Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Чтение слов с заменой отдельных букв




В слове пила замените букву л на букву щ. Что получится? (Пища.)

Даются аналогичные задания со словами плющплащ, мукащука.

Итог занятия

Тема

«Дифференциация твердых и мягких согласных звуков»

ПОЕЗДКА В ЦИРК

Материал. Настольно-печатная игра «Веселый цирк»; картинки с изображением цирковых животных для каждого ребенка; разрезная азбука, панно «Пирамидка», наборное полотно.

Ход занятия

Оргмомент

Психогимнастика

Звучит музыка В. Шаинского «Цирк, цирк...» Вы хотите побывать в цирке? Изобразите выступления артистов цирка (жонглера, акробата, канатоходца, силача).

Сообщение темы занятия

Сегодня мы с вами как будто побываем в цирке. Сейчас мы вспомним, что знаем о звуках. Какие бывают звуки? Что вы знаете о согласных звуках? А теперь мы будем слушать твердые и мягкие согласные звуки и правильно произносить трудные слова.

3. Произношение слов сложного звуко-слогового соста
ва. Выделение мягких согласных звуков

Выставляется картинка с изображением цирка.


Вот мы и в цирке. Кто работает в цирке? (Клоуны, фокусники, жонглеры, гимнасты, акробаты, дрессировщики зверей.) Назовите профессии, в названии которых есть мягкие согласные звуки. Какие мягкие согласные звуки вы услышали в словах фокусник, жонглер, гимнаст?

Падежное управление

Откройте картинки. Это ваши дрессированные животные. Кто вы? (Дрессировщики.) Лена, ты кто? (Дрессировщица.) А ты, Антон? (Дрессировщик.) С кем ты, Оля, будешь выступать? Кого ты дрессировал(а)? Ответы детей.

В названии одних животных есть гласные и твердые согласные звуки, а в названии других —и твердые, и мягкие согласные звуки. Какой мягкий согласный звук есть в слове пудель? (Звук л'.) В названии каких животных слышатся только твердые согласные звуки? (Мартышка, слон, кошка, мышка.) Как называется место, где выступают артисты цирка? (Арена.) Какой мягкий согласный есть в этом слове? А какой твердый?

5. Слоговый анализ слов
Выставляется панно «Пирамидка».

Представьте, что это арена. На арену выходят звери, в названии которых один слог.

Дети выставляют животных: тигра, слона, льва.

Как вы докажете, что в их названиях один слог? Артисты, приготовьтесь к выступлению! Выступает животное, в названии которого последний слог ра. Кто это? (Зебра.) Я утверждаю, что в этом слове три слога. Кто думает иначе? (Два слога.) В названии еще каких артистов два слога?

Дети выставляют на «Пирамидку» изображения медведя, кошки, мышки.

Выступает животное, в названии которого первый слог — мар. Кто это? (Мартышка.) Сколько слогов в этом слове? (Три слога.)

Физминутка

Под музыку В. Шаинского дети изображают клоунов, гимнастов и действия других артистов цирка и дрессированных зверей.

Анализ словесного состава предложения

Составьте предложения о том, что делают ваши животные. Вася запишет предложение «Медведь поднимает штангу» черточками, а я обозначу полосками. Допускается намеренная ошибка.


С кем вы согласитесь? Почему? Если я пропустила слово поднимает, куда вы посоветуете поставить полоску? Поставь, Андрей. Анализ предложения.

8. Обозначение слов буквами на наборном полотне.
Чтение слов

Сейчас вы будете фокусниками. Что умеют делать фокусники? (Делать фокусы, загадывать загадки.) Из букв с, о, л, н можно составить четыре слова. Выставляются буквы.

Какие слова вы составили? (Слон, сон, нос, он.) А теперь, если вы правильно угадаете первую букву в неполных словах, то сможете прочитать названия животных, которые здесь спрятались.

Рядом со словами, в которых перевернута первая буква, выставлены перевернутые картинки животных. Дети называют первую букву, читают слова: _иса... (лиса), _ист... (аист), _гуар... (ягуар), _апля... (цапля). Картинки переворачиваются.

Здесь прячется еще один зверек. Прочтите первые буквы только что названных слов. Кто здесь? (Заяц.)

