Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Беседы на собачьем и «собакосмыслицы»




 

До сих пор большая часть наших рассуждений касалась того, как понять, что же собака говорит нам на своем собачьем языке. За исключением беглого обзора восприимчивого языка собак, мы не рассматривали, каким образом могли бы говорить с собаками люди, чтобы те их тоже поняли.

Большинство из нас говорят с собаками на своем родном языке. Это не тот вид разговора, когда мы просто подаем команды собакам: «Сидеть» или «Ко мне». Я подразумеваю, что мы говорим с собаками так же, как могли бы разговаривать с другим человеком или ребенком. Один опрос показал, что 96 % всех людей разговаривают с собаками именно таким способом. Почти каждый признал, что обычно приветствует свою собаку, когда приходит домой, и прощается с ней, когда уходит. Другая общая форма беседы — это похвала, когда собаке говорят, какая она красивая и умная. Многие люди отметили, что они часто говорят собаке, что думают о ее поведении: объясняют, если она вела себя глупо, была непослушной или, наоборот, что она молодец и просто чудесное животное. Иногда они расширяют комментарий до короткого рассказа: «Хорошо, что я обнаружил этот бардак раньше, 330

чем мама. Она бы очень расстроилась». Большинство людей также признают, что часто расспрашивают собаку о ее желаниях и интересах, например: «Хочешь погулять? » или: «Хочешь перекусить? »

Интереснейший аспект коммуникации между собакой и человеком проявляется у большинства владельцев собак: они утверждают, что иногда задают вопросы, на которые заведомо ответа от собаки не получат (даже при очень большом желании), например: «Как думаешь, сегодня будет дождь? » или: «Как думаешь, Салли простит меня за то, что я сказал? » Эта беседа обычно принимает форму монолога, где человек говорит, в то время как собака обеспечивает только дружеское присутствие.

Несколько более сложную форму принимает беседа, где, несмотря на то что говорит по-прежнему только человек, присутствует некоторое подобие диалога. В этом случае мы обычно время от времени смотрим на собаку, делая паузу в тех местах, где собака могла бы вставить комментарий, если бы умела, а затем говорим дальше, как будто молчание животного передало нам какой-то смысл. Если вы услышите такой разговор, то он окажется очень похож на телефонный. Отрывок мог бы быть примерно таким:

«Как ты думаешь, что я должен подарить тете Сильвии на ее день рождения? » (пауза в течение нескольких секунд) — «Нет. Я дарил ей цветы в прошлом году. Как насчет сладостей? » (другая короткая пауза) — «Ну да, конечно, это конфеты» (пауза) — «Я знаю, что ты имеешь в виду. Конфеты из темного шоколада с орехами в красивой праздничной коробке. Это действительно хорошее предложение, Лэсси».

Другой тип взаимодействия человека и собаки знаком многим владельцам, но может показаться немного странным для посторонних. В этой ситуации человек не только говорит с собакой, но еще и дает ответы, являющиеся по существу словами, которые, как мы думаем, собака могла бы произнести, реагируя на наши комментарии. Допустим, человек может сказать: «Хорошо, Лэсси, ты хочешь лакомство? » — и когда собака подбегает, он может продолжить (часто другим голо-сом) — «Конечно, хочу, дурачок! » Вы иногда слышите такой диалог, когда родители говорят с маленькими детьми. В расширенной версии этой «беседы» появляется ситуация, похожая на классическое голливудское кино, где шизофреник спорит с разными личностями, поселившимися у него в голове, каждая со своеобразным голосом и собственным характером.

Такие формы «беседы» на самом деле не предназначены для общения с собакой. Их реальная функция — обеспечить говорящему некоторое социальное взаимодействие, что могло бы помочь ему решить проблему, закончить мысль или проанализировать свои чувства. Есть множество свидетельств, позволяющих предположить, что такое взаимодействие важно для нашего психологического здоровья. Вообще-то мы получаем эту социальную связь от других людей. Однако пожилые, одинокие или любой из нас, кто оказывается в пустом доме, когда семья и друзья далеко, испытывают удовлетворение от разговора с собакой. Некоторые исследователи приводили в пример уровень артериального давления, чтобы продемонстрировать, что разговор о тех или иных проблемах с собакой напрягает меньше, чем разговор на ту же тему с супругом. К тому же есть данные, свидетельствующие о том, что старые люди меньше склонны к депрессии и редко обращаются за психологической помощью, если у них есть собака-компаньон и с ней можно поговорить.

