Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

5.1. Теория. 5.2. Методические материалы к уроку 5




5. 1. Теория

Алгоритм чтения художественных текстов. Вдумайтесь в название урока. Вам многое знакомо. Действительно, из предыдущего курса «Доминанта 2000-го года» вы знаете, что алгоритм чтения — это порядок выполнения умственных дей­ствий в определенной последовательности от начала до конца.

Алгоритм чтения позволяет быстро извлечь нужную ин­формацию. Вы успешно читаете по блокам интегрального и дифференциального алгоритма чтения. Вы научились быстро формировать доминанту.

Ранее, в программе «Доминанта 2000-го года», мы не ис­пользовали наши методики при чтении художественных про­изведений, хотя, возможно, у вас были попытки, и весьма эффективные, ускоренного чтения художественных текстов. Сегодня вы уже готовы к тому, чтобы использовать весь арсе­нал знаний Техники быстрого чтения для чтения художест­венных текстов в режиме «Сатори».

Существует ли алгоритм чтения художественных произ­ведений, текстов ? Конечно, существует. Он не такой гибкий, как нам хотелось бы, но все-таки это определенная последова­тельность умственных действий в процессе чтения художест­венных текстов. Он предполагает включение в процесс чтения нашего подсознания, не столько ускоряющего чтение, сколько обеспечивающего повышение роли эстетического восприятия читаемого.

Главным компонентом в процессе быстрого, чтения художе­ственных произведений является развитие образного восприя­тия. Не случайно техника чтения, доведенная до совершенства, представляет собой не столько восприятие текста, сколько вос­приятие образов, происходящих событий, действий. Вот имен­но так читал художественные тексты Максим Горький. Горький читал исключительно быстро, и есть основания пола­гать, что он читал художественные произведения в состоянии «сатори», которому мы с вами пытаемся научиться. Образ­ность, или синестезия, о которой мы с вами уже говорили, была у него чрезвычайно развита.

Здесь можно вспомнить один эпизод из творческой жизни писателя. Однажды М. Горький писал рассказ, где есть сцена, во время которой один человек наносит другому ножевое ра­нение. Описывая этот эпизод. Горький вдруг вскрикнул и упал на пол. Прибежавшие на шум домочадцы нашли его лежащим на полу с ярко-красным следом на теле, как будто его действи­тельно ударили ножом. Такая реакция писателя свидетельст­вует о том, что он физически перенес то, что написал и перечитывал. Великие писатели — это как раз те люди, у которых сильно развито образное восприятие, мышление, и примеров, подобных случаю с М. Горьким, можно привести много.

Мы не призываем вас к тому, чтобы вы так же ярко пере­живали события, которые будете читать и воспринимать, но развитие образного мышления, образного восприятия совер­шенно необходимо. Именно образность представляет собой

процесс слияния с текстом, который мы воспринимаем, и по­могает в значительной степени ускорить процесс восприятия, а значит, процесс чтения текста. Мы читаем не слова, не фра­зы, не предложения. Мы видим картины, образы, и этому в значительной степени помогает тот несложный алгоритм чте­ния художественных текстов, который мы предлагаем вашему вниманию.

Семь блоков алгоритма, наверное, не представляют для вас ничего существенно нового. Вы можете сказать: «Мы всегда так читаем художественный текст».

Действительно, определенный алгоритм чтения у каждого из нас есть. Другое дело, всегда ли по окончании чтения текста он остается у нас в сознании, всегда ли удерживаются в памяти элементы заполнения каждого из этих блоков. Наверное, не всегда.

Наша задача заключается в том, чтобы создать новую про­грамму и добиться того, чтобы эта программа работала всегда. Тогда даже на сверхвысокой скорости чтения в режиме «Уль­тра-Рапид» будет обеспечено более качественное восприятие эстетической ценности воспринимаемого текста.

При выполнении вами контрольного задания урока 5 мы проверим эффективность использования алгоритма.

Научившись применять алгоритм чтения художественных текстов, вы сможете эффективно использовать его в вашей повседневной практике.

5. 2. Методические материалы к уроку 5

Прежде чем приступить к упражнениям данного необыч­ного урока, приготовьте все необходимое.

Методические материалы урока 1 (см. п. 1. 2 урока 1) у вас находятся на своем постоянном месте, так как вы ежедневно пользуетесь ими.

Окно мнемониста также находится в отведенном для него месте, и вы достаточно часто работаете с ним.

 

Рекомендуем изготовить на отдельном листе белой бумаги удобного для вас формата таблицу «Семь блоков алгоритма чтения художественных текстов» (см. рис. 24), чтобы алгоритм постоянно был перед вашими глазами. Вы можете сделать для него экран мнемониста, подобно тому, как вы сделали это для трех способов эмоционального воздействия на подсознание (см. рис. 20).

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...