Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Нормативно-правовые документы, регламентирующие делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан, и их практическое использование




Лекция 11. Делопроизводство по устным и письменным обращениям граждан

Виды обращений граждан

В соответствии с Конституцией Республики Беларусь все граждане Республики Беларусь имеют право направлять личные и коллективные обращения в государственные органы и должностным лицам, которые в пределах своей компетенции обязаны рассмотреть эти обращения, принять по ним решения и дать мотивированный ответ в установленный срок.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Республики Беларусь, пользуются правом на обращение наравне с гражданами Республики Беларусь в пределах их прав и свобод, установленных законодательством Республики Беларусь.

Существуют три основных вида обращения граждан: предложение, заявление, жалоба. Они могут быть как индивидуальными, так и коллективными, как письменными, так и устными, как разовыми, так и повторными. Бывают и анонимные обращения.

Предложение вид обращения, цель которого, во-первых, обратить внимание на необходимость совершенствования работы тех или иных государственных органов, предприятий, учреждений или общественных организаций, а во-вторых, рекомендовать конкретные пути и способы решения поставленных в обращении задач.

Заявление вид обращения, направленный на реализацию предоставленных законом субъективных прав и интересов граждан. Выражая просьбу личного или общественного характера, заявление может сигнализировать и об определенных недостатках в деятельности государственных органов, предприятий, учреждений, общественных организаций. В отличие от предложения в нем не раскрываются пути и не предлагаются способы решения поставленных задач.

Жалоба – вид обращения, в котором идет речь о нарушении субъективных прав и охраняемых законом интересов граждан. Как правило, в жалобе содержатся не только информация о нарушении субъективных прав и просьба об их восстановлении, но и критика в адрес государственных или общественных органов, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц и отдельных граждан, в результате необоснованных действий которых либо необоснованного отказа в совершении предусмотренных законом действий произошло, по мнению заявителя, нарушение его субъективных прав.

Индивидуальное обращение – обращение одного гражданина в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Коллективное обращение – обращение двух и более граждан в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу).

Письменное обращение - обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), изложенное в письменной форме.

Устное обращение – обращение гражданина (граждан), высказанное им (ими) на личном приёме должностному лицу государственного органа, иной организации.

Повторное обращение – обращение гражданина (граждан) по одному и тому же вопросу в один и тот же государственный орган, иную организацию (должностному лицу).

Анонимное обращение – обращение гражданина (граждан) в государственный орган, иную организацию (к должностному лицу), в котором не указаны его фамилия, имя, отчество, либо данные о месте жительства и (или) работы (учёбы), либо отсутствует личная подпись гражданина (граждан).

Во многих случаях предложения, заявления, жалобы выступают в чистом виде, т.е. в самом их содержании имеются признаки обращения только одного определенного вида. Так, например, заявление о назначении пенсии является заявлением в чистом виде, жалоба на грубость работника отдела писем администрации области также является жалобой в чистом виде и т.п.

Однако часто встречаются обращения, носящие смешанный характер. Так, в одном обращении может быть заявление об освобождении от налога и жалоба на неправильные действия работника финансового органа и т.д.

Нормативными документами устанавливается порядок, в соответствии с которым обращения граждан подаются в органы, компетентные в разрешении данного вопроса. Жалобы подаются в те органы и тем должностным лицам, которым подчинены органы и лица, чьи действия обжалуются. Государственные и общественные органы и лица, к ведению которых не относятся вопросы, поставленные в обращениях, должны не позже чем в пятидневный срок направить их по принадлежности, известив об этом заявителя. Запрещается направлять жалобы граждан для разрешения тем лицам или в те органы, на которые подана жалоба.

Руководители государственных органов, иных организаций обязаны организовывать работу по рассмотрению обращений граждан в соответствии с требованиями Закона Республики Беларусь «Об обращениях граждан», иных актов законодательства Республики Беларусь об обращениях граждан и принимать в пределах своей компетенции необходимые меры для полного, объективного, всестороннего и своевременного рассмотрения обращений. Ответственность за организацию работы с обращениями граждан несут руководители государственных органов, иных организаций.