Возможно, самый странный способ общения людей с собаками мне рассказали на научной встрече в Далласе. Я говорил с психологом из Аргентины, который поведал мне, как некоторые люди говорят с собаками, а также друг с другом через своих собак. Вот его рассказ.

«Есть в Южной Америке такое племя — ачуар, своеобразно использующее собак для общения. Заботятся о собаках в племени ачуар исключительно женщины. Собаки охраняют дом. Некоторые собаки помогают по хозяйству, носят небольшие сумки, похожие на корзины и привязанные к их спине. Женщины дают собакам имена и говорят с ними, как со своими детьми. Однако главная задача собак состоит в том, чтобы помогать на охоте. Так как охота — исключительно мужская сфера деятельности, собаки проводят долгие часы, иногда даже дни, в компании мужчин. Они называют собак именами, которые дали им женщины. Мужчины также обучают собак охотиться и отвечать на команды, которые те должны воспринимать как часть охоты. Иногда мужчины просто беседуют со своими собаками, особенно в долгой одинокой дороге домой после охоты, почти так же, как женщины разговаривают с собакой, когда животное дома.

На самом деле и те и другие периодически проводят свое время с собаками, и выходит так, что эти животные занимают нишу, где миры женщин и мужчин соприкасаются, но не соединяются. Иными словами, собака играет важную роль в жизни этого племени, в частности, помогает избегать ссоры между мужчиной и его женой. Всякий раз, когда назревает конфликт, любимую собаку приглашают в дом и просят быть посредником.

Происходит это примерно так. Предположим, я — индеец ачуар, а мою любимую собаку зовут Чука. Я могу привести ее в дом, сесть и подождать, когда придет моя жена. Так как я не хочу оскорбить ее предположением, что она является плохой хозяйкой и не выполняет свои домашние обязанности, я могу смотреть непосредственно на собаку и говорить что-то вроде: „Чука, не могла бы ты поговорить с моей женой, которая так тебя любит? Примерно через месяц планируется большой праздник, а моя накидка для танцев совсем износилась. Трудно хорошо танцевать, если чувствуешь, как другие смотрят на тебя и думают, что ты бедный, потому что твоя праздничная одежда выглядит потрепанной“.

Моя жена может не смотреть на меня, а повернуться к собаке и сказать: „Чука, поскольку ты знаешь, что я люблю тебя, возможно, ты могла бы спросить моего мужа, есть ли у нас деньги, чтобы пойти на этой неделе на рынок и купить немного блестящих пуговиц или перьев. Скажи ему, что если бы у меня были такие вещи, я могла бы сделать на его накидке для танцев новый воротник — такой, что он мог бы выглядеть подобающим образом на празднике в следующем месяце“».

Так как оба говорят через собаку, они не встречаются взглядом. Это означает, что они не смотрят на лицо собеседника, которое могло бы выказать гнев или плохое настроение, что, в свою очередь, накалило бы общую атмосферу в доме. А собака, кажется, не возражает против того, чтобы быть посредником, и справляется со своей задачей весьма успешно.

В большинстве культур, когда люди хотят пообщаться с собакой, есть специальная форма речи, которую они используют. Все мы знаем, что наш язык меняется при различных обстоятельствах. Есть официальный язык, который используется, когда мы говорим с властями или аудиторией, в нем больше церемоний, чем в том языке, который мы применяем, разговаривая с семьей и друзьями. Точно так же, когда мы пишем, наши предложения содержат больше информации и имеют более сложную грамматическую конструкцию и богатый словарь, чем в разговорной речи. Это объясняет, почему, когда вы читаете книгу вслух, чтение часто кажется искусственным, замысловатым и напыщенным, нисколько не похожим на обычный разговорный язык.

Психологи выделили также разновидность языка, которую мы используем для разговора с маленькими детьми. Это упрощенный язык, часто в монотонном ритме, с большим количеством повторений. Иногда мы даже выбираем более высокий тон голоса. Исследователи назвали этот специальный язык материнским, так как обычно им пользуются матери, когда разговаривают с детьми. Однако употребляют материнский язык, конечно, не только матери. Почти все взрослые — мужчины и женщины, родители или знакомые — переходят на него, когда говорят с очень маленьким ребенком. Психологи Катти Хирш-Пазек и Ребекка Трейман доказали, что язык, который мы используем, когда говорим с собаками, очень похож на материнский [1]. Они назвали его «собакосмыслицей»[5].

