Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

6.1. Теория




Цвет и его значение в процессах памяти . До сих пор мы работали преимущественно в черно-белом спектре: работа с текстами, работа с окном мнемониста, работа с экранами мне-мониста предполагала использование белого и черного цветов.

На этом уроке мы приступаем к рассмотрению еще одного очень важного аспекта в системе активизации процессов па­мяти — цветовой гаммы. В науке оформилось специальное направление, которое получило название цветопсихология.

Мы хотим вам напомнить, что существуют три вида зрения: черно-белое; цветовое; объемное.

Обращаем ваше внимание, что только комплексное владе­ние всеми видами зрения обеспечивает эффективную ин­теллектуальную деятельность человека. Учеными установле­но, что нарушение любого из трех видов зрения сказывается на творческих способностях человека. Случаи нарушения каждого из этих видов зрения известны, изучены их механиз­мы. Например, люди, страдающие дальтонизмом (врожденная неспособность различать некоторые цвета, главным образом красный и зеленый, встречается преимущественно у мужчин), имеют определенные нарушения памяти. Это подтверждено многочисленными исследованиями.

Что известно сегодня о цвете? Очень много, но многое по-прежнему остается неизвестным. Больше всего работают с цветом художники, их восприятие первично, а научные раз­работки — это следствие. Интересна цитата средневекового живописца, которую приводит в своем дневнике известный французский художник Поль Гоген: «Употребляйте всегда краски одного происхождения. Лучшая основа — индиго. Об­работанная селитрой, она дает желтый цвет, а уксусом — красный... » По существу здесь дана формула происхождения всех цветов индиго, и в этом разгадка того, что человек бессоз­нательно всем цветам предпочитает синий. Синий цвет — связь человека с его родиной, космосом.

У великого голландского живописца Винсента Ван Гога есть теория внушающего воздействия цвета на сознание и подсознание человека.

Из науки о цвете известно, что солнечный свет с помощью призмы может быть разложен на семь составляющих цветов (знаменитый труд Исаака Ньютона «Оптика»).

Мы не будем вдаваться в академические подробности теории цветового зрения, назовем только некоторые имена великих лю­дей, которые внесли каждый свой вклад в науку о цвете, это:

— Исаак Ньютон (1643—1727);

—М. В. Ломоносов (1711—1765);

— Иоганн Вольфганг Гете (1749—1832);

— Томас Юнг (1773— 1829);

— Герман фон Гельмгольц (1821—1894);

—Д. К. Максвелл (1831—1879);

—Эвальд Геринг (1834—1918) и др.

Круг цветов Гете . Пожалуй, удачнее всего картину цветов отобразил гениальный немецкий ученый, поэт, ху­дожник Иоганн Вольфганг Гете в виде круга, который получил название «круг цветов Гете» (см. рис. 26). При этом порядок цветов сохраняется, как в радуге (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолето­вый), а благодаря существующим переходным оттенкам спектра и добавленному между красным и фиолетовым пурпурному цвету образуется непрерывный круг без резких границ.

Для возникновения цвета необходимы свет и мрак, светлое и темное, или, пользуясь более обшей формулой, свет и несвет. Человек должен верить, что непостижимое постижимо, иначе он не стал бы исследовать          (Гете)

 

Рис. 26. Круг цветов Гете

В итоге фундаментальных научных разработок была дока­зана трех компонентность смешения цветов, которая хорошо прослеживается при анализе круга цветов Гете. Основных цветов оказалось не семь, а три — красный, желтый, синий;

три цвета — зеленый, фиолетовый, оранжевый — дополни­тельные цвета (их еще называют цвета—антагонисты, оппонентные вспомогательные или дуплетные). Определились пары цветов: красный — зеленый; желтый — фиолетовый;

синий — оранжевый. Это означает, что если долго смотреть на подсвеченную, например, синюю точку, а затем повернуть голову и начать смотреть в темноту (в темный угол, напри­мер) то там можно ясно увидеть цвет—антагонист (оппонентный цвет), т. е. оранжевую точку. И так по всем парам, т. е. таким образом можно получить цветную зрительную галлю­цинацию точки, но дополнительного цвета.

Итак, основных цветов три, все остальные получаются пу­тем смешения цветов, трехкомпонентность цветовых смесей красителей была широко известна еще во времена Ломоносова благодаря опыту живописцев, красильщиков, маляров и дру­гих людей, чья практика была связана с цветом.

Современные представления ученых, исследующих цвето­вые процессы на клеточном уровне, доказали, что это дейст­вительно так. Например, было установлено, что ганглиозные клетки, которые воспринимают в центре рецептивного поля красный цвет, на периферии поля воспринимают зеленый цвет, и наоборот. Круг цветов Гете показывает, что соотноше­ние цветов, определяющих различную чувствительность на­шей сетчатки, обеспечивает активизацию зрительной системы, а вместе с тем и активизацию соответствующих уча­стков коры головного мозга. Мы заинтересованы в активиза­ции деятельности нашего мозга, в возбуждении тех нейронных сетей, которые принимают участие в интеллектуальных про­цессах, в том числе и в процессах памяти.

Еще Ньютон впервые выделил специфическую триаду (физическое излучение — физиологический механизм — пси­хический феномен), в которой цвет определяется взаимодей­ствием физиологического и психологического уровней.

