Должностная инструкции секретаря
Примерная последовательность работ по созданию такого важного документа, как должностная инструкция, регулирующего деятельность каждого сотрудника, и секретаря в том числе, может быть следующей: изучение Гражданского кодекса РБ, основ законодательства о труде (КЗОТ), ЕНДС, Квалификационного справочника, отраслевых типовых инструкций, ГСДОУ и других нормативно-методических материалов в сфере информационного обеспечения управления. На основе комплексного анализа названных и других документов (например, Унифицированной системы организационно-распорядительной документации (УСОРД), ГОСТов системы стандартов безопасности труда (ССБТ) и др.) создается конкретная должностная инструкция, учитывающая не только типовые операции, но и специфические виды работ в данном учреждении. Должностные инструкции могут разрабатываться как «внешними» организациями (государственными и частными, например, консультативными, внедренческими фирмами), так и внутренними силами (подразделения НОТ, инновации и развития и т.п.). Основой для будущей инструкции может служить также личностная спецификация, в которой перечисляются требования к работнику, его знаниям, опыту, навыкам. Требования составляются на основе анализа процессов, выполняемых работником. Исходные «типовые» данные берутся из квалификационных характеристик, состоящих из трех разделов: «Должностные обязанности», «Должен знать», «Квалификационные требования». Сама должностная инструкция секретаря включает в себя: · общие положения; · функции работника; · должностные обязанности; · права секретаря; · ответственность; · взаимоотношения; · оценка работы.
В разделе «Общие положения» устанавливается область деятельности секретаря, порядок его назначения и освобождения от занимаемой должности, замещения во время его отсутствия, требования к квалификации по разрядам оплаты (уровень образования, стаж и др.), подчиненность секретаря, должностные лица, которыми он руководит. В данном разделе перечисляются нормативно-методические документы, которыми должен руководствоваться секретарь в своей деятельности. В разделе «Функции работника» определяется предмет ведения или участок работы, закрепленный за секретарем, перечень видов работ (операций), образующих отдельные функции, например, регистрация документов может слагаться из таких работ, как заполнение карточек, ведение картотеки и т.д. В разделе «Должностные обязанности» указываются особенности, связанные с подготовкой секретарем документов, получением, обработкой и выдачей информации, предполагающие обязательное использование определенных форм и методов работы (например, периодический контроль за исполнением документов), могут также указываться этические нормы, которые необходимо соблюдать в коллективе. Должностные обязанности должны формулироваться таким образом, чтобы они автоматически приводили к мысли об оценке работы секретаря. Формулировки обязанностей должны быть реалистичными, точными, связанными с описываемой работой. Перечень основных обязанностей для хорошо структурированной работы обычно содержит от 5 до 8 определений. Установлено: если используется более 10 определений (направлений деятельности), то вполне вероятно, что в описание работы включены второстепенные обязанности. В разделе «Права секретаря» закрепляются полномочия, которые предоставляются секретарю для самостоятельного решения всех вопросов, относящихся к его компетенции. При разработке данного раздела необходимо сформулировать такие полномочия, как право давать указания по конкретным вопросам, например по предоставлению секретарю данных о ходе выполнения контролируемых заданий.
Этот раздел также содержит описание полномочий секретаря, необходимых для выполнения всех предписанных ему действий. Здесь указываются такие права, как принятие решений, получение информации, необходимой для работы, требования выполнения определенных действий, право осуществления контроля, способы согласования вопросов и т.п. Раздел «Ответственность» регламентирует персональную ответственность секретаря за правильное и своевременное использование предоставленных ему прав. В разделе «Взаимоотношения» указываются подразделения и работники, от которых секретарь получает и которым передает информацию, ее структура, сроки передачи, с кем они согласовываются и т.д. Данный раздел может быть представлен в табличной форме. В разделе «Оценка работы» перечисляются критерии, позволяющие оценить степень выполнения секретарем своих функций и обязанностей, использования прав. Основными критериями являются качество работы и своевременность ее выполнения. Качество работы определяется, в первую очередь, выполнением обязанностей, изложенных в должностной инструкции. Допускается объединение близких по содержанию разделов, например «Права и ответственность». Составители инструкции, придерживаясь общепринятой структуры, могут вводить и новые разделы, например «Личностные качества секретаря, необходимые ему при выполнении своих функций», или раздел «Организация рабочего места и оптимальные условия труда».