«Собакосмыслица» — не обычный язык, на котором мы говорим с другими взрослыми. Когда мы беседуем с нашими собаками, мы строим более короткие предложения. Говоря со взрослым человеком, мы произносим предложение, имеющее в среднем 10–11 слов, тогда как в разговоре с собакой состав предложения уменьшается приблизительно до 4 слов. Со своими собаками мы чаще говорим в повелительном наклонении или командами, например: «Лэсси, лежать! » или: «Слезь с дивана». Странно, но мы и многие вопросы задаем нашим собакам дважды, так же как и людям, и это при том, что вовсе не ждем от них ответа, как уже установили раньше. Эти вопросы — главным образом тривиальный обмен информацией на социальные темы, а не поиск информации, например: «Лэсси, как ты себя сегодня чувствуешь? » Такие вопросы часто являются косвенными, когда какое-то утверждение в конце фразы превращается в вопрос. Например: «Ты хочешь есть, да? »

В «собакосмыслице» используется главным образом настоящее время. Это означает, что мы говорим с нашими собаками о том, что происходит сейчас, а не в прошлом или будущем. Записи показывают, что приблизительно 90 % «собакосмыслицы» произносится в настоящем времени, что вполовину превышает норму употребления этой формы в обычной речи при беседе с другими взрослыми людьми. Кроме того, с собаками мы в двадцать раз чаще повторяем фразы (слова), чем тогда, когда говорим с людьми. Эти повторения могут быть точной копией фраз, частичным повторением или некоторой формой перефразирования. В качестве примера можно привести такое восклицание: «Лэсси, ты хорошая собака. Какая ты хорошая собака! » Все эти особенности «собакосмыслицы» похожи на материнский язык.

Есть, однако, момент, где структура нашего разговора с собакой и с детьми сильно различаются. Различие между «собакосмыслицей» и материнским языком становится очевидным, когда дело касается дейксиса[6], например: «Это мяч» или: «Это красная чашка». Предложения такого вида обычно используются при попытке обучить других. Материнский язык содержит намного больше предложений такого типа, чем речь, обращенная к взрослому, потому что мамы активно пытаются рассказать ребенку о языке и окружающей среде в разговоре с ним. «Собакосмыслицы» содержат только половину таких утверждений. Очевидно, большая часть нашей речи, обращенной к собакам, выполняет для нас исключительно функцию общения, а узнают ли при этом собаки, о каких именно вещах мы говорим, видимо, беспокоит нас мало.

Еще одно явное различие между «собакосмыслицей» и любой другой речью, которую мы употребляем, — попытки подражать звукам, издаваемым нашими собаками. Однажды вечером, когда я зашел в гости к подруге, ее пудель встал перед ней и издал раздраженный лай, похожий на «вуф». Она прокомментировала: «Сама ты „вуф“, юная леди. Я покормлю тебя после ухода гостей». Ее «вуф» в этом ответе носило характер настоящей имитации лая собаки, и его значение было именно таковым. Матери редко подражают случайным звукам речи ребенка, ведь он может подумать, что его передразнивают, и обидеться. Если подражать звукам, речи или тону, которые используют взрослые, то они воспримут такое подражание как оскорбление и тоже останутся недовольны. Но по каким-то причинам мы применяем подражание собачим звукам, чтобы построить беседу с нашими собаками.

Когда мы говорим «собакосмыслицами», это сильно отличается от речи, которую мы задействуем в обычном разговоре с людьми. Кроме того, что мы говорим более высоким голосом, мы придаем также особое значение интонациям и эмоциональному произношению. К тому же используем много уменьшительных суффиксов — «прогулочка» вместо «прогулка», «ванночка» вместо «ванна». Слова и фразы могут быть искажены, чтобы они перестали казаться формальными, как, например, когда мы сюсюкаем: «ти» или «сляденький». Так, если вы слышите, что женщина спрашивает высоким голосом: «Ти хочешь печеньку? » — можете сделать вывод, что она говорит с собакой, хотя, возможно, что и с очень маленьким ребенком. Но уж точно не со взрослым гостем.

Нет никаких доказательств, что разговор с собакой на «со-бакосмыслице» помогает собаке понимать то, что мы говорим, но есть множество свидетельств, демонстрирующих, что говорящий с собаками в нормальной манере, вкладывая в речь реальное значение и смысл, улучшает способности собаки к языковой восприимчивости. Я не говорю о случаях, когда мы просто «социально общаемся» с нашими собаками. В образовательной форме общение с собакой происходит с помощью простых фраз, имеющих отношение к ней самой, например: «Пойдем погуляем», или в виде вопроса: «Хочешь пойти погулять? » Когда мы собираемся подниматься или спускаться по лестнице с собакой, мы говорим: «Вверх» или «Вниз». Если хотим, чтобы собака пошла вместе с нами в другую комнату, говорим: «Пойдем в гостиную» и т. д.

