Развитие связной речи. Загадки — описания предметов
Дети, загадаем почтальону Печкину загадки. Я пыхчу, пыхчу, пыхчу. Больше греться не хочу. Крышка громко зазвенела. Пейте чай, вода вскипела. (Чайник.) Пять мальчиков, пять чуланчиков. Каждый мальчик — в свой чуланчик. (Перчатка.) Что это у Галочки? Ниточка на палочке. Палочка в руке. Ниточка в реке. (Удочка.) Повторение загадок хором. Выделение слов со звуком ч. А сейчас придумайте свои загадки-описания. Дети придумывают загадки-описания об окружающих предметах. 7. Знакомство с буквой ч Вы умеете читать? Скажите: «Мы уже читаем! Первой букве в слове чтение —мое почтение!» На что похожа буква ч? Ч — вы правильно решили — Пишут так же, как «4». Только с цифрами, друзья, Путать буквы нам нельзя. В. Степанов Детям предлагают найти букву ч в буквенной кассе. Чтение слов На наборном полотне выставляется четыре слова из трех, четырех, пяти и шести букв: чай, часы, чашка, чайник, в которых закрыты первые буквы. Дети отгадывают, какие буквы закрыты, и прочитывают слова. Составление слов с буквой ч из разрезной азбуки. Итог занятия Тема «Звук ч» НАШ ГОСТЬ ЧИППОЛИНО Материал. Игрушка Чипполино, сундучок, предметные картинки, буквы демонстрационные. Ход занятия Оргмомент Дети, отгадайте загадку: «Его бьют, а он не плачет, только еще выше скачет». (Мячик.) Попрыгайте как мячики. Изобразите, каким стал мячик, попавший под колесо машины. Покажите, как вы огорчились, увидев разорванный мячик. 2. Сообщение темы занятия Кто наш гость? (Чипполино.) Какой первый звук в слове Чипполино? (Звук ч.) Сегодня вместе с Чипполино будем повторять звук ч. Характеристика звука. Обозначение звука ч цветовыми символами
Произношение звука ч в слогах Чипполино здоровается: «Ча-чо-чу», радуется встрече с нами: «Чи-ча-чо», просит взять его к нам в группу: «Ач-оч-уч». 5. Произношение звука ч в словах Что принес нам Чипполино? (Сундучок.) Скажем хором: «Сундучок, сундучок, приоткрой-ка свой бочок!» Сундучок подносится к каждому ребенку, дети берут картинку и называют нарисованный на ней предмет. Звуко-слоговой анализ и синтез Выставляется пособие Г.С. Швайко «Пирамидка». Дети, в названиях ваших картинок есть слова, состоящие из трех, четырех и пяти звуков. На верхнюю ступеньку «Пирамидки» поставьте картинки, в названии которых три звука. (Чай, чиж, чум, мяч.) На среднюю ступеньку — картинки, в названиях которых четыре звука. (Часы, ключ, врач, грач.) На нижней ступеньке будут стоять картинки, в названии которых пять звуков. Картинки выставляются. Проверяется правильность выполнения задания. Анализ трех-четырех слов. Подбор нужных слов к выставленным схемам. А сейчас угадайте, какое слово задумал Чипполино, если в нем звук ч стоит между гласными ы, о. (Бычок.) Возьмите первые звуки из слов галка, рак, айва, чай и составьте из них слово. Какое слово получилось? (Грач.) Замените первый звук г в этом слове на звук в. Какое слово получилось? (Врач.) Чипполино слушал, слушал нас и сам заговорил. От имени Чипполино логопед произносит слова с перепутанными слогами, а дети, переставляя слоги, называют слова правильно. Например: ли-ка-че... (качели), ка-чай... (чайка), дан-че-мо... (чемодан) и т.д. Слово чайка проговаривается медленно, по слогам и уточняется значение слова качай. Творческие задания детей Задайте Чипполино вопросы. Посмотрим, как он запомнил названия предметов. Произношение звука ч в предложениях Чипполино спрашивает, что вы сделали бы с этими предметами, если бы у вас была волшебная палочка. Загадайте свои желания. (Я хочу, чтобы...) А я хочу, чтобы люди не держали птиц в неволе. Послушайте, как просится чижик на волю.
