Развитие фонематических представлений
Выставляются игрушки, уточняется, в каких названиях этих игрушек есть звук ч, а в каких — звук т'. Что мы подарим гостям? Сначала назовите подарки, в названии которых есть звук т', а затем — в которых есть звук ч. Деление слов на слоги. Выделение гласных звуков У кого самое длинное имя? У кого самая короткая кличка? Назовите гласные в слове Буратино. Сколько слогов в нем? Назовите третий слог. Физминутка Танцевальные движения под веселую ритмичную музыку. 9. Практическое усвоение сложноподчиненного пред Загадайте желание. Я хочу, чтобы Чебурашка... Дети загадывают желания. 10. Произношение звуков ч, т' в чистоговорках. Сло Дети проговаривают вместе с логопедом, повторяют и дополняют. У четырех черепах по четыре черепашонка. (Проговаривается от имени черепашонка). На скамейке пять котят, все котята пить хотят. (Произносится от имени котенка Тяпы). А теперь — от имени Чебурашки: Чебурашка, Чебурашка, нос как черная букашка. От имени Кати: Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. И еще — от лица утенка Тима: Вперевалочку гуськом шли гусята под зонтом. А теперь попытайтесь дополнить недостающие слова в стихотворении. Обезьянка... (Чи-чи-чи) Продавала... (кирпичи). Подбежал тут к ней... (зайчонок): — Не продашь ли кирпичонок? — Нет! — сказала... (Чи-чи-чи), Продаю я... (кирпичи). Знай,... (зайчонок)! Нет слова... (кирпичонок). Придумывание сказки «Как гости играли в детском саду» Чтение и составление слов по желанию детей Итог занятия Тема «Звук и буква щ» ВМЕСТЕ С НЕЗНАЙКОЙ Материал. Предметные картинки (щука, плащ, щепки, щетка, щенки, ящик, овощи, щипцы, клещи, щегол, щит и др.); Незнайка, буквенные кассы, цветовые символы, «пирамидка» для определения количества звуков.
Ход занятия Оргмомент Имитация сбора щавеля. Дети, вы пробовали щавель на вкус? Какой он? (Кислый.) Изобразите мимикой ощущение кислого щавеля. Мама зовет вас домой. Скажите ей: «Ты нас, мама, не ищи, щиплем щавель мы на щи». 2. Сообщение темы занятия Какой звук повторяется чаще других? (Звук щ.) 3. Артикуляционная и акустическая характеристика 4. Произношение звука щ в словах Сегодня Незнайка будет изучать звук щ вместе с нами. Назовите ему слова, в которых звук щ слышится в начале слова. (Щит, щука, щипцы, щенки, щепки, щетка.) В каких словах звук щ произносим в середине слова? (Клещи, площадь, овощи.) В каких словах звук щ произносим в конце слова? (Лещ, плащ, овощ.) Незнайка во всех заданиях допускает ошибки в определении позиции звука щ. Дети его поправляют. Звуко-слоговой анализ и синтез Незнайка, назови самое короткое слово из четырех: щи, щит, щука, щегол. (Щегол.) Дети, вы согласны с ним? Почему не согласны? Сколько звуков в слове щи? (Два звука.) Какой звук появился в слове щит? Сколько звуков в слове щука? (Четыре звука.) А в слове щегол? (Пять звуков.) Значит, какое слово самое короткое? (Щи.) Поставьте картинки на пирамидку. Вверху будет стоять предмет, в названии которого два звука, ступенькой ниже — предмет с тремя звуками, еще ниже — с четырьмя, на самой нижней ступеньке — с пятью звуками. Дети выполняют задание. Незнайка ставит картинку с изображением щуки на верхнюю полоску. Дети объясняют ошибку и исправляют ее. «Разбросайте» звуки слова щука. Обозначьте их кружочками. Звуковой анализ слова щука. «Соберите» слово из «рассыпанных» звуков л, п, а, щ. (Плащ.) Подходит ли эта схема? Логопед показывает преднамеренно неправильную схему слова плащ. Почему не подходит?
Объяснения детей. К какому слову она подойдет? (К слову щипцы.) Незнайка утверждает, что в слове овощи два слога. Объясните, почему вы не согласны с ним. Объяснения детей. Деление слов на слоги, выделение ударного гласного. Сейчас Незнайка предлагает вам трудное задание. «Возьмите» первые звуки из слов ручка, овощи, щука, автобус и сложите новое слово. Какое слово получилось? (Роща.) Правильно ли обозначил Незнайка это слово кружочками? Логопед выставляет пять кружочков-звуков. Неправильно! Дети исправляют ошибку Незнайки. Мое задание будет еще труднее. Послушайте слоги: ще, щи, нок, кле. Какие слова можно составить из этих слогов? (Щенок, клещи.) Обозначьте их кружочками. 6. Творческие задания детей Незнайке Физминутка Отгадайте загадку: «Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище». Кто это? (Кот-котище.) Проводится игра «Кот и мыши». 8. Образование существительных с помощью суффик Посмотрите, какой рисунок принес нам Незнайка. Это какое-то чудище. У него не глаза, а... (глазищи), не усы, а... (усищи), не нос, а... (носище), не руки, а... (ручищи), не ноги, а... (ножищи). 9. Звук щ в предложениях. Анализ словесного состава Выкладываются предметы. Перед вами вещи: ящик, щетка, плащ и клещи. Объясните, для чего они нужны? Составление предложений детьми. Анализ одного-двух предложений. 10. Звук щ в чистоговорках. Словотворчество детей Дети, придумайте чистоговорки. Я буду произносить слог, а вы дополняйте подходящее слово, к чистоговорке: ащ-ащ-ащ... (плащ), гол-гол-гол... (щегол), ель-ель-ель... (щавель). Придумывание чистоговорок- небылиц. П. Развитие просодии Послушайте Незнайкину скороговорку: «Щипцы и клещи — это папины вещи». Дети повторяют скороговорку с вопросительной, утвердительной и восклицательной интонацией от лица мамы, дедушки. А еще Незнайка загадает вам загадку: «Рученька, ручища, что в земле ты ищешь? Ничего я не ищу, землю рою и тащу». Что это? (Экскаватор.) Дети несколько раз повторяют загадку. 12. Знакомство с буквой щ На расческу Щ похожа. Три зубца всего? Ну, что же? Е. Тарлапан На какую букву она похожа? На букву ш, только у нее крючочек внизу.
Составление слогов-слияний: ща, щи, щу. Запомните правило: ща пиши с а, щи пиши с и, щу пиши с у.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|