Так как цель этой коммуникации состоит в том, чтобы расширить словарь собаки, увеличивая число слов и сигналов, которые она знает, вы должны быть последовательны и всегда использовать одни и те же слова и фразы. Например, перед кормлением собаки вы можете сказать: «Время ужинать», «Обед готов», «Пора есть», «Сбор на похлебку» или «В столовой накрыто для завтрака». Какую именно фразу вы употребите, не имеет значения — важно, чтобы это было одно и то же слово или фраза и чтобы использовались они последовательно. Как только собака получает фундаментальное понятие, можно вводить синонимы, но последовательное изучение разных слов расширяет словарь собаки быстрее. По идее, собака должна понять, что определенные человеческие звуки предшествуют определенным событиям. Очевидно, в таком случае эффективнее всего этот метод сработает, если все члены семьи будут использовать одни и те же слова, разговаривая с домашними животными.

Собака будет показывать, что в ее словаре появились новые слова, реагируя на фразы соответствующим образом. После произнесения фразы «Хочешь выйти на прогулку? » собака может подойти к двери и ждать вас; приглашение «Давай искать твою летающую тарелку» может заставить собаку бежать к ее коробке с игрушками, чтобы найти фрисби. Каждая фраза у собаки начинает ассоциироваться с определенным действием, и это показывает, что слово усвоено.

Есть простые приемы, которые помогут улучшить способность собаки быстрее усваивать язык. Всякий раз, когда вы говорите с собакой, не забывайте использовать ее имя. Имя собаки дает ей сигнал, что следующий звук будет обращен именно к ней. Важно также, чтобы каждое слово имело только одно значение. Например, если вы используете какое-то слово, когда хотите, чтобы собака вышла за дверь, то вы не должны использовать это же слово, когда хотите что-то вытащить из ее рта. Возможно, самая полезная обучающая техника (особенно с молодыми собаками) — комплекс, который я называю аутотренингом. Он помогает собаке изучать основные команды.

Предположим, мы имеем дело со щенком с традиционным именем Лэсси. Закрепление команд начнем с внимательного наблюдения за действиями собаки, поскольку вы взаимодействуете именно с ними. Если вы видите, что она начала двигаться к вам, то надо сказать: «Лэсси, ко мне». Когда она решит присесть, можно сказать: «Лэсси сидит». После каждого такого действия собаку надо похвалить, как будто она верно ответила на вашу команду. То, что вы делаете, закрепляет название за тем действием, которое собака уже совершает. Психологи называют это обучением ассоциативным. Многим собакам требуется лишь несколько повторов слова, чтобы в их сознании закрепилось название действия. На такой базе требуется лишь небольшое дополнительное усилие, чтобы научить собаку воспринимать слово как команду.

Аутотренинг может намного облегчить изучение слов, включая понятия о простых действиях; это особенно полезно, если вы хотите научить собаку понимать значение слов, которые описывают действия, трудные для непосредственного управления. Я использую эту технику, когда приучаю собак делать свои дела на улице. Каждый день я веду их по знакомому маршруту. Как только собака начинает приседать, я говорю: «Лэсси, быстренько» — и повторяю это несколько раз в течение процесса испражнения. Потом хвалю собаку, будто она сделала что-то особенное. В течение недели или двух слово «быстренько» начинает ассоциироваться у нее следующим образом: когда она слышит его, то принимается обнюхивать вокруг, чтобы выбрать место для туалета. Подобная техника может научить собаку, что слово «место» указывает на то, что надо прекратить какое-то действие и сесть в специально отведенном для нее месте дома или комнаты. Чтобы обучить собаку этому слову, дождитесь, пока она успокоится, и скажите: «Ровер, место». Затем подойдите и погладьте его, повторяя слово «место». Вам не потребуется много повторений, чтобы получить доказательство того, что собака поняла значение слова. Скоро, услышав слово «место», она начнет искать привычное или просто удобное место, где можно сесть или лечь и откуда можно наблюдать за тем, что происходит в комнате.