В древности картины создавались художниками с учетом гармонии цветов. Сегодня мы даже в больших городах наблю­даем совершенно невообразимые сочетания цветов, которые никогда не должны быть рядом. Раньше люди интуитивно чувствовали, что может сочетаться, какие два цвета могут быть рядом друг с другом. Сегодня есть научно обоснованные рекомендации, в значительной степени подтвердившие те ин­туитивные догадки, которые были сделаны в прошлом. Прак­тика показывает, что половина несчастных случаев на производстве происходит потому, что машины и цеха окрашены без учета свойств человеческого зрения. В последние деся­тилетия цветом пристально интересуются не только художники, но и инженеры. Работоспособность и кровяное давление, аппетит и внимание, эмоции и острота слуха — вот несколько взятых наугад «параметров» человека, подвержен­ных воздействию красок и лучей.

Учитывая ту значимость цвета, которую мы придаем ему в нашей Технике тренировки памяти, изложим более подробно основные понятия о цвете и расскажем о психофизиологиче­ских особенностях воздействия цвета на человека.

Основные понятия о цвете. Оценка цвета, характери­стики системы измерения цвета. Цвет не является чисто физическим признаком предметного мира, а связан с особен­ностями восприятия человеческого глаза, поэтому дать опре­деление цвету очень сложно. Важно то обстоятельство, что с помощью цвета человек принимает до 80% информации. Чув­ство цвета для человека является одним из его главных чувств.

Свет и цвет — определенная область электромаг­нитных колебаний лучистой энергии. Излучения, имеющие длины волн в пределах от 380 до 770 миллимикрон, воздейст­вуют на человеческий глаз, вызывая у нас ощущения света и цвета. Эти излучения называют видимыми, и благодаря им мы видим окружающий нас мир.

Спектральные цвета. В солнечном спектре при­нято различать семь цветов: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый. Деление спектра ус­ловно и зависит от особенностей глаз. Человеческий глаз спо­собен выделить в спектре от 100 до 200 различных оттенков (порогов) цвета.

Ахроматические и хроматические цвета. Некоторые поверхности отражают свет неизбирательно, т. е. в той пропорции, в которой они имеются в солнечном свете. Такие поверхности называются ахроматическими (белая, се­рая, чёрная) и отличаются друг от друга только светлотой, количеством отраженного света. Например, чистый снег отра­жает 85% солнечного света, белая бумага — 75%, а черная бумага — 1 —2 %. Глаз человека способен различать около 300 порогов (оттенков), от белого до черного.

Другие поверхности отражают свет избирательно, т. е. часть спектральных компонентов видимых лучей отражается лучше, чем остальные. Такие поверхности называются хрома­тическими или цветными (греч. хромос — «цвет», ахромос — «бесцветие»). Хроматические поверхности включают всю гам­му спектральных и пурпурных тонов.

Основные характеристики цвета. Изме­рения цвета имеют свои специфические особенности. Сущест­во цвета, возникающее в нашем сознании субъективно, отражает объективные свойства материи — лучистую энер­гию, поступающую в глаз. Поэтому необходимо различать две категории понятий о цвете: физическую и психологическую.

Физические характеристики цвета. К физическим характеристикам цвета относят понятия: яр­кость, коэффициент яркости, коэффициент отражения, чис­тота цвета и доминирующая волна цвета.
Яркость. Ощущение яркости, вызванное светящейся или рефлектирующей поверхностью, зависит от силы света и поверхности, от которой отражается свет.

Чистота цвета. В составе цвета любой хроматической поверхности всегда имеется доля ахроматического цвета. Ах­роматической составляющей нет только в тонах солнечного спектра, которые относят к чистым цветам и принимают их чистоту за 100%. Чистота всех других цветов поверхностей определяется процентным содержанием в них хроматической составляющей.

  Доминирующая длина волны. Доминирую­щая длина волны — длина волны спектрального излучения, определяющая оттенок цвета образца поверхности, обозначается буквой λ и выражается в нанометрах(нм). 1 нм - 10-9 м =1 миллимикрону (ммк).

Пурпурные цвета определяются доминирующей длиной волны дополнительных зеленых и желто-зеленых цветов со знаком минус или штрих (493—567 нм).

Психологическая категория понятий о цвете. К ней относятся все физические свойства цвета, ко­торые преломляются субъективным восприятием человека: цветовой фон, насыщенность и светлота.

Цветовой тон — это качество цвета, по которому человек может данный цветовой тон приравнивать к одному из спектральных цветов или к пурпурному. Количественно цветовой тон характеризуется физическим понятием цвето­вой волны. Психологически под цветовым тоном понимают те ощущения цвета, которые отличают его от ахроматического такой же светлоты.

Насыщенность. Физическая характеристика чис­тоты цвета соответствует психологическому понятию насы­щенности цвета. Насыщенность — это степень отличия цвета той же светлости от ахроматического, т. е. степень цветности поверхности. Например, цвет апельсина насыщеннее цвета пляжного песка, имеющего такой же цветовой тон.

Светлота определяется коэффициентом отражения в зависимости от избирательного поглощения хроматических цветов, равных им по светлоте.

Интенсивность цвета зависит от насыщенности и светлоты. При равной насыщенности цветов более интенсив­ными всегда будут более светлые цвета, при равной светлоте более интенсивными будут цвета большей насыщенности.

Психофизиологические особенности воздействия цвета на человека, гармоничные сочетания цветов, символика цве­та. Все цвета оказывают психофизиологическое воздействие на человека (см. рис. 27).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...