9. Работа с индивидуальной разрезной азбукой. Звуко-
буквенный анализ и синтез слов

Откройте азбуки. Из букв составьте название зверька. В слове первый звук б', последний — а. Кто догадается, скажите мне шепотом. (Белка.) Сейчас гласная буква е «уйдет» погулять, а на ее место «встанет» другая гласная, и получится новое слово. Кто догадался, какую букву надо поставить? (у.) Какое слово получилось? (Булка.) Почему в слове белка звук б' произносится мягко? Какая гласная буква отдала приказ «Звучи мягко!» букве б? Какие еще гласные буквы отдают такой же приказ согласным? (е, и, я, ю и буква ь.) Составьте названия ваших дрессированных животных.

Итог занятия

Что вам понравилось в нашем цирке?


Заключение

Внимательное рассмотрение приведенных в пособии конспектов сюжетно-тематических логопедических занятий позволит читателю убедиться в том, что в основе их организации — комплексно-игровая методика, которая направлена не только на кор-рекционную работу, но и на гармоничное развитие личности ребенка. Задачи обучения сводятся к тому, чтобы в наиболее интересной и занимательной форме:

• сочетать коррекцию произношения с развитием фонемати
ческого слуха, звуко-слогового анализа и синтеза;

• обогащать и активизировать словарный запас детей;

• формировать понятие о грамматических категориях;

• развивать творческие способности детей и воображение.

Идея организации таких занятий возникла в процессе практической работы в обычных и речевых детских садах. А ее жизнеспособность подтверждается многолетней практикой автора и ее последователей.

Поскольку предлагаемое пособие не компилятивное обобщение, а методика, подытоживающая многолетний опыт коррекци-онной работы автора, надо лояльно отнестись к возможным неточностям в цитировании. В редких случаях использован многократно опубликованный поэтический материал, не имеющий соответствующих ссылок и попадающий, таким образом, в разряд «народного фольклора». Во многих конспектах занятий автор использует собственные стихи и рифмованную речь, которые, возможно, не совершенны по художественной форме, но доступны и понятны детям и помогают в решении поставленных задач.

Кроме того, автор ясно осознает, что в таком сложном кор-рекционно-педагогическом процессе нельзя избежать каких-то повторов, заимствований или наличия схожих элементов и идей. Необходимо учитывать весь накопленный опыт, использовать все ценное, что, на взгляд педагога или логопеда, поможет детям. Поэтому в некоторых конспектах занятий использован материал из опубликованных работ: поэтический материал, чистоговорки и физминутки В.В. Волиной (1991), сказки Г.Н. Юдина (1989), некоторые игры В.И. Селиверстова (1981,1987,1994), речевой материал и стихи И.С. Лопухиной, элементы предлагаемой тематики на изучаемые звуки по Г.В. Ванюхиной (1993), отдельные приемы при ознакомлении с понятиями «звук», «слово» и «предло-


жение» Г.В. Беляковой (1984), идеи проведения психогимнастики М.И. Чистяковой (1990), Г. Бардиер и др. (1993). Общая последовательность изучения звуков и этапов занятий построена с учетом рекомендаций Г.А. Каше (1985). Однако основной принцип построения коррекционной работы в данном пособии отличается от того, который рекомендует Г.А. Каше (1985), предлагая строить занятия на чисто произносимых звуках. В свое время Б.М. Гриншпун (1975) высказал простую и верную мысль, что «развитие звуковой стороны речи осуществляется в ходе овладения речью». В связи с этим предлагаемая в этой книге методика содержит несколько принципиальных положений.

В занятиях использован лексический материал для работы со всеми звуками, но с акцентом только на изучаемом звуке. Таким образом, исключается информационное ограничение. Как правило, к моменту овладения правильным звукопроизношением дети имеют огромный словарный запас и хорошо развитую связную речь при общем и значительно меньшем количестве проведенных занятий. Ребенок от природы способен понять и запомнить большой объем информации в разной форме (музыкальной, звуковой, образной и т.д.), но не обязательно, что он может воспроизвести ее сразу же, и тем более в речи. Это будет востребовано потом. То есть ребенок видит мир не ограниченно, а весь целиком и воспринимает его он сначала глазами, ушами и эмоциями и только позднее — умом, после чего он сможет рассказать о виденном и услышанном. Происходит спонтанное извлечение накопленных знаний из памяти. К такому же заключению пришли не только наши новаторы-педагоги, но и многочисленные соратники Глена Домана (1996) из Института ускоренного развития ребенка (BBI) в Филадельфии, которые занимаются проблемой раннего и ускоренного развития детей (здоровых и с разными мозговыми и другими травмами) уже с сороковых годов нашего столетия.