Если ваша собака становится робкой при незнакомых людях, можно использовать аутотренинг, чтобы помочь ей чувствовать себя в безопасности. Для этого нужна помощь нескольких друзей и большое количество лакомства. Подойдите с собакой к человеку, которого она не знает, и попросите его дать ей лакомство. Непосредственно перед тем, как он предложит его собаке, скажите: «Лэсси, привет», затем повторите, когда она возьмет лакомство с руки человека. После нескольких повторений слово «привет» начинает для нее означать, что у человека, которого она встретила, есть лакомство; у собаки это вызовет положительную эмоциональную реакцию. Со временем эта фраза будет иметь для собаки более общее значение: человек, которого она встречает, — друг и не собирается ей угрожать (даже если у него сейчас нет лакомства).

Все, о чем мы пока говорили, было разработано, чтобы помочь собакам понимать человеческий язык. Однако если мы хотим по-настоящему общаться с нашими собаками, мы должны узнать, как произносить слова на собачьем. Мы должны также узнать, как избежать неправильных собачьих сообщений, которые могли бы испортить наши отношения с собакой.

Примером того, как важно использовать правильные сигналы, стала работа французского психиатра Бориса Цирюльника. Он изучал коммуникацию между детьми и животными, тщательно анализируя фильмы и видеозаписи их взаимодействий. Его очень сильно удивило, что обе группы животных, которых он изучал (собаки и олени), хуже общались с нормальными детьми, чем с детьми с серьезными психологическими проблемами — синдромом Дауна или аутизмом. Он заключил, что проблема в сигналах, которые дети посылали животным. Цирюльник видел, что, приближаясь к собаке, нормальные дети смотрели прямо на животное. Мы уже обсудили, что пристальный взгляд — угроза на собачьем языке, так что прямой взгляд в глаза животного начинает встречу с враждебного сообщения. Затем дети улыбались собакам, т. е. открыли рты и показали зубы. Животные это воспринимают как оскал — сигнал рта, выражающий агрессивный настрой. При этом дети поднимали руки и тянулись к собакам. На собачьем языке это эквивалент поведения собаки, пришедшей в ярость, которая пытается казаться мощной, более доминирующей и угрожающей нападением.

В большинстве случаев дети также протягивали руки к собаке. Попробуйте провести небольшой эксперимент. Вытяните вперед пальцы одной из рук, затем поверните эту руку в сторону и посмотрите на нее. Не правда ли, очень напоминает открытый рот с большими зубами? Теперь поверните руку к своему лицу и посмотрите на нее спереди. С точки зрения собаки это похоже не только на открытый рот, но и на очень внушительные, длинные зубы, направленные прямо на собаку. Это определенная угроза, которую вы выражаете на собачьем языке.

Наконец, после всех этих угрожающих сигналов, нормальные дети обычно мчатся прямо к собаке, демонстрируя бешеную привязанность и энтузиазм. К сожалению, для многих собак это последняя капля, признак того, что нападение неизбежно. Учитывая подобные наблюдения за детским поведением, не приходится удивляться, что каждый год мы слышим о все новых случаях покусов детей собаками, владельцы которых описывают их как дружелюбных и неагрессивных. Удивительно, что многие дети до сих пор не укушены, несмотря на все враждебные, на взгляд собаки, сообщения, которые они посылают.

Цирюльник нашел, что дети с дефектами умственного развития действовали иначе. Они избегали смотреть прямо на животных, таким образом, не демонстрируя никакой начальной угрозы. Двигались они медленнее и часто подходили к животному сбоку, под углом, вместо того чтобы идти на него лоб в лоб. Иногда даже приближались своеобразным медленным приставным шагом. Касаясь собак, они старались держать руки внизу, и их пальцы обычно подгибались внутрь кулачка. По-видимому, сама природа болезни делает их нестрашными для животного.

В одном случае, который Цирюльник наблюдал, пара собак ела из миски, когда к ним приблизились две девочки — нормальная и умственно отсталая. Нормальная девочка подошла и, дотронувшись до собаки, получила угрожающее рычание, которое заставило ее немедленно отступить. Слабоумная же девочка не смотрела в глаза ни одной из собак. Она ползла вперед и отодвинула собак, бодая их в зад головой, почти так же, как сделали бы щенки, чтобы блокировать агрессивность взрослых собак. Это позволило ей подойти совсем близко, потом она легла, затем мягко отодвинула миску далеко в сторону. Собаки стерпели это поведение, потому что не было никаких сигналов угрозы и никаких сигналов, связанных с взрослым утверждением доминирования.