Должностные лица государственных и общественных органов обязаны также проводить личный прием граждан. Для этого устанавливаются дни и часы, в том числе и в вечернее время, как по месту работы, так и по месту жительства граждан.

Руководители учреждений должны сообщать гражданам в письменной или устной форме о решениях, принятых по их обращениям. Закон устанавливает, что если гражданин не согласен с решением по его вопросу, он имеет право обжаловать это решение тому должностному лицу, которому подчинены государственный или общественный орган либо должностное лицо, принявшее обжалуемое решение.

Обращения разрешаются в срок до одного месяца со дня регистрации, а не требующие законодательного изучения – безотлагательно, но не позднее чем через 15 дней. Срок рассмотрения жалоб может продлеваться, если та или иная жалоба требует специального изучения и дополнительных проверок.

Нормативно-правовые документы, регламентирующие делопроизводство по письменным и устным обращениям граждан, и их практическое использование

При работе с письменными и устными обращениями граждан необходимо руководствоваться следующими нормативно-правовыми документами:

· Закон Республики Беларусь от 6.06.1996 г. № 407 ХIII «Об обращениях граждан» с изменениями и дополнениями от 1.11.2004 г. № 340-З;

· Декрет Президента Республики Беларусь от 14.01.2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением»;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 16.03.2005 №285 «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь» от 14.01.2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением» и внесении изменений и дополнения в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь;

· Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2005 г. № 544 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях и мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан» с изменениями и дополнениями.

· Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц».

Закон Республики Беларусь «Об обращения граждан» состоит из трех глав. Первая глава содержит общие положения, в которых определены понятия обращения граждан, сфера действия закона, права граждан на обращения, гарантии прав граждан при рассмотрении обращений, а также организация работы по рассмотрению обращений.

Вторая глава описывает порядок обращения граждан в государственные органы, иные организации, к должностным лицам, а также порядок рассмотрения обращений. В частности, определены требования, предъявляемые к письменным обращениям, сроки направления обращений, порядок рассмотрения письменных обращений, сроки рассмотрения обращений, порядок личного приема граждан, повторные обращения граждан и работа с ними, порядок рассмотрения обращений, поступивших из СМИ, права граждан при рассмотрении обращений, а также обязанности должностных лиц государственных органов, иных организаций при рассмотрении обращений.

Глава третья определяет ответственность за нарушение законодательства об обращениях граждан, определяет порядок погашения расходов, связанных с рассмотрением обращений граждан.

Декрет Президента Республики Беларусь «О совершенствовании работы с населением» описывает порядок ведения книги замечаний и предложений по письменным обращения граждан, работу руководителей организаций, вышестоящих организаций и контролирующих органов по выполнении Декрета.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь «О мерах по реализации Декрета Президента Республики Беларусь» от 14.01.2005 г. № 2 «О совершенствовании работы с населением» и внесении изменений и дополнений в некоторые постановления Совета Министров Республики Беларусь описывает форму, порядок выдачи, регистрации, ведения и хранения книги замечаний и предложений. Здесь же указан перечень мест реализации организациями, индивидуальными предпринимателями товаров, выполнения работ или оказания услуг, в которых должна находиться книга замечаний и предложений.

Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.05.2005 г. № 544 «Об утверждении Положения о порядке ведения делопроизводства по обращениям граждан в государственных органах, иных организациях и мерах по совершенствованию работы с обращениями граждан» разъясняет порядок ведения делопроизводства по данному вопросу.

Указ Президента Республики Беларусь от 15.10.2007 № 498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» описывает порядок первоначального рассмотрения обращений граждан, обжалования решений по обращениям, процедуру делопроизводства по обжалуемым решениям, а также работу по обращениям, поступившим из СМИ.В нём утверждён перечень государственных органов, иных организаций, ответственных за рассмотрение обращений по существу в отдельных сферах жизнедеятельности населения. Описаны требования, касающиеся оформления обращений, критерий завершения делопроизводства по обращению. Приведены случаи, когда обращение не подлежит рассмотрению. Описывается порядок личного приёма граждан должностными лицами и руководителями административных органов, анализа работы организаций по обращениям граждан, проверки соблюдения в подотчётных организациях порядка рассмотрения обращений, в том числе действия в случае его нарушения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...