Слушание сказки Г. Юдина «Цыпленок Цып»
Итог занятия Тема «Звук ц» В ГОРНИЦЕ Материал. Предметы народного быта, художественные изделия народных умельцев; элементы русских костюмов для детей; музыкальные инструменты (балалайка, бубенцы, цымба-лы); предметы (зеркальца, спицы, ножницы, вышитое полотенце, рукавицы, кольцо, мотки ниток, молоток); леденцы для угощения; буквы. Ход занятия Оргмомент Звучит мелодичная музыка. В комнате выставлены предметы народного быта и изделия русских мастеров. Дети в русских народных костюмах сидят в разных местах комнаты за одним столом — «кузнецы-удальцы», за другим — «девицы-мастерицы» со спицами, за третьим — «добры молодцы», за четвертым — «девицы-красавицы». Сообщение темы занятия Сегодня мы собрались в горнице на посиделки. Объясняется смысловое значение слов горница и посиделки. В горнице — девицы-мастерицы и добры молодцы, кузнецы-удальцы и девицы-красавицы. Какой звук чаще других повторяется в этих словах? (Звук ц.) Сегодня мы будем повторять звук ц. 3. Характеристика звука ц 4. Произношение звука ц в словах. Определение пози Познакомьтесь друг с другом. Кто вы? (Мы — девицы-мастерицы, мы — девицы-красавицы, мы — кузнецы-удальцы, мы — добры молодцы.) Девицы-мастерицы, что у вас в руках? (Спицы, ножницы, ситец, полотенца, рукавицы.) Ваня, добрый молодец, хочет узнать, есть ли у вас ткань, в названии которой звук ц слышится в конце? (Есть.) Что это? (Ситец.) Из чего вы сошьете Ване рубашку? (Из ситца.) В названии какого инструмента звук ц произносим в начале слова? Нам ответят добры молодцы. (Цимбалы.) В каких словах вы услышали звук ц в середине слов. (Ножницы, полотенца, рукавицы.) Слоговой анализ слов
Кузнецы-удальцы, скажите нам слова со слогом цы. (Спицы, рукавицы, ножницы, девицы, кузнецы, удальцы, мастерицы.) Вы, девицы-мастерицы, сосчитайте слоги в слове спицы. (Два слога.) Сколько слогов в слове рукавицы? (Четыре слога.) Как вы узнали? Объяснения детей. Усвоение глаголов Девицы-красавицы, что вы любите делать? (Наряжаться, танцевать, в зеркальце смотреться, кружиться, веселиться', смеяться, причесываться, красивыми вещами любоваться.) Произношение звука ц в предложениях Добры молодцы спрашивают у девиц-мастериц: «Что вы умеете делать?» В ответах должны быть слова спицы, ножницы, полотенца, рукавицы. Составление предложений детьми. 8. Усвоение существительного полотенце в разных па Девицы-мастерицы, что вы вышивали? (Полотенца.) Вы вышили много... (полотенец). Чем добры молодцы будут утираться? (Полотенцами.) Вы подарите каждому кузнецу-удальцу по одному... (полотенцу). 9. Произношение звука ц в стихах и чистоговорках Логопед вместе с добрыми молодцами обращается к кузнецам-удальцам: Кузнецы-удальцы, — Отчего ж не подковать. Расковались жеребцы. Вот гвоздь, вот подкова. Подкуете их опять? Раз, два и готово! Звучит магнитофонная запись песни «Во кузнице». Кузнецы поют: «Во ку-, во ку-, во кузнице, Во ку-, во ку-, во кузнице, Во кузнице молодые кузнецы...». Подковали кузнецы лошадок, оседлали их добры молодцы и помчались. Цок, цок, цок! Ты лошадка — серый бок, Ты копытцем постучи, Нас скорей домой домчи. Добры молодцы произносят слова, имитируют езду на лошадях. А навстречу им — девицы-красавицы. Вместе с логопедом они спрашивают: — Цынцы-брынцы, куда едешь? — Цынцы-брынцы, в городок. — Цынцы-брынцы, чего купишь? — Цынцы-брынцы, молоток. Физминутка Потрудились, поиграли они, захотели повеселиться. Добры молодцы, на чем вы можете нам сыграть? (На цимбалах, балалайке, бубенцах.) Зазвенели цимбалы и бубенцы, заиграла балалайка: «Цынцы-брынцы, балалайка, цынцы-брынцы, заиграй-ка».
Чистоговорка произносится хором. Включается магнитофонная запись народной танцевальной мелодии. Добры молодцы, кузнецы-удальцы, приглашайте на танец девиц-красавиц и девиц-мастериц. Все танцуют. Что вы сейчас делали? (Танцевали.) Звуко-буквенный анализ и синтез У Насти-девицы что-то упало, покатилось и пропало. Составьте слово из первых звуков, взятых из слов куница, ослица, лисица, цапля, овцы — и вы узнаете, что упало. Слова повторяются, дети называют слово: кольцо. А теперь составьте это слово из первых букв тех же слов. На наборном полотне выставлены буквы к, о, л, ц, о. Какой буквы не хватает в слове? (Буквы ь.) Буквы выставляются одним ребенком в нужной последовательности, слово прочитывается хором. Догадайтесь, куда упало кольцо? В слове первый звук к, последний — ц. Что это? (Колодец.) Что мы берем из колодца? (Воду.) Скажите это слово со слогом цу. (Водицу.) Если захотим напиться, где возьмем водицы? (В колодце.) Скажем вместе: «Холодна водица, можно простудиться. Лучше леденцами всем нам угоститься». Выставляется коробка с леденцами. Добры молодцы, угостите всех леденцами и про себя не забудьте. Итог занятия Тема «Звук и буква ч» ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН ПРИНЕС ПОСЫЛКУ Материал. Посылка с набором предметов (перчатки, очки, ручка, ключ, часы, чашка, колечко, цепочка, чулки, лампочка и др.); игрушки (Чебурашка, черепашка); элементы костюма почтальона Печкина; разрезная азбука. Ход занятия Оргмомент Входит воспитатель в костюме почтальона Печкина. Вы узнали нашего гостя? (Почтальон Печкин.) Поздоровайтесь с ним. Дети здороваются. Далее диалог с детьми ведет почтальон Печкин. Что у меня в руках? (Посылка.) Скажите это слово ласково. (Посылочка.) Посылка тяжелая, ее не поднять. Покажите, как тяжело было ее нести. Дети имитируют напряжение. А мою посылочку нести легко. Имитируется расслабление. Сообщение темы занятия Дети, вы догадались, какой звук мы будем изучать? (Звук ч.) Почтальон Печкин будет нам помогать. 3. Характеристика звука ч по артикуляционным и акустическим признакам Покажите Печкину, каким кружочком мы обозначим звук ч. В каком замке живут мягкие согласные звуки? (В Зеленом зам-
ке.) Запомните, звук ч всегда мягкий, у него нет братца — твердого звука. 4. Произношение звука ч в слогах. Звуко-слоговой анализ и синтез Дети, хотите посмотреть, что в посылке? Выкладываются предметы, и дети называют их. А сейчас мы с Печкиным посмотрим, как вы умеете находить предметы по первому и последнему звуку. Вопрос задает Печкин. Угадайте, какое слово я задумал, если в нем первый звук ч, последний — ы? (Часы.) А слово, в котором первый звук к, последний — ч? (Ключ.) А в этом слове первый звук ч, последний — а. (Чашка.) Дети, пусть Печкин отгадает, какое слово вы задумали. Дети называют первый и последний звук, почтальон Печкин — слово. А сейчас я даю вам «рассыпанные» звуки ч, р, к, у, а. Какое слово можно из них составить? (Ручка.) Обозначьте это слово кружочками. Дети обозначают слово символами. Сколько согласных звуков в этом слове? Между какими звуками слышится звук ч? Ответы детей. Вы хорошо выполнили задания, научились слышать звуки. Теперь покажите, как вы умеете делить слово на слоги. Я назову первый слог, а вы дополните слово: лам... (почка), це... (почка).Чем. похожи эти слова? Ответы детей. Назовите слова, в которых последний слог — ки. (Оч-ки, чул-ки, пер-чат-ки.) Выделение ударного слога. Логопед обращается к Печкину. Вы хотите услышать, как наши дети подбирают рифмы к словам? «Да, хочу», — ответил Печкин. Покажем ему. Подбор рифм к слову почка. (Дочка, кочка, мочка, точка, ночка, бочка.) А теперь подберем рифмы к слову сверчок. (Каблучок, колпачок, бычок, бочок.) Физминутка Чок-чок-чок, ручки на бочок, Девочки и мальчики Прыгают как мячики. Ножками топочут, Весело хохочут. Дети сопровождают стихи имитацией всех действий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|