Приведенные примеры показывают нам, что собаки действительно читают человеческий язык тела как собачий, и это позволяет предположить, что люди могут сознательно использовать собачьи сигналы, чтобы общаться с собаками. Предположим, вы столкнулись с пугливой или возбужденной собакой, с которой хотите подружиться. Если вы видите, что собака испугана, отверните голову и смотрите в другом направлении. Затем медленно повернитесь, чтобы собака увидела ваш бок. Все ваши движения должны быть медленными и осторожными. Не надо идти прямо на собаку, лучше двигаться по диагонали, как будто вы собирались пройти мимо, и не забудьте при этом показывать собаке ваш бок. Когда вы приблизились, но не настолько, чтобы обеспокоить собаку еще больше, встаньте на колени. Это должно выглядеть так, будто вы интересуетесь чем-то, лежащим на земле, можно даже коснуться земли перед собой. Смотрите на горизонт или в сторону, но не смотрите прямо на собаку. Теперь медленно достаньте кусочек лакомства, поместите его в руку, сложенную чашечкой, и отодвиньте руку немного в сторону. Ваше положение по отношению к собаке должно быть похоже на верхнее изображение на рис. 12.

 

Рис. 12. Верхнее изображение иллюстрирует, как подходить к собаке, которая проявляет робость или беспокойство, а нижнее — как приближаться к незнакомой собаке, не демонстрирующей никакого опасения или попыток защитить себя

 

В этот момент я предпочитаю говорить тихим спокойным голосом, чуть более высоким, чем обычно. Я произношу также имя собаки, если знаю его. Это всегда производит успокоительный эффект. Обычно через несколько секунд собака приближается к вам. Даже если вы чувствуете ее холодный нос в вашей руке, по-прежнему не поворачивайте головы. Дождитесь момента, когда собака возьмет лакомство, а затем медленно поверните голову. Второе лакомство можно предложить, пока вы смотрите в направлении вашей руки. Не суетитесь и не бросайтесь гладить собаку, пока она не примет вашу близость. Все эти действия займут не больше одной минуты.

Даже когда собака не проявляет никакого опасения при вашем приближении, если вы не знакомы, всегда следует начинать церемонию приветствия, повернувшись к собаке боком. Вы должны избегать взгляда прямо ей в глаза, лучше смотреть вдаль. Если вы предлагаете лакомство или хотите погладить собаку, делайте это, протягивая руку в сторону, и удостоверьтесь, что ваши пальцы сложены вместе. Это типичное положение приветствия показано внизу рис. 12. Как и в случае с робкой собакой, немного тихих слов и повторение имени собаки всегда помогут быстрее установить контакт.

Даже такое простое действие, как поглаживание, имеет значение на собачьем языке. Если вы тянете руку к собаке так, что она оказывается выше ее головы, это может интерпретироваться как потенциальный сигнал доминирования, подобный ярости или тому, что одна собака положила лапу на спину другой. Когда гладите собаку, ваша рука должна начинать снизу: сначала погладьте грудь, затем поднимитесь к голове, чтобы избежать любого доминирующего или испытывающего долготерпение собаки сигнала.

Предположим, собака вам угрожает. Если она показывает широко раскрытую пасть, т. е. демонстрирует угрозу, скалится так, что заметны десны, поднимает шерсть, — вам нужно срочно найти способ объяснить ей, что вы не являетесь для нее угрозой. Не имеет значения, действует ли собака в агрессивной манере, потому что чувствует себя доминирующей и самоуверенной и ей показалось, что ей бросают вызов, или она угрожает, потому что испугана. Даже если положение хвоста и ушей показывает, что агрессия мотивирована опасением, вы не должны расслабляться, так как испуганные и трусливые собаки кусают людей чаще, чем доминирующие животные.

Когда собака сигнализирует об угрозе, первое, о чем надо помнить: вы не должны поворачиваться и убегать, иначе начнется погоня. Ваша реакция на этот сигнал должна заключаться в том, чтобы оторвать пристальный взгляд от собаки и посмотреть вниз или в сторону и несколько раз моргнуть. Это сигналы покорности и умиротворения. Откройте немного рот, показывая что-то вроде умиротворения, сообщая, что вы ответите на любую агрессию, если собака начнет ее. Затем сделайте несколько медленных шагов назад, не заглядывая прямо в глаза собаки. Если вы умеете достаточно хорошо управлять дыханием, поверните голову еще немного в сторону и зевните или скажите что-нибудь успокаивающее высоким тоном голоса. Когда вы окажетесь достаточно далеко, повернитесь так, чтобы собаке был виден ваш бок. Если она движется к вам, окажитесь перед ней снова и подайте другой набор сигналов — морганий, взглядов в сторону и вниз — и продолжайте медленно отступать. Если собака не проявляет беспокойства и у нее нет никакого угрожающего изменения в поведении, то вы можете повернуться боком к собаке, после чего медленно уходите. Удерживайтесь от прямых взглядов на собаку и попробуйте перемещаться очень плавно.