3. Функции секретаря руководителя Все обязанности секретаря подразделены на две группы: организационные документационные. Такая классификация весьма условна, т.к. организационные операции также документируются, например, при проведении совещаний принимается решение, зафиксированное в «Протоколе». Но объективные основания разделения функций имеются. Первые (организационные) подразумевают при их выполнении постоянное общение с людьми, вторые (документационные) — прежде всего с документальной информацией, ее поиском, учетом, хранением и т.п.
С учетом изложенного секретарь организации обязан: своевременно учитывать документацию, предварительно анализировать ее, организовать работу по оперативному поиску, правильному оформлению, формированию дел и их хранению, контролю исполнения документов, их размножению. Выполнение этих обязанностей направлено на эффективное циркулирование информации в учреждении, высвобождение руководителя от оперативных, вспомогательных функций, эффективное принятие им управленческих решений и контроль за их выполнением, повышение культуры управленческой деятельности руководителя и сотрудников организации. Обязанности секретаря по документационному обеспечению деятельности руководителя и подразделений организации включают в себя: · первичную обработку поступающей в организацию корреспонденции и ее регистрацию; · предварительное рассмотрение документов, их «фильтрацию» - определение корреспонденции, направляемой для анализа и принятия решения руководителем; · составление проектов резолюций для важнейших документов; · направление документов, не требующих рассмотрения руководителем, непосредственно в структурные подразделения или ответственным исполнителям; · обработку и отправку корреспонденции; · организацию передачи документов внутри организации; · составление номенклатур дел; · формирование дел; · контроль исполнения документов (постановку на контроль, своевременное доведение документа до исполнителя, предварительную проверку и регулирование хода исполнения, учет и обобщение результатов контроля, информирование руководителя); · участие в деятельности экспертной комиссии по экспертизе ценности документальных материалов; · составление описей на материалы постоянного, долговременного хранения и по личному составу; · составление «актов» на уничтожение документов с истекшими сроками хранения; · постоянный контроль за правильным оформлением всей документации, образующейся в деятельности организации;
· оказание методической помощи сотрудникам, ответственным в организации за ведение делопроизводства. Конечным результатом четкого выполнения секретарем указанных обязанностей является: · решение вопросов оптимизации документооборота организации; · эффективное документационное обслуживание руководителя и подразделений. В целях эффективного выполнения руководителем административных функций (организации распорядительства, контроля, координации и др.) и четкого проведения таких мероприятий, как переговоры, презентации, совещания, прием посетителей, командировки, секретарь обязан:
1. При проведении плановых совещаний: · совместно с руководителем уточнить дату, место и время проведения, его повестку, состав участников, докладчиков; · оповестить участников; · уточнить с руководителем регламент совещания; · обеспечить подготовку помещения, необходимого оборудования; · произвести регистрацию участников; · обеспечить ведение протокола (если секретарь присутствует на совещании), оформление протокола, контроль за ходом выполнения решений. 2. При организации приема посетителей секретарь должен дифференцированно подходить к трем категориям: прием сотрудников · иметь график приема; · вести учет посетителей; · контролировать принимаемые в ходе приема решения; · следить за очередностью приема и регламентом бесед. Четкое выполнение названных процедур позволит: · оперативно и обоснованно принимать решения руководителю; · сэкономить время руководителя; · спланировать текущую и перспективную работу руководителя. 3. При подготовке командировок руководителя секретарь: · по возвращении руководителя обрабатывает материалы по командировке; · информирует руководителя о всех вопросах, возникающих в его отсутствие. 4.Самостоятельный и относительно обособленный вид деятельности секретаря - обязанности секретаря по работе с информацией · поиск и подбор необходимой информации (через Internet) или на основе анализа публикаций, интересующих руководителя; · при необходимости размножение информации; · составление информативно-обзорных рефератов; · ежедневный сбор оперативной информации, интересующей руководителя.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|