воспитываются в обстановке всеобщей любви и внимания, и тем не менее у них исключительно сильно развиты агрессивные наклонности.

Особое внимание обратил на это австрийский культурантро-полог И. Эйбл-Эйбесфельд, который в 60-70 гг. занимался сбором материалов о межличностных отношениях в являющихся этнографическими аналогами первобытности культурах Африки, Южной Америки и Новой Гвинеи, в частности сравнивал отношение к детям у миролюбивых и воинственных народов.

По его данным, люди из африканского племени ко-сан, более известные как бушмены, не воинственны и не агрессивны, а сознательно миролюбивы. Конечно, внутри племени бывают и ссоры, и даже убийства, но агрессивность у бушменов осуждается, а конфликты они стремятся разрешить путем переговоров.

Ребенок у бушменов с первых дней жизни ощущает тепло и внимание, «мужчины, женщины и дети обнимают и целуют его, обращаются к нему с ласковыми словами» (Эйбл-Эйбесфельд, 1982, с. 8). Телесные наказания применяются крайне редко и никогда не допускаются в отношении малыша. Детей заставляют подчиняться воле взрослых единственный раз в жизни – в период прохождения обрядов инициации.

Но любящими родителями являются и члены известного своими междуусобицами и войнами свирепого племени яномами, обитающего в верховьях Ориноко. И здесь дети находятся в ближайшем контакте с родителями и другими членами группы, их часто обнимают и целуют. Значит, агрессивность у них появляется не вследствие недостатка в любви, а скорее благодаря ей.

Австрийский исследователь подчеркивает, что «создание вокруг ребенка атмосферы любви и внимания является необходимым условием для формирования полноценного члена любого общества, как воинственно настроенного, так и миролюбивого» (Там же, с. 5), и в этом отношении процесс социализации у яномами и бушменов протекает одинаково. Но почему тогда одни вырастают агрессорами, а другие пацифистами?

По мнению Эйбл-Эйбесфельда, это происходит из-за разного отношения в культурах к агрессивности. Бушмены всемерно ограничивают ее проявления у ребенка, даже в игре. Если он бьет Другого, ему делают замечание, могут даже отнять палку. Мать успокоит обиженного ребенка, но не будет понуждать к мщению. В тех же самых ситуациях яномами всячески поощряют агрессивность. Во время игр матери подстрекают своих сыновей, дергают их за волосы и дразнят. Когда обиженный ребенок ищет у матери защиты, она дает ему в руку палку и предлагает отомстить за себя.

Ничего принципиально нового не нашел Эйбл-Эйбесфельд и обратившись к методам социализации в некоторых других племенах – воинственных и миролюбивых. Везде он обнаруживал, что:

«Ребенок учится быть членом общества, благодаря любви он идентифицирует себя с членами своей группы и таким образом готовится принять правила поведения и законы своего общества. Отдельные формы социализации направлены на поощрение или усмирение его агрессивности, воспитывают в нем героизм или послушание, но в основе всего этого лежит любовь» (Эйбл-Эйбесфельд, 1982, с.28).

И одновременно Эйбл-Эйбесфельд убежден, что воспитание, лишенное ласки, создает ущербную личность, которая не чувствует привязанности к своей группе. Но как же быть с мундугу-морами и алорцами, которые, по мнению Мид и Кардинера, не любили своих детей? Более того, американский культурантропо-лог Р. Ронер, именно на основе этнографических данных, выдвинул концепцию социализации, пытающуюся объяснить и предсказать последствия родительского принятия (положительного отношения) и отвержения (отрицательного отношения) для поведенческого, когнитивного и эмоционального развития личности ребенка – теорию родительского принятия/отвержения (PAR) (см. Rohner, 1986). Ронер выделил три типа возможного отношения родителей к ребенку (понимание, теплое отношение и любовь; враждебность и агрессия; индифферентность), которые в разной степени характеризуют культуры и взаимосвязаны с другими измерениями родительского поведения, в частности с родительским контролем (степенью строгости/вседозволенности).

Однако Ронер подчеркивает, что родители во всем мире обычно относятся к своим детям с теплом и заботой (в среднем для 101 культуры присущ достаточно высокий уровень родительского принятия), и рассматривает культуры, характеризующиеся отвержением детей родителями, лишь как полюс намного более широкого континуума. Но Эйбл-Эйбесфельд советует и к отдельным примерам культур, в которых родители «отвергают» своих детей, относиться с осторожностью, напоминая, что многие из использованных американским исследователем этнографических описаний делались на основании эпизодических сообщений, а не научных данных. По его мнению, общество, в котором отсутствует любовь к детям, следует рассматривать не как норму, а как исключение (см. Эйбл-Эйбесфельд, 1982).

В настоящее время предложенные Ронером измерения методов социализации используются при исследовании восприятия родительского контроля и принятия/отвержения в контексте общепринятых в культуре паттернов поведения, иными словами, они рассматриваются в качестве элементов не объективной, а субъективной культуры. Согласно эмпирическим данным, в культурах, где строгий родительский контроль превалирует – например в Корее – он воспринимается детьми и подростками как норма, а следовательно, как родительская заботливость, а вовсе не как отвержение и отсутствие любви. В тех же культурах, где, как в современной Германии, высоко оценивается снисходительное (permissive) поведение родителей, строгий контроль воспринимается детьми как отвержение (см. Kagitcibasi, Berry, 1989).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...