Некоторые люди полагают, что основной способ предотвратить агрессию и гарантировать послушание собаки состоит в том, чтобы, применяя известные вам нормы поведения собаки, убедить собаку в том, что вы «вожак стаи». При этом используются доминирующие и карательные меры, чтобы собака никогда не посмела бросить вызов вашей власти. В прежние времена, еще до 20-х годов прошлого века, обучение собаки повиновению было известно как «ломка собаки». Между 1930 и 1950 годами еще можно было купить собачий кнут и специальные поводки с ручкой, чтобы ими можно было пользоваться как кнутом. В ответ на общественный протест против жестокого обращения с животными собачий кнут был заменен цепочками-удавками и строгими ошейниками.

Поскольку люди начали все больше узнавать о поведении диких и домашних собак, некоторые дрессировщики предложили наказывать собак за любой вызов человеческому лидерству, применяя то же поведение, что мы наблюдаем у диких собак в природе. К сожалению, их попытки использовать собачьи сигналы часто были неточны. Например, многие люди видели, как взрослые собаки отвечали друг другу, когда ссорились. Если конфликт не решался, один из враждующих мог укусить другого за нос или за уши. Людям предлагалось кусать собаку таким же образом, чтобы установить доминирование. Попытка укусить большую или средних размеров собаку за нос — просто безумие. Пасть злой собаки, созданная специально для укусов, способна нанести гораздо больше повреждений, чем это мог бы сделать человек. Лично я никогда не подставлял бы свое лицо и не делал бы его мишенью, пытаясь укусить большую злую собаку в нос! Об укусе собаки за ухо нас тоже дезинформировали — собака может легко повернуть морду и ответить вам своими большими, острыми зубами. Кроме того, можно сильно повредить или изуродовать ей ухо. А могут быть и юридические последствия, так как некоторые люди, пойманные за кусанием собачьих ушей, преследовались судом согласно закону о жестоком обращении с животными. Хуже всего, что это еще и не работает. Укус — это то, что происходит, когда общение разорвано. Это последнее средство, когда собачий язык не смог разрешить конфликт. Укус сам по себе не является сигналом коммуникации.

Известный этолог Конрад Лоренц предложил воспитывать щенков, хватая их за загривок и встряхивая. Этот совет был основан на наблюдении, что иногда мать щенков делает это с непослушным отпрыском. Современные дрессировщики расширили эту технику и предложили применять способ и к взрослым собакам, чтобы сообщить им, что вызов вашему лидерству не принят. Если собака достаточно большая, они советуют захватить свободную кожу с обеих сторон ее шеи, посмотреть ей в глаза и яростно толкнуть. Этот маневр закончит разговор в вашу пользу, но не потому, что это собачий сигнал. Скорее в этом есть большая доля насилия, что и помогает эффективно «выигрывать борьбу». Это принуждение, но не коммуникация.

Позднее кинологи предложили использовать «альфа-катание». Они заметили, и весьма правильно, что покорная собака часто сигнализирует о своем более низком статусе и готовности подчиниться доминирующей собаке, катясь на спине и показывая живот. Поэтому, рассуждали они, мы можем использовать этот собачий сигнал, чтобы утверждать, что мы доминируем и являемся вожаками стаи. Идея заключалась в насильственном катании собаки на спине, и если она пробовала встать или зарычать, то надо было подавить и эти проявления. В данном случае, хотя интерпретация собачьего сигнала и правильна, стратегия неверна. Наблюдая за собаками, вы никогда не увидите, чтобы доминирующая собака вынуждала покорную собаку лечь на спину. Покорная собака делает это самостоятельно, после того как признает лидерство другой собаки. Принуждение собаки лечь на спину — эквивалент поведения оскорбленного родителя, бьющего ребенка, чтобы вынудить его сказать: «Я тебя люблю». Хотя таким образом можно вытянуть признание, нельзя заставить утверждение стать правдой. Ребенок может сказать эти слова, но возненавидит родителя еще больше. Принуждение собаки лечь в покорное положение вызовет те же отрицательные эмоции. Подобное поведение человека может разозлить собаку до такой степени, что она решится на нападение.

