8.1. Теория. Рис. 39. Алгоритм трех этапов тренировки памяти
8. 1. Теория Этапы тренировки памяти . Существуют три этапа тренировки памяти, которые можно представить в видеоалгоритма (рис. 39). 1-й этап. Включение правого полушария. Формирование невербального мышления . О работе правого полушария головного мозга мы уже говорили на втором уроке. Напоминаем, что этот этап предполагает исключение механизмов, замедляющих, тормозящих чтение, и подавление артикуляции. Выстукивание ритма в программе «Доминанта 2000-го года» есть не что иное, как первый шаг в решении данной проблемы. Сейчас мы осваиваем новую ступень более активного воздействия на включение правого полушария. Рис. 39. Алгоритм трех этапов тренировки памяти Восприятие цвета, восприятие объема и др. — элементы, которые стимулируют деятельность правого полушария, развивают его. Установлено, что правое полушарие связано больше с эмоциональными реакциями, чем левое. Правое полушарие преимущественно ответственно за творческую активность, оно ориентировано на интуицию, инстинкт, недосказанность, а левое полушарие — на языковое (речевое) общение. Вы уже включили в работу правое полушарие. Сеансы медитации с помощью цветной медитативной диаграммы «Мандала» при воздействии медитативной музыки помогают войти в состояние озарения, творческого подъема. И если вам расстаётся легко, радостно, значит, удалось смоделировать состояние «сатори». Необходимы длительные тренировки, чтобы сделать этот процесс непроизвольным. Необходимо вести поиски вхождения в состояние медитации, фиксировать моменты творческого подъема; описывать их, если они уже были. 2-й этап. Активизация буферной памяти. Что такое буферная память? Из урока 2 вы уже знаете, что различают три типа зрительной памяти: иконическую, кратковременную и долговременную (см. рис. 11). Как только мы воспринимаем какую-либо информацию, срабатывает механизм иконической памяти. Информация в виде образа-иконы поступает в буферную память и мгновенно запечатлевается. Затем происходит обработка информации в кратковременной памяти. Именно на этом этапе идет интенсивный обмен информацией с рабочим буфером: известно или неизвестно об этом, читал или не читал, знаю или не Знаю и т. д. И только то, что попадает в долговременную память, подлежит воспроизведению.
Таким образом, буферная память — это промежуточный элемент между типами памяти и, к сожалению, у большинства людей работает слабо. А между тем поступившая в виде начальных ростков информация, будучи незакрепленной, может исчезнуть, уйти из нашего сознания. Надо активизировать работу буферной памяти, продлить процесс запечатления. Средством активизации буферной памяти является прежде всего работа с окном мнемониста, работа с тоннелем и помещенным в него экраном мнемониста. Именно эти упражнения в значительной степени активизируют нашу буферную память. Мы как бы фиксируем, как бы продлеваем мгновения, в которые запечатлевается то, что воспринято. 3-й этап. Формирование навыков эйдетического восприятия. Что такое эйдетизм, мы с вами достаточно подробно рассмотрели в уроке 1 (см. п. 3. 1). Эйдетизм (от греческого слова эйдос — «вид, образ») — способность некоторых индивидов (эйдетиков) к сохранению и восприятию чрезвычайно живого и детального образа воспринятых ранее предметов и сцен. Это разновидность образной памяти, выражающаяся в сохранений наглядных образов предметов после окончания и воздействия на органы чувств. Вся информация, которая воспринимается глазами из окружающего мира, запечатлевается у эйдетика как бы на экране внутреннего взора, обращенном внутрь мозга. И когда нужно что-то вспомнить, бегающий луч нашего внутреннего (мысленного) взора сканирует и считывает все, что на этом экране запечатлелось.
Для того чтобы хорошо работала память, считают специалисты, нужно уметь воспринимать окружающую действительность всеми пятью органами чувств: должны быть качественными слуховое, зрительное и тактильное (осязательное) восприятия, обоняние и вкус. Есть люди, которые очень плохо различают запахи (это, в основном, курильщики), проверьте себя. У некоторых людей с запахом связаны определенные воспоминания: вспоминая запах, они сразу вспоминают действие, событие, текст, образы. Мы рекомендуем вам на 3-м этапе тренировки памяти постепенно формировать у себя навык эйдетического восприятия. Если у вас иногда возникает ситуация эйдетического восприятия: бросили взгляд — и до мельчайших подробностей можете изложить содержание того, что увидели — не пугайтесь этого, удерживайте контроль над состоянием, знайте, что такие моменты в процессе занятий по нашей Технике тренировки памяти возможны. Англичане говорят: «Заранее предупрежденный — заранее вооруженный». Мы вас предостерегаем от чрезмерного увлечения этим состоянием и говорили об этом еще на уроке I. Следите за своими ощущениями, держите ситуацию под контролем, если вас что-то беспокоит, прекратите упражнения. Мы работаем сразу на трех уровнях, с тремя состояниями одновременно: физическим, эмоциональным, интеллектуальным, т. е. ваши занятия сбалансированы, гармоничны, и негативных последствий быть не может. Еще раз подчеркиваем: вы сами управляете своими эмоциями, своей психикой; сами входите в любое состояние и сами же выходите из любого состояния без ущерба для себя. Мы продолжаем работать с эйдетическим восприятием и в программе «Ультра-Рапид». Таковы три этапа тренировки памяти. Мы проходим эти этапы, ориентируясь на комплекс упражнений. Одним из таких, казалось бы, несложных упражнений является тренировка с таблицами Шульте—Сатори. Эффект, достигаемый этими тренировками, достаточно подробно освещен в уроке 6 (см. п. 6. 3. 6), но, помимо этого, тренировка с таблицами Шульте—Сатори является важным шагом на пути формирования эйдетического восприятия. Мы рекомендуем вам уделить должное внимание этому упражнению. . .
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|