Вот несколько их умозаключений, основанных на более чем полувековом опыте. Мозг ребенка способен вмещать тем больше знаний, чем больше мы будем их давать ему, при этом улучшение одной из его функций в той же степени улучшает и все остальные. Другими словами, дети тем умнее, чем больше возможностей мы им предоставляем.

Возможность быстрой переключаемости детей позволяет проводить быстрые переходы от задания к заданию, при обязательном внесении в каждое последующее задание элементов новиз-


ны, а также строить занятия насыщенными по информативности и многообразными по сюжетам и темам. Нельзя давать детям скучать. «Нужно все делать очень быстро, а заканчивать горячими выражениями радости и похвалы» (Доман, 1996).

В коррекционно-педагогической работе нужно ставить достойную цель — стремиться к тому, чтобы все способствовало стать ребенку физически, социально и интеллектуально совершенным. Предлагаемая в этом пособии методика занятий позволяет внести значимый вклад во всестороннее развитие детей. Но в то же время необходимо понимать, что нельзя ждать от этой методики решения всех проблем коррекционной работы с детьми. Педагогам надо творчески подходить к использованию данных конспектов, учитывать свой опыт и психофизиологический уровень детей. Это пособие не догма и не панацея. Нельзя ждать от него чуда. Чудо находится в самих детях, только нужно его заботливо и с любовью взрастить.


Литература

Амонашвили Ш.А. Здравствуйте, дети! — М., 1983.

Арсеньев Е.Н. Работоспособность и здоровье человека на Севере. — Мурманск, 1993.

Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Я хочу! Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. — Кишинев-СПб., 1993.

Белякова Г.А. Ознакомление старших дошкольников со словесным составом предложения / В кн.: Умственное воспитание детей дошкольного возраста // Под ред. Н.Н. Подьякова, Ф.А. Сохина. — М., 1984.

Ванюхина Г.В. Речецветик. Занимательное пособие для дошкольников. — Екатеринбург, 1993.

Волина В.В. Занимательное азбуковедение. — М., 1991.

Волкова Г.А. Игровая деятельность в устранении заикания у дошкольников. — М., 1983.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников.— М., 1984.

Выгодская И.Г., Пеллингер Е.А., Успенская Л.П. Устранение заикания у дошкольников в игровых ситуациях. — М., 1993.

Генинг М.Г., Герман НА. Обучение дошкольников правильной речи. — Чебоксары, 1980.

Гриншпун Б.М. О принципах логопедической работы на начальных этапах формирования речи у моторных алаликов / В сб.: Нарушение речи и голоса у детей. — М., 1975.

Доман Г. Гармоничное развитие ребенка. — М., 1996.

Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. — М., 1985.

Игры в логопедической работе с детьми / Под ред. В.И. Селиверстова. Вып. 1, вып. 2. — М., 1981, 1987.

Каше Г.А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. — М., 1985.

Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи: пособие для логопедов и родителей. — М., 1995.

Лупан С. Поверь в свое дитя / Пер. с франц. Е.И. Дюшен, Н.Л. Суслович, З.Б. Ческис. — М., 1993.

Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок? — М., 1982.

Максаков А.И., Тумакова Г.А. Учите, играя. — М., 1979.


Пожиленко Е.А. О комплексном методе коррекции речевых и психофизических нарушений у дошкольников / Дошкольное воспитание. 1994. № 10. — С. 24-28.

Пожиленко Е.А. Использование наглядных пособий и игровых приемов в коррекции речи дошкольников / Дефектология. 1995. № 3. — С. 76-81.

Тумакова ГА. Ознакомление дошкольника со звучащим словом. — М., 1981.

Тумакова ГА. Методическое руководство к учебно-наглядному пособию «Звучащее слово». — М., 1990.

Чистякова М.И. Психогимнастика. — М., 1990.

Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи. — М., 1983.

Юдин Г.Н. Букваренок. — М., 1992.


