5.1. Теория. 5.2. Методические материалы к уроку 5
5. 1. Теория Алгоритм чтения художественных текстов. Вдумайтесь в название урока. Вам многое знакомо. Действительно, из предыдущего курса «Доминанта 2000-го года» вы знаете, что алгоритм чтения — это порядок выполнения умственных действий в определенной последовательности от начала до конца. Алгоритм чтения позволяет быстро извлечь нужную информацию. Вы успешно читаете по блокам интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Вы научились быстро формировать доминанту. Ранее, в программе «Доминанта 2000-го года», мы не использовали наши методики при чтении художественных произведений, хотя, возможно, у вас были попытки, и весьма эффективные, ускоренного чтения художественных текстов. Сегодня вы уже готовы к тому, чтобы использовать весь арсенал знаний Техники быстрого чтения для чтения художественных текстов в режиме «Сатори». Существует ли алгоритм чтения художественных произведений, текстов ? Конечно, существует. Он не такой гибкий, как нам хотелось бы, но все-таки это определенная последовательность умственных действий в процессе чтения художественных текстов. Он предполагает включение в процесс чтения нашего подсознания, не столько ускоряющего чтение, сколько обеспечивающего повышение роли эстетического восприятия читаемого. Главным компонентом в процессе быстрого, чтения художественных произведений является развитие образного восприятия. Не случайно техника чтения, доведенная до совершенства, представляет собой не столько восприятие текста, сколько восприятие образов, происходящих событий, действий. Вот именно так читал художественные тексты Максим Горький. Горький читал исключительно быстро, и есть основания полагать, что он читал художественные произведения в состоянии «сатори», которому мы с вами пытаемся научиться. Образность, или синестезия, о которой мы с вами уже говорили, была у него чрезвычайно развита.
Здесь можно вспомнить один эпизод из творческой жизни писателя. Однажды М. Горький писал рассказ, где есть сцена, во время которой один человек наносит другому ножевое ранение. Описывая этот эпизод. Горький вдруг вскрикнул и упал на пол. Прибежавшие на шум домочадцы нашли его лежащим на полу с ярко-красным следом на теле, как будто его действительно ударили ножом. Такая реакция писателя свидетельствует о том, что он физически перенес то, что написал и перечитывал. Великие писатели — это как раз те люди, у которых сильно развито образное восприятие, мышление, и примеров, подобных случаю с М. Горьким, можно привести много. Мы не призываем вас к тому, чтобы вы так же ярко переживали события, которые будете читать и воспринимать, но развитие образного мышления, образного восприятия совершенно необходимо. Именно образность представляет собой процесс слияния с текстом, который мы воспринимаем, и помогает в значительной степени ускорить процесс восприятия, а значит, процесс чтения текста. Мы читаем не слова, не фразы, не предложения. Мы видим картины, образы, и этому в значительной степени помогает тот несложный алгоритм чтения художественных текстов, который мы предлагаем вашему вниманию. Семь блоков алгоритма, наверное, не представляют для вас ничего существенно нового. Вы можете сказать: «Мы всегда так читаем художественный текст». Действительно, определенный алгоритм чтения у каждого из нас есть. Другое дело, всегда ли по окончании чтения текста он остается у нас в сознании, всегда ли удерживаются в памяти элементы заполнения каждого из этих блоков. Наверное, не всегда.
Наша задача заключается в том, чтобы создать новую программу и добиться того, чтобы эта программа работала всегда. Тогда даже на сверхвысокой скорости чтения в режиме «Ультра-Рапид» будет обеспечено более качественное восприятие эстетической ценности воспринимаемого текста. При выполнении вами контрольного задания урока 5 мы проверим эффективность использования алгоритма. Научившись применять алгоритм чтения художественных текстов, вы сможете эффективно использовать его в вашей повседневной практике. 5. 2. Методические материалы к уроку 5 Прежде чем приступить к упражнениям данного необычного урока, приготовьте все необходимое. Методические материалы урока 1 (см. п. 1. 2 урока 1) у вас находятся на своем постоянном месте, так как вы ежедневно пользуетесь ими. Окно мнемониста также находится в отведенном для него месте, и вы достаточно часто работаете с ним. Рекомендуем изготовить на отдельном листе белой бумаги удобного для вас формата таблицу «Семь блоков алгоритма чтения художественных текстов» (см. рис. 24), чтобы алгоритм постоянно был перед вашими глазами. Вы можете сделать для него экран мнемониста, подобно тому, как вы сделали это для трех способов эмоционального воздействия на подсознание (см. рис. 20).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|