Принуждение собаки к катанию или ее встряхивание составляют физическую агрессию. Физическая агрессия — не коммуникация. Если есть хорошее взаимопонимание, таких стычек не будет.

Полный контроль над вашей собакой может быть достигнут комбинацией двух моментов. Животное должно признать, что вы — альфа-собака, и должно хотеть понравиться вам. Это требует точности в ваших сообщениях. Вы должны сообщить ему, что вы — лидер стаи и доминируете, но вы также должны уверить собаку, что она принята и имеет право на мирную жизнь в «вашей стае». Мы сейчас не станем обсуждать проблему собачьего господства в полной мере, но есть некоторые простые правила, которые помогут узнать, понимает ли собака, кто вожак стаи. Альфа-собака управляет ресурсами, будь то пища, возможность играть или что бы то ни было еще. Вы никогда ничего не должны давать собаке «бесплатно». Просите собаку сделать что-нибудь, прежде чем дать ей то, что требует она. Даже если простое требование сесть или лечь предшествует получению ею лакомства или поглаживанию головы, это демонстрирует лидерство, не сигнализируя об угрозе или агрессии. Собака обучается в этих ситуациях тому, что она должна отвечать на ваши требования. Как вожак вы вознаградите ее тем, что она хочет получить. Если вы чувствуете, что должны «прокричать» о том, что являетесь вожаком, на собачьем языке, то просто посадите собаку рядом и положите руку ей на плечи. Это аналогично поведению собаки, утверждающей господство, и которая при этом кладет свою голову или лапу на другую собаку. Если ваша собака сопротивляется такому сигналу, то это еще не значит, что вы для нее не вожак.

До сих пор мы рассуждали лишь о разговоре с собакой и о том, как вынудить собаку говорить с нами. А как насчет того, чтобы заставить собаку замолчать? Например, я наблюдал на курсах дрессировки для начинающих, как бордер-колли Ричард начал лаять на других собак, сидящих в линию поперек помещения. Обычно меня не сильно беспокоит случайный лай собаки. Но его взволнованный лай становился все громче, и в маленькой комнате он очень раздражал. Владелец Ричарда отчаянно вопил: «Фу! Прекрати! » К сожалению, это не решило проблему.

Здесь мы сталкиваемся с ситуацией, когда владелец собаки просто не понимает основ собачьего языка. Для собаки громкие короткие команды типа «Нет! », «Заткнись! », «Не лай! » — такие же звуки, как сам лай. Подумайте об этом. Собака лает, чтобы сигнализировать о потенциальной опасности. А вы (тот, кто должен быть вожаком стаи) подходите и тоже начинаете лаять. Это ей ясно показывает, что вы соглашаетесь и что это самое подходящее время, чтобы бить тревогу. Ричард пошел по этому пути и теперь лаял в бешеном темпе.

Наконец и другие члены группы стали оглядываться, ища, что можно сделать, чтобы остановить переполох. Кинолог (его звали Джорджем) ответил на этот звуковой прессинг. Он знал немного о коммуникации собак и решил использовать доминирующую угрозу, чтобы остановить шум. Чтобы утихомирить собаку, он пристально посмотрел прямо ей в глаза, выражая взглядом осуждение. Уши Ричарда покорно сложились, он присел на подогнутых лапах, чтобы показать, что понял угрозу. И перестал лаять. К сожалению, этот момент тишины длился недолго. Собственно, он продолжался лишь до тех пор, пока Джордж не отвел взгляд. Как только контакт глаза в глаза был прерван, Ричард начал лаять снова.

Теперь Джордж имел куда более бледный вид. Вместо того чтобы обращаться с лаем как с коммуникацией, он решил рассматривать его как «состояние», при котором нужны обучение и корректировка.

Следующую попытку остановить лай Джордж начал: с того, что посадил собаку у левой ноги. В тот момент, когда Ричард лаял, правая рука Джорджа затыкала Ричарду рот. Он применял резкий захват, обхватывая челюсти собаки на мгновение, затем так же быстро убирал руку. Сцена повторялась несколько раз, когда собака лаяла: захват, тишина, лай, захват, тишина. Когда Ричард снова утих, Джордж возвратился на место преподавателя. Конечно, в этот момент, когда Джордж не мог обхватить пасть, Ричард снова начал лаять.

Перепробовано множество способов, заставляющих собак замолчать. Я видел водяные пистолеты и прыскающие бутылки, брызги лимонного сока, намордники, изоляционную ленту, журналы, трещотки и электрические ошейники. Иногда эти методы срабатывают, но чаще совсем не помогают. Даж

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...