Содержание

От автора...................................................................................... 3

Методика организации логопедических занятий................ 7

КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ТЕМАМ

Формирование представления о звуках. В мире звуков................... 21

Знакомство со словом. Сад. Лес. Звуковые замки............................ 24

Слова-действия. Игрушки. Животные............................................ 27

Слова-признаки. Овощи................................................................ 30

Знакомство с предложением. Лес. Сад. Огород............................... 32

Звук и буква а. Путешествие в Красный замок................................ 35

Звук и буква у. У нас в гостях кукла Уля............................... 39

Звук и буква и. Наши гости Ия и Иван.................................. 43

Звуки п, п' и буква п. У нас в гостях поросята

Пик, Пак и Пок......................................................................... 46

Звуки к, к' и буква к. Домашние животные.......................... 49

Звук и буква о. Едем в отпуск к бабушке Оле

и дедушке Осипу....................................................................... 51

Звуки н, н' и буква н. Три поросенка..................................... 54

Звуки м, м' и буква м. Семья................................................... 57

Звуки м, м\ Три медведя.......................................................... 60

Звук л'. Прогулка в лесу.......................................................... 63

Звуки х, х'. Хомяк-хвастун...................................................... 66

Звук и буква й. Похищение буквы й Бабой Ягой................. 69

Звуки л', й. Как зайка друзей искал........................................ 72

Звук м и буква ы. Наш гость Пых.......................................... 75

Звук и буква э. Экскурсия....................................................... 79

Звуки б, б' и буква б. Клоуны Бим и Бом.............................. 82

Звуки п, б. Приключения охотника Пульки

и собаки Бульки........................................................................ 85

Звуки п, п', б, б'. Пик и Бим в плену у Бармалея................... 87

Звук и буква т. В гостях у медвежонка Топа........................ 91

Звук т'. Утенок Тим и его друзья........................................... 94

Звуки д, д' и буква д. Наши друзья —

Домовой и Домовенок............................................................. 96

Звуки а, у, и, э, о, ы. Лесная школа....................................... 100

Звуки г, г' и буква г. У нас в гостях гномы Гога и Гена..... 103

Звук с. 1. Незнайка покупает посуду................................... 106


Звук с. 2. Экскурсия в Москву............................................... 108

Звуки с, с'. 1. Полет на Марс.................................................. 111

Звуки с, с'. 2. Саша и снеговик.............................................. 114

Звук и буква з. В гостях у Зои............................................... 116

Звуки з, з' и буква з. Полет на звездолете............................. 119

Звуки з, з'. Зима....................................................................... 123

Звуки с, с', з, з'. У нас в гостях Бабушка-Загадушка............ 125

Звуки в, в' и буква в. Похищение буквы в'........................... 128

Звуки ф, ф' и буква ф. Незнайка-фотограф.................................... 132

Звук и буква ш. День рождения куклы Маши................................ 134

Звук ш. Приключения Зайчишки-Трусишки................................. 137

Дифференциация звуков с, ш. Приключения звуков с, ш............... 140

Звук и буква ж. Страна Жужжандия............................................ 143

Звуки ш, ж. Как Женя и Даша искали Пушка и Джека...... 145

Звуки з, ж. Лесная школа....................................................... 148

Звуки с, ш, з, ж. 1. Путешествие на воздушном шаре........ 150

Звуки с, ш, з, ж. 2. Непослушный Зайчонок........................ 153

Звук и буква л. Путешествие в Голубую страну............................. 156

Звук л. Золушка....................................................................... 159

Звуки л, л'. 1. Наш гость — инопланетянин......................... 161

Звуки л, л'. 2. Клад кота Леопольда....................................... 164

Звуки л, л'. 3. Приключения Колобка.................................... 167

Звук и буква р. Как звук р к нам попал................................ 170

Звук р. Путешествие в Санкт-Петербург....................................... 174

Звуки р, р'. 1. Поездка в Простоквашино............................. 177

Звуки р, р'. 2. Птицы............................................................... 180

Звуки р, р'. 3. Поездка на дачу............................................... 182

Звуки р, р', л, л'. 1. Путешествие по Северу.......................... 185

Звуки р, р', л, л'. 2. Мы — туристы........................................ 188

Звук и буква ц. Цыпленок Цып............................................. 190

Звук и буква ц. В горнице...................................................... 193

Звук ч. Почтальон Печкин принес посылку.................................. 196

Звук ч. Наш гость Чипполино...................................................... 199

Дифференциация звуков ч, т'. Наши гости — игрушки.... 201

Звук и буква щ. Вместе с Незнайкой.................................... 203

Дифференциация твердых и мягких согласных звуков.

Поездка в цирк........................................................................ 206

Заключение............................................................................. 209

Литература............................................................................. 212

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...