9. Физминутка Дети ходят по кругу, один ребенок, изображающий чижика, находится в центре круга. Чижик в клеточке сидел. Чу-чу-чу, чу-чу-чу, Чиж печально песню пел: Я на воле жить хочу. — Миленькие деточки, Дети клетку открывают, Откройте мою клеточку. Чижа на волю выпускают. Психогимнастика Изобразите печального чижика, сидящего в клетке. Откроем клетку. Изобразите чижа, улетевшего на волю. Покажите, как вы рассердились на мальчика, посадившего чижика в клетку. Подбор родственных слов Дети, мы с вами гостеприимные хозяева? Чем угостим Чипполино? (Калачами, печеньем конфеточками.) Напоим его... (чаем). Устроим... (чаепитие). При затруднении логопед помогает наводящим вопросом: «Как сказать одним словом? (Чай пить — чаепитие.) Что нам понадобится для чаепития? (Чашки, чайник, чайница, чай, чайные ложки, заварочный чайник.) Назовите похожие слова. Дети называют. Чем похожи эти слова? Ответы детей. 12. Звук ч в стихах Водичку мы попросим у ручейка. Ручеек, ручеек, И пирог испечем. Дай водички на чаек. И, сверкая под лучами, Мы чаек горячий Засмеялся ручеек. Будем пить на даче. Быстро прыгнул с камня в чайник. Пить с печеньем, с калачом. Дал водички на чаек. Дети повторяют стихотворение хором вместе с логопедом. Не забудьте пригласить Чипполино на чаепитие. Работа с буквами Выставляются буквы ч, а, й, к, а, а затем — ч, и, ж, и, к. Помогите Чипполино составить слова из этих букв. (Чайка, чижик.) «Сломалась» пишущая машинка — одна буква не напечаталась. Угадайте пропущенную букву в этих словах: до_ка, мя- _ик. (Буква ч.) Составление слова дочка из букв, преобразование этого слова путем замены первой буквы в слова точка, почка, кочка, бочка. Итог занятия Тема «Дифференциация звуков ч, т'» НАШИ ГОСТИ — ИГРУШКИ Материал. Игрушки (Буратино, обезьянка Чичи, кукла Катя, черепаха, утенок Тим, Чебурашка, котенок Тяпа); набор предметов (тесемка, мячик, колечко, телефон, чашка, носочки, тельняшка, тетрадь, полотенце, картина, платьице, пальтишко, беретик); кассы с буквами. Ход занятия
Оргмомент Изобразите утенка Тима: Тим — задавака, Тим — трусишка. Покажите, как котенок Тяпа просит молочка у своей хозяйки, как проказничает обезьянка Чичи. Сообщение темы занятия Послушайте мои загадки. В отгадках есть звуки, которые мы будем сегодня изучать: «Поверчу волшебный круг, и меня услы- шит друг» (телефон); «Что всегда идет, а с места не сойдет?» (часы); «Чудо-ящик — в нем окно, а в окошечке — кино» (телевизор). В отгадках вы услышали звуки ч, т', Сегодня мы будем их изучать. 3. Сравнение звуков ч, т' по артикуляционным и акус 4. Произношение звуков ч, т' в словах Вот телефон. Позвоните в Сказочную страну и пригласите к нам на занятие гостей. В их именах и кличках должны быть звуки ч, т'. Кого пригласим? (Чебурашку, черепаху Тортиллу, Буратино, утенка Тима, котенка Тяпу, куклу Катю). Узнавание слов по схемам. 5. Практическое усвоение глагола «хотеть» Кто хочет поговорить с гостями? (Я хочу.) Мы... (хотим). А теперь спросите у меня. (Вы хотите поговорить?) Хочу. Я... (хочу). Мы... (хотим). Вы